17 января 2024
Наш альтернативный флот
«Теневой флот» – новое загадочное явление глобального рынка
Источник фото: hdpic.club
Автор:
УЛЬЯНА ОЛЬХОВСКАЯ,НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ СОФЬЯ КАТКОВА,независимый эксперт ЮРИЙ БАНЬКО, Специальный корреспондент в Мурманске
«Теневой флот» – новое загадочное явление глобального рынка. Понятие существует давно, но обрело масштабность и узнаваемость в последние два года, после принятия санкций в отношении российской нефти и нефтепродуктов. Несмотря на давление на российскую морскую транспортировку со стороны G7, сегмент работает вполне успешно. По логике трейдеров, если сделки совершаются, значит флот можно считать легитимным и вполне функциональным. Стоит констатировать, что парадоксальные рыночные феномены теперь в моде.
В последние два года в обиходе бизнес-лексики появился термин «теневой флот». До начала СВО в мире были четко определены суда по степени легитимности: суда, занимающиеся незаконной деятельностью/суда, находящиеся под санкциями, и законопослушные суда». «Теневые флоты», связанные с Ираном и Венесуэлой, были относительно небольшими и не оказывали существенного влияния на несанкционированную торговлю несмотря на то, что Иран существенно увеличил мощность флота в последние годы. Информация об этом практически не появлялась в прессе. После февраля 2022 года ситуация изменилась, поскольку санкционными стали российская нефть и нефтепродукты, составляющие значительный объем мирового экспорта.
Двусмысленный феномен
«“Теневой флот” стал модным словечком, широко используемым в средствах массовой информации и в морской отрасли, но плохо определяемым и двусмысленным», – сказала Ами Дэниел, соучредитель и генеральный директор Windward. Компания сделала исследование так называемого «теневого флота», используя искусственный интеллект Windward Maritime AI™. Благодаря инструменту аналитики получили «более точную картину контрабанды российской нефти».
Сегодня, по версии Windward, суда можно разделить на три вида. «Чистый флот» – танкеры не проявляют никакого подозрительного поведения, такого как смена флага или непрозрачная структура собственности. Они могут быть быстро идентифицированы. Практически всегда работают в определенных районах.
«Серый флот» – совершенно новое явление, «возникшее в результате СВО». После начала войны, отмечено в исследовании, были быстро созданы зарубежные компании, чтобы скрыть происхождение и принадлежность судов, а также создать видимость законопослушности и отсутствия санкций. Значительное количество этих судов также часто меняют флаги. Windward идентифицировал более 900 «серых» судов по всему миру. Часто подобные суда замечены на маршрутах актуальных покупателей России (Китай, Индия, Турция).
«Темный флот» – этот флот часто использует «темные действия» (намеренное отключение системы автоматической идентификации) для транспортировки наливных грузов, а также другие методы обманной доставки, к примеру, подделка местоположения. Флот характеризуется непрозрачной структурой собственности и использованием нескольких приоритетных флагов за короткий период времени. Windward относит к «темным» около 1100 кораблей.
Технология Vortexa обнаружила, что после февраля 2022 года «серый флот» перевозил около 2,6 млн баррелей в день каждый месяц, что означает увеличение на 68% по сравнению с уровнями до начала СВО. Объемы перевозки «темного флота» увеличились на 21%. Эти объемы относятся только к российской нефти.
Данные взяты за период с января 2021 года до февраля 2023 года.
С точки зрения США и ЕС, все танкеры, которые возят российскую нефть по цене выше установленного порога $60 за баррель, считаются нелегитимными (к примеру, Министерство финансов США добавило в санкционный список в ноябре 2023 года несколько танкеров, которые перевозили российскую нефть выше ценового потолка в $60 за баррель). Попавшие под ограничения танкеры: Victor Bakaev, NS Champion, HS Atlantica, Kazan, Ligovsky Prospect и NS Century. Все они выходили в море под флагом Либерии.
С точки зрения бизнеса, форма транспортировки не имеет значения в контексте осуществления сделки. Есть покупатель, соответственно, товар должен быть доставлен в порт назначения. Если сделки совершаются, значит глобальный бизнес считает форму логистики вполне приемлемой. Спрос и предложение по-прежнему являются основными двигателями рынка. Сегодня основными покупателями российской нефти являются Китай, Индия, Турция. Индия покупает половину российского морского экспорта. Российская нефть, перерабатываемая на индийских НПЗ, доставляется в Европу. Также известны случаи, когда российская нефть/нефтепродукты доставляются и в США. Так, по российским пабликам прошла информация о доставке из Новороссийска на немецком танкере 50 тыс. тонн нефтепродуктов на базу военно-морского флота США в Норфолк [2].
И в подтверждение двусмысленности отношения глобальных регуляторов к транспортировке российской нефти в середине декабря появилась информация, что в новый пакет санкций ЕС против России не войдет запрет на продажу российским компаниям старых нефтяных танкеров, пишет Reuters. Против этой меры выступали средиземноморские страны, сообщили источники агентства. Судоходным компаниям потребуется только информировать о таких продажах, следует из последнего варианта обсуждаемого пакета.
«Тени» сложно посчитать
В целом в глобальных СМИ и в аналитических отчетах и «темный», и «серый» флоты называются теневыми (shadow fleet), чтобы сильно не усложнять. По разным оценкам, мелькающим на страницах прессы, российский теневой танкерный флот насчитывает более 600 судов.
Trafigura уточняет, что общее количество судов может составить 600, из которых 400 – нефтевозы. В частном порядке некоторые судовладельцы называют цифру немного ниже – от 10 до 12% мирового танкерного флота.
Известно, что Минфин США начал расследование против 100 судов и 30 компаний-операторов из разных стран.
Windward вообще оперирует цифрами 900 и 1100.
Сколько же реально судов перевозят российскую нефть?
Для обеспечения поставок нефти и топлива из России был собран флот нефтяных танкеров стоимостью $2,2 млрд, писал Bloomberg.
По оценкам компании VesselsValue, которая отслеживает продажи и покупки судов, в 2022 году на расширение «темного флота» топливных танкеров было потрачено чуть более $850 млн. Кроме того, почти $1,4 млрд было инвестировано в суда для перевозки сырой нефти.
Лондонская компания EA Gibson Shipbrokers насчитала как минимум 38 судов для перевозки топлива, принадлежащих зарегистрированным в России компаниям, но утверждает, что реальная цифра, скорее всего, будет выше, поскольку оффшорные компании, которые трудно отследить, будут владеть большим количеством судов. Компания насчитала более 100 бензовозов, проданных странам за пределами «Большой семерки» или Европейского Союза в 2022 году [3].
