17 января 2024
Наш альтернативный флот
«Теневой флот» – новое загадочное явление глобального рынка
Источник фото: hdpic.club
Автор:
УЛЬЯНА ОЛЬХОВСКАЯ,НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ СОФЬЯ КАТКОВА,независимый эксперт ЮРИЙ БАНЬКО, Специальный корреспондент в Мурманске
«Теневой флот» – новое загадочное явление глобального рынка. Понятие существует давно, но обрело масштабность и узнаваемость в последние два года, после принятия санкций в отношении российской нефти и нефтепродуктов. Несмотря на давление на российскую морскую транспортировку со стороны G7, сегмент работает вполне успешно. По логике трейдеров, если сделки совершаются, значит флот можно считать легитимным и вполне функциональным. Стоит констатировать, что парадоксальные рыночные феномены теперь в моде.
В последние два года в обиходе бизнес-лексики появился термин «теневой флот». До начала СВО в мире были четко определены суда по степени легитимности: суда, занимающиеся незаконной деятельностью/суда, находящиеся под санкциями, и законопослушные суда». «Теневые флоты», связанные с Ираном и Венесуэлой, были относительно небольшими и не оказывали существенного влияния на несанкционированную торговлю несмотря на то, что Иран существенно увеличил мощность флота в последние годы. Информация об этом практически не появлялась в прессе. После февраля 2022 года ситуация изменилась, поскольку санкционными стали российская нефть и нефтепродукты, составляющие значительный объем мирового экспорта.
Двусмысленный феномен
«“Теневой флот” стал модным словечком, широко используемым в средствах массовой информации и в морской отрасли, но плохо определяемым и двусмысленным», – сказала Ами Дэниел, соучредитель и генеральный директор Windward. Компания сделала исследование так называемого «теневого флота», используя искусственный интеллект Windward Maritime AI™. Благодаря инструменту аналитики получили «более точную картину контрабанды российской нефти».
Сегодня, по версии Windward, суда можно разделить на три вида. «Чистый флот» – танкеры не проявляют никакого подозрительного поведения, такого как смена флага или непрозрачная структура собственности. Они могут быть быстро идентифицированы. Практически всегда работают в определенных районах.
«Серый флот» – совершенно новое явление, «возникшее в результате СВО». После начала войны, отмечено в исследовании, были быстро созданы зарубежные компании, чтобы скрыть происхождение и принадлежность судов, а также создать видимость законопослушности и отсутствия санкций. Значительное количество этих судов также часто меняют флаги. Windward идентифицировал более 900 «серых» судов по всему миру. Часто подобные суда замечены на маршрутах актуальных покупателей России (Китай, Индия, Турция).
«Темный флот» – этот флот часто использует «темные действия» (намеренное отключение системы автоматической идентификации) для транспортировки наливных грузов, а также другие методы обманной доставки, к примеру, подделка местоположения. Флот характеризуется непрозрачной структурой собственности и использованием нескольких приоритетных флагов за короткий период времени. Windward относит к «темным» около 1100 кораблей.
Технология Vortexa обнаружила, что после февраля 2022 года «серый флот» перевозил около 2,6 млн баррелей в день каждый месяц, что означает увеличение на 68% по сравнению с уровнями до начала СВО. Объемы перевозки «темного флота» увеличились на 21%. Эти объемы относятся только к российской нефти.
Данные взяты за период с января 2021 года до февраля 2023 года.
С точки зрения США и ЕС, все танкеры, которые возят российскую нефть по цене выше установленного порога $60 за баррель, считаются нелегитимными (к примеру, Министерство финансов США добавило в санкционный список в ноябре 2023 года несколько танкеров, которые перевозили российскую нефть выше ценового потолка в $60 за баррель). Попавшие под ограничения танкеры: Victor Bakaev, NS Champion, HS Atlantica, Kazan, Ligovsky Prospect и NS Century. Все они выходили в море под флагом Либерии.
С точки зрения бизнеса, форма транспортировки не имеет значения в контексте осуществления сделки. Есть покупатель, соответственно, товар должен быть доставлен в порт назначения. Если сделки совершаются, значит глобальный бизнес считает форму логистики вполне приемлемой. Спрос и предложение по-прежнему являются основными двигателями рынка. Сегодня основными покупателями российской нефти являются Китай, Индия, Турция. Индия покупает половину российского морского экспорта. Российская нефть, перерабатываемая на индийских НПЗ, доставляется в Европу. Также известны случаи, когда российская нефть/нефтепродукты доставляются и в США. Так, по российским пабликам прошла информация о доставке из Новороссийска на немецком танкере 50 тыс. тонн нефтепродуктов на базу военно-морского флота США в Норфолк [2].
И в подтверждение двусмысленности отношения глобальных регуляторов к транспортировке российской нефти в середине декабря появилась информация, что в новый пакет санкций ЕС против России не войдет запрет на продажу российским компаниям старых нефтяных танкеров, пишет Reuters. Против этой меры выступали средиземноморские страны, сообщили источники агентства. Судоходным компаниям потребуется только информировать о таких продажах, следует из последнего варианта обсуждаемого пакета.
«Тени» сложно посчитать
В целом в глобальных СМИ и в аналитических отчетах и «темный», и «серый» флоты называются теневыми (shadow fleet), чтобы сильно не усложнять. По разным оценкам, мелькающим на страницах прессы, российский теневой танкерный флот насчитывает более 600 судов.
Trafigura уточняет, что общее количество судов может составить 600, из которых 400 – нефтевозы. В частном порядке некоторые судовладельцы называют цифру немного ниже – от 10 до 12% мирового танкерного флота.
Известно, что Минфин США начал расследование против 100 судов и 30 компаний-операторов из разных стран.
Windward вообще оперирует цифрами 900 и 1100.
Сколько же реально судов перевозят российскую нефть?
Для обеспечения поставок нефти и топлива из России был собран флот нефтяных танкеров стоимостью $2,2 млрд, писал Bloomberg.
По оценкам компании VesselsValue, которая отслеживает продажи и покупки судов, в 2022 году на расширение «темного флота» топливных танкеров было потрачено чуть более $850 млн. Кроме того, почти $1,4 млрд было инвестировано в суда для перевозки сырой нефти.
Лондонская компания EA Gibson Shipbrokers насчитала как минимум 38 судов для перевозки топлива, принадлежащих зарегистрированным в России компаниям, но утверждает, что реальная цифра, скорее всего, будет выше, поскольку оффшорные компании, которые трудно отследить, будут владеть большим количеством судов. Компания насчитала более 100 бензовозов, проданных странам за пределами «Большой семерки» или Европейского Союза в 2022 году [3].
Официальных данных, как всем очевидно, нет. Но интерес есть. НГВ удалось выяснить примерное количество танкеров. Об этом можно прочитать в полной версии статьи в январском номере журнала НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ.
