25 августа 2015 Статья

ШАНСЫ НА СПОКОЙНЫЙ РЫНОК ОСЕНЬЮ ВЫСОКИ КАК НИКОГДА

Автор: МИХАИЛ ТУРУКАЛОВ Директор по развитию бизнеса, НА «Аналитика товарных рынков»
За прошедшую неделю владимирский индекс СПбМТСБ для бензина Регуляр-92 понизился на 1,2%, до 41284 руб./т, и для Премиум-95 — на 0,2%, до 43000 руб./т.
Среднесуточное производство автобензина на российских НПЗ с 1 по 19 августа составило 117,5 тыс. т в сутки, что на 12,1% превысило уровень 1–29 июля.

За прошедшую неделю владимирский индекс СПбМТСБ для бензина Регуляр-92 понизился на 1,2%, до 41284 руб./т, и для Премиум-95 — на 0,2%, до 43000 руб./т.


Среднесуточное производство автобензина на российских НПЗ с 1 по 19 августа составило 117,5 тыс. т в сутки, что на 12,1% превысило уровень 1–29 июля.


Производство автобензина выросло на фоне завершения в конце июля профилактических ремонтов на ряде российских НПЗ. Товарные остатки автобензина на НПЗ и ПНПО нефтяных компаний 17 августа составили 1,96 млн т, что на 258 тыс. т больше по сравнению с 27 июля.


С 1 сентября снизятся ставки экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. При этом продолжающееся падение цен на нефть и нефтепродукты на внешних рынках компенсирует снижение пошлин, в результате экспортный паритет для автобензина остается значительно ниже его биржевой цены.


Так, средний за 14–20 августа экспортный паритет для автобензина класса 5 производства Московского НПЗ в направлении Риги составил 37362 руб./т. В минувшую пятницу Регуляр-92 производства Московского НПЗ стоил на бирже 40900 руб./т, а Премиум-95 — 43200 руб./т.


Девальвация казахстанского тенге также может помочь российскому рынку бензина. После девальвации бензин Регуляр-92 производства казахстанских НПЗ на оптовом рынке страны подешевел до 460–490 $/т, при этом цена российского Регуляр-92 на погранпереходах составляет 660–690 $/т, рассказали трейдеры. Это поставило под угрозу продолжение импорта российского бензина в Казахстан.


Нефтяные компании заверили ФАС России, что компенсируют выпадающий товар. В сентябре–октябре на многих российских НПЗ ожидаются масштабные ремонты. «Роснефть» в сентябре начнет ремонты на Ачинском НПЗ, Ангарской НХК, Саратовском НПЗ и Сызранском НПЗ. Из-за ремонтов производство автобензина у «Роснефти» в сентябре может снизиться на 250 тыс. т.


Для компенсации выпадающих объемов компания увеличила запасы автобензина на 300 тыс. т, а также в сентябре планирует ввести из Беларуси 30 тыс. т бензина. Об этих мерах по недопущению дефицита компания уведомила ФАС.


Ремонт на Пермском НПЗ ЛУКОЙЛа стартует в конце сентября. На Нижегородском НПЗ также запланирована профилактика, однако она не должна оказать влияния на выработку автобензина, так как на этом предприятии недавно был введен в эксплуатацию второй комплекс каталитического крекинга. ЛУКОЙЛ уведомил ФАС России, что в сентябре производство автобензина в целом по компании ожидается на уровне 590 тыс. т, что близко к показателю августа. Также ЛУКОЙЛ намерен в сентябре импортировать из Беларуси не менее 10 тыс. т бензина.


«Газпром нефть» в середине сентября начнет масштабный ремонт на Омском НПЗ. Ожидается, что из-за ремонта не будет произведено 230 тыс. т автобензина. Чтобы компенсировать этот ресурс, компания увеличила запасы бензина почти на 170 тыс. т, а также «сняла» с экспорта в страны Средней Азии 60 тыс. т автобензина из запланированных 90 тыс. т, следует из ее письма в ФАС России.


