06 марта 2017 Статья

Российский топливный рынок. Еженедельный обзор

Автор: Виктор Костюков, ведущий аналитик
Неделя отметилась, как это бывает нечасто, неспешными размеренными торгами. В первую очередь это относится к сегменту бензинов.

Неделя отметилась, как это бывает нечасто, неспешными размеренными торгами. В первую очередь это относится к сегменту бензинов. Объёмы торгов стабильны, а цены сделок, несмотря на хаотичное разнонаправленное движение, менялись день ото дня не широко. Как итог, среднее значение национального индекса на бензин Аи92 в феврале и первых трёх дней марта составило 39 640 р/тн, а междневное отклонение от него не превышало +/- 300 р/тн или менее 0,5%.

Среднее значение индекса Аи95 составило 40 520 р/тн, а его междневные колебания уложились в диапазон +/- 250 р/тн. И этот показатель характеризует рынок бензина как сбаланcированный.  С другой стороны, следует отметить, что внутренние цены ниже экспортного паритета примерно на 1 500 р/тн, но это обстоятельство пока не реализовано на практике. Экспорт невелик. За январь-февраль текущего года из России экспортировано 0,74 млн. тн автомобильного бензина, при том что годом ранее этот показатель был почти вдвое выше – 1,25 млн. тн.


Наступившее равновесие, полагаю, продолжится до конца марта. Потребление бензина ещё не проснулось от зимней спячки, а производители, как следует из планов биржевых обязательств на март, несмотря на ремонт Московского НПЗ и частичную остановку Ярославского НПЗ, готовы восполнить сокращение производства.


А тем временем пока продолжают расти цены в розничном звене. Здесь энергия роста оптовых и мелкооптовых цен, начиная с декабря прошедшего года, ещё полностью не реализована.

 c.png

С начала года оптовый рынок бензина Аи92 по Региональному индексу "Москва", если не считать случайного всплеска в начале года, держался относительно ровным на значении, близком к 41 400 р/тн. За этот же период мелкооптовые цены на подмосковных нефтебазах увеличились до 42 600 - 42 700 р/тн, прибавив за два месяца примерно 1,5%. А розничные цены выросли на 1,9%. И это не предел.


Практика эксплуатации АЗС показывает, что этот бизнес ощущает себя достаточно устойчивым, если цены реализации топлива АЗС превышают цены закупки на нефтебазах не менее чем на 10%. Это так называемая граница безубыточности. Если маржа ниже этой границы, то владельцы независимых АЗС вынуждены либо прекращать торговлю, либо подмешивать в топливо дешёвый суррогат. А поднять цены выше, чем установлены на АЗС ВИНКов, владелец АЗС, конечно же, имеет право, но на такую заправку клиент не завернёт.

 x.png

Так вот, несмотря на то, что литр бензина Аи92 на московских АЗС подорожал за два месяца на 77 копеек, маржа АЗС едва вышла из убыточной 7% зоны в нулевую. Чтобы выйти на комфортную маржинальность, хотя бы на уровень 12-14%, литр Аи92 потребует от покупателя сверх текущей цены, еще рубль – полтора. Впрочем, к этим рубежам уже бодро устремились цены на АЗС основных поставщиков Московского рынка.  

z.png