Официальных данных, как всем очевидно, нет. Но интерес есть. НГВ удалось выяснить примерное количество танкеров. Об этом можно прочитать в полной версии статьи в январском номере журнала НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ.
Индия как НПЗ для Европы
В самом конце ноября появилась информация, что танкер NS Century с российской нефтью дрейфует десять дней примерно в 1000 миль от побережья Индии, так как индийские власти не разрешают судну пришвартоваться в порту. Судно следовало в индийский порт Вадинар, но после введения в отношении него (и еще в отношении двух танкеров) санкций США остановилось, пишет Bloomberg. По информации на 14 декабря (согласно Goradar) судно также находилось около Индии, при этом скорость практически нулевая – один узел, информации по поводу разгрузки танкера в СМИ не обнаружено. Как вариант, может быть, будет перегрузка с судна на судно. Тем не менее судно поменяло порт назначения – указав Пакистан. 18 декабря утром скорость судна составила более 6 узлов. Но уже ближе к вечеру – скорость 0,3 узла, что говорит о дрейфе. Но, судя по местоположению танкера, курс на Пакистан не осуществляется. Ситуация с танкером остается загадочной. Но не суть. Даже если все-таки произойдет перегруз с судна на судно или танкер все-таки зайдет в какой-то порт, то несколько недель в дрейфе станут показательным перфомансом.
«Показательная порка» – это определенный сигнал для трейдинга. Индия демонстрирует приверженность к политике ограничений по отношению к sdn-list танкерам.
Учитывая геополитическую заинтересованность основных инвесторов Индии, а это, по данным 2022 года, Сингапур (27 %), США (18 %), Маврикий (16 %), Нидерланды (8 %) и Швейцария (7 %), в санкционном прессинге против России, Индии необходимо выстраивать взвешенные дипломатические отношения, учитывая и свои бизнес-интересы и интенции бенефициаров. Поэтому не стоит полагаться на однозначное и прозрачное поведение крупного покупателя. Как и в случае с новыми усложнившимися схемами транспортировки, поведение покупателей тоже становится непростым.
Тем не менее сегодня Индия приобретает у России половину всего объема морского экспорта и 38% всего экспорта. Многие факторы указывают на потенциал роста закупок: развитие энергетики самой Индии, так и реэкспорт переработанной нефти в Европу.
Европа запретила большую часть поставок нефти из России почти год назад, но сейчас она потребляет дизельное топливо, которое вполне может быть произведено из российской нефти, пишет Bloomberg [3].
Импорт дизельного топлива в регион из Индии вырастет до 305 000 баррелей в день, что является максимальным показателем, по крайней мере, с января 2017 года, показывают данные аналитической компании Kpler. В общей сложности импорт дизельного топлива и газойля в Европу, по данным Kpler [4], в ноябре должны были вырасти до 935 000 баррелей в день, что на 5% больше, чем в октябре.
Компания подсчитала, что Индия покупает около 1,6 млн барр российской нефти в день.
По нашим подсчетам, чтобы удовлетворить спрос на топливо и реализовать строящиеся заводы, Индии до 2030 года необходимо около 6 млн барр в сутки. Как видим, Индия может покупать еще больше. Но страну интересует нефть с дисконтом, о чем и было уже неоднократно заявлено индийской стороной.
Старые и удалые
Старые суда составляют значительный процент судов «серого» и «темного» флота. В статье The Washington Post отмечалось: «Многие (корабли теневого флота) представляют собой старые танкеры, которые ранее входили в состав регулярного флота. Владельцы предпочитают продавать их за большие деньги, чем если бы они были проданы на металлолом и запчасти…».
До пандемии танкеры старше 20 лет составляли всего 1% мирового танкерного флота, их доля увеличилась после пандемии до 3%. По данным брокеров Braemar, к середине 2025 года они уже смогут обеспечить 11% всего спроса на танкеры.
Как уже было отмечено, в новый пакет санкций ЕС против России не войдет запрет на продажу российским компаниям старых нефтяных танкеров. В этой связи хочется отметить лицемерие глобальных регуляторов, которые, с одной стороны, ратуют за снижение углеродных выбросов и модернизацию транспорта, с другой – усложняют перевозку углеводородов, что ведет к увеличению доли устаревших танкеров в морской логистике.
Тем не менее стоимость фрахта растет.
По информации Международного энергетического агентства (МЭА), меры правительства США в отношении танкеров, перевозящих российскую нефть, увеличили стоимость доставки на 65%, поскольку суда вынуждены менять маршруты, выбирая порты назначения, где можно разгрузиться, вследствие чего расстояния выросли. Кроме того, ситуация усугубилась пиратскими вылазками.
В долгосрочной перспективе судовладельцы указывают на ограниченное предложение новых судов, что подтверждает сохранение высоких ставок. Так, по словам Брайана Галлахера, руководителя отдела по связям с инвесторами Euronav NV, портфель заказов на танкеры в настоящее время находится на 40-летнем минимуме [5] несмотря на то, что в сегменте фиксируется оживление с конца 2022 года – рост заказов начал расти.
«Звезда», она одна
Несмотря на то что с 2014 по 2020 год года прирост тоннажа в российском судостроении увеличился в пять раз (с 44 916 до 241843 тыс. тонн), согласно данным
UNCTAD, дефицит танкерного флота – существенный.
Особо это стало очевидно после того, как за год увеличился морской экспорт российских нефти и нефтепродуктов, фактически с 140 млн тонн до 190 млн тонн.
Сегодня крупнотоннажные танкеры строятся на одной отечественной верфи ССК «Звезда» (сегодня в портфеле компании 50 судов), и с серьезным запросом рынка она не в состоянии справиться. Тут еще и добавляются риски импортозамещения (НГВ писала об этом неоднократно). Поэтому в СМИ постоянно появляется информация о сдвигах сроков по сдаче и ледоколов, и танкеров сильно вправо. Судя по всему, отечественному бизнесу приходится искать верфи в других странах, и это – Китай и Южная Корея.
Два сильнейших судостроителя в мире – Китай (47% всех мировых судов в 2023 году), Южная Корея (39,26%).
Обе страны сообщили, что их заказы выросли, несмотря на общее глобальное замедление заказов на судостроение по сравнению с рекордными темпами 2021 и 2022 годов. Китай продолжает получать заказы на балкеры и контейнеровозы, в то время как Южная Корея подчеркивает свое лидерство в сегменте газовозов и двухтопливных судов.
В июле этого года появилась информация, что Kurow Shipping, «загадочная танкерная компания, имеющая связи с теневым флотом танкеров, перевозящих российскую нефть, подписала контракт на строительство до 8 танкеров-продуктовозов дальнего плавания класса «Афрамакс» с международной верфью Zhoushan Changhong в Китае. Сделка стоимостью почти $500 млн представляет собой первый контракт Kurow Shipping на строительство новых судов и, возможно, заметную эскалацию готовности Китая поддерживать судоходные компании в обход санкций ЕС» [7].
