ПЕРЕРАБОТКА И НЕФТЕХИМИЯ ЕВРОПЫ
В последние 5-10 лет Европа характеризуется так называемой дизелизацией автопарка, где в некоторых случаях до 70% реализации автотранспорта приходилось на дизельные авто. Недавно этот процент начал падать. В частности, это заметно во Франции и России. Основная причина – это некоторые изменения в государственной политике.
К примеру, во Франции произошли изменения по налогообложению дизеля в сопоставлении с акцизами на бензин и введение более высокой ставки дизельного топлива в рознице. Были также определенные экологические вопросы, опасения по загрязнению окружающей среды, как во Франции, так и в Великобритании.
Platts полагает, что эти тенденции продолжатся ближайшие несколько лет и это будет иметь серьезные последствия для нефтеперерабатывающей отрасли, а также для экспортеров средних дистиллятов на рынок Европы, таких как Россия и США.
Последствия снижения цен актуальны для различных отраслей. Авиаперевозчики, которые значительно выиграли от снижения цен на авиакеросин, объявили об ожидании серьезного роста прибыли, более чем в два раза в сравнении с прошлым годом.
Морские перевозчики также вышли на рекорды. За последний год снизился в цене и мазут, и другие виды бункеровочного топлива.
Падение цен на сырье способствовало росту и нефтехимии. Этот сектор в Европе в последние несколько лет едва справлялся с конкуренцией со стороны американских и азиатских производителей нефтехимической продукции. Соответственно, падение цен на СУГ и нафту сыграло нефтихимии на руку.
Рентабельность нефтепереработки тоже повысилась, а у некоторых участников рынка даже удвоилась в первом квартале 2015 года. Значительно выросла рентабельность в трейдинге. В частности, компания Total в 2015 году объявила об утроении чистого операционного дохода от нефтепереработки. Это было неожиданно, целый ряд переработчиков не ожидали таких результатов.
Начиная с октября 2014 года цена на авиакеросин падала, и падение составило 40-45% от оптовой цены. Котировки акций авиаперевозчиков выросли. Platts видит сильную корреляцию между курсом акций и рентабельностью деятельности того или иного авиаперевозчика. Но такая тенденция справедлива не для всех регионов мира. Некоторые авиакомпании менее успешно используют падение цены.
American Airlines стала одной из компаний, успешно использовавших ценовую ситуацию. Традиционно эта компания не хеджирует риски, поэтому она смогла обратить себе во благо снижение цен на топливо, потратив на его покупку на $5 млрд меньше. «Аэрофлот» же обычно хеджирует около 70% от всех потребностей а авиакеросине. В начале 2014 года эта компания, как и многие европейские авиаперевозчики, не могла воспользоваться падением цены на топливо в той же степени, что и American Airlines, из-за того, что были захеджированы.
Наблюдается значительное падение цены нафты и СУГ. Эти два продукта являются предпочтительным сырьем для европейских, российских и азиатских нефтехимических предприятий. Тогда как в США по итогам последних 5-6 лет наблюдается серьезный рост по объему крекинга этана как альтернативы нафте и СУГ. Американские производители нефтехимии последние 5 лет извлекают выгоду из низкой цены этана.
Но в последние 9-13 месяцев (особенно с сентября 2014 года по январь 2015) наблюдается снижение рентабельности нефтехимического крекинга на побережье Мексиканского залива и одновременно с этим увеличение в Северо-Западной Европе, который во многом базируется на крекинге нафты (см. «Сравнение рентабельности нефтехимического крекинга...»).
Сравнение рентабельности нефтехимического крекинга на побережье Мексиканского залива и в Северо-Западной Европе
Таким образом, происходит своего рода балансирование конкурентоспособности между европейской, российской, азиатской, с одной стороны, и американской нефтехимии. Важно отметить, что многие европейские нефтехимические компании предприняли шаги по инвестициям в мощности крекинга этана. Изменения в рентабельности крекинга этана и крекинга нафты ставит под сомнение обоснованность таких инвестиционных решений. Возникают опасения, насколько стабильна может быть такая ситуация с маржинальностью крекинга в Европе. Во многом это будет зависеть от выбора исходного сырья на перспективу.
В Европе наблюдается серьезный рост операционных затрат производителей нефтехимии, включая Нидерланды, Великобританию, Францию, Скандинавию. Экономическая ситуация отчасти улучшилась, но еще более этому способствуют дешевые нафта и СУГ.