Индия как НПЗ для Европы
В самом конце ноября появилась информация, что танкер NS Century с российской нефтью дрейфует десять дней примерно в 1000 миль от побережья Индии, так как индийские власти не разрешают судну пришвартоваться в порту. Судно следовало в индийский порт Вадинар, но после введения в отношении него (и еще в отношении двух танкеров) санкций США остановилось, пишет Bloomberg. По информации на 14 декабря (согласно Goradar) судно также находилось около Индии, при этом скорость практически нулевая – один узел, информации по поводу разгрузки танкера в СМИ не обнаружено. Как вариант, может быть, будет перегрузка с судна на судно. Тем не менее судно поменяло порт назначения – указав Пакистан. 18 декабря утром скорость судна составила более 6 узлов. Но уже ближе к вечеру – скорость 0,3 узла, что говорит о дрейфе. Но, судя по местоположению танкера, курс на Пакистан не осуществляется. Ситуация с танкером остается загадочной. Но не суть. Даже если все-таки произойдет перегруз с судна на судно или танкер все-таки зайдет в какой-то порт, то несколько недель в дрейфе станут показательным перфомансом.
«Показательная порка» – это определенный сигнал для трейдинга. Индия демонстрирует приверженность к политике ограничений по отношению к sdn-list танкерам.
Учитывая геополитическую заинтересованность основных инвесторов Индии, а это, по данным 2022 года, Сингапур (27 %), США (18 %), Маврикий (16 %), Нидерланды (8 %) и Швейцария (7 %), в санкционном прессинге против России, Индии необходимо выстраивать взвешенные дипломатические отношения, учитывая и свои бизнес-интересы и интенции бенефициаров. Поэтому не стоит полагаться на однозначное и прозрачное поведение крупного покупателя. Как и в случае с новыми усложнившимися схемами транспортировки, поведение покупателей тоже становится непростым.
Тем не менее сегодня Индия приобретает у России половину всего объема морского экспорта и 38% всего экспорта. Многие факторы указывают на потенциал роста закупок: развитие энергетики самой Индии, так и реэкспорт переработанной нефти в Европу.
Европа запретила большую часть поставок нефти из России почти год назад, но сейчас она потребляет дизельное топливо, которое вполне может быть произведено из российской нефти, пишет Bloomberg [3].
Импорт дизельного топлива в регион из Индии вырастет до 305 000 баррелей в день, что является максимальным показателем, по крайней мере, с января 2017 года, показывают данные аналитической компании Kpler. В общей сложности импорт дизельного топлива и газойля в Европу, по данным Kpler [4], в ноябре должны были вырасти до 935 000 баррелей в день, что на 5% больше, чем в октябре.
Компания подсчитала, что Индия покупает около 1,6 млн барр российской нефти в день.
По нашим подсчетам, чтобы удовлетворить спрос на топливо и реализовать строящиеся заводы, Индии до 2030 года необходимо около 6 млн барр в сутки. Как видим, Индия может покупать еще больше. Но страну интересует нефть с дисконтом, о чем и было уже неоднократно заявлено индийской стороной.
Старые и удалые
Старые суда составляют значительный процент судов «серого» и «темного» флота. В статье The Washington Post отмечалось: «Многие (корабли теневого флота) представляют собой старые танкеры, которые ранее входили в состав регулярного флота. Владельцы предпочитают продавать их за большие деньги, чем если бы они были проданы на металлолом и запчасти…».
До пандемии танкеры старше 20 лет составляли всего 1% мирового танкерного флота, их доля увеличилась после пандемии до 3%. По данным брокеров Braemar, к середине 2025 года они уже смогут обеспечить 11% всего спроса на танкеры.
Как уже было отмечено, в новый пакет санкций ЕС против России не войдет запрет на продажу российским компаниям старых нефтяных танкеров. В этой связи хочется отметить лицемерие глобальных регуляторов, которые, с одной стороны, ратуют за снижение углеродных выбросов и модернизацию транспорта, с другой – усложняют перевозку углеводородов, что ведет к увеличению доли устаревших танкеров в морской логистике.
Тем не менее стоимость фрахта растет.
По информации Международного энергетического агентства (МЭА), меры правительства США в отношении танкеров, перевозящих российскую нефть, увеличили стоимость доставки на 65%, поскольку суда вынуждены менять маршруты, выбирая порты назначения, где можно разгрузиться, вследствие чего расстояния выросли. Кроме того, ситуация усугубилась пиратскими вылазками.
В долгосрочной перспективе судовладельцы указывают на ограниченное предложение новых судов, что подтверждает сохранение высоких ставок. Так, по словам Брайана Галлахера, руководителя отдела по связям с инвесторами Euronav NV, портфель заказов на танкеры в настоящее время находится на 40-летнем минимуме [5] несмотря на то, что в сегменте фиксируется оживление с конца 2022 года – рост заказов начал расти.
«Звезда», она одна
Несмотря на то что с 2014 по 2020 год года прирост тоннажа в российском судостроении увеличился в пять раз (с 44 916 до 241843 тыс. тонн), согласно данным
UNCTAD, дефицит танкерного флота – существенный.
Особо это стало очевидно после того, как за год увеличился морской экспорт российских нефти и нефтепродуктов, фактически с 140 млн тонн до 190 млн тонн.
Сегодня крупнотоннажные танкеры строятся на одной отечественной верфи ССК «Звезда» (сегодня в портфеле компании 50 судов), и с серьезным запросом рынка она не в состоянии справиться. Тут еще и добавляются риски импортозамещения (НГВ писала об этом неоднократно). Поэтому в СМИ постоянно появляется информация о сдвигах сроков по сдаче и ледоколов, и танкеров сильно вправо. Судя по всему, отечественному бизнесу приходится искать верфи в других странах, и это – Китай и Южная Корея.
Два сильнейших судостроителя в мире – Китай (47% всех мировых судов в 2023 году), Южная Корея (39,26%).
Обе страны сообщили, что их заказы выросли, несмотря на общее глобальное замедление заказов на судостроение по сравнению с рекордными темпами 2021 и 2022 годов. Китай продолжает получать заказы на балкеры и контейнеровозы, в то время как Южная Корея подчеркивает свое лидерство в сегменте газовозов и двухтопливных судов.
В июле этого года появилась информация, что Kurow Shipping, «загадочная танкерная компания, имеющая связи с теневым флотом танкеров, перевозящих российскую нефть, подписала контракт на строительство до 8 танкеров-продуктовозов дальнего плавания класса «Афрамакс» с международной верфью Zhoushan Changhong в Китае. Сделка стоимостью почти $500 млн представляет собой первый контракт Kurow Shipping на строительство новых судов и, возможно, заметную эскалацию готовности Китая поддерживать судоходные компании в обход санкций ЕС» [7].
