Российский топливный рынок. Еженедельный обзор. 06-10 марта 2017 г.
Неделя отметилась крупным обвалом нефтяных фьючерсов. За три торговых дня нефть подешевела на 6%, с $56 до $52,2 за баррель, опустившись к трёхмесячным минимумам.
Неделя отметилась крупным обвалом нефтяных фьючерсов. За три торговых дня нефть подешевела на 6%, с $56 до $52,2 за баррель, опустившись к трёхмесячным минимумам.
А ведь складывалось впечатление, что решение ОПЕК о сокращении добычи и первые позитивные отчёты картеля об исполнении участниками соглашения принятых на себя квот будут поддерживать восходящий тренд. Всё чаще появлялись прогнозы о достижении к середине года уровней, близких к $60, а к концу года аж до $70 за баррель. И действительно, первые сообщения о достижении согласия по заморозке добычи в течение одного месяца разогнали баррель с $54 до $57. Начиная с января, рынок переосмыслил прогнозы, и в последующие месяцы темпы роста нефтяных цен несколько упали, но тем не менее повышательная динамика сохранялась. И вот случился обвал.
Причин, толкнувших баррель вниз, несколько. По степени их значимости можно условно выделить следующие. Первая версия – это ожидание повышения базовой ставки кредитования на предстоящем заседании ФРС США 14-15 марта с нынешних 0,5-0,75%. Поток новостей и прогнозов на эту тему всё гуще и всё сильнее накаляет ситуацию на сырьевых рынках.
Вторая – это некоторое разочарование в Китае в качестве основного импортёра нефти. Власти понизили рост экономики в текущем году до 6,5% по сравнению с 6,7% годом ранее.
Третья – это планы США приступить в августе к распределению участков шельфа в Мексиканском заливе площадью 295 тыс. кв. км для разработки месторождений нефти. Помимо этой новости, приходят сообщения о рекордном, 528 млн. баррелей, объёме коммерческих запасов нефти в США и бурном восстановлении сланцевой добычи, объёмы которой превысили 9 млн. барр/сут.
Против нефти сыграла и Саудовская Аравия, понизившая для покупателей в Азии цены на $0,50-0,75/барр, вновь вступив на тропу демпинга.
Не исключается и вероятность того, что мы являемся свидетелями биржевой игры крупных игроков рынка, располагающих значительными финансовыми и медийными ресурсами.
Торги нефтепродуктами на бирже СПбМТСБ никак не отреагировали на поведение нефтяных цен.
Тренд вялого сползания бензиновых индексов, установившийся с первых дней февраля, продолжается до нынешних дней и, полагаю, такая тенденция сохранится до конца апреля. Столь смелый прогноз исходит из того факта, что первые два весенних месяца традиционно характеризуются, с одной стороны еще не проснувшимся в полную силу спросом на бензин, а с другой – значительными запасами на нефтебазах, накопленными в зимний глухой период.
В качестве доказательства ниже приведены графики изменения Территориального биржевого индекса EVR-PRM в весенние месяцы, включая май, за предыдущие три года – 2014, 2015, 2016 гг.
Все три года отличаются относительно ровной, почти горизонтальной траекторией поведения цен сделок с бензином. И этот год вряд ли будет исключением. Внутренний спрос, хоть и растёт, но не настолько радикально, чтобы изменить модель поведения внутренних цен. А сама модель основана на неизменности от года к году конъюнктуры спроса на бензин и сроками начала плановых весенних ремонтов на НПЗ. Острый повышательный тренд формируется, как правило, во второй половине мая, а до той поры рынок пребывает в сбалансированном состоянии, что и демонстрирует представленная диаграмма. Если же учесть окрепшие возможности отечественных НПЗ нарастить выпуск бензина согласно спросу, то обычный для летнего периода взлёт бензиновых индексов на 20-25% из-за дефицита мощностей в этом году хоть и проявится, но, полагаю, в пределах 5%, максимум 10% от текущих значений.
Если же нефтяные цены продолжат спад ниже $50 за баррель, то внутреннему рынку угрожает не рост, а спад ценовых индексов по всей линейке нефтепродуктов.
К ним относится и дизельное топливо. До недавнего времени внутренние цены на топливо летних сортов совпадали с нетбэк. Но расчёты на подешевевшей нефти обрушили нетбэк на дизель на 1 500 р/тн вниз. Внутренний рынок стал для производителей премиальным, что повысит интерес нефтяников к внутренним отгрузкам и, как следствие, к избытку предложений и спаду цен.
с Алексеем Панкиным, директором «ХЕТЕНГ-инжиниринг-БЕЛ».
не попадает на рынок. Кто зарабатывает на этом? И о чем говорит текущий тренд?
от доллара и перейти на расчеты в другой валюте или бартером? Чем можно обеспечить рубль? Четкие
ответы на эти вопросы хотелось бы услышать от министра финансов. Но главный по госбухгалтерии предпочитает...
побочкой чего стала частичная зависимость от технологий и оборудования. Можно ли выйти из этой колеи?
нефтегазовому блоку Азери-Чираг-Гюнешли, с которого в Азербайджане ведут отсчет новой нефтяной
эры – третьей в энергетической истории страны (первая – XIX век, начало промышленной добычи нефти...
Турция строит судоходный канал, параллельный Босфору. Этот проект уже стал долгостроем: его...
15 лет тому назад новости о Штокмановском проекте были в фокусе внимания прессы. Речь шла о реализации проекта по освоению уникального Штокмановского газоконденсатного месторождения с запасами газа в 3,9 триллиона кубометров и строительстве трех очередей завода СПГ у поселка Териберка на берегу Баренцева...