Примечательно, что самые крупные поставки нафты европейским нефтехимическим предприятиям сопровождались повышенным экспортом СУГ. В том числе, Россия повысила потребление и нафты, и СУГ.
Потребление нефтепродуктов выросло в Европе и Азии в результате снижения цен на нефть. Рентабельность нефтепереработки в Европе за последние 7-8 месяцев улучшилась. Некоторые нефтяные компании потеряли определенную долю прибыли, но это было отчасти скомпенсировано ростом рентабельности переработки. В этом сегменте более остро, чем в других, встает вопрос об устойчивости. Эта ситуация будет продолжаться.
В Европе бизнес растет, в том числе, вследствие серьезной консолидации в европейской переработке. За период между 2010 и 2014 гг. многие НПЗ региона закрылись, поэтому неудивительно, что повысилась эффективность. Насколько устойчива эта тенденция?
Перед европейской нефтепереработкой стоит задача преодоления серьезной конкуренции на мировых рынках. С одной стороны, есть Россия, которая активно модернизирует мощности нефтепереработки, а также США, где нефтепереработка по-прежнему более прибыльная, чем в Европе. Ну и конечно, страны Ближнего Востока, которые сильно вложились в расширение мощностей.
В ближайшие годы также ожидаются крупные инвестиции региона в нефтепереработку. Так что для европейской переработки -- это битва на три фронта. Логично предположить, что она будет проиграна, несмотря на консолидацию и некоторое оздоровление рентабельности.
Средиземноморская переработка. Традиционно Средиземноморье было регионом, в котором не хватало конкурентоспособности с одной стороны, и с другой, проявило изрядную способность к адаптации к изменяющемуся ландшафту нефтепереработки. В Испании, Греции, Турции, а также на севере Африки были проекты по модернизации НПЗ. Кроме того, некоторые НПЗ были переоборудованы в мощности хранения. Не исключено, что в регионе будет и в дальнейшем наблюдаться консолидация.
Экспорт нефтепродуктов из США практически утроился, начиная с 2010 года по конец 2014 (см. «Экспорт нефтепродуктов из США»). Кроме того, экспортные потоки стали более дифференцированными. Это самая серьезная задача, с которой предстоит справиться европейской нефтепереработке.
Экспорт нефтепродуктов из США

Источник: EIA
США экспортируют значительные объемы средних дистиллятов и в Европу, и в Южную Америку. По экспорту сырья для нефтехимии США составляют значительную конкуренцию России. Экспорт СУГ из США составил 700-800 тыс. барр/с, нафты – 200-300 тыс. барр/с. В перспективе, исходя из тех проектов, которые ожидаются к осуществлению в США («сплиттеры» для переработки конденсата), в ближайшие 4-5 лет экспорт сырья для нефтехимии из США будет расти. Это серьезная проблема для России, которая экспортирует значительные объемы нафты из портов Черного и Балтийского морей.
Экспорт дизельного топлива из США в последнее время достиг рекордных значений (см. «Экспорт из США дистиллятного топлива…»). В особенности в страны Европы. Опять-таки, это конкуренция с российскими объемами,а также, в перспективе, и с ближневосточными странами.
Таким образом, ситуация на мировом рынке нефтепродуктов выглядит так: рост влияния США и поставок из этой страны на рынки Европы, прежде всего, на дизельный.
Экспорт из США дистиллятного топлива с содержанием серы менее 15 ppm
(в тыс. барр/месяц)
15 декабря 2024 года в Черном море произошла экологическая катастрофа. В шторм разломились пополам два российских танкера «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239», перевозившие в общей сложности более 9 тысяч тонн мазута. Эта первый в мире крупномасштабный разлив мазута, который, в отличие от нефти, не...
безопасности...
раз. Средний сырьевой коэффициент выбросов диоксида углерода в 2021-2023 годах составил 7,00 т/т,
что значительно превышает теоретические показатели, в основном из-за технологических особенностей
работы...
с Алексеем Панкиным, директором «ХЕТЕНГ-инжиниринг-БЕЛ».
не попадает на рынок. Кто зарабатывает на этом? И о чем говорит текущий тренд?
от доллара и перейти на расчеты в другой валюте или бартером? Чем можно обеспечить рубль? Четкие
ответы на эти вопросы хотелось бы услышать от министра финансов. Но главный по госбухгалтерии предпочитает...
побочкой чего стала частичная зависимость от технологий и оборудования. Можно ли выйти из этой колеи?