Учитывая рост морского экспорта, а также планы по началу отгрузки с проекта «Восток Ойл» (30 млн тонн в 2024 году), потребность в танкерах определенно растет.
На «Звезде» уже есть заказ от компании «Роснефть» на 26 танкеров [8]. При посещении Президентом РФ ССК «Звезда» в сентябре этого года Игорь Сечин, главный исполнительный директор «Роснефти», рассказывая о реализации проекта «Восток Ойл», сообщил президенту, что для организации поставок и загрузки Северного морского пути потребуется не менее 50 новых единиц ледокольного и транспортного флота.
При условии подтверждения ресурсной базы «Восток Ойл», в горизонте до 2030 года компании будет необходимо от 15 до 30 крупнотонажных танкеров, в зависимости от направления перевозки (Восток или Запад).
На долю судостроителей Южной Кореи в настоящее время приходится три четверти всех заказов на новые газовозы СПГ (всего 255 судов) [6]. 80% российских газовозов до сих пор строится на верфи Южной Кореи, по оценке Алексея Белогорьева, эксперта Института энергетики и финансов.
Список литературы
1. https://windward.ai/knowledge-base/illuminating-russias#shadow-fleet/
2. https://www.gazeta.ru/business/news/2023/12/07/
21876715.shtml
3. https://www.tbsnews.net/bloomberg-special/russias#shadow-oil-tanker-fleet-becomes-everyone-elses-pro...
4. https://www.bloomberg.com/news/articles/2023-11-27/europe-is-guzzling-diesel-from-india-a-key-buyer-...
5. https://www.bloomberg.com/news/articles/2023-12-18/us-announces-plan-for-ministerial-meeting-to-meet...
6. https://maritime-executive.com/article/korean-shipbuilders#retake-top-spot-overtaking-china-with-lng...
7. https://gcaptain.com/china-to-build-shadow-fleet-tankers/
8. https://www.interfax.ru/russia/920185
Фотография:
https://hdpic.club/uploads/posts/2022-08/1660851576_21-hdpic-club-p-saudovskie-tankeri-24.jpg
В последние два года в обиходе бизнес-лексики появился термин «теневой флот». До начала СВО в мире были четко определены суда по степени легитимности: суда, занимающиеся незаконной деятельностью/суда, находящиеся под санкциями, и законопослушные суда». «Теневые флоты», связанные с Ираном и Венесуэлой, были относительно небольшими и не оказывали существенного влияния на несанкционированную торговлю несмотря на то, что Иран существенно увеличил мощность флота в последние годы. Информация об этом практически не появлялась в прессе. После февраля 2022 года ситуация изменилась, поскольку санкционными стали российская нефть и нефтепродукты, составляющие значительный объем мирового экспорта.
Двусмысленный феномен
«“Теневой флот” стал модным словечком, широко используемым в средствах массовой информации и в морской отрасли, но плохо определяемым и двусмысленным», – сказала Ами Дэниел, соучредитель и генеральный директор Windward. Компания сделала исследование так называемого «теневого флота», используя искусственный интеллект Windward Maritime AI™. Благодаря инструменту аналитики получили «более точную картину контрабанды российской нефти».
Сегодня, по версии Windward, суда можно разделить на три вида. «Чистый флот» – танкеры не проявляют никакого подозрительного поведения, такого как смена флага или непрозрачная структура собственности. Они могут быть быстро идентифицированы. Практически всегда работают в определенных районах.
«Серый флот» – совершенно новое явление, «возникшее в результате СВО». После начала войны, отмечено в исследовании, были быстро созданы зарубежные компании, чтобы скрыть происхождение и принадлежность судов, а также создать видимость законопослушности и отсутствия санкций. Значительное количество этих судов также часто меняют флаги. Windward идентифицировал более 900 «серых» судов по всему миру. Часто подобные суда замечены на маршрутах актуальных покупателей России (Китай, Индия, Турция).
«Темный флот» – этот флот часто использует «темные действия» (намеренное отключение системы автоматической идентификации) для транспортировки наливных грузов, а также другие методы обманной доставки, к примеру, подделка местоположения. Флот характеризуется непрозрачной структурой собственности и использованием нескольких приоритетных флагов за короткий период времени. Windward относит к «темным» около 1100 кораблей.
Технология Vortexa обнаружила, что после февраля 2022 года «серый флот» перевозил около 2,6 млн баррелей в день каждый месяц, что означает увеличение на 68% по сравнению с уровнями до начала СВО. Объемы перевозки «темного флота» увеличились на 21%. Эти объемы относятся только к российской нефти.
Данные взяты за период с января 2021 года до февраля 2023 года.
С точки зрения США и ЕС, все танкеры, которые возят российскую нефть по цене выше установленного порога $60 за баррель, считаются нелегитимными (к примеру, Министерство финансов США добавило в санкционный список в ноябре 2023 года несколько танкеров, которые перевозили российскую нефть выше ценового потолка в $60 за баррель). Попавшие под ограничения танкеры: Victor Bakaev, NS Champion, HS Atlantica, Kazan, Ligovsky Prospect и NS Century. Все они выходили в море под флагом Либерии.
С точки зрения бизнеса, форма транспортировки не имеет значения в контексте осуществления сделки. Есть покупатель, соответственно, товар должен быть доставлен в порт назначения. Если сделки совершаются, значит глобальный бизнес считает форму логистики вполне приемлемой. Спрос и предложение по-прежнему являются основными двигателями рынка. Сегодня основными покупателями российской нефти являются Китай, Индия, Турция. Индия покупает половину российского морского экспорта. Российская нефть, перерабатываемая на индийских НПЗ, доставляется в Европу. Также известны случаи, когда российская нефть/нефтепродукты доставляются и в США. Так, по российским пабликам прошла информация о доставке из Новороссийска на немецком танкере 50 тыс. тонн нефтепродуктов на базу военно-морского флота США в Норфолк [2].
И в подтверждение двусмысленности отношения глобальных регуляторов к транспортировке российской нефти в середине декабря появилась информация, что в новый пакет санкций ЕС против России не войдет запрет на продажу российским компаниям старых нефтяных танкеров, пишет Reuters. Против этой меры выступали средиземноморские страны, сообщили источники агентства. Судоходным компаниям потребуется только информировать о таких продажах, следует из последнего варианта обсуждаемого пакета.
«Тени» сложно посчитать
В целом в глобальных СМИ и в аналитических отчетах и «темный», и «серый» флоты называются теневыми (shadow fleet), чтобы сильно не усложнять. По разным оценкам, мелькающим на страницах прессы, российский теневой танкерный флот насчитывает более 600 судов.
Trafigura уточняет, что общее количество судов может составить 600, из которых 400 – нефтевозы. В частном порядке некоторые судовладельцы называют цифру немного ниже – от 10 до 12% мирового танкерного флота.
Известно, что Минфин США начал расследование против 100 судов и 30 компаний-операторов из разных стран.