Учитывая рост морского экспорта, а также планы по началу отгрузки с проекта «Восток Ойл» (30 млн тонн в 2024 году), потребность в танкерах определенно растет.
На «Звезде» уже есть заказ от компании «Роснефть» на 26 танкеров [8]. При посещении Президентом РФ ССК «Звезда» в сентябре этого года Игорь Сечин, главный исполнительный директор «Роснефти», рассказывая о реализации проекта «Восток Ойл», сообщил президенту, что для организации поставок и загрузки Северного морского пути потребуется не менее 50 новых единиц ледокольного и транспортного флота.
При условии подтверждения ресурсной базы «Восток Ойл», в горизонте до 2030 года компании будет необходимо от 15 до 30 крупнотонажных танкеров, в зависимости от направления перевозки (Восток или Запад).
На долю судостроителей Южной Кореи в настоящее время приходится три четверти всех заказов на новые газовозы СПГ (всего 255 судов) [6]. 80% российских газовозов до сих пор строится на верфи Южной Кореи, по оценке Алексея Белогорьева, эксперта Института энергетики и финансов.
Список литературы
1. https://windward.ai/knowledge-base/illuminating-russias#shadow-fleet/
2. https://www.gazeta.ru/business/news/2023/12/07/
21876715.shtml
3. https://www.tbsnews.net/bloomberg-special/russias#shadow-oil-tanker-fleet-becomes-everyone-elses-pro...
4. https://www.bloomberg.com/news/articles/2023-11-27/europe-is-guzzling-diesel-from-india-a-key-buyer-...
5. https://www.bloomberg.com/news/articles/2023-12-18/us-announces-plan-for-ministerial-meeting-to-meet...
6. https://maritime-executive.com/article/korean-shipbuilders#retake-top-spot-overtaking-china-with-lng...
7. https://gcaptain.com/china-to-build-shadow-fleet-tankers/
8. https://www.interfax.ru/russia/920185
Фотография:
https://hdpic.club/uploads/posts/2022-08/1660851576_21-hdpic-club-p-saudovskie-tankeri-24.jpg
В последние два года в обиходе бизнес-лексики появился термин «теневой флот». До начала СВО в мире были четко определены суда по степени легитимности: суда, занимающиеся незаконной деятельностью/суда, находящиеся под санкциями, и законопослушные суда». «Теневые флоты», связанные с Ираном и Венесуэлой, были относительно небольшими и не оказывали существенного влияния на несанкционированную торговлю несмотря на то, что Иран существенно увеличил мощность флота в последние годы. Информация об этом практически не появлялась в прессе. После февраля 2022 года ситуация изменилась, поскольку санкционными стали российская нефть и нефтепродукты, составляющие значительный объем мирового экспорта.
Двусмысленный феномен
«“Теневой флот” стал модным словечком, широко используемым в средствах массовой информации и в морской отрасли, но плохо определяемым и двусмысленным», – сказала Ами Дэниел, соучредитель и генеральный директор Windward. Компания сделала исследование так называемого «теневого флота», используя искусственный интеллект Windward Maritime AI™. Благодаря инструменту аналитики получили «более точную картину контрабанды российской нефти».
Сегодня, по версии Windward, суда можно разделить на три вида. «Чистый флот» – танкеры не проявляют никакого подозрительного поведения, такого как смена флага или непрозрачная структура собственности. Они могут быть быстро идентифицированы. Практически всегда работают в определенных районах.
«Серый флот» – совершенно новое явление, «возникшее в результате СВО». После начала войны, отмечено в исследовании, были быстро созданы зарубежные компании, чтобы скрыть происхождение и принадлежность судов, а также создать видимость законопослушности и отсутствия санкций. Значительное количество этих судов также часто меняют флаги. Windward идентифицировал более 900 «серых» судов по всему миру. Часто подобные суда замечены на маршрутах актуальных покупателей России (Китай, Индия, Турция).
«Темный флот» – этот флот часто использует «темные действия» (намеренное отключение системы автоматической идентификации) для транспортировки наливных грузов, а также другие методы обманной доставки, к примеру, подделка местоположения. Флот характеризуется непрозрачной структурой собственности и использованием нескольких приоритетных флагов за короткий период времени. Windward относит к «темным» около 1100 кораблей.
Технология Vortexa обнаружила, что после февраля 2022 года «серый флот» перевозил около 2,6 млн баррелей в день каждый месяц, что означает увеличение на 68% по сравнению с уровнями до начала СВО. Объемы перевозки «темного флота» увеличились на 21%. Эти объемы относятся только к российской нефти.
Данные взяты за период с января 2021 года до февраля 2023 года.
С точки зрения США и ЕС, все танкеры, которые возят российскую нефть по цене выше установленного порога $60 за баррель, считаются нелегитимными (к примеру, Министерство финансов США добавило в санкционный список в ноябре 2023 года несколько танкеров, которые перевозили российскую нефть выше ценового потолка в $60 за баррель). Попавшие под ограничения танкеры: Victor Bakaev, NS Champion, HS Atlantica, Kazan, Ligovsky Prospect и NS Century. Все они выходили в море под флагом Либерии.
С точки зрения бизнеса, форма транспортировки не имеет значения в контексте осуществления сделки. Есть покупатель, соответственно, товар должен быть доставлен в порт назначения. Если сделки совершаются, значит глобальный бизнес считает форму логистики вполне приемлемой. Спрос и предложение по-прежнему являются основными двигателями рынка. Сегодня основными покупателями российской нефти являются Китай, Индия, Турция. Индия покупает половину российского морского экспорта. Российская нефть, перерабатываемая на индийских НПЗ, доставляется в Европу. Также известны случаи, когда российская нефть/нефтепродукты доставляются и в США. Так, по российским пабликам прошла информация о доставке из Новороссийска на немецком танкере 50 тыс. тонн нефтепродуктов на базу военно-морского флота США в Норфолк [2].
И в подтверждение двусмысленности отношения глобальных регуляторов к транспортировке российской нефти в середине декабря появилась информация, что в новый пакет санкций ЕС против России не войдет запрет на продажу российским компаниям старых нефтяных танкеров, пишет Reuters. Против этой меры выступали средиземноморские страны, сообщили источники агентства. Судоходным компаниям потребуется только информировать о таких продажах, следует из последнего варианта обсуждаемого пакета.
«Тени» сложно посчитать
В целом в глобальных СМИ и в аналитических отчетах и «темный», и «серый» флоты называются теневыми (shadow fleet), чтобы сильно не усложнять. По разным оценкам, мелькающим на страницах прессы, российский теневой танкерный флот насчитывает более 600 судов.
