Перенос уплаты акциза на АЗС поддержит российскую экономику
Средняя цена нефти Urals в 2017 году выросла почти на 27% к уровню 2016 года. Несмотря на благоприятную конъюнктуру мирового рынка нефти, рост ВВП России за 2017 год не дотянул до 2%. А промпроизводство выросло лишь на 1%, что вдвое ниже ожиданий Минэкономразвития и хуже показателей 2016 года. Не нужно быть экономистом, чтобы сделать вывод о далеко не лучшем состоянии экономики страны.
Предложение главы «Роснефти» Игоря Сечина о переносе уплаты акцизов с НПЗ на АЗС является не столько мерой поддержки российской нефтепереработки, сколько может оказать позитивное влияние на экономику страны в целом. К инициативе Игоря Ивановича следует прислушаться хотя бы потому, что его стараниями в России за короткое время был создан цивилизованный биржевой рынок нефтепродуктов.
Согласно недавней публикации ФАС России, доля налогов в конечной цене литра автомобильного топлива составляет порядка 65%. Это значительно больше, чем в США и приближается к уровню Западной Европы, где розничные цены на нефтепродукты самые высокие.
Напомним, что в соответствии с первоначальным проектом большого налогового маневра акциз на бензин и дизтопливо должен был уменьшиться для компенсации снижения экспортных пошлин. Однако в последние годы были произведены несколько повышений ставок акциза, которые обосновывались необходимостью финансирования дорожной инфраструктуры.
Комментируя рост акцизов на бензин и дизтопливо, министр финансов России Антон Силуанов заявил: «Эти деньги будут направлены на развитие дорожной сети, в первую очередь, в Крыму, в Калининграде и в целом по Российской Федерации».
Собственно, это первая причина, почему уплату акциза следует перенести на АЗС. Если акцизы направляются на финансирование строительства и ремонта дорог, то резонно собирать их с топлива, потребляемого именно на дорогах, но не с топлива для тракторов, сеялок, уборочных машин, карьерной и горнодобывающей техники, дизельных электростанций, тепловозов, водного транспорта…
Кандидат в президенты от КПРФ Павел Грудинин так прокомментировал положение дел в АПК и налоговую нагрузку на сельхозпроизводителей: «Одновременно с тем, что у нас достаточно большие издержки с точки зрения налогов и маленькая господдержка, мы платим еще и повышенные сборы: все, что везут по дорогам – это Платон. Мы в отличие от западных фермеров платим акцизы на топливо – то, что идет в дорожный фонд, хотя трактора не ездят по дорогам».
Таким образом, снижение топливных издержек, в том числе за счет более справедливого обложения акцизами нефтепродуктов в зависимости от специфики их использования, будет позитивно воспринято бизнесом и поддержит рост российской экономики.
Вторая причина, по которой уплату акциза целесообразно перенести на АЗС – две странности, связанные с этим налогом. Налог на добавленную стоимость начисляется на цену товара с акцизом – это значит, что налог платится с налога. Несколько лет назад это было не так заметно, однако со ставкой акциза на бензин на уровне 11213 рублей на тонну переплата за счет «двойного налогообложения» составляет 2018 рублей на тонну.
Вторая странность – акциз для покупателей нефтепродуктов возникает еще до момента производства товара на НПЗ. На биржевом рынке торгуются нефтепродукты с отгрузкой в течение 30 дней после заключения сделки, при этом цена товара включает акциз и НДС. Покупая бензин по цене на уровне 40 тыс. руб./т, участник рынка авансирует из этой суммы примерно 13231 руб./т акциза с доначисленным на него НДС, а это примерно треть рыночной цены товара.
Закупленный бензин еще не произведен и будет реализован на АЗС не ранее, чем через 2–3 месяца после биржевой сделки. Однако покупатель вынужден нести необоснованные издержки на обслуживание банковского кредита из-за авансирования акциза в момент покупки товара.
Перенос уплаты акциза на АЗС будет позитивным для всех участников рынка. Для АЗС это бесплатная кредитная линия, так как организация сможет покупать товар без акциза, продавать его уже с акцизом и затем в конце налогового периода уплачивать акциз в госбюджет.
