30 ноября 2016 Статья

Почему экспорт газа в Китай может стать для «Газпрома» нерентабельным?

Автор: IndexBox
Эксперт IndexBox Marketing на тему рентабельности для «Газпрома» экспорта газа в Китай: «Выгоды от проектов в смежных с газовой промышленностью отраслях не превысят издержки дорогостоящего освоения Чаяндинского и Ковыткинского месторождений.»
Выгоды от проектов в смежных с газовой промышленностью отраслях не превысят издержки дорогостоящего освоения Чаяндинского и Ковыткинского месторождений.

В ближайшем будущем новым для России направлением экспорта газа должен будет стать Китай. В мае 2014 года «Газпром» подписал с китайской CNPC тридцатилетний контракт на ежегодную поставку до 38 млрд куб. м «голубого топлива». Первые поставки должны будут начаться в 2018 году. В силу ряда факторов этот проект может оказаться нерентабельным.

В первую очередь, из-за дороговизны трубопровода «Сила Сибири», строительство которого обойдется не менее чем в $44,3 млрд (подсчеты «Газпромбанка»). Эта оценка включает затраты на обустройство Ковыткинского (Иркутская область) и Чаяндинского месторождений (Якутия), на которых себестоимость добычи газа будет составлять не менее $80 за 1000 куб. м (здесь и далее - оценка Института энергетической политики). Тариф на прокачку 1000 куб. м газа не будет меньше в $5-6 на 100 км; поэтому транспортировка газа в Китай обойдется «Газпрому» в $150-200 за 1000 куб. м. Как следствие, стоимость добычи и транспортировки ненамного превысит цену импорта для китайской стороны ($390 за 1000 куб. м - оценка IndexBox).

При подписании соглашения сторонники проекта указывали, что «Сила Сибири» будет использоваться для доставки газа на будущий СПГ-завод «Газпрома» во Владивостоке. В его строительстве должен был принимать консорциум Japan Far East Gas Co, который в 2013 году подписал с «Газпромом» меморандум о взаимопонимании. Однако в итоге проект не оказался интересным японской стороне, констатируют аналитики IndexBox. В мае 2015 года компания Tokyo Gas предложила построить газопровод с Сахалина до центральной части Японии: по ее оценкам, трубопроводный природный газ окажется в два раза дешевле сжиженного.

Проект может подтолкнуть развитие нефтегазохимии на Дальнем Востоке: с помощью «Силы Сибири» богатый гелием газ Ковыткинского месторождения будет поставляться на Амурский ГПЗ мощностью 49 млрд куб. м, в состав которого войдет крупнейшее в мире производство гелия объемом не менее 60 млн куб. м в год. Однако выгоды от развития смежных отраслей не идут ни в какое сравнение с издержками строительства «Силы Сибири» и освоения «Ковытки» и «Чаянды», на газ с которых обнулен налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Наконец, не в пользу проекта говорит и низкая доля газа в энергобалансе Китая: в 2012 году на него приходилось лишь 5% потреблявшихся энергетических ресурсов, тогда как на долю угля, нефти и гидроэнергии - 66%, 20% и 8% соответственно (данные Агентства энергетической информации США). В этой связи для «Газпрома» гораздо более перспективным является европейский рынок. Из-за жесткой ценовой политики поставки монополии в дальнее зарубежье за 2008-2015 гг. сократились более чем на 20% - со 184,4 млрд до 144,7 млрд куб. м.

Однако в первой половине 2016 года компания увеличила экспорт в Европу и Турцию на 14,2% (до 84,9 млрд куб. м). Добиться этого удалось за счет снижения цен поставок в дальнее зарубежье - с $246* до $182 за 1000 тыс. куб. м. Так что перспективы расширения поставок на европейский рынок у «Газпрома» есть, пусть даже для этого компании придется пожертвовать краткосрочным снижением выручки. Издержки в этом случае все равно будут ниже, чем при экспорте газа в Китай, заключают аналитики IndexBox.

*Средняя цена поставок в дальнее зарубежье за 12 месяцев 2015 года.