И снова семь раз отмерь, один раз отрежь
Постоянно мы слышим от регуляторов, что нельзя допустить рост цен на бензин выше инфляции. С начала января по конец сентября средние цены на бензин в России показали рост на 7,55%. Годовая инфляция в России оценивается Росстатом чуть ниже 9%. Так что пока рубеж не перескочили. Официально. При этом Минэнерго рапортует, что отгрузки на внутренний рынок увеличены, нет риска роста цен. На этом фоне цены на бензин растут, а правительство снимает запрет на экспорт топлива.
Между тем трейдеры в кулуарах делятся информацией, что на самом деле на бирже рост объемов не объективный. На бумаге – да, все четко, а на деле – компании-продавцы покупают сами у себя или переносят отправку топлива покупателю, в результате объем как бы есть, но реально его нет. Наблюдаем, действительно ли удастся удержать цену в русле актуальных регулятивных мер, или нас ждут очередные сюрпризы, а там и очередной запрет на экспорт. И тогда, видимо, надо будет спросить у регуляторов – является ли существующая модель рынка топлива рабочей?
Недавно стало известно о поднятии тарифов на электроэнергию. С июля нынешнего года электроэнергия в среднем по стране подорожала, по данным Росстата, на 8,96%. Это чуть больше, чем рост платы за отопление (8,88%) и сжиженный газ (6,29%). Тарифы на газ со следующего года проиндексируют на 10,3%, на электроэнергию – на 12,6%. Может, кого-то это и не удивляет, ведь дорожает все. Особенно это заметно по продуктам и услугам. И рост цен воспринимается как аксиома. А почему? У нас в стране много энергоресурсов, много воды, нефти и газа, а угля, подсчитано, хватит на 400 лет точно.
При этом населению не выплачивается рента из прибыли от продажи полезных ископаемых. Кстати, недавно о подобной поддержке своих граждан заявили Гайяна и Суринам. К слову, у нас гораздо более развитая в экономическом плане страна, но до этого так и не дошло. А население должно все больше платить за электроэнергию и оплачивать не только свои потребности, но и вкладываться в модернизацию старых мощностей генерации и строительство новых. Прирост мощностей нам обещают вновь принятые стратегические документы: Генсхема и СиПр. В определенных регионах планируют строительство различной энергетической инфраструктуры. Взять, к примеру, Иркутскую область. Там есть намерение возвести АЭС и ГЭС (кстати, спроектированную еще в СССР). Что мы знаем о потребностях Иркутской области в энергии? Какая промышленность там усиленно развивается, какие заводы будут строиться? Будет ли наращиваться добыча полезных ископаемых? Ведь просчитаться нельзя. Почему? Потому что если будет избыток энергии, то платить за это придется опять же потребителю, населению. (Обычно такие схемы пополнения бюджета перерастают в социальную напряженность).
Промышленный сектор и его проекты сегодня находятся в зоне риска. Вспомним про ключевую ставку, санкции, фискальную политику. Какие перспективы по наращиванию объемов производства металлургии, нефтепереработки, добычи? Справится ли бизнес с инвестпрограммами при столь дорогом кредитовании? Это все хорошо посчитано нашими регуляторами? Призываю все измерять-перемерять и только потом резать!
Зато мы хорошо осведомлены о том, что в Иркутской области обитают майнеры, которые там неплохо зарабатывают. Сейчас они создали свои фермы в Иркутской области, где ощущается дефицит энергомощностей. И вот там будут строить новую генерацию, а майнеры возьмут и переедут. В другой регион. А если так случится, что и в промышленности не будет сильного роста. И что тогда? Это как-то учитывается? Где четкий план территориального строительства и увязанная с этими проектами генерация? Причем план, рассчитанный с умом, с оптимальным эффектом, в том числе экологичный? Если в Энергостратегию заложены мощности, закрывающие прорехи из-за чьей-то некомпетентности или придуманные в угоде моде, климатической повестке или из-за чьих-то корпоративных интересов, а не продиктованные насущной необходимостью, стратегическими целями, национальной безопасностью, то это может повлечь за собой серьезные проблемы. В таком ключе нужно думать и об экспорте.
Да, мы владеем огромными запасами углеводородов и мы заинтересованы в экономической модели, которая преобразует эти ресурсы в востребованные энергоносители, а также в товары с высокой добавленной стоимостью. И на внешнем рынке, и на внутреннем. И даже при таком контексте возникает необходимость в сбалансированном территориальном планировании – в продуманной схеме формирования промышленности, энергогенерации, логистике. Я призываю вас в 2025 году думать, верить, планировать, сотню раз измерять и , конечно, с уверенностью резать! Нам есть, о чем поразмыслить, по традиции читая новый номер НЕФТЕГАЗОВОЙ ВЕРТИКАЛИ.