Применительно к текущей цене бензина на бирже и ставке акциза, оптовые и розничные трейдеры смогут или, закупая тот же объем товара, сократить объем кредитной линии на треть, или, сохранив объем кредитной линии, закупить на треть больше бензина. В результате коммерческих запасов нефтепродуктов на российском рынке станет больше, что будет сглаживать ценовые колебания.
Для сетей АЗС реализация этой инициативы в совокупности приведет к сокращению операционных издержек до 2 рублей на литр, что будет способствовать стабилизации розничных цен.
Трудности с администрированием взимания акцизов на АЗС и с рисками ухода заправок от налогов преувеличены. Сейчас не 2003 год, кассовые аппараты стали онлайновыми, а, главное, россияне привыкли платить банковскими картами, потому что это удобно и сулит бонусы от банков и/или магазинов.
В качестве позитивного примера можно привести 2013 год. Тогда независимые участники российского рынка самостоятельно импортировали автобензин из Беларуси. Покупая товар на белорусской бирже, компании предоставляли белорусской стороне банковские гарантии на сумму акциза – так продавец страховал себя от рисков неуплаты акциза российскими импортерами бензина и возможных претензий от российских налоговиков. Этот пример показывает, что независимые участники рынка платят акцизы, и на рынке есть инструменты, которые позволяют контролировать риски недобросовестных действий контрагентов.
Наконец, перенос уплаты акциза на АЗС будет способствовать более справедливому распределению налоговой нагрузки между сегментами топливного рынка и станет отправной точкой в диалоге об актуализации принципов ценообразования на российском рынке нефтепродуктов.
О потребностях и перспективе нефтепереработки НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ поговорила с Рафинатом Яруллиным, Генеральным директором, сопредседателем научно-технического совета АО «Татнефтехиминвест-холдинг».
О перспективах развития сектора ВИЭ в России и мире в условиях глобального энергетического кризиса НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ побеседовала с директором Ассоциации развития возобновляемой энерге- тики (АРВЭ) Алексеем Жихаревым.
События последних месяцев перечеркнули все существующие прогнозы экономического развития России. Страна оказалась в условиях, когда есть риск оказаться откинутой на десятилетия назад. Автор данного материала полагает, что именно достижение углеродной нейтральности может стать тем путем, который...
В статье сформированы и проанализированы сценарии для европейского газового рынка на 2022- 2025 годы. Они основаны на гипотезах о разных объемах трубопроводных поставок из России, импорта СПГ, а также перспективах собственной добычи, включая восстановление добычи на Гронингенском месторождении...
Начало октября ознаменовалось целым рядом событий, которые указывают на серьезные преобразования, происходящие на мировом нефтяном рынке. Решение ОПЕК+ о снижении квот на добычу сразу на два млн баррелей в сутки при стабильном спросе не имеет аналогов в истории. Впервые стало возможным говорить...
Схема атлантического нефтеэкспорта и встречных, хотя подчас неровных, платежей либо взаимозачетов с участием Москвы, Каракаса и Гаваны – снова на первых полосах деловых СМИ. Топливно-сырьевой мост, родившийся на гребне «холодной войны», но затем исчезнувший, сейчас восстанавливается. Речь, однако, уже...
Использование термических методов воздействия на пласт позволяет значительно увеличить добычу нефти за счет вовлечения в производство нефтематеринских пород. Для доставки теплоносителя к пласту в оптимальном диапазоне температур с устья скважины необходимо обеспечить минимальные тепловые потери по...
О перспективах развития Арктики и СМП НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ поговорила с Алексеем Фадеевым, д.э.н., исполнительным директором Ассоциации полярников Мурманской области, профессором Высшей школы производственного менеджмента Санкт-Петербургского университета Петра Великого.
В этом году случилось множество дерзких хакерских атак на предприятия как с целью получения выкупа, так и с идеологическими мотивами. Корпоративная защита в условиях новой киберреальности сталкивается с огромным количеством вызовов, многие из которых можно классифицировать, предугадать и предотвратить....
О том как компания реагирует на актуальные вызовы мировых рынков, а также о реализации идей экономики замкнутого цикла «Нефтегазовая вертикаль» побеседовала с Павлом Ляховичем, членом правления – исполнительным директором ООО «СИБУР».
