08 сентября 2016 Статья

Почему среди подрядчиков «Газпрома» нет конкуренции?

Автор: Кирилл Родионов – аналитик по ТЭК IndexBox Marketing
Почему среди подрядчиков «Газпрома» нет конкуренции? Ситуацию с крупнейшими подрядчиками газового гиганта рассматривает Кирилл Родионов (аналитик по ТЭК IndexBox Marketing): «В сфере строительства газопроводов будет по-прежнему сохраняться олигополия двух-трех компаний. Ровно та же самая картина будет наблюдаться и в сегменте буровых работ...»
В августе стало известно о том, что по итогам 2015 года свою прибыль практически удвоил «Стройгазмонтаж» (СГМ), основу бизнеса которой составляет строительство трубопроводов для «Газпрома». СГМ был образован путем консолидации строительных организаций («Волгогаз», «Краснодаргазстрой», «Ленгазспецстрой», «Нефтегазкомплектмонтаж», «ССК «Газрегион» и «Спецгазремстрой»), выкупленных Аркадием Ротенбергом в конце 2000-х у «Газпрома». В состав СГК входит и предприятие по выпуску нефтегазового оборудования «Волгограднефтемаш», которое ранее также находилось в собственности монополии. Уже к 2010 году СГМ стал подрядчиком «Газпрома» по возведению наземной части Nord Stream, а также газопроводов Джугба-Лазаревское-Сочи и Сахалин-Хабаровск-Владивосток. В 2012 году СГК выиграл конкурс на строительство 400 км газопровода South Stream, а в 2015-м получил право на строительство третьего, наиболее близкого к Китаю участка «Силы Сибири».

Строителем же первого участка «Силы Сибири» стал «Стройтрансгаз» (СТГ), который был создан в 1990 году на базе активов Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР. В середине 1990-х СТГ участвовал в строительстве газопровода «Ямал-Европа», а на рубеже 2000-х - в возведении сухопутного участка «Голубого потока», предназначенного для экспорта газа из России в Турцию. В середине «нулевых» СТГ стал постепенно утрачивать позиции ведущего подрядчика монополии: так, если в 2006 году на долю заказов «Газпрома» приходилось 69% выручки компании, то в 2008-м - лишь 14% (оценка СТГ). Но свято место пусто не бывает: нишу СТГ постепенно занял «Стройгазконсалтинг» (СГК), который был создан в 2001 году российским предпринимателем иорданского происхождения Зиядом Манасиром. В 2005 году СГК приступил к обустройству двух площадок Ямбургского месторождения, а в 2007-м начал строительство первой нитки газопровода «Грязовец-Выборг», связавшего месторождения Ямала с Nord Stream.

За 2009-2012 годы годовая выручка СГК выросла со 137 млрд руб. до 388 млрд руб. (оценка «Ведомостей»), в результате чего компания стала крупнейшим подрядчиком «Газпрома» (годовая выручка СГМ за тот же период увеличилась с 89 млрд до 325 млрд руб.). Произошло это в том числе благодаря приобретению компании «Орион-строй», с которой СГК ранее строил газопровод «Грязовец-Выборг». Однако три года назад дороги СГК и «Газпрома» стали расходиться: летом 2013 года в письме к ответственному секретарю президентской комиссии по ТЭК Игорю Сечину Зияд Манасир пожаловался на то, что монополия задерживает расчеты с подрядчиками. Как следствие, в 2014 году СГК не получил ни одного нового контракта от «Газпрома»; выручка же компании, составлявшая в 2013 году 203,9 млрд руб., по итогам 2014 года снизилась до 109,2 млрд руб. (данные СПАРК). При этом у СГК начались проблемы с кредиторами: как следует из базы данных арбитража, в 2014 году российские банки выставили в адрес компании судебные иски на 11,2 млрд руб., а в 2015-м - на 46,6 млрд руб.

На фоне проблем СГК в круг ведущих подрядчиков «Газпрома» вернулся «Стройтрансгаз» (СТГ), который в конце «нулевых» был выкуплен Геннадием Тимченко. Это произошло не в последнюю очередь благодаря тому, что в 2012 году Тимченко приобрел 50% компании «Аргус пайплайн сервис», получившей контракты на строительство наземного участка газопровода South Stream ценой €6,6 млрд. Как уже отмечалось выше, в прошлом году СТГ получил право на строительство первого участка «Силы Сибири». В первом же квартале нынешнего года СТГ получил от «Газпрома» заказы на 20,4 млрд руб. (здесь и далее - данные СПАРК) - почти на ту же сумму, что и СГМ (25 млрд руб.). Примечательно, что несильно меньшими оказались и подряды СГК (18,8 млрд руб.). Восстановить отношения с монополией «Стройгазконсалтингу» удалось после смены собственников: весной 2015 года «Газпромбанк» и инвестиционный фонд UCP Ильи Щербовича на паритетных началах выкупили СГК у Руслана Байсарова, за год до этого приобретшего контрольный пакет акций компании у Зияда Манасира. Уже вскоре после закрытия сделки, в августе 2015 года, СГК выиграл тендер «Газпром добычи Надым» на строительство вахтового комплекса на Бованенковском месторождении стоимостью 293 млн руб.

«Амнистия» СГК, по всей видимости, связана с тем, что «Газпром» хотел оставить в числе своих партнеров тех подрядчиков, которые не находятся под санкциями, осложняющими закупку иностранного оборудования и делающими невозможным использование услуг зарубежных страховщиков. Вовсе не случайно СГМ и его партнеры-субподрядчики по строительству Керченского моста (компании «Мостотрест», «Мостоотряд №75» и «Карст») используют технику, закупавшуюся еще для возведения олимпийских объектов в Сочи; сам же проект моста был застрахован «Первой Крымской страховой компанией», которой, по оценкам Всероссийского союза страховщиков, под силу взять на себя лишь небольшой участок проекта (например, страхование от пожара первой бригады строителей, базирующейся на берегу), но не его всего.

Однако даже возвращение СГК в число крупнейших подрядчиков «Газпрома» ситуацию радикально не изменит: в сфере строительства газопроводов будет по-прежнему сохраняться олигополия двух-трех компаний. Ровно та же самая картина будет наблюдаться и в сегменте буровых работ, которые в большинстве своем выполняет компания «Газпром-бурение», образованная в 1997 году как 100-процентная дочка «Газпрома» и в 2011 году проданная Аркадию Ротенбергу (в 2014-м ее приобрел его сын Игорь). Такое положение вещей - естественное следствие монополизма в газодобыче: до тех пор, пока «Газпром» не будет разделен и приватизирован, рынок газосервисных услуг будет оставаться олигопольным.

Примечательно, что в нефтяной отрасли, несмотря на национализацию ряда добывающих компаний («ЮКОС», «Сибнефть», ТНК-ВР), рынок сервисных услуг не в пример более конкурентен, нежели в газовой промышленности. Здесь сказывается влияние демонополизации 1990-х и начала 2000-х, когда вновь образованные мейджоры приглашали крупные международные компании для реабилитации нефтедобычи (ей занимались такие мировые гиганты нефтесервиса, как Schlumberger, Halliburton и Baker Hughеs) и при этом выводили на рынок собственные сервисные подразделения: примеры тому - ООО «Лукойл-бурение», созданное в 1995 году и позднее преобразованное в компанию «Евразия», или группа «Интегра», образованная в 2004 году на базе нефтесервисных активов ТНК-ВР.

К сегодняшнему дню число работающих в России нефтесервисных компаний превысило две сотни, причем более четверти рынка занимают иностранцы. Добиться такого же положения вещей можно и в газовой отрасли, но для этого сначала нужно демонополизировать сегмент добычи «голубого топлива».