Windward вообще оперирует цифрами 900 и 1100.
Сколько же реально судов перевозят российскую нефть?
Для обеспечения поставок нефти и топлива из России был собран флот нефтяных танкеров стоимостью $2,2 млрд, писал Bloomberg.
По оценкам компании VesselsValue, которая отслеживает продажи и покупки судов, в 2022 году на расширение «темного флота» топливных танкеров было потрачено чуть более $850 млн. Кроме того, почти $1,4 млрд было инвестировано в суда для перевозки сырой нефти.
Лондонская компания EA Gibson Shipbrokers насчитала как минимум 38 судов для перевозки топлива, принадлежащих зарегистрированным в России компаниям, но утверждает, что реальная цифра, скорее всего, будет выше, поскольку оффшорные компании, которые трудно отследить, будут владеть большим количеством судов. Компания насчитала более 100 бензовозов, проданных странам за пределами «Большой семерки» или Европейского Союза в 2022 году [3].
Официальных данных, как всем очевидно, нет. Но интерес есть. НГВ удалось выяснить примерное количество танкеров. Об этом можно прочитать в полной версии статьи в январском номере журнала НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ.
Индия как НПЗ для Европы
В самом конце ноября появилась информация, что танкер NS Century с российской нефтью дрейфует десять дней примерно в 1000 миль от побережья Индии, так как индийские власти не разрешают судну пришвартоваться в порту. Судно следовало в индийский порт Вадинар, но после введения в отношении него (и еще в отношении двух танкеров) санкций США остановилось, пишет Bloomberg. По информации на 14 декабря (согласно Goradar) судно также находилось около Индии, при этом скорость практически нулевая – один узел, информации по поводу разгрузки танкера в СМИ не обнаружено. Как вариант, может быть, будет перегрузка с судна на судно. Тем не менее судно поменяло порт назначения – указав Пакистан. 18 декабря утром скорость судна составила более 6 узлов. Но уже ближе к вечеру – скорость 0,3 узла, что говорит о дрейфе. Но, судя по местоположению танкера, курс на Пакистан не осуществляется. Ситуация с танкером остается загадочной. Но не суть. Даже если все-таки произойдет перегруз с судна на судно или танкер все-таки зайдет в какой-то порт, то несколько недель в дрейфе станут показательным перфомансом.
«Показательная порка» – это определенный сигнал для трейдинга. Индия демонстрирует приверженность к политике ограничений по отношению к sdn-list танкерам.
Учитывая геополитическую заинтересованность основных инвесторов Индии, а это, по данным 2022 года, Сингапур (27 %), США (18 %), Маврикий (16 %), Нидерланды (8 %) и Швейцария (7 %), в санкционном прессинге против России, Индии необходимо выстраивать взвешенные дипломатические отношения, учитывая и свои бизнес-интересы и интенции бенефициаров. Поэтому не стоит полагаться на однозначное и прозрачное поведение крупного покупателя. Как и в случае с новыми усложнившимися схемами транспортировки, поведение покупателей тоже становится непростым.
Тем не менее сегодня Индия приобретает у России половину всего объема морского экспорта и 38% всего экспорта. Многие факторы указывают на потенциал роста закупок: развитие энергетики самой Индии, так и реэкспорт переработанной нефти в Европу.
Европа запретила большую часть поставок нефти из России почти год назад, но сейчас она потребляет дизельное топливо, которое вполне может быть произведено из российской нефти, пишет Bloomberg [3].
Импорт дизельного топлива в регион из Индии вырастет до 305 000 баррелей в день, что является максимальным показателем, по крайней мере, с января 2017 года, показывают данные аналитической компании Kpler. В общей сложности импорт дизельного топлива и газойля в Европу, по данным Kpler [4], в ноябре должны были вырасти до 935 000 баррелей в день, что на 5% больше, чем в октябре.
Компания подсчитала, что Индия покупает около 1,6 млн барр российской нефти в день.
По нашим подсчетам, чтобы удовлетворить спрос на топливо и реализовать строящиеся заводы, Индии до 2030 года необходимо около 6 млн барр в сутки. Как видим, Индия может покупать еще больше. Но страну интересует нефть с дисконтом, о чем и было уже неоднократно заявлено индийской стороной.
Старые и удалые
Старые суда составляют значительный процент судов «серого» и «темного» флота. В статье The Washington Post отмечалось: «Многие (корабли теневого флота) представляют собой старые танкеры, которые ранее входили в состав регулярного флота. Владельцы предпочитают продавать их за большие деньги, чем если бы они были проданы на металлолом и запчасти…».
До пандемии танкеры старше 20 лет составляли всего 1% мирового танкерного флота, их доля увеличилась после пандемии до 3%. По данным брокеров Braemar, к середине 2025 года они уже смогут обеспечить 11% всего спроса на танкеры.
Как уже было отмечено, в новый пакет санкций ЕС против России не войдет запрет на продажу российским компаниям старых нефтяных танкеров. В этой связи хочется отметить лицемерие глобальных регуляторов, которые, с одной стороны, ратуют за снижение углеродных выбросов и модернизацию транспорта, с другой – усложняют перевозку углеводородов, что ведет к увеличению доли устаревших танкеров в морской логистике.
Тем не менее стоимость фрахта растет.
По информации Международного энергетического агентства (МЭА), меры правительства США в отношении танкеров, перевозящих российскую нефть, увеличили стоимость доставки на 65%, поскольку суда вынуждены менять маршруты, выбирая порты назначения, где можно разгрузиться, вследствие чего расстояния выросли. Кроме того, ситуация усугубилась пиратскими вылазками.
В долгосрочной перспективе судовладельцы указывают на ограниченное предложение новых судов, что подтверждает сохранение высоких ставок. Так, по словам Брайана Галлахера, руководителя отдела по связям с инвесторами Euronav NV, портфель заказов на танкеры в настоящее время находится на 40-летнем минимуме [5] несмотря на то, что в сегменте фиксируется оживление с конца 2022 года – рост заказов начал расти.
«Звезда», она одна
Несмотря на то что с 2014 по 2020 год года прирост тоннажа в российском судостроении увеличился в пять раз (с 44 916 до 241843 тыс. тонн), согласно данным
UNCTAD, дефицит танкерного флота – существенный.
Особо это стало очевидно после того, как за год увеличился морской экспорт российских нефти и нефтепродуктов, фактически с 140 млн тонн до 190 млн тонн.
Сегодня крупнотоннажные танкеры строятся на одной отечественной верфи ССК «Звезда» (сегодня в портфеле компании 50 судов), и с серьезным запросом рынка она не в состоянии справиться. Тут еще и добавляются риски импортозамещения (НГВ писала об этом неоднократно). Поэтому в СМИ постоянно появляется информация о сдвигах сроков по сдаче и ледоколов, и танкеров сильно вправо. Судя по всему, отечественному бизнесу приходится искать верфи в других странах, и это – Китай и Южная Корея.
