России необходимо сквозное межотраслевое территориальнопространственное планирование
Сегодня на повестке дня ТЭК – обсуждение и согласование Энергостратегии до 2050 года. Это программный документ, который должен определить принципы развития отрасли и экономики в целом. В 2023 года – доля ТЭК в ВВП составляет 20%, а в экспорте – 61%. Конечно, бывают неудачные и удачные годы. Но сохранение системообразующей доли ТЭК в экономике – точно является целью до 2050 года.
В Энергостратегии должно быть прописано – что выгодно нашей стране и населению, исходя их тех ресурсов, которыми мы владеем, и какими адекватными способами можно этого достичь. Нам необходимо написать собственный сценарий развития не только экономики в целом, но и увязать межотраслевое развитие регионов, основываясь на представлении о запасах, технологиях, кадрах, инвестициях, а не подстраиваться под идеи стран-конкурентов, влияющих на информационную повестку с целью ослабления нашей позиции. Поясню свою мысль. Последние годы мы сильно увязли в климатическом прессинге и старались синхронизировать процессы в экономике с этой новой идеологией, где роль углеводородов обесценивалась. Сейчас понятно, что это был всего лишь маркетинг.
Углеводороды трудно заменить на что-то другое с таким же экономически выгодным эффектом.
Если рассмотрим подвергшуюся гонениям угольную отрасль, то она сегодня наиболее в уязвимом положении. При этом видим интересную динамику: мировое производство угля растет. По данным 2023 года производство увеличилось почти в два раза к уровню 2000-го года. В лидерах традиционно – Китай. По экспорту ситуация другая. Крупнейший экспортер – Индонезия. Россия – на третьем месте с долей экспорта около 16%. Несмотря на угрозы глобалистов свести уголь на нет в скором будущем, это топливо является до сих пор базовым в корзине энергоресурсов. В 2023 году уголь оставался основным видом топлива для выработки электроэнергии. На втором месте газ, на третьем – гидро.
Далее, скорее всего, развитие экономик будет стимулировать рост спроса на энергию, особенно в странах Африки, АТР, Латинской Америки.
Конкуренция на мировом рынке энергоресурсов продолжит обостряться. Экспорт российских энергоресурсов (нефть, газ, уголь) остается самым конкурентоспособным, несмотря на рост себестоимости предложения, а именно логистических издержек, искусственно созданных. Я имею в виду не только проблемы с танкерами, а также трудности с вывозом угля из страны из-за нехватки железнодорожной инфраструктуры.
В Энергостратегии до 2050 года уже зафиксировано, что доля российского экспорта угля на мировом рынке к 2050 году вырастет до 25%. За счет чего? За счет новых кластеров добычи – Восточная Сибирь, Дальний Восток, за счет изменения структуры экспорта – увеличится доля металлургического угля, при условии преодоления транспортных проблем – надеемся, что наконец-то реализуются проекты Восточного полигона и других транспортных магистралей.
Ресурсная база у нас хорошая. Запасов хватит на тысячу лет. Казалось бы – только взяться и все получится. Но не обсуждаются такие вопросы, как объем инвестиций в НИОКР, модернизацию, а также налоговый режим, стоимость кредитов. Учитывая, что угольный бизнес частный, то все эти вопросы – неголословные. А уже тем более в актуальных условиях сегодня отрасль терпит убытки. Более 50% шахт стали убыточными в 2024 году. По данным семи месяцев убыток составил более 100 млрд рублей, рост более чем в три раза по сравнению с прошлым годом.
В Энергостратегию включен пункт по увеличению доли угольной генерации в выработке электроэнергии на внутреннем рынке, т.е. должны строиться новые современные ТЭЦ на угле, наращиваться уже работающие мощности. Тут снова возникает вопрос про объем инвестиций. Понятно, что они увеличатся, но за счет чего? Вернее, за счет чьих средств? В Энергостратегии до 2050 года есть интересная цифра – прирост инвестиций в электроэнергетике – в 5,7 раз к уровню 2022 года. Но источник средств – не ясен. Рост будет покрываться за счет увеличения тарифов? Или за счет дешевых кредитов?
Вот хотелось бы увидеть четкий механизм, увязывающий желания разработчиков программного документа с реальным бизнес-климатом: финансовыми инструментами, фискальной политикой, господдержкой строительства логистических каналов.
На страницах номера предлагаю почитать о вызовах угольной отрасли, о налоговых инновациях и непрозрачности нового бюджета.