«Башнефть» в августе продаст на биржевых торгах не менее 90 тыс. т автобензина, и такой же объем запланирован к реализации на сентябрь. Об этом заявил представитель компании на очередном заседании Биржевого комитета в ФАС России, которое состоялось 19 августа.


Девальвация тенге может привести к тому, что для «Форте-Инвеста», другого производителя нефтепродуктов в Поволжье, будет более выгодно продавать бензин на внутреннем рынке. При этом спрос на сентябрьские партии орского бензина со стороны российских нефтяных компаний уже есть, рассказали источники.


Судя по всему, спрос, предложение и запасы бензина сходятся в бездефицитном балансе, по крайней мере, на сентябрь. Это позволяет надеяться на стабильный уровень цен на бензины осенью, несмотря на масштабные ремонты на российских НПЗ.


В минувшую пятницу сентябрьский фьючерс на индекс Регуляр-92 стоил на СПбМТСБ 42640–42650 руб./т при значении владимирского индекса 42233 руб./т, все значения с транспортом. Это означает, что участники рынка не ожидают существенного роста цен на бензины в сентябре, по крайней мере, на рынке Центральной России.


Рисков сбоев больше для рынка Азиатской части России, где совпадут ремонты на Омском НПЗ, Ачинском НПЗ и Ангарской НХК. Однако «Роснефть» и «Газпром нефть» уже закупают бензины у сторонних производителей, для компенсации выпадающего товара.


«Информация по выпадающим объемам бензина из-за ремонтов на НПЗ, а также по предпринимаемым компаниями мерам для предотвращения напряженности на рынке позволяет надеяться на то, что этой осенью не будет ценовых скачков, и бензины будут свободно доступны как на биржевых торгах, так и в мелком опте», — заявил «Аналитике товарных рынков» Дмитрий Махонин, начальник управления контроля ТЭК ФАС России.


Он также дал понять, что возникновение каких-либо сбоев на рынке из-за осенних ремонтов может стать поводом к ужесточению Совместного приказа ФАС России и Минэнерго России.


«Если мы увидим обострение ситуации на рынке бензина, несмотря на все предпринятые меры, единственным выходом будет изменить Совместный приказ таким образом, чтобы увеличилось предложение автобензина для независимых потребителей», — добавил Д.Махонин.


Политические риски


Ранее врио губернатора Кемеровской области Аман Тулеев обратился к спикеру СФ Валентине Матвиенко и председателю Госдумы Сергею Нарышкину с просьбой вмешаться в ситуацию с необоснованным ростом стоимости бензина и сделать механизм ее формирования прозрачным для населения. Аналогичные обращения направлены лидерам парламентских партий и Общероссийского народного фронта.


«Тулеев предлагает парламентариям заслушать на осенней сессии в Госдуме руководителей нефтеперерабатывающих компаний и обнародовать механизм формирования цен на ГСМ, сделав его публичным, прозрачным, понятным всем россиянам», — сказали в пресс-службе.


Как отмечает врио губернатора, в течение двух месяцев розничные цены на бензин растут, что «особенно тяжело в разгар уборочной кампании».


«Нефтепереработчики «залезают в карман» к населению, тем самым компенсируя свои потери от колебаний курса валют и роста цен на мировом рынке», — считает он (цитата по ТАСС).


Это не первое заявление Тулеева в этом году, в котором он выразил недовольство ценами на бензины. Так, 30 июля стало известно, что Аман Тулеев направил телеграмму Дмитрию Медведеву с просьбой вмешаться в ценовую ситуацию на топливном рынке.


Врио губернатора Кемеровской области был возмущен, что 30 июля бензины на АЗС «Газпром нефти» подорожали на 30 копеек. Как отметили тогда в областной администрации, повышение произошло без предупреждения людей и объяснения причин, причем на фоне снижающихся цен на нефть.


Таким образом, риск для российской нефтеперерабатывающей отрасли распространяется далеко за пределы изменения Совместного приказа. В худшем случае отрасль ждет некая форма регулирования розничных цен на нефтепродукты. Такое вмешательство сначала сведет на нет успехи в развитии рынка нефтепродуктов, а в будущем может привести к перманентному недостатку бензина.