Экономика замкнутого цикла – концепция с разумными постулатами, но неочевидными маршрутами следования. Задача статьи – оценить реалистичность идей «экономики замкнутого цикла» с учетом всех существующих политических и технологических барьеров, с которыми сегодня сталкиваются даже самые продвинутые...
На экономику замкнутого цикла можно посмотреть с точки зрения принципов и соответствующих решений, которые ее апологеты намерены распространить на всю экономику нашей планеты. Мы обычно думаем о том, что ЭЗЦ – это только про то, как превратить отходы в доходы. Это не совсем так. Замкнутый цикл ...
Переработка нефтешламов может быть коммерчески выгодным процессом для производств. Для этого необходима корректировка законодательства, поддержка технологических компаний, стимулирование венчуров. На примере одного кейса показано, как отходы ТЭК можно трансформировать в доходы.
Санкции, введенные против России после февраля 2022 г., изменили условия функционирования газового рынка Европы и российской газовой отрасли. Поставки природного газа из России в Европу по разным причинам сокращаются, цены на природный газ растут, а европейский энергетический кризис усугубляется....
Для европейского рынка отказ от российского газа сопоставим с запуском двойного суперцикла производства СПГ в США. Нужно ли это США? Потянет ли Европа? Интрига пока сохраняется
Пока покупатели и продавцы СПГ ожидают роста его рынка, перевозчики размещают рекордные по объемам и стоимости заказы на строительство газовозов. Одновременно в России готовятся новые логистические схемы для транспортировки газа.
Планы России по развитию Северного морского пути можно смело назвать грандиозными. Но модель будущего СМП пока представлена в виде очень абстрактных мазков. Одна из причин – стремительно меняющаяся с февраля 2022 года реальность, которая делает неочевидными классические параметры расчетов – спрос...
Европа, игнорируя мировой энергетический кризис, упорно движется по пути отказа от транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Переходу на электромобили мешает многократный рост цен на литий, а также непредсказуемо дорожающая электроэнергия. Россия же продолжает копировать подход...
В феврале 2016 года начался экспорт СПГ США, и сразу же последовали попытки вытеснить им российский природный газ в Европе – на основном для нашего газа экспортном рынке. По мнению автора, США с помощью младоевропейцев (восточноевропейских стран ЕС) выстраивают и реализуют стратегию проникновения американского...
С 26 сентября в газовой отрасли только и разговоров, что о «Северных потоках». Точнее – о неизвестно откуда взявшихся повреждениях, которые привели к утечкам на четырех нитках газопроводов «Северный поток-1» и «Северный поток-2». «Нефтегазовая вертикаль» побеседовала с экспертами и представителями...
В течение последних месяцев Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) преследуют технические и юридические сложности. На этом фоне было высказано много различных предположений участниками рынка, и были сделаны громкие политические заявления. Амбициозность некоторых заставляла задуматься о неизвестных...
Альтернативный маршрут транспортировки нефти Казахстана через Азербайджан, о необходимости создания которого 16 лет говорит Нур-Султан (Астана), по-прежнему можно воспринимать как «восточные легенды, сказки, тосты».
По берегам Атлантики PR-фирмы и службы корпоративных связей «витийствуют» в поисках выхода из остро конфликтной обстановки в мировой энергетике. В большинстве своем они «закрашивают в зеленый цвет» дела и планы ТЭК, который подстраивается под климатический фон. Но вот беда: топливные санкции против...
ХМАО-Югра считается основным нефтегазоносным регионом России и одним из крупнейших нефтедобывающих регионов мира. Как сегодня обстоят дела с добычей? Наблюдаются ли какие-то особенности в связи с новыми глобальными рыночными условиями? «Нефтегазовая вертикаль» побеседовала с руководителем Научно-аналитического...
Расширение возможностей нефтепереработки при стабильном спросе – создание высокотехнологичных материалов для дорожного покрытия. Для этого могут быть использованы тяжелые нефти, вторичное сырье, а также инновационные добавки. Подобное направление также может рассматриваться в фокусе циркулярной экономики....