Ренат Гайнетдинов: «Неразвитость газозаправочной инфраструктуры влияет на рост использования природного газа как моторного топлива»

Автор: НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ
О том, как развивается транспорт на ГМТ, НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ поговорила с Ренатом ГАЙНЕТДИНОВЫМ, заместителем директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса РФ.

НГВ: Какое количество автомобилей имеет возможность использовать природный газ в качестве моторного топлива? Какие перспективы? Какие цифры закладывает Ведомство в стратегические документы на ближайшие 5-10 лет?

Р. Гайнетдинов: На конец 2023 года количество легковых автомобилей, имеющих возможность использования природного газа в качестве моторного топлива, составляет 920 тысяч (или 2% от всех легковых транспортных средств).

В обновляемой Транспортной стратегии мы прорабатываем установление следующего целевого показателя: 1,5 млн транспортных средств будут работать на природном газе к 2035 году. По нашим оценкам, указанный показатель вполне достижим.

НГВ: Какое количество общественного транспорта в России использует ГМТ? Какие из регионов лидируют по потреблению ГМТ? Как обстоят дела в малозаселенных районах?

Р. Гайнетдинов: Минтрансом России по поручению президента Российской Федерации сформирована Комплексная программа по модернизации общественного транспорта общего пользования. Утвержден федеральный проект «Развитие общественного транспорта» национального проекта «Безопасные качественные дороги».

Комплексная программа включает перечень мероприятий, которые обеспечивают поставку транспортных средств и модернизацию транспортной инфраструктуры в субъектах Российской Федерации с использованием различных мер поддержки и источников финансирования.

Одним из ключевых эффектов, помимо обновления транспорта, является снижение вредных экологических выбросов путем развития газозаправочной инфраструктуры и поставки автобусов на газу.

Работа продолжается, постепенно расширяем программы поддержки, а также масштабируем помощь на маршруты, связывающие села и малые города с различными социальными объектами.

Так, с прошлого года выделены средства Фонда национального благосостояния по новому инвестиционному проекту ГТЛК, а также специальные казначейские кредиты на обновление автобусов.

С 2023 года по линии Минтранса поставлено более десяти тысяч автобусов, из них порядка трех тысяч автобусов на газомоторном топливе.

Отмечу, что бо́льшая часть транспортных средств поставлена в рамках специальных казначейских кредитов, которые предоставлены регионам на основании поручения президента Российской Федерации для закупки автобусов с приоритетом на обеспечение связанности и доступности малых городов и сельских поселений.

Учитывая недостаточное развитие газозаправочной инфраструктуры на территориях малых городов и сельских поселений, в рамках данной меры поддержки на газомоторном топливе закуплено порядка четверти автобусов из общего количества.

Важно отметить, что использование газомоторной техники напрямую зависит от развития соответствующей инфраструктуры.

В целях соблюдения баланса интересов между автопроизводителями и перевозчиками необходимо развитие инфраструктуры во взаимосвязи с логистикой городского транспорта, осуществляющего пассажирские перевозки.

Безусловно, принятие решения о поставке того или иного вида транспорта в регион принимается с учетом развитости соответствующей инфраструктуры. Зачастую слабо развитая инфраструктура в малозаселенных районах приводит к низким темпам перехода транспорта на газомоторное топливо.

НГВ: Какие компании и организации является крупными потребителями ГМТ? При каких условиях вырастет количество автомобилей на газе?

Р. Гайнетдинов: АО «Почта России» продолжает постепенную реализацию масштабной программы по переводу своего автопарка на газомоторное топливо. Стартовал второй этап федерального проекта «Почты России», в рамках которого к переводу на природный газ планируется более шестисот транспортных средств.

Кроме того, в 2024 году ООО «Газпром газомоторное топливо» и ПАО «Ростелеком» реализовали первый совместный проект по переоборудованию около 1300 автомобилей в автопарках всех региональных представительств.

НГВ: На форуме, посвященном Российской энергетической неделе, Вы сказали, что общественный транспорт является локомотивом по увеличению доли транспортных средств, работающих на ГМТ. Как обстоят дела в других сферах? Как идет развитие использования ГМТ в железнодорожном, морском и речном транспорте?

Р. Гайнетдинов: Да, также в России развивается и водный экологичный транспорт. Построены первые в России двухтопливные автомобильно-железнодорожные паромы с главной энергетической установкой, позволяющей работать как на низкосернистом дизельном топливе, так и на сжиженном природном газе.

Паромы отвечают самым высоким современным экологическим нормам и стандартам и эксплуатируются на стратегически важной линии Усть-Луга – Балтийск.

В настоящее время в России наблюдается увеличение спроса на пассажирские суда на электродвигателях. С 2023 года на круглогодичном речном маршруте эксплуатируются девять речных трамваев ледового класса типа «Экобас» и пять судов типа «Экокруизер», которые ходят на Енисее и Волге.