Два сильнейших судостроителя в мире – Китай (47% всех мировых судов в 2023 году), Южная Корея (39,26%).
Обе страны сообщили, что их заказы выросли, несмотря на общее глобальное замедление заказов на судостроение по сравнению с рекордными темпами 2021 и 2022 годов. Китай продолжает получать заказы на балкеры и контейнеровозы, в то время как Южная Корея подчеркивает свое лидерство в сегменте газовозов и двухтопливных судов.
В июле этого года появилась информация, что Kurow Shipping, «загадочная танкерная компания, имеющая связи с теневым флотом танкеров, перевозящих российскую нефть, подписала контракт на строительство до 8 танкеров-продуктовозов дальнего плавания класса «Афрамакс» с международной верфью Zhoushan Changhong в Китае. Сделка стоимостью почти $500 млн представляет собой первый контракт Kurow Shipping на строительство новых судов и, возможно, заметную эскалацию готовности Китая поддерживать судоходные компании в обход санкций ЕС» [7].
Учитывая рост морского экспорта, а также планы по началу отгрузки с проекта «Восток Ойл» (30 млн тонн в 2024 году), потребность в танкерах определенно растет.
На «Звезде» уже есть заказ от компании «Роснефть» на 26 танкеров [8]. При посещении Президентом РФ ССК «Звезда» в сентябре этого года Игорь Сечин, главный исполнительный директор «Роснефти», рассказывая о реализации проекта «Восток Ойл», сообщил президенту, что для организации поставок и загрузки Северного морского пути потребуется не менее 50 новых единиц ледокольного и транспортного флота.
При условии подтверждения ресурсной базы «Восток Ойл», в горизонте до 2030 года компании будет необходимо от 15 до 30 крупнотонажных танкеров, в зависимости от направления перевозки (Восток или Запад).
На долю судостроителей Южной Кореи в настоящее время приходится три четверти всех заказов на новые газовозы СПГ (всего 255 судов) [6]. 80% российских газовозов до сих пор строится на верфи Южной Кореи, по оценке Алексея Белогорьева, эксперта Института энергетики и финансов.
Список литературы
1. https://windward.ai/knowledge-base/illuminating-russias#shadow-fleet/
2. https://www.gazeta.ru/business/news/2023/12/07/
21876715.shtml
3. https://www.tbsnews.net/bloomberg-special/russias#shadow-oil-tanker-fleet-becomes-everyone-elses-pro...
4. https://www.bloomberg.com/news/articles/2023-11-27/europe-is-guzzling-diesel-from-india-a-key-buyer-...
5. https://www.bloomberg.com/news/articles/2023-12-18/us-announces-plan-for-ministerial-meeting-to-meet...
6. https://maritime-executive.com/article/korean-shipbuilders#retake-top-spot-overtaking-china-with-lng...
7. https://gcaptain.com/china-to-build-shadow-fleet-tankers/
8. https://www.interfax.ru/russia/920185
Фотография:
https://hdpic.club/uploads/posts/2022-08/1660851576_21-hdpic-club-p-saudovskie-tankeri-24.jpg
Читайте также в этом выпуске
04 апреля 2025
Статьи
Если мы думаем, что у нас много нефти и газа, то слегка витаем в облаках. Рентабельных запасов нефти в РФ хватит на 33 года, а технологически извлекаемых – на 39 лет, заявил глава Роснедр еще в сентябре 2022 г. В стратегическом планировании такой временной горизонт – это мизер. Учитывая актуальные т...
04 апреля 2025
Статьи
15 декабря 2024 года в Черном море произошла экологическая катастрофа. В шторм разломились пополам два российских танкера «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239», перевозившие в общей сложности более 9 тысяч тонн мазута. Это третья и четвертая аварии такого типа.
04 апреля 2025
Статьи
Как повышение цен на газ повлияет на промышленность и расходы граждан?
04 апреля 2025
Статьи
Ограничения, введенные в рамках соглашения ОПЕК+, усиливающееся геополитическое давление, а вместе с тем и падение цен на отечественную нефть оказали значительное влияние на буровой сервис России в 2024 году. Основные показатели рынка продемонстрировали негативную динамику, а фонд простаивающих сква...
04 апреля 2025
Статьи
Порядок определения цены Юралс, остававшийся неизменным в течение двух десятилетий, за 2023-2024 гг. изменялся несколько раз. Как повлияют новые механизмы расчетов цены российской нефти на деятельность нефтегазовых компаний? В чем особенность формулы? И какие последствия будет иметь расчет цены на э...
04 апреля 2025
Статьи
Многие отечественные НПЗ уже не обладают запасом по содержанию ароматики и вынуждены выпускать
топлива с максимально допустимым содержанием аренов. Каким образом производить высокооктановые
компоненты бензина по технологиям, доступным для внедрения на российские НПЗ?
04 апреля 2025
Статьи
Авиакосмическая отрасль, в первую очередь ее гражданские проекты, стала заложницей геополитической ситуации. Задачи, которые ставятся перед разработчиками, становятся все менее амбициозными, но их реализация в условиях жестких ограничений, с которыми сталкивается российская промышленность, сопряжена...
04 апреля 2025
Статьи
Население страны начинает экспериментировать с возможностями солнечной генерации в собственных домохозяйствах. Полученные результаты вполне оптимистичны. Из примеров, приведенных в статье, видно, что солнечное энергоснабжение становится рентабельным при стоимости электроэнергии в 8-10 рублей за кВт*...
04 апреля 2025
Статьи
Отечественные технологии для МГРП уже несколько лет применяются на месторождениях при строительстве скважин и добыче. Каких показателей удалось добиться?
04 апреля 2025
Статьи
Можно ли отметить, что нефтегазохимия России готова к форсажу на глобальном рынке и имеет внутренние надежные основания для развития инноваций и необходимых для суверенитета компонентов и технологий? Пока нет. Но ряд процессов инициирован. Что конкретно делается?
04 апреля 2025
Статьи
Разведанных нефтяных запасов в Ираке и Сирии хватает, чтобы развивать Турцию как отдельный региональный нефтяной хаб, действия в этом направлении предприняты. Как Турция выстраивает торговлю российскими нефтью и нефтепродуктами и насколько эта доля значима для экономики страны?
04 апреля 2025
Статьи
В ближайшие три года спрос на электроэнергию в мире будет расти. И это произойдет не из-за промышленности или бытового сектора и даже не из-за электрификации транспорта. Рост обеспечат новые отрасли, «прожорливые» до электричества. К майнингу добавятся дата-центры и системы, обслуживающие искусствен...
04 апреля 2025
Статьи
Какие научные работы по развитию добычи на шельфе и в условиях Арктики ведутся сегодня в России? «Нефтегазовая вертикаль» побеседовала с Никитой ШАПОШНИКОВЫМ, к.т.н., советником ректора Тюменского индустриального университета.
