Александр Бухвалов: «К 2045 году не менее 20% парка легковых машин в России составят электромобили»
НГВ: Какова ключевая стратегия «Росатома» в развитии электромобильности? Почему госкорпорация решила активно включиться в процесс освоения и масштабирования этого направления?
А. Бухвалов: Сегодня атомная отрасль обладает всеми необходимыми компетенциями для реализации подобных проектов.
Электромобили набирают популярность во всем мире, и совершенно очевидно, что они займут существенную долю рынка в автомобильной промышленности следующего технологического этапа развития. Это актуальный вызов как для всего мира, так и для нашей страны. Мы в «Росатоме» верим, что для нас это возможность создать современный конкурентоспособный автомобиль. Предприятия атомной отрасли, обладающие уникальными научными и технологическими компетенциями, способны собственными силами производить до 60% всех компонентов электромобиля.
Включение в этот процесс объясняется в том числе поставленными перед нами государственными задачами. Развитие электромобильности является приоритетом для нашей страны, так как это не только экологичный и современный вид транспорта, но и стимул для развития многих смежных отраслей и направлений.
НГВ: В «Росатоме» этим направлением занимается далеко не одно предприятие. Как удается синхронизировать эти процессы?
А. Бухвалов: Синхронизация обеспечивается за счет комплексного, взаимосвязанного и системного подхода, когда предприятия атомной отрасли работают над отдельными этапами производства. Наша ключевая стратегия в развитии электротранспорта заключается в создании полной технологической цепочки, которую условно можно разделить на пять этапов.
Все начинается с добычи необходимых ресурсов, таких как литий и редкоземельные металлы, которые являются основой для создания ключевых компонентов электромобиля. Мы уже развиваем проекты в Боливии, в планах – Колмозерское месторождение в России.
Следующим шагом становится производство аккумуляторов. В рамках этого направления «Росатом» строит две гигафабрики, где будут выпускаться современные литий-ионные батареи. Первая планируется к открытию к концу 2025 года. Общий объем производства двух фабрик позволит обеспечить объем выпуска до 100 000 тяговых батарей в год. Развитию отечественного автотранспорта мешает отсутствие широкой базы поставщиков компонентов. Уникальная роль «Росатома» заключается в том, что мы самостоятельно разрабатываем и производим продукты, которые составляют значительную часть стоимости автомобиля. Среди них – электропривод, батарея и прочие компоненты высоковольтной архитектуры. Мы также планируем запуск производства интегрированного электропривода. Решение состоит из инвертора, редуктора и электромотора, которые объединены единой системой охлаждения в одном корпусе. Он, наряду с батареей, системой управления и прочими компонентами, станет основой для платформ будущих электромобилей.
Производство электромобилей также является важной частью цепочки. Мы активно работаем с автопроизводителями, развивающими направление электротранспорта. Одним из самых главных и ожидаемых проектов ближайшего времени станет электромобиль «Атом».
Но для того, чтобы такой транспорт мог полноценно функционировать и быть удобным для пользователей, необходимо создать развитую и устойчивую зарядную инфраструктуру. Мы берем на себя задачу строительства зарядных хабов и сети электрозарядных станций (ЭЗС).
Технологический цикл не заканчивается на производстве. После завершения срока службы батарей их необходимо экологично ликвидировать. Чтобы они не превращались в отходы, «Росатом» строит в Дзержинске комплекс по переработке. Его планируемый годовой объем утилизации будет составлять 20 тысяч тонн.
Таким образом, «Росатому» удалось сформировать полностью замкнутую цепочку от добычи до конечной переработки.
НГВ: Расскажите о концепции электромобиля Атом. В чем его уникальность?
А. Бухвалов: «Атом» – современный электромобильгаджет, обладающий передовыми технологическими решениями и ориентированный на массовую аудиторию.
Если говорить о том, чем Атом отличается от других электромобилей, то обязательно нужно сказать, что он создан командой отечественных специалистов с учетом климатических особенностей России, с использованием самых современных технологий. Так, например, среди внедряемых инноваций – проекционный дисплей с дополненной реальностью на лобовом стекле и продвинутый функционал активной помощи водителю ADAS, включая систему автоматической парковки. Запас хода составит до 500 км.
Важный элемент конструкции «Атома» – распашные двери без центральной стойки, которые открываются и закрываются при помощи электропривода. Это оригинальное решение позволяет комфортно и безопасно осуществлять посадку и высадку из автомобиля. Кроме того, «Атом» обладает собственной операционной системой с магазином приложений.
Сейчас предсерийные прототипы проходят калибровку систем, настройку программного обеспечения, а также испытания в реальных условиях. Серийное производство «Атома» стартует в середине 2025 года.
НГВ: Каким образом развитие электромобилей может способствовать росту потребления зеленой электроэнергии в стране?
А. Бухвалов: По нашим расчетам, около 1,8 млн электромобилей на дорогах России создают дополнительный спрос, эквивалентный мощности одного энергоблока атомной электростанции. С каждым приростом автопарка на четыре миллиона электромобилей потребление электроэнергии увеличивается на 1% от общего объема в стране. Сегодня в России насчитывается около 45 млн легковых автомобилей. Мы уверены, что к 2045 году не менее 20% этого парка будут составлять электромобили, что откроет новые возможности для увеличения выработки экологически чистой, зеленой электроэнергии, производимой атомной отраслью. Это, в свою очередь, будет способствовать формированию более комфортной и экологически благоприятной среды для жителей.
НГВ: Многие считают, что электромобили слишком дороги, неудобны в эксплуатации и не подходят для российских климатических условий. Возможно ли изменить это восприятие и преодолеть подобные стереотипы?
А. Бухвалов: Мифы об электромобилях часто связаны с недостатком информации и реального пользовательского опыта.
Да, стоимость электромобилей может показаться высокой на первый взгляд, но важно учитывать их значительно меньшие эксплуатационные расходы. Затраты на топливо и техобслуживание заметно ниже, чем у автомобилей с традиционным двигателем внутреннего сгорания. Это делает их более экономичными в долгосрочной перспективе, особенно при интенсивной эксплуатации.
Миф о том, что электромобили не подходят для российских зим, тоже давно устарел. Современные батареи отлично справляются с морозами, теряя лишь минимальный объем заряда, а электромоторы запускаются без проблем даже в экстремально низких температурах. Электромобили уже активно используются в Сибири и на Дальнем Востоке – там, где климатические условия считаются самыми суровыми. Также не стоит забывать о мировом опыте: электротранспорт широко распространен в скандинавских странах и на территории Северного Китая, где бывают достаточно холодные зимы.
Инфраструктура зарядных станций в России активно развивается. Еще несколько лет назад процесс зарядки мог быть сложной задачей и занимать значительное количество времени – до восьми часов в неделю. Сегодня на это уходит порядка 50 минут, а технологии замены батарей (Battery Swap) позволяют еще больше сэкономить время.
Что касается пробега, среднестатистический водитель проезжает менее 50 километров в день. Учитывая, что современные модели, такие как «Атом», обеспечивают запас хода в 500 километров на одной зарядке, большинству пользователей достаточно заряжать автомобиль раз в неделю. Эти решения делают электромобили удобными для повседневной жизни и развенчивают миф о том, что на них далеко не уедешь.
Лучший способ развеять сомнения – дать людям попробовать. Это одна из причин, почему мы участвуем в развитии программ электротакси и электрокаршеринга. Мы хотим, чтобы электрического транспорта в таких сервисах стало значительно больше. Это ускорит развитие направления. Пользователи, познакомившись с комфортом и экономичностью таких машин, начинают доверять новым технологиям и делать выбор в их пользу.
Как я уже отметил, ускорить процесс знакомства позволяет развитая инфраструктура. Для этого «Росатом» развивает новый формат заправочных комплексов – большие зарядные хабы. Такие нововведения позволяют людям на практике оценить удобство электромобилей и их преимущества.
НГВ: Почему «Росатом» делает упор на развитие хабов?
А. Бухвалов: Хабы позволяют гарантировано зарядить машину в понятные временные сроки. Любой пользователь с высокой вероятностью найдет свободный коннектор. Надеемся, что таких хабов будет становиться больше, а пользователи смогут с пользой проводить время, требуемое для зарядной сессии. Например, выпить чашечку кофе или сходить за покупками.
В таких хабах будет несколько зарядных станций – как быстрых, так и медленных, чтобы удовлетворить любые потребности водителей. Это особенно важно для бизнеса, например для такси и каршеринговых компаний, которым критично обеспечить быструю и предсказуемую зарядку.
НГВ: Какие ключевые события в отрасли электромобильности вы считаете наиболее значимыми в 2025 году?
А. Бухвалов: Главная задача в этом году – запуск серийного производства автомобиля «Атом». Кроме того, для нас очень важно подготовиться к запуску завода в Калининграде и открыть гигафабрику в Москве в 2026 году. Мы также продолжим развитие электрозарядной инфраструктуры. Будем активно продвигать эту тему, расширяя регионы присутствия.
В результате развития отрасли электромобильности Россия получит дополнительные компетенции по целому ряду инновационных продуктов и направлений. Это также укрепит технологический суверенитет страны, снижая зависимость от импортных решений. Для потребителей это означает не только больше возможностей для выбора современного транспорта, но и доступ к экологичным и передовым разработкам, созданным в нашей стране.