Trafigura уточняет, что общее количество судов может составить 600, из которых 400 – нефтевозы. В частном порядке некоторые судовладельцы называют цифру немного ниже – от 10 до 12% мирового танкерного флота.
Известно, что Минфин США начал расследование против 100 судов и 30 компаний-операторов из разных стран.
Windward вообще оперирует цифрами 900 и 1100.
Сколько же реально судов перевозят российскую нефть?
Для обеспечения поставок нефти и топлива из России был собран флот нефтяных танкеров стоимостью $2,2 млрд, писал Bloomberg.
По оценкам компании VesselsValue, которая отслеживает продажи и покупки судов, в 2022 году на расширение «темного флота» топливных танкеров было потрачено чуть более $850 млн. Кроме того, почти $1,4 млрд было инвестировано в суда для перевозки сырой нефти.
Лондонская компания EA Gibson Shipbrokers насчитала как минимум 38 судов для перевозки топлива, принадлежащих зарегистрированным в России компаниям, но утверждает, что реальная цифра, скорее всего, будет выше, поскольку оффшорные компании, которые трудно отследить, будут владеть большим количеством судов. Компания насчитала более 100 бензовозов, проданных странам за пределами «Большой семерки» или Европейского Союза в 2022 году [3].
Официальных данных, как всем очевидно, нет. Но интерес есть. НГВ удалось выяснить примерное количество танкеров. Об этом можно прочитать в полной версии статьи в январском номере журнала НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ.
Индия как НПЗ для Европы
В самом конце ноября появилась информация, что танкер NS Century с российской нефтью дрейфует десять дней примерно в 1000 миль от побережья Индии, так как индийские власти не разрешают судну пришвартоваться в порту. Судно следовало в индийский порт Вадинар, но после введения в отношении него (и еще в отношении двух танкеров) санкций США остановилось, пишет Bloomberg. По информации на 14 декабря (согласно Goradar) судно также находилось около Индии, при этом скорость практически нулевая – один узел, информации по поводу разгрузки танкера в СМИ не обнаружено. Как вариант, может быть, будет перегрузка с судна на судно. Тем не менее судно поменяло порт назначения – указав Пакистан. 18 декабря утром скорость судна составила более 6 узлов. Но уже ближе к вечеру – скорость 0,3 узла, что говорит о дрейфе. Но, судя по местоположению танкера, курс на Пакистан не осуществляется. Ситуация с танкером остается загадочной. Но не суть. Даже если все-таки произойдет перегруз с судна на судно или танкер все-таки зайдет в какой-то порт, то несколько недель в дрейфе станут показательным перфомансом.
«Показательная порка» – это определенный сигнал для трейдинга. Индия демонстрирует приверженность к политике ограничений по отношению к sdn-list танкерам.
Учитывая геополитическую заинтересованность основных инвесторов Индии, а это, по данным 2022 года, Сингапур (27 %), США (18 %), Маврикий (16 %), Нидерланды (8 %) и Швейцария (7 %), в санкционном прессинге против России, Индии необходимо выстраивать взвешенные дипломатические отношения, учитывая и свои бизнес-интересы и интенции бенефициаров. Поэтому не стоит полагаться на однозначное и прозрачное поведение крупного покупателя. Как и в случае с новыми усложнившимися схемами транспортировки, поведение покупателей тоже становится непростым.
Тем не менее сегодня Индия приобретает у России половину всего объема морского экспорта и 38% всего экспорта. Многие факторы указывают на потенциал роста закупок: развитие энергетики самой Индии, так и реэкспорт переработанной нефти в Европу.
Европа запретила большую часть поставок нефти из России почти год назад, но сейчас она потребляет дизельное топливо, которое вполне может быть произведено из российской нефти, пишет Bloomberg [3].
Импорт дизельного топлива в регион из Индии вырастет до 305 000 баррелей в день, что является максимальным показателем, по крайней мере, с января 2017 года, показывают данные аналитической компании Kpler. В общей сложности импорт дизельного топлива и газойля в Европу, по данным Kpler [4], в ноябре должны были вырасти до 935 000 баррелей в день, что на 5% больше, чем в октябре.
Компания подсчитала, что Индия покупает около 1,6 млн барр российской нефти в день.
По нашим подсчетам, чтобы удовлетворить спрос на топливо и реализовать строящиеся заводы, Индии до 2030 года необходимо около 6 млн барр в сутки. Как видим, Индия может покупать еще больше. Но страну интересует нефть с дисконтом, о чем и было уже неоднократно заявлено индийской стороной.
Старые и удалые
Старые суда составляют значительный процент судов «серого» и «темного» флота. В статье The Washington Post отмечалось: «Многие (корабли теневого флота) представляют собой старые танкеры, которые ранее входили в состав регулярного флота. Владельцы предпочитают продавать их за большие деньги, чем если бы они были проданы на металлолом и запчасти…».
До пандемии танкеры старше 20 лет составляли всего 1% мирового танкерного флота, их доля увеличилась после пандемии до 3%. По данным брокеров Braemar, к середине 2025 года они уже смогут обеспечить 11% всего спроса на танкеры.
Как уже было отмечено, в новый пакет санкций ЕС против России не войдет запрет на продажу российским компаниям старых нефтяных танкеров. В этой связи хочется отметить лицемерие глобальных регуляторов, которые, с одной стороны, ратуют за снижение углеродных выбросов и модернизацию транспорта, с другой – усложняют перевозку углеводородов, что ведет к увеличению доли устаревших танкеров в морской логистике.
Тем не менее стоимость фрахта растет.
По информации Международного энергетического агентства (МЭА), меры правительства США в отношении танкеров, перевозящих российскую нефть, увеличили стоимость доставки на 65%, поскольку суда вынуждены менять маршруты, выбирая порты назначения, где можно разгрузиться, вследствие чего расстояния выросли. Кроме того, ситуация усугубилась пиратскими вылазками.
В долгосрочной перспективе судовладельцы указывают на ограниченное предложение новых судов, что подтверждает сохранение высоких ставок. Так, по словам Брайана Галлахера, руководителя отдела по связям с инвесторами Euronav NV, портфель заказов на танкеры в настоящее время находится на 40-летнем минимуме [5] несмотря на то, что в сегменте фиксируется оживление с конца 2022 года – рост заказов начал расти.
«Звезда», она одна
Несмотря на то что с 2014 по 2020 год года прирост тоннажа в российском судостроении увеличился в пять раз (с 44 916 до 241843 тыс. тонн), согласно данным
UNCTAD, дефицит танкерного флота – существенный.
Особо это стало очевидно после того, как за год увеличился морской экспорт российских нефти и нефтепродуктов, фактически с 140 млн тонн до 190 млн тонн.
Сегодня крупнотоннажные танкеры строятся на одной отечественной верфи ССК «Звезда» (сегодня в портфеле компании 50 судов), и с серьезным запросом рынка она не в состоянии справиться. Тут еще и добавляются риски импортозамещения (НГВ писала об этом неоднократно). Поэтому в СМИ постоянно появляется информация о сдвигах сроков по сдаче и ледоколов, и танкеров сильно вправо. Судя по всему, отечественному бизнесу приходится искать верфи в других странах, и это – Китай и Южная Корея.
Два сильнейших судостроителя в мире – Китай (47% всех мировых судов в 2023 году), Южная Корея (39,26%).
Обе страны сообщили, что их заказы выросли, несмотря на общее глобальное замедление заказов на судостроение по сравнению с рекордными темпами 2021 и 2022 годов. Китай продолжает получать заказы на балкеры и контейнеровозы, в то время как Южная Корея подчеркивает свое лидерство в сегменте газовозов и двухтопливных судов.
В июле этого года появилась информация, что Kurow Shipping, «загадочная танкерная компания, имеющая связи с теневым флотом танкеров, перевозящих российскую нефть, подписала контракт на строительство до 8 танкеров-продуктовозов дальнего плавания класса «Афрамакс» с международной верфью Zhoushan Changhong в Китае. Сделка стоимостью почти $500 млн представляет собой первый контракт Kurow Shipping на строительство новых судов и, возможно, заметную эскалацию готовности Китая поддерживать судоходные компании в обход санкций ЕС» [7].
Учитывая рост морского экспорта, а также планы по началу отгрузки с проекта «Восток Ойл» (30 млн тонн в 2024 году), потребность в танкерах определенно растет.
На «Звезде» уже есть заказ от компании «Роснефть» на 26 танкеров [8]. При посещении Президентом РФ ССК «Звезда» в сентябре этого года Игорь Сечин, главный исполнительный директор «Роснефти», рассказывая о реализации проекта «Восток Ойл», сообщил президенту, что для организации поставок и загрузки Северного морского пути потребуется не менее 50 новых единиц ледокольного и транспортного флота.
При условии подтверждения ресурсной базы «Восток Ойл», в горизонте до 2030 года компании будет необходимо от 15 до 30 крупнотонажных танкеров, в зависимости от направления перевозки (Восток или Запад).
На долю судостроителей Южной Кореи в настоящее время приходится три четверти всех заказов на новые газовозы СПГ (всего 255 судов) [6]. 80% российских газовозов до сих пор строится на верфи Южной Кореи, по оценке Алексея Белогорьева, эксперта Института энергетики и финансов.
Список литературы
1. https://windward.ai/knowledge-base/illuminating-russias#shadow-fleet/
2. https://www.gazeta.ru/business/news/2023/12/07/
21876715.shtml
3. https://www.tbsnews.net/bloomberg-special/russias#shadow-oil-tanker-fleet-becomes-everyone-elses-pro...
4. https://www.bloomberg.com/news/articles/2023-11-27/europe-is-guzzling-diesel-from-india-a-key-buyer-...
5. https://www.bloomberg.com/news/articles/2023-12-18/us-announces-plan-for-ministerial-meeting-to-meet...
6. https://maritime-executive.com/article/korean-shipbuilders#retake-top-spot-overtaking-china-with-lng...
7. https://gcaptain.com/china-to-build-shadow-fleet-tankers/
8. https://www.interfax.ru/russia/920185
Фотография:
https://hdpic.club/uploads/posts/2022-08/1660851576_21-hdpic-club-p-saudovskie-tankeri-24.jpg
Читайте также в этом выпуске
15 июля 2024
Статьи
Изменения в газовой отрасли давно назрели. Однако по-прежнему в государственном аппарате обсуждается приоритет экспорта. Даст ли это мультипликативный эффект для развития отрасли? Как должна измениться экономика в ракурсе новой геополитики?
15 июля 2024
Статьи
Сможет ли газопереработка «вывезти» газовую отрасль при том комплексе проблем, которые накопились и решаются со скрипом? А также при складывающейся конъюнктуре глобального рынка?
15 июля 2024
Статьи
В Энергостратегии России до 2035 года малым и независимым нефтяным компаниям уделяется мало внимания. Каким образом этот сегмент будет развиваться и какую роль будет играть в освоении месторождений? До сих пор ННК существуют в туманном правовом поле и их экономическая недооцененность тормозит эффект...
15 июля 2024
Статьи
Происходит деамериканизация глобальной экономики и мироустройства, чей век приходит на смену? Какая роль уготована России? Сможет ли Россия не «перепопасть» из англо-саксонской ловушки в китайскую?
15 июля 2024
Статьи
Стратегические резервы нефти во многих странах считаются необходимым инструментом защиты национальной безопасности. В России до сих пор подобных запасов нет. Хотя понимание необходимости озвучивается различными инстанциями, но дальше теоретических рассуждений процесс не идет.
15 июля 2024
Статьи
Грузия и Армения, не имеющие значимых ресурсов ископаемого топлива, обречены решать свои топливно-энергетические проблемы за счет импорта газа, нефтепродуктов и развития ВИЭ. Хорошо, конечно, если с ВИЭ все получится. А если нет?
15 июля 2024
Статьи
Нефтяные терминалы стран Балтии сегодня простаивают фактически без дела. Какой экономический урон составляет потеря транзита и есть ли возможность загрузки чем-то иным, кроме российских нефтепродуктов?
15 июля 2024
Статьи
Какие конфигурации проектов СПГ наиболее выгодны для экспорта и внутреннего рынка? Ряд факторов позволят определить эффективность и маржинальность производства и реализации.
15 июля 2024
Статьи
Прошлый год стал для российской угольной промышленности очередным испытанием на прочность. Широкомасштабные антироссийские санкции (в том числе затронувшие крупнейшие угольные компании) наложились на неблагоприятную макроэкономическую среду – обвал цен на мировых угольных рынках. Усилились и...
15 июля 2024
Статьи
И это вопрос не про еду, а про онтологию. В июне состоялся очередной ПМЭФ. На нем было сделано много интересных заявлений. Контекст дискуссий – совсем не томный. Разговоры об экономическом будущем России все острее. Ведь глобальная конкуренция подразумевает развитие технологий. А что у нас? У нас сд...
15 июля 2024
Статьи
Водород, оставаясь водородом, имеет разные способы производства. Соответственно, его стоимость и влияние на окружающую среду могут различаться в разы. В мире нет не только общепризнанных стандартов водорода вроде ISO, но и отсутствуют нормы на национальных уровнях, а неформальная цветовая классифика...
15 июля 2024
Статьи
На международном рынке энергоносителей схлестнулись два тренда: отказ от ископаемого топлива в рамках зеленой повестки и вытеснение России как нежелательного для Запада партнера. Какими путями пойдет энергетический передел и насколько быстро он возможен?
15 июля 2024
Статьи
О специфике работы с нефтегазовыми компаниями при строительстве трубопроводов, о рыночных трендах сегмента НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ поговорила с Эдгаром Гайнулиным, генеральным директором ООО «Завод Теплогидроизоляции».
15 июля 2024
Статьи
В моде опять глубоководные проекты и бурение на шельфе. А власти США придумали, как соединить альтернативную энергетику с традиционной, чтобы найти дипломатичные компромиссы с углеводородным сектором и переманить его на свою сторону. Нефтянка, сдавленная еще вчера прессом зеленого перехода, выходит ...
15 июля 2024
Статьи
Рынок биотоплива в мире не сбавляет обороты. В России есть все возможности для производства этого вида горючего, но сегмент фактически не развивается, производится минимальный объем. Какой потенциал имеет данное направление для отечественного ТЭК?
15 июля 2024
Статьи
В России практически все существующие нормативные документы, направленные на сокращение выбросов непарниковых углеводородных газов, де-факто не обязательны к исполнению. А между тем эти газы очень вредны для здоровья человека.
15 июля 2024
Статьи
Космическим державам становится тесно на низкой околоземной орбите, и они стремятся за её пределы: активно развиваются лунные и марсианские программы, а также программы по исследованию далёких планет, комет и астероидов. Такие задачи требуют принципиально новых средств обеспечения и доставки грузов,...
15 июля 2024
Статьи
Оборудование для геологоразведочных работ и бурения на шельфе в дефиците. Строить его дорого и неясно где. В 2007 году был проект по модернизации атомного лихтеровоза «Севморпуть» в буровое судно. Но проект был заморожен.
15 июля 2024
Статьи
За свою историю компания нарастила значительные трубопроводные мощности и портфель различных компетенций. При сжимании экспортных поставок как можно развивать и оптимизировать бизнес?
16 мая 2024
Статьи
Колонка председателя редакционного совета НЕФТЕГАЗОВОЙ ВЕРТИКАЛИ Кирилла Молодцова
16 мая 2024
Статьи
О развитии биржевой торговли нефтепродуктами, газом, углеродными единицами НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ побеседовала с главой СПбМТСБ Игорем Артемьевым.
16 мая 2024
Статьи
Думая об отраслевой концепции ТЭК будущего, необходимо в том числе и произвести изменения в налоговой системе. Для этого оценим эффект от действующей фискальной политики. Так что было достигнуто?
16 мая 2024
Статьи
Этой статьей продолжается публикация мнений по теме формирования благоприятной правовой среды для деятельности независимых нефтегазовых компаний. На этот раз остановимся на некоторых аспектах налогового регулирования в данной сфере, рассмотрим дополнительные меры налогового стимулирования ННК.
16 мая 2024
Статьи
Установка на результат имеет смысл даже в аналитике. Стакан может быть наполовину пустым или полным – в зависимости от широты взглядов, с которыми ты начинаешь исследование вопроса. Какой стакан вообразило РЭА Минэнерго в проекте «Сценарии развития мировой энергетики до 2050 года» и какое место там ...
16 мая 2024
Статьи
Цифровые активы становятся новой валютой энергоперехода. На каких этапах находятся разработки Китая в сфере ИИ для нефтегазовой отрасли и почему это важно знать?
16 мая 2024
Статьи
В конце 2024 года должен закончиться действующий пятилетний контракт между «Газпромом» и «Нафтогазом» на транзит российского газа через территорию Украины в страны ЕС. Каким образом сложатся в дальнейшем поставки газа и по каким маршрутам, да и сложатся ли…?
16 мая 2024
Статьи
Белорусские нефтепродукты приспособились к новым каналам и схемам экспорта. Прозрачности меньше, но эффект от продаж на прежнем уровне.
16 мая 2024
Статьи
Вопрос о том, станет ли Китай импортером низкоэмиссионного водорода и при каких условиях, не относится к разряду научной фантастики. При всей связанной с ним неопределенностью, имеются все основания утверждать, что вероятность наступления такого события высока.
16 мая 2024
Статьи
Каким образом газифицировать удаленные от основной газовой инфраструктуры регионы, чтобы это было рентабельно? В статье представлен алгоритм газификации СПГ при условии отсутствия экспортных продаж для выбора оптимального управленческого решения.
16 мая 2024
Статьи
Дублер Босфора может стать для России палкой о двух концах. Танкеры от берегов России сократят путь до Средиземного моря, но и корабли НАТО теперь смогут попадать в акваторию Черного моря без особых проблем.
Турция строит судоходный канал, параллельный Босфору. Этот проект уже стал долгостроем: его...
Турция строит судоходный канал, параллельный Босфору. Этот проект уже стал долгостроем: его...
16 мая 2024
Статьи
Выход из Красного моря в Индийский океан – пролив Баб-Эль-Мандеб – одно из самых важных мест для мировой торговли нефтью, СПГ, а также десятками других товаров. По-арабски название пролива означает «ворота слез». Уже полгода, как он стал самым опасным для судоходства местом планеты из-за атак хусито...
16 мая 2024
Статьи
14 апреля причастное мировое сообщество отмечало Всемирный квантовый день. Чем Россия может похвастаться в этой области? В феврале Росатом объявил о создании 20-кубитного компьютера, а к концу года «должны успеть» создать 50-кубитный. Что означают эти цифры, и на каком уровне находятся российские ра...
16 мая 2024
Статьи
22 июня 1941 года по Советскому Союзу разнеслись слова Вячеслава Михайловича Молотова о нападении фашисткой Германии. В конце речи прозвучала ставшая сакральной для советского народа фраза: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». Не будем разбирать ошибки советского правительств...
16 мая 2024
Статьи
18 апреля 2014 года с МЛСП «Приразломная» (Морская ледостойкая стационарная платформа) была отгружена первая партия нефти – 70 тысяч тонн марки ARCO (Arctic Oil). К августу 2023 года с «Приразломной» было отправлено на экспорт 25 миллионов тонн нефти. В настоящее время этот показател...
15 апреля 2024
Статьи
Текущие проблемы с нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ) стоит рассматривать лишь в качестве частного случая ряда вопросов, с которыми столкнулась наша страна в 2023 году. Безусловно, в текущем году актуализировалась необходимость усилить меры защиты производственных объектов. Но в остальном...
15 апреля 2024
Статьи
Цивилизационное противостояние с коллективным Западом требует от России в XXI веке максимально возможной самостоятельности во всех сферах, концентрации на внутреннем развитии, принятия решений об экономической безусловной значимости внутреннего рынка.
15 апреля 2024
Статьи
Теория и реальность стыкуются в планах Минэнерго в общих чертах. Ну так, с погрешностью плюс-минус 1000 км. Каким образом подобные «мелочи» отразятся на бизнесе и населении России?
15 апреля 2024
Статьи
Правительство считает, что дефицита топлива на внутреннем рынке быть не может. Но трейдеры думают по-другому. Какой логикой руководствуются те и другие?
15 апреля 2024
Статьи
О том, как работать переработке и топливным трейдерам в условиях реальности НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ поговорила с главным аналитиком по макроэкономике, рынкам нефти и нефтепродуктов «ПРОЛЕУМ» Андреем Дьяченко.
15 апреля 2024
Статьи
Выпадающие трубопроводные объемы газа можно компенсировать поставками СПГ. Но нужно успеть нарастить мощности оперативно, чтобы осуществить продажу на волне высоких цен. Маржинальный период будет недолгим. Да и желающих торговать газом не так уж и мало
15 апреля 2024
Статьи
Каким образом складываются поставки российского газа в Китай, в чем особенности торговли и каков потенциал импорта КНР, рассказал в интервью НЕФТЕГАЗОВОЙ ВЕРТИКАЛИ Алексей Белогорьев, директор по исследованиям и развитию, Фонд «Институт энергетики и финансов».
15 апреля 2024
Статьи
В конце 2024 года должен закончиться действующий пятилетний контракт между «Газпромом» и «Нафтогазом» на транзит российского газа через территорию Украины в страны ЕС. Каким образом сложатся в дальнейшем поставки газа и по каким маршрутам, да и сложатся ли…?
15 апреля 2024
Статьи
Уже как год действует договор между Россией и Белоруссией об общих принципах налогообложения по косвенным налогам. Как это отразилось на топливном сегменте и торговых отношениях, связанных с продуктами добычи и переработки?
15 апреля 2024
Статьи
Современные плавучие установки регазификации (FSRU) обеспечивают такие же возможности по приему СПГ, как и наземные терминалы. FSRU менее мощные, но у них есть другие преимущества, главное из которых – экономичность.
15 апреля 2024
Статьи
Набирающая популярность в России тема глубокой переработки угля (или/и углехимии) очень напоминает сюжет сказки про неразменный рубль: о ней вспоминают лишь в периоды неблагоприятной экспортной конъюнктуры на мировом угольном рынке. И это неспроста: при всех очевидных выгодах – прежде всего ...
15 апреля 2024
Статьи
Технологические линии нового поколения «TMС-Hightech» и «TMС-SRLine», предназначенные для диагностики и ремонта насосно-компрессорных труб и насосных штанг, отличаются высокой производительностью и разумным уровнем автоматизации. Оборудование соответствует требованиям ГОСТ и принципам бережливого пр...
15 апреля 2024
Статьи
Газ не считается фаворитом в энергобалансе Китая. Но интрига по поводу этого энергоносителя сохраняется. КНР берет газовые «поводья» в свои руки – в 2023 году на 7,6% увеличивает потребление газа, подписывает 33% долгосрочных контрактов на поставку СПГ и становится лидером среди импортеров. ...
15 апреля 2024
Статьи
В масштабах планеты в месторождениях, будь то на суше или на шельфе, находится лишь незначительная часть природного газа. Промышленным способом добычу ведут не там, где его больше, а там, где это технически проще и экономически выгоднее. Однако с развитием технологий появляются возможности брать газ...
15 апреля 2024
Статьи
Более 70% месторождений углеводородов России являются многопластовыми, то есть месторождениями, где отдельные залежи приурочены к пластам, которые занимают самостоятельное положение в разрезе и характеризуются индивидуальными геолого-физическими свойствами, физико-химическими свойствами нефтей, ...
15 апреля 2024
Статьи
15 лет тому назад новости о Штокмановском проекте были в фокусе внимания прессы. Речь шла о реализации проекта по освоению уникального Штокмановского газоконденсатного месторождения с запасами газа в 3,9 триллиона кубометров и строительстве трех очередей завода СПГ у поселка Териберка на берегу Баренцева...
15 марта 2024
Статьи
Похороны ископаемого топлива откладываются из года в год, а уже погребенный уголь сторожит взлет нефтяных и газовых цен, чтобы снова занять пьедестал лидера.
15 марта 2024
Статьи
В конце 2024 года должен закончиться действующий пятилетний контракт между «Газпромом» и «Нафтогазом» на транзит российского газа через территорию Украины в страны ЕС. Каким образом сложатся в дальнейшем поставки газа и по каким маршрутам, да и сложатся ли…?
15 марта 2024
Статьи
Случится или нет анонсируемый пик потребления нефти в 2030 году? Что имеет шанс на победу: амбиции продавцов или рационализм покупателей? Есть основания полагать, что пик пока останется абстракцией.
15 марта 2024
Статьи
В энергетике России, реализуемой на рыночных и смешанных основаниях, принцип конкуренции затрагивает в основном сферу стоимости, качественные составляющие играют несущественную роль. Ответственность же в сегменте является понятием относительным. На чем нужно сфокусироваться в планировании энергетики...
15 марта 2024
Статьи
Малые нефтяные компании фактически есть и работают, но не закреплены в юридическом поле, что мешает им получить меры поддержки. Сегодня сложились обстоятельства, которые ставят такие компании на грань рентабельности. Как можно помочь бизнесу? Продолжаем дискуссию, начатую Борисом Луцетом в статье «П...
15 марта 2024
Статьи
Скепсис по поводу добычи ТРИЗ быстро проходит. Глобальная нефтянка осваивает сложные нефтяные месторождения на шельфе.
15 марта 2024
Статьи
Информация и энергия считаются важнейшими ресурсами современного мира. Технологии беспроводной передачи делают их более гибкими, мобильными и менее уязвимыми к внешним воздействиям. Но если передача информации практически полностью смогла избавиться от паутины проводов, для энергетики этот путь сопр...
15 марта 2024
Статьи
26 января 2024 года был оставлен в силе один из вердиктов Верховного Суда Боливарианской Республики. Отмечено, что Мария Корина Мачадо, эта выдвиженка античавистской (т.е. проамериканской) оппозиции, не может баллотироваться на пост президента Венесуэлы в ходе кампании 2024-го. Рассерженно р...
15 марта 2024
Статьи
России нужна корректировка коэффициентов, показывающих количество выбросов при сжигании жидкого топлива. Авторы предлагают отечественный метод, основанный на оценке возможностей национальных НПЗ.
15 марта 2024
Статьи
Геонавигацией скважин недавно занимались только транснациональные компании. Сегодня технологии создаются и в России. Процесс набирает обороты. Сегодня геонавигация скважин может строиться не только вручную, но и автоматически. Подобный метод уже используется на ряде месторождений.
15 марта 2024
Статьи
С карбонатными коллекторами связано от 40 до 60% мировых запасов углеводородного сырья. Описанное исследование помогает уточнить ресурсную базу месторождений Сибири. Какие же перспективы имеют углеводородные залежи Красноярского края?
15 марта 2024
Статьи
Применение магнитного поля считается перспективным методом для разделения водонефтяных эмульсий и для очистки нефтяных загрязнений. Как далеко продвинулись эксперименты в этом направлении?
13 марта 2024
Статьи
Последние два года Россия находится в состоянии жёсткого геополитического противостояния с Западом, и данная ситуация как никогда ярко обнажила все проблемы страны, связанные с недостаточным вложением средств в НИОКР и высокой зависимостью от поставок западных технологий, оборудования и специальных ...
15 февраля 2024
Статьи
Колонка председателя редакционного совета НЕФТЕГАЗОВОЙ ВЕРТИКАЛИ Кирилла Молодцова
15 февраля 2024
Статьи
В России приняты законы и комплекс мер по достижению углеродной нейтральности к 2060 году. Для этого нужно стимулировать науку, восстановить лесной фонд, организовать торговлю углеродными единицами. Все это должно основываться на принципах повышения качества жизни граждан страны и рациональном недро...
15 февраля 2024
Статьи
Декарбонизация набирает обороты, но процесс не отличается прозрачностью и обоснованностью тех или иных проектов. Сомнения, факты, логика, оценка представлены в статье в форме размышления о целесообразности различных действий, о возможной корректировке планов.
15 февраля 2024
Статьи
Обострение климатических вопросов ускорило формирование регуляторной политики в направлении сокращения углеродного следа. Территория России обладает уникальным потенциалом для безопасного подземного хранения CO2. Учитывая сосредоточенность промышленных эмитентов, наличие истощенных коллекторов и дос...
15 февраля 2024
Статьи
В последний год морская транспортировка углеводородов меняет привычные маршруты и схемы поставок. Процесс явно усложняется. Что же происходит в сегменте СПГ-фрахта?
15 февраля 2024
Статьи
Перевалка угля в морских портах России по итогам 2023 г., вопреки санкционному давлению извне, торговым и транзакционным ограничениям, а также отсутствию собственного крупнотоннажного флота, выросла, хоть и незначительно, по сравнению с 2022 г. Впрочем, грузооборот остался ниже пикового показателя 2...
15 февраля 2024
Статьи
Энергорынок Европы миновал кризис. Страны планируют увеличить спрос на энергию. Ориентация на ВИЭ продолжается.
15 февраля 2024
Статьи
Что ждать от российской науки в будущем? Кроме скромных инвестиций, что сдерживает технологический прорыв? Какие онтологические основания теперь задают импульс развития отрасли? Приглашаем принять участие в дискуссии на страницах журнала.
15 февраля 2024
Статьи
Новости об авариях в энергосистеме и на теплотрассах страны стали горячей повесткой конца 2023 года и начала 2024-го. Количество сообщений о коммунальных авариях в России, согласно данным сервиса «Интегрум» удвоилось к 2023 году по сравнению с 2021 годом (зафиксировано более 4900 происшествий). Масш...
15 февраля 2024
Статьи
Осенью муниципалитеты доложили о готовности коммунальных предприятий и многоквартирных домов к зимнему периоду, но в новогодние праздники в лютый мороз случился коллапс в теплоснабжении в Подмосковье и других регионах России. Председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательств...
15 февраля 2024
Статьи
В отраслях, использующих энергетическое оборудование, многие не знают, что в России есть свои производители, способные заменить традиционный импорт.
15 февраля 2024
Статьи
Вроде бы хорошая идея – продавать в Китай электроэнергию из России, но пока фантазии на этот счет «не бьются» с реальной конъюнктурой.
15 февраля 2024
Статьи
Свой столетний юбилей, который пришёлся на прошлый год, гражданская авиация встретила терзаемая всё новыми трудностями. Прекращение полётов на время ковида, резкий скачок цен на авиатопливо, беспрецедентные ограничения на поставки и обслуживание иностранных самолётов – всё это на фоне неокрепшего со...
15 февраля 2024
Статьи
Многие страны вводят ограничения и полные запреты на использование автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Речь идет о запрете продаж новых авто, меры будут вводиться в 2025-2030 годах, полный запрет их эксплуатации запланирован на 2035 год. Но как быть с бензиновыми и дизельными авто, часть...
15 февраля 2024
Статьи
Снимки из космоса помогают проанализировать и спрогнозировать развитие мировой угольной отрасли на основе таких показателей, как количество карьеров, технологии производства открытых горных работ, используемое горнотранспортное оборудование, рекультивация земель. Информация на высокодетальных космос...
15 февраля 2024
Статьи
Баку мечтает пристроиться к Европе и на зеленом энергетическом треке. Каким образом и какого эффекта ждать?
15 февраля 2024
Статьи
Как и перед выборами 2020 года, штурвал энергетики США дрожит под ударами и рыночной, и геополитической стихии.
14 февраля 2024
Статьи
Налоги – не единственная проблема независимых нефтяных компаний. Правовое поле деятельности этих компаний-недропользователей нуждается в осмыслении и корректировке.
30 января 2024
Статьи
2023 год охарактеризовался рядом вызовов российской экономике и промышленности, в частности нефтегазовой отрасли. Год стал серьезной проверкой для ТЭК и нефтяной промышленности России. Заработали в полную силу санкции и ограничения Евросоюза – бывшего основного импортера наших энергоресурсов. Но отк...
30 января 2024
Статьи
Россия отправляет водород на экспорт в виде аммиака, метанола и азотных удобрений. И тут все довольно позитивно. Что касается чистого водорода, то тут все туманно. До сих пор нет определенности в стратегических документах. Также фиксируется дефицит технологий.
30 января 2024
Статьи
Мир стоит на пороге очередного энергоперехода, решая дилемму с загрязнением окружающей среды и зависимостью от нефтянки. Последние геолого-технологические исследования вновь обращают взгляд на водород как перспективный энергоноситель.
30 января 2024
Статьи
Отказ от российского трубопроводного газа вызвал в ЕС необратимые последствия. Ситуация пока усугубляется. Удастся ли ее стабилизировать?
30 января 2024
Статьи
После почти десятилетнего спада в 2023 году инвестиции в ТЭК начали расти. При этом структура вложений все больше меняется, доля нефтегазовых проектов сокращается, а «зеленых» – растет. Это неудивительно, поскольку укладывается в уже сформировавшуюся тенденцию. Удивляет то, что к «зеленому» движению...