04 апреля 2025
Статьи
О газовых гидратах как источнике ископаемого топлива написаны десятки тысяч научных статей, поскольку их подземные запасы в два раза превышают все нефтяные и традиционные газовые. Газогидраты могут стать основным энергетическим ресурсом на нашей планете. Испытания по добыче газа из газовых гидратов ...
04 апреля 2025
Статьи
Резервуары с нефтью и светлыми нефтепродуктами являются крупным источником выбросов углеводородных газов в атмосферу. Формально имеется множество способов сокращения этих выбросов, однако информация об их эффективности во многом является мифом. Каким образом реально уменьшить выбросы и улучшить экол...
04 апреля 2025
Статьи
Количество разведывательных скважин в России снижается, что демонстрируют результаты бурения по итогам 2024 года, но есть способы, которые помогут повысить эффективность исследований материала. Как теперь можно улучшить анализ керна и уменьшить трудозатраты?
04 апреля 2025
Статьи
Согласно данным геологоразведки, нефтегазоносные объекты Красноярского края могут обеспечить значительный прирост ресурсной базы. Извлекаемые ресурсы нефти могут составить 77 млн т.
04 апреля 2025
Статьи
Применение горизонтальных скважин сопровождается рядом сложностей, включая высокие финансовые расходы и повышенные операционные риски при проведении геофизических исследований. Одной из основных задач является точное определение профиля притока в горизонтальной части скважины. В данной работе описан...
06 марта 2025
Статьи
Большинство российских газовых проектов в большей или в меньшей степени испытывают давление санкций. Есть возможность снять санкции и реализовать экспорт как ТПГ, так и СПГ. Каким образом?
06 марта 2025
Статьи
Налог на дополнительный доход – один из ключевых элементов налоговой системы в нефтяной отрасли. Поэтому анализ его экономической эффективности всегда в центре внимания профессионалов. Но не менее интересной является и правовая казуистика – во многих случаях однозначно определить подлежащую уплате с...
06 марта 2025
Статьи
За год критического снижения спроса на российские энергоносители на мировом рынке не произошло. Тенденции развития глобального нефтегазового рынка уже можно обозначить. Какие условия станут определяющими для устойчивости отрасли?
06 марта 2025
Статьи
Цены на уран достигли многолетнего максимума, в разы увеличивается стоимость акций атомных компаний, производителей топлива. Очередной виток, на который вышла атомная энергетика, отмечен не только количественным и качественным преумножением, он сформировал новые стратегии и векторы развития. Направл...
06 марта 2025
Статьи
Углеродный след производства и реализации СПГ у каждого продавца – разный. Газ, который добывается методом сланцевой добычи на месторождениях США, отягощен сильным углеродным следом, который увеличивается при доставке его до потребителя. По идее, это должно влиять на конкурентность продукта. Но, пох...
06 марта 2025
Статьи
О подходе «Росатома» к развитию сегмента электромобилей НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ побеседовала с Александром БУХВАЛОВЫМ, директором бизнес-направления «Электромобильность» топливной компании «ТВЭЛ».
06 марта 2025
Статьи
Вам кажется, что роботы и автопилоты – это будущее? Они уже среди нас. Как встречаются спрос и предложение в российском сегменте автономного транспорта?
06 марта 2025
Статьи
Об итогах и перспективах рынка нефтехимии и переработки углеводородов НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ побеседовала с Александром КОТОВЫМ, экспертом NEFT Research.
06 марта 2025
Статьи
Объявив чрезвычайное положение в американской энергетике, Дональд Трамп, возможно, допустил ошибку – он намерен снизить цены на нефть, давя на ОПЕК и весь Исламский мир, а также на Мексику и Канаду. Это, как говорится, too much.
06 марта 2025
Статьи
На энергетической карте мира сформировался и развивается новый регион – Латинская Америка. Бразилия доказала продуктивность своих подсолевых месторождений, Гайана год от года увеличивает запасы и добычу, Аргентина сделала ставку на сланцевую площадь Vaca Muerta, а Мексика в 2024 году начала экспорти...
06 марта 2025
Статьи
Арктика имеет огромное значение с точки зрения перспектив экономического развития, а также как военно-стратегический плацдарм. У России атомный ледокольный флот есть. Китай, США, Канада, Финляндия озадачены строительством подобных судов, способных осуществлять навигацию во льдах. Задачу упрощают кли...
06 марта 2025
Статьи
Азербайджан наращивает импорт российской нефти. Насколько это выгодно?
06 марта 2025
Статьи
Как проводится сейсморазведка рифовых комплексов юго-западной части Сибирской платформы? Насколько высока вероятность обнаружения там нефти и газа согласно предварительному анализу?
06 марта 2025
Статьи
Как влияют набухающие пакеры на эффективность добычи? Испытания технологии проводились на Унтыгейском месторождении.
03 марта 2025
Статьи
Большинство российских газовых проектов в большей или в меньшей степени испытывают давление санкций. Есть возможность снять санкции и реализовать экспорт как ТПГ, так и СПГ. Каким образом?
29 января 2025
Статьи
«Нефтегазовая вертикаль» подводит итоги 2024 года и обсуждает планы на будущее в ТЭК с Генадием Шмалем, Президентом Союза нефтегазопромышленников России.
29 января 2025
Статьи
Что случилось в прошедшем году? Регулятор не хочет оправдываться за ошибки и исправлять их. Он просто меняет аксиому: в великой нефтегазовой державе энергия становится дорогой.
29 января 2025
Статьи
С какими вызовами столкнулась нефтепереработка, трейдинг и розница топливного рынка в 2024 году? Анализ, выявление новых трендов.
29 января 2025
Статьи
15 декабря 2024 года в Черном море произошла экологическая катастрофа. В шторм разломились пополам два российских танкера «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239», перевозившие в общей сложности более 9 тысяч тонн мазута. Эта первый в мире крупномасштабный разлив мазута, который, в отличие от нефти, не...
29 января 2025
Статьи
2024 год оказался удачным для всех направлений ТЭКа. Добыча углеводородов не только не снизилась, но и росла с ускорением. Это был год исторических рекордов – в спросе на нефть, в инвестициях во все сферы энергетики, в производстве электромобилей и росте мощностей ВИЭ. ТЭК чувствовал себя в целом хо...
29 января 2025
Статьи
Остановка транзита российского газа через Украину может иметь серьезные последствия для Европы и самой Украины. Все только начинается…
29 января 2025
Статьи
О развитии регионов, в том числе транспорта и логистики, в контексте новой Энергостратегии НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ побеседовала со Станиславом Митраховичем, Ведущим экспертом Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ.
29 января 2025
Статьи
НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ обсудила итоги 2024 года и ожидания от 2025 года с экспертами ассоциации «Женщины в энергетике» Инной КИРИЛКИНОЙ, Ириной УЛАНОВОЙ и Наталией ВИНОКУРОВОЙ. Разговор затронул такие темы, как конъюнктура нефтегазового рынка, инвестиционная стратегия граждан, логистика.
29 января 2025
Статьи
Россия в нынешнем статусе нон грата едва ли может обеспечить собственные авиационные амбиции. Но надежды выйти на международный рынок все еще остаются. Сможет ли отечественный авиапром доказать технологическое лидерство или понадеется, что станет выглядеть более привлекательно на фоне неудач основны...
29 января 2025
Статьи
Сегодня логистика и транспортировка продукции нуждаются в оптимизации. Создание системы единого управления и планирования транспортно-логистическими ресурсами при организации смешанных (комбинированных) перевозок может улучшить экономику процесса. Авторы предлагают внедрить комплексное транс...
29 января 2025
Статьи
Как трагический декабрьский инцидент с самолетом «Азербайджанских авиалиний» повлияет на энергетические отношения России и Азербайджана?
29 января 2025
Статьи
Живые деньги для сограждан Гайана и Суринам перераспределяют нефтегазовые платежи от транснационалов
Низовые земли на берегах Южной Атлантики, как бы зажатые между разветвленной дельтой Ориноко и изогнутым приморским контуром бразильского континентального массива, становятся центром мощного нефтегазового бума. По своим темпам и годовому приросту производства и доказанных запасов он обгоняет все ост...
29 января 2025
Статьи
В Латинской Америке стагнирует добыча газа. Регион закупает все больше СПГ. Тем не менее у него большой газовый потенциал – это гигантские сланцевые запасы в Аргентине и ПНГ подсолевых месторождений Бразилии, а также Гайаны и (в будущем) Суринама. Кроме того, Мексика может трансформировать и...
29 января 2025
Статьи
В значительной части инцидентов 2024 года основной целью компьютерных атак было не столько извлечение прибыли, сколько нанесение максимального ущерба целевой организации и ее информационной инфраструктуре. Эксперты Angara SOC проанализировали значимые события в реальных секторах экономики и выделили...
29 января 2025
Статьи
Компании начали внедрять оборудование заканчивания скважин, не требующее нормализации. В чем ноу-хау? Какие результаты?
29 января 2025
Статьи
Существует проблема значительного снижения нагрузок сероводородного газа при подкачке системы циркуляции раствора химически очищенной водой (ХОВ) и концентрированным раствором моноэтаноломина. Это систематически приводит к аварийной остановке смежной установки «Утилизации сероводородного газ...
20 декабря 2024
Статьи
Газовая промышленность имеет шансы реализовать актуальные инвестиционные проекты. Но оптимизация усилий потребуется. Насколько снизится маржинальность отечественной газовой отрасли в связи с изменением рыночной конъюнктуры?
20 декабря 2024
Статьи
Сохранится ли транзит через украинский коридор, продолжат ли страны ЕС получать голубое топливо из нашей страны, будут ли подписаны новые контракты с китайскими компаниями, продвинутся ли иранское и казахстанское направления? Все эти вопросы делают грядущий 2025-й годом рисков и возможностей для рос...
20 декабря 2024
Статьи
Газомоторное топливо – одна из областей в сфере госрегулирования, которой уже очень много лет. Многое роднит ее с другими долгоиграющими вопросами, в первую очередь обилие разного уровня документов стратегического и более низкого уровня планирования. Что же конструктивного происходит в данной сфере?...
20 декабря 2024
Статьи
Чтобы узнать о реальных достижениях отрасли газомоторного топлива, НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ задала вопросы Александру Котову, руководителю направления консалтинга NEFT Research.
20 декабря 2024
Статьи
Энергобаланс юга Красноярского края должен пополниться газом местных месторождений, что улучшит качество жизни региона, в том числе экологию. Но разработка ресурсов не ведется из-за ошибок, допущенных при разведке, а также из-за многолетних ожиданий федерального газопровода. В разработку газа можно ...
20 декабря 2024
Статьи
Последние 50 лет потребление газа росло опережающими темпами, замещая в топливно-энергетических балансах стран уголь и нефтепродукты в энергетическом и транспортном секторах. При этом основной прирост за последние 20 лет происходил в первую очередь за счет СПГ. Сохранится ли тренд?
20 декабря 2024
Статьи
Из-за образовавшегося вдруг дефицита электроэнергии Правительство заявляет о строительстве энергетических мощностей в ряде регионов, в частности на юге России и на юге Сибири. В документы Генсхемы, СиПр и Энергостратегию вносятся многочисленные изменения. Насколько все обосновано? На что опираются п...
20 декабря 2024
Статьи
Россия как крупнейший мировой поставщик природного газа теряет рынки сбыта на Западе. Спасение видится на Востоке, но какой ценой обойдутся новые цепочки поставок? Вопрос уже набил оскомину, но постоянно играет новыми красками и обрастает новыми нюансами.
20 декабря 2024
Статьи
До недавнего времени в качестве основного пути достижения климатических целей Парижского соглашения рассматривался принятый Западом курс на отказ от углеводородного топлива и переход на ВИЭ. Однако развивающимся странам достаточно быстро стало понятно, что это приведет к подрыву их энергетической
безопасности...
безопасности...
20 декабря 2024
Статьи
Накануне утверждения обновленной Концепции развития рынка газомоторного топлива в Российской Федерации до 2035 года НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ побеседовала с Артемом ВЕРХОВЫМ, директором департамента развития газовой отрасли Минэнерго России.
20 декабря 2024
Статьи
О том, как развивается транспорт на ГМТ, НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ поговорила с Ренатом ГАЙНЕТДИНОВЫМ, заместителем директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса РФ.
20 декабря 2024
Статьи
Как происходит развитие сегмента автономной газификации? Почему в условиях дефицита генерации и слабой газификации ряда регионов государство уделяет сжиженному углеводородному газу мало внимания? Об этом НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ побеседовала с Андреем РУМЯНЦЕВЫМ, президентом Ассоциации «Сибдальвостокг...
20 декабря 2024
Статьи
О том, как ПАО «Газпром» развивает рынок ГМТ, рассказал Андрей САВИН, заместитель начальника департамента ПАО «Газпром».
20 декабря 2024
Статьи
Рынок малотоннажного СПГ считается нишевым, но он растет в денежном выражении в среднем на 15% в год, увеличивается как предложение газа для транспорта – грузовиков, судов, локомотивов, так и для автономной газификации удаленных районов. Малотоннажный СПГ – это не для экспорта на другие континен...
20 декабря 2024
Статьи
СОР-29 в Баку прошла успешно: средняя глобальная температура Земли продолжит повышаться, инвестиции будут искать, а добычу нефти и газа увеличивать.