С 2024 года судами типа «Экокруизер» обеспечиваются пассажирские перевозки по маршруту Пермь-Закамск. Кроме этого, запущены круизные речные колесные дизель-электрические суда «Золотое кольцо» и «Аурум», благодаря которым удалось возобновить круизный маршрут река Волга-река Ока «Золотое кольцо».

Одновременно уделяется большое внимание вопросам использования природного газа в качестве моторного топлива в локомотивном комплексе.

В инициативном порядке ОАО «РЖД» созданы головные образцы магистрального газотурбовоза и маневрового газотепловоза, работающие на сжиженном природном газе. Результаты эксплуатации на Свердловской железной дороге в целом подтвердили ожидаемые от газомоторных локомотивов эффекты при цене сжиженного природного газа не превышающей 50% от стоимости дизельного топлива.

С целью дальнейшего развития данного направления в локомотивостроении по инициативе ОАО «РЖД» подписано Соглашение о сотрудничестве между ПАО «Газпром», ОАО «РЖД», АО Группа «Синара» и АО «Трансмашхолдинг» в области использования природного газа в качестве моторного топлива и программа мероприятий по реализации его положений.

НГВ: Какие основные транспортные магистрали оснащены АГНКС? Достаточно ли их? При каких условиях вырастет количество газовых заправок?

Р. Гайнетдинов: Следует отметить, что объекты дорожного сервиса – это коммерческие проекты, которые присоединяются к автомобильной дороге и не реализуются владельцами автомобильных дорог.

По линии Минтранса одним из приоритетных аспектов развития дорожного сервиса также определено направление по созданию многофункциональных зон, позволяющих в одной локации оказывать наиболее широкий спектр услуг.

Развитие дорожного сервиса в формате многофункциональных зон предусмотрено Транспортной стратегией до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года.

Минтрансом России в настоящее время разрабатывается законопроект в части совершенствования норм регулирования размещения объектов дорожного сервиса, в том числе в части многофункциональных зон.

Законопроект предусматривает: уточнение понятия объектов дорожного сервиса, распространение требований на них в придорожных полосах, регулирование вопроса размещения некапитальных строений, сооружений, размещение на автомобильных дорогах I категории исключительно в составе многофункциональных зон, а также возможность проведения владельцем автомобильной дороги работ по обустройству примыканиями, площадками отдыха, резервированию мощностей инженерных коммуникаций.

Использование газомоторной техники напрямую зависит от развития соответствующей инфраструктуры. В целях соблюдения баланса интересов между автопроизводителями и перевозчиками необходимо развитие инфраструктуры во взаимосвязи с логистикой пассажирских перевозок городским транспортом.

НГВ: Какие перспективы видите в развитии производства газовой техники и роста количества транспорта, работающего на СПГ и КПГ?

Р. Гайнетдинов: Указом президента Российской Федерации №309 определена национальная цель развития «Комфортная и безопасная среда для жизни», в рамках которой в части общественного транспорта установлена задача по увеличению к 2030 году в агломерациях и городах доли парка общественного транспорта, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного, не менее чем до восьмидесяти пяти процентов.

Для обеспечения выполнения указанной национальной цели в нормативном состоянии необходимо обновить более сорока тысяч транспортных средств по всей стране с учетом устаревания и износа.

Разработаны новые меры поддержки. Проводится работа по формированию механизмов и источников финансирования новых мер государственной поддержки.

Важно отметить, что при определении субъектов для участия в программах по обновлению общественного транспорта с федеральной поддержкой приоритет устанавливается в том числе исходя из экологических параметров транспорта.

В рамках данной работы будет также проработан вопрос приоритизации закупки техники, использующей газомоторное топливо.

НГВ: На Ваш взгляд, что тормозит развитие сегмента?

Р. Гайнетдинов: Основным проблемным вопросом, влияющим на рост использования природного газа в качестве моторного топлива, можно отнести неразвитость газозаправочной инфраструктуры. Так, в ряде субъектов Российской Федерации: Еврейской автономной области, Мурманской области, Республике Бурятия, Забайкальском крае – компримированный природный газ не используется, а используется сжиженный углеводородный газ. Конечно, это может быть связано с природно-климатическими и логистическими особенностями. В ряде субъектов имеется минимальное количество автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), например: в Республике Карелия – одна станция, в Калужской и Псковской областях – по две таких станции. Очевидно, что при таком малом количестве станций возрастает риск срыва перевозок в случае их выхода из строя, или закрытия на плановое техническое обслуживание.

Также по информации субъектов Российской Федерации к сдерживающим факторам относятся:

  • недостаток сервисных центров по обслуживанию и ремонту газомоторного и газобалонного оборудования;
  • недостаток сервисных центров по поверке газовых балонов;
  • перебои в работе действующих АГНКС либо потери времени при заправке транспорта.