02 февраля 2016
Статья
МЕСТО РАБОТЫ - АРКТИКА
Автор:
Юрий Банько, г. Североморск
У северян есть серьезные причины для гордости: на Кольском полуострове создан мощный горно-металлургический комплекс, велики перспективы у Мурманска стать нефтегазовой столицей России, ожидается бурное развитие Мурманского транспортного узла, здесь базируется самый мощный в стране Северный флот. Но есть еще один серьезный повод для гордости: на окраине Мурманска, на берегу Кольского залива расположено Федеральное государственное унитарное предприятие «Атомфлот» (ФГУП «Атомфлот»).
У северян есть серьезные причины для гордости: на Кольском полуострове создан мощный горно-металлургический комплекс, велики перспективы у Мурманска стать нефтегазовой столицей России, ожидается бурное развитие Мурманского транспортного узла, здесь базируется самый мощный в стране Северный флот. Но есть еще один серьезный повод для гордости: на окраине Мурманска, на берегу Кольского залива расположено Федеральное государственное унитарное предприятие «Атомфлот» (ФГУП «Атомфлот»).
Аналогов этому предприятию, как и атомным ледоколам, в мире не существует. ФГУП «Атомфлот» входит в Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом». ФГУП «Атомфлот» стал родным домом, местом стоянки, ремонта и обслуживания для атомных ледоколов. Отсюда они уходят работать на трассы Северного морского пути, обеспечивая своей работой Мурманску приписку к названию города – «ворота в Арктику», являясь ключами к этим воротам.
Итоги радуют, перспективы впечатляют
А начиналась история предприятия пол-века тому назад, когда на восточном берегу Кольского залива в паре километров от поселка Роста появилась сдаточная база Ленинградского Адмиралтейского завода, получившая название База-92. Она предназначалась для временного базирования первенца гражданского атомного судостроения – атомного ледокола «Ленин», который прибыл сюда 6 мая 1960 года. Эта база стала расти и развиваться ударными темпами с марта 1968 года.Именно тогда Правительство СССР приняло решение о строительстве трех атомных ледоколов типа «Арктика» и создании берегового предприятия для базирования и проведений целого комплекса работ на атомных ледоколах, в том числе, ремонта реакторных установок и обслуживающих их систем, хранения и утилизации жидких и твердых радиоактивных отходов, выполнения операций по перезарядке реакторов.
За прошедшие годы ремонтно-технологическое предприятие «Атомфлот» превратилось в современный высокотехнологичный комплекс, пережив взлеты и падения, повышенный интерес и забвение, и, постепенно, выбирающееся из непростой ситуации, в которой оказалось в период проведения в России экономических реформ.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что выход из сложной ситуации и перспективы развития на предприятии связывают с вхождением в Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», формированием единого атомно-ледокольного технологического комплекса ФГУП «Атомфлот» и назначением 6 июня 2008 года на должность его генерального директора опытнейшего специалиста Вячеслава Владимировича Рукши, знающего проблемы атомного ледокольного флота не понаслышке.
После окончания в 1976 году Ленинградского Высшего инженерного морского училища имени адмирала Макарова до 1990 года Вячеслав Рукша ходил в море на атомных ледоколах. Участвовал в 19 навигациях, включая несколько экспериментальных рейсов с целью продления сроков навигации в Арктике. В послужном списке Вячеслава Рукши должности генерального директора ОАО «Мурманское морское пароходство», Первого заместителя Министра транспорта РФ, Руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта, советника Президента ОАО «Российские железные дороги». И именно ему руководство страны доверило руководство стратегически важным предприятием.

За семь лет удалось добиться кардинальных изменений в лучшую сторону на таком сложнейшем предприятии.
Одной из серьезных проблем, стоявших в период реформирования предприятия, являлась кадровая проблема. Но, несмотря на все опасения, кадровый потенциал, без которого невозможно дальнейшее развитие атомного ледокольного флота, удалось сохранить. Этого удалось добиться, в том числе, за счет повышения заработной платы.