20 декабря 2024
Статьи
Использование газомоторного топлива (CNG) становится важной частью экологической стратегии ОАЭ, направленной на сокращение углеродного следа. Однако процесс внедрения сталкивается с рядом вызовов, таких как недостаточная инфраструктура и экономические барьеры. В статье анализируются достижен...
20 декабря 2024
Статьи
Сегодня система оценки потребностей населения в газе устарела, что создает информационный конфликт между данными по резервируемым мощностям и данными по фактическому их использованию. Газораспределительные станции фактически имеют резервы, а на бумаге – нет, поэтому не могут использоваться для подкл...
20 декабря 2024
Статьи
В отечественных нормативных документах наблюдается разброс значений коэффициентов вредных выбросов при сжигании разных видов газовых топлив. Каким образом рассчитать единые верные индикаторы?
22 ноября 2024
Статьи
22 ноября 2024
Статьи
Угольная отрасль переживает кризис. Но Госдума и Правительство закладывают в Энергостратегию до 2050 года высокие цифры экспорта, что выглядит довольно оптимистично. О проблемах и перспективах отрасли НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ побеседовала с Дмитрием Исламовым, депутатом Государственной Думы от Кузбасс...
22 ноября 2024
Статьи
Текущий год не принес российским угольным компаниям долгожданных позитивных изменений. Добыча угля медленно, но снижается, экспорт падает, а его рентабельность остается отрицательной из-за заметного удешевления твердого топлива, увеличения фискальной нагрузки и роста логистических и производственных...
22 ноября 2024
Статьи
Уголь по-прежнему занимает базовое место в генерациях многих стран, да и металлургия точно не обходится без этого ископаемого. Каким образом будет складываться спрос на российский уголь в перспективе?
22 ноября 2024
Статьи
Государство через льготы и особенности налогообложения продолжает увеличивать бюджетное финансирование нефтегазового комплекса. Этот диссонанс с динамикой проектируемой доли нефтегазовых доходов подсвечивает стагнацию роли НГК как основного донора бюджетной системы. В проекте федерального бюджета ме...
22 ноября 2024
Статьи
Минэнерго РФ должно предоставить Энергостратегию до 2050 года в конце 2024 года. Пока цифры и концепция документа не анонсированы. Какие основные идеи должны быть заложены в программу развития ТЭК? НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ побеседовала с Константином СИМОНОВЫМ, директором Фонда национальной энергетиче...
22 ноября 2024
Статьи
Уповать на Китай как на лучшего и щедрого покупателя энергоресурсов не стоит. Китай старается ограничить импорт углеводородов за счет наращивания собственной добычи и развития ВИЭ.
22 ноября 2024
Статьи
Поставки углеводородов в Китай – уже идут по аналогии с многолетним сценарием экспорта на Запад, побочкой чего стала частичная зависимость от технологий и оборудования. Можно ли выйти из этой колеи? Как в этом может помочь энерготехнологическое сотрудничество в рамках БРИКС, нацеленное на борьбу с э...
22 ноября 2024
Статьи
Сразу в нескольких периодических изданиях и на сайтах информагентств в октябре 2024 года появилась информация о высказывании президента Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» члена-корреспондента РАН Михаила Ковальчука о создании подводного атомного судна-газовоза, способного...
22 ноября 2024
Статьи
Морская торговля веками и тысячелетиями была одной из основ цивилизации. В Европе не так много мест, подходящих для приема судов океанского класса, особенно танкеров большого дедвейта. Одно из них – крупнейший на континенте порт Роттердам. Через него поступает около трети необходимой ЕС нефти, а так...
22 ноября 2024
Статьи
На Самотлорском месторождении использовали новый метод по обеспечению герметичности скважин, что поможет борьбе со снижением уровня добычи нефти и газа. Результаты развеяли миф о причинах разрушения скважин. Каким образом можно продлить эффективность эксплуатации скважин?
22 ноября 2024
Статьи
Моделирование газоконденсатных скважин, их эксплуатация и доставка газа ранее выполнялись российскими компаниями с помощью импортных программ. Наиболее известные среди них IPM Suite компании Petroleum Experts (Шотландия) и PIPESIM компании Schlumberger (Франция). Недавно недропользователи...
22 ноября 2024
Статьи
С 2000 по 2023 год мощности установок по производству водорода в стране увеличились почти в девять
раз. Средний сырьевой коэффициент выбросов диоксида углерода в 2021-2023 годах составил 7,00 т/т,
что значительно превышает теоретические показатели, в основном из-за технологических особенностей
работы...
раз. Средний сырьевой коэффициент выбросов диоксида углерода в 2021-2023 годах составил 7,00 т/т,
что значительно превышает теоретические показатели, в основном из-за технологических особенностей
работы...
22 ноября 2024
Статьи
В мире нет двух стран с одинаковым энергетическим «профайлом» и опытом. Одни – в основном производители, другие – потребители, одни выделяется в upstream, другие в downstream, одни – ветераны отрасли, другие только входят в нее. Каждая страна фиксирует свои отношения с нефтью в исторических хрониках...
24 октября 2024
Статьи
Каким образом идет модернизация энерго- и теплосетей? Какие прогнозы по аварийности?
НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ побеседовала с Дмитрием Тортевым, членом Экспертного совета
Комитета по энергетике Государственной Думы.
24 октября 2024
Статьи
В последнее время аварии на энергосетях и теплотрассах увеличиваются. Эти зима и лето стали не просто
показательными, а кричаще демонстративными по числу и времени отключений. Энергетики предупреждают о дефиците генерации. Коммунальщики загадочно завершают подготовку к отопительному сезону.
Что ...
24 октября 2024
Статьи
В условиях санкций при замене действующего оборудования в нефтегазовом секторе на новое по российским или доступным зарубежным технологиям энергоэффективность, вероятно, снизится. В итоге удельные
расходы энергии для компаний могут еще вырасти. Какие объемы потерь возможны?
24 октября 2024
Статьи
Поставки углеводородов в Китай – уже идут по аналогии с многолетним сценарием экспорта на Запад,
побочкой чего стала частичная зависимость от технологий и оборудования. Можно ли выйти из этой колеи?
24 октября 2024
Статьи
Предположение о том, что в 2030-е годы потребление газа в мире выйдет на пик и на горизонте 2050 года
начнет снижаться – безосновательно, все будет ровно наоборот: спрос будет стабильно расти. Так считают
в Форуме стран-экспортеров газа (ФСЭГ). Газ продолжит замещать уголь в энергетике и останет...
24 октября 2024
Статьи
В единицу производимой энергии из возобновляемых источников по сравнению с тепловой энергетикой
вкладываются значительные инвестиции. Но ВИЭ не смогут в ближайшие десятилетия удовлетворить
потребности энергетики в мире. Поэтому газ, нефть и уголь останутся основными источниками энергии
в средн...