На высоте и решение ответственных производственных задач. ФГУП «Атомфлот» выполнило обязательства по обеспечению арктического судоходства на трассах Северного морского пути. Удалось заинтересовать некоторые западные компании транзитным плаванием по Северному морскому пути.
Что касается научных исследований, то на постоянной основе на атомных ледоколах проводятся экспедиции «Кара-зима» по заказу НК «Роснефть» в Карском, Восточно-Сибирском морях и море Лаптевых, где изучается ледовые и гидрометеорологические условия для обеспечения безопасного освоения шельфа. Экспедиции выполнялись и в интересах сбора геофизических данных по нефтегазоносности российского континентального шельфа и информации для представления российской заявки в комиссию по границам континентального шельфа при ООН. Так было в августе-сентябре 2014 года, когда атомный ледокол «Ямал» сопровождал НИС «Академик Федоров». Атомные ледоколы были востребованы для высадки на льдины и снятия научных экспедиций, как это было с экспедицией «Северный полюс-40».
Выполнялись атомными ледоколами и уникальные проводки судов. К таковым можно отнести проводку в сентябре 2014 года судна «Трансшельф», на котором две атомные подводные лодки Тихоокеанского флота по Севморпути были доставлены с Камчатки в Северодвинск. Довелось в 2014 году даже выполнять проводку иностранного ледокола Tor Viking по Севморпути. Последние три года атомные ледоколы обеспечивают проводку кораблей и судов обеспечения Северного флота к арктическим островам, на которых создаются военные базы и гарнизоны.
В октябре 2013 года на атомном ледоколе «50 лет Победы» был выполнен рейс на Северный полюс с олимпийским огнем зимних Олимпийских игр в Сочи. Ежегодно в летний период, когда потребность в ледоколах снижается, на атомном ледоколе «50 лет Победы» выполняются круизные туристические рейсы на Северный полюс. 16 августа 2015 года российский атомный ледокол побывал на Северном полюсе в сотый раз (на Северном полюсе побывали ледоколы Швеции – 8 раз, Германии – 4 раза, США и Канады по 3 раза). Рекордсмен по посещениям Северного полюса атомный ледокол «Ямал» - 48 раз. С 2007 года в круизы на Северный полюс ходит только атомный ледокол «50 лет победы».
Начиная с 2011 года атомными ледоколами начали осуществляться транзитные проводки судов по Севморпути, по кратчайшему пути из Европы в Азию, в том числе судов под иностранными флагами. Правда, в 2015 году количество таких проводок резко упало. Но, собственно говоря, роль Северного морского пути заключается главным образом в обеспечении народнохозяйственных и оборонных потребностей страны. А здесь все в порядке. В 2015 году объемы перевозок по СМП возросли уже до 5,152 млн тонн.
Безусловно, без атомных ледоколов будет невозможно проведение геологоразведочных работ, как это было, к примеру, при обеспечении по заказу НК «Роснефть» и ExxsonMobil буровых работ на Восточно-Приновоземельском участке, обустройство и освоение месторождений углеводородного сырья арктического шельфа. Предстоит обеспечение вывоза нефти и газоконденсата с Ямала, а в ближайшей перспективе и СПГ.
Промышленное освоение месторождений Ямала позволит довести здесь добычу газа к 2030 году до 310-360 млрд м3 в год. На полуострове и прилегающих акваториях открыто 11 газовых и 15 нефтегазоконденсатных месторождения, запасы газа в которых оцениваются в десятки триллионов кубометров голубого топлива, запасы газоконденсата в 230 млн т, а нефти в 291 млн т.
В феврале 2015 года в районе мыса Каменный по договору с ООО «Газпром нефть» атомный ледокол «Таймыр» обеспечил первую отгрузку нефти на танкеры «Ice Condor» и «Ice Eagle» и их проводку до выхода из Обской губы, где их взял под проводку атомный ледокол «50 лет победы». По договору с ООО «Газпром нефть» атомные ледоколы ФГУП «Атомфлот» будут обеспечивать ежемесячно 6 проводок танкеров с нефтью Новопортовского месторождения до июля 2016 года.
Приличные объемы вывоза нефти в зимних условиях предстоит обеспечивать с месторождений Тимано-Печоры через Варандейский терминал нефтяной компании «ЛУКОЙЛ».
На долговременной основе будет осуществляться ледокольное обеспечение и в порту Сабетта, вначале по строительству объектов порта и завода СПГ, а затем, по вывозу сжиженного природного газа. Контракт подписан 6 ноября 2014 года и будет действовать до 2040 года. Это ежегодно даст возможность зарабатывать 2 млрд рублей.
В 2015 году атомными ледоколами осуществлена проводка двух судов «RED ZED I» и «RED ZED II» с модулями для завода СПГ из индонезийского порта Батам. Весь рейс занял 35 суток. В то же время, судно «KANG SHENG KOU», следовавшее из китайского порта Пенглай через Суэцкий канал прибыло в Сабету через 55 суток.
В интересах обеспечения контракта с «Ямал СПГ» ФГУП «Атомфлот» заказал 30 апреля 2015 года на «Выборгском судостроительном заводе» портовый ледокол, мощностью 10 МВт, со сроком сдачи в ноябре 2018 года. Он будет задействован на подходном канале и в акватории порта.
Атомный ледокольный флот в перспективе будет востребован и для обеспечения геологоразведочных работ в Восточно-Сибирском и Чукотском морях, где шельф остается «огромным белым пятном». Эти территории почти не охвачены поисковыми работами из-за их высокой стоимости и сложных климатических условий.
Ведь все разговоры о глобальном потеплении – это для дилетантов, которые представления не имеют о ситуации в Арктике. В Арктике льда хватает. И его площадь не уменьшается, а увеличивается, создавая трудности и в освоении нефтегазовых месторождений, и для судоходства.
Чтобы не утратить завоеванные позиции
Западные страны проявляют повышенный интерес к строительству собственных линейных ледоколов. В несколько миллиардов долларов оценивается американская программа создания своего ледокольного флота. Решают вопрос со строительством двух ледоколов в Канаде. Понятно, что успех битвы за ресурсы арктического шельфа будет определяться наличием у государств мощных ледоколов.И чтобы не утратить передовые позиции в этой гонке Россия предпринимает меры. Еще в 2005 году Правительством России было выделено 900 млн рублей на проектирование двухосадочного ледокола, которое было завершено ОАО ЦКБ «Айсберг» в 2009 году.
5 ноября 2013 года на стапеле «А» Балтийского завода состоялась торжественная церемония закладки головного универсального двухосадочного атомного ледокола мощностью 60 МВт проекта 22220 «Арктика» (строительный номер 05706) в соответствии с контрактом, заключенным в августе 2012 года.
По условиям контракта ООО «Балтийский завод - судостроение» должно построить первый ледокол «под ключ» и поставить его к причалу ФГУП «Атомфлот» в Мурманск 30 декабря 2017 года.
По сравнению с предыдущим поколением арктических ледоколов, новый атомоход имеет повышенные эксплуатационные характеристики: на 20% - до 60000 кВт - увеличена его мощность, в 1,7 раз – водоизмещение. Благодаря новому конструктивному решению, ледокол сможет работать при двух рабочих осадках: как на глубоководных участках Арктики (в том числе в Баренцевом, Печорском, Карском морях), так и в устьях сибирских рек - Енисея и Оби.
Энерговооруженность ледокола обеспечат две реакторные установки нового типа с улучшенными техническими характеристиками. По сравнению с установками, эксплуатируемыми на атомном флоте в настоящее время, увеличен на 70 % срок службы основного оборудования до заводского ремонта, в 1,7 раза уменьшена масса реакторной установки, до 7 лет увеличен период между перегрузками активной зоны (ТВЭЛ).
Ледокол ЛК-60 проекта 22220 станет самым большим и мощным ледоколом в мире. Его длина составит 173,3 метра, ширина 34 метра, осадка по конструктивной ватерлинии 10,5 метра, минимальная рабочая осадка 8,55 метра. Водоизмещение составит 33,54 тысяч тонн. На ледоколе предусмотрена двухреакторная энергетическая установка с основным источником пара от реакторной установки РИТМ-200 мощностью 175 МВт.
19 августа 2013 года утверждено постановление Правительства РФ о выделении в 2014-2020 годах 86,105 млрд. рублей на строительство двух серийных универсальных атомных ледоколов проекта 22220 со сроками сдачи в 2019 и 2020 годах.
Новый ледокол будет обладать увеличенным сроком службы (до 40 лет), лучшей ледопроходимостью (3 м против 2,5 на старых судах), а также иметь переменную осадку.
Однозначно потребуется создание и ледокола «Лидер» для обеспечения круглогодичной работы в Арктике со способностью прокладывать каналы для судов во льдах толщиной от 4 до 5 метров.
Для обеспечения все возрастающего объема перевозок в интересах Министерства обороны, проекта «Ямал СПГ», Павловского месторождения свинцово-цинковых руд в 2013 году было принято решение о восстановлении и вводе в строй в 2016 году атомного лихтеровоза-контейнеровоза «Севморпуть». 2 декабря 2015 года генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко посетил АЛВ «Севморпуть», на котором ознакомился с выполненными работами по его восстановлению, которые позволят использовать уникальное судно еще минимум 15 лет.
Но ФГУП «Атомфлот» - это не только атомные ледоколы и суда атомного технологического обеспечения. Это современное, мощное предприятие по обеспечению технической эксплуатации флота. На «Атомфлоте» трудятся специалисты экстра класса. Здесь специалистам часто приходится выполнять штучные и уникальные работы, которые никогда, никем и нигде не выполнялись. Благодаря специалистам «Атомфлота» ледоколы в кратчайшие сроки возвращаются из ремонта в строй действующих.

Не забывают здесь и о вопросах обеспечения и снижения радиационной безопасности. На средства, выделенные в рамках программы АМЕС США и Норвегией, создана накопительная площадка, которая позволит ускорить процесс вывоза с территории Кольского полуострова отработавшего ядерного топлива, в том числе и с хранилища в Губе Андреева.
Этой же цели послужило строительство в Италии нового судна-контейнеровоза для ФГУП «Атомфлот» под названием «Росита», которое использовалось для вывоза ОЯТ из Гремихи, а также контейнеров с ТРО из Губы Андреева в Сайда-Губу. Это судно будет задействовано в вывозе радиоактивных отходов до 2030 года.
Плавтехбаза «Лота» перевозила в береговое хранилище для долговременного хранения контейнеры ТУК-120 с неперерабатываемым отработавшим ядерным топливом.
Силами специалистов ФГУП «Атомфлот» долгие годы поддерживалась в исправном состоянии плавтехбаза «Лепсе», самый радиационно-опасный объект. 14 сентября 2012 года эта птб была переведена на СРЗ «Нерпа», а 28 октября 2015 года переведена на открытую стапельную плиту, где будет происходить утилизация судна.
Решен вопрос и с утилизацией в 2016-2030 годах атомных ледоколов «Сибирь» и «Арктика». На эти цели выделяется 3,4 миллиарда долларов.
Нельзя не отметить, что силами специалистов предприятия удалось обеспечить постановку на место постоянного базирования у Мурманского морского вокзала первого атомного ледокола «Ленин».
ФГУП «Атомфлот» - одно из тех уникальных предприятий, которое является национальным достоянием России. Немало недругов нашей страны с удовлетворением потирали бы руки, если бы оно прекратило свою работу, что имело бы далеко идущие негативные последствия для безопасной эксплуатации атомного ледокольного флота, а, значит, и для его использования и в народнохозяйственных целях, и в интересах национальной безопасности, и в грядущем освоении несметных богатств побережья и шельфовой зоны арктических морей, и в обеспечении бесперебойной работы Северного морского пути.
Россия – северная страна. И без атомного ледокольного флота ей не обойтись. Ведь еще несколько десятилетий тому назад, до начала эры атомного ледокольного флота, навигационный период в западном районе Арктики насчитывал всего три месяца. Сегодня здесь обеспечено круглогодичное судоходство благодаря атомным ледоколам, роль и значение которых будут постоянно возрастать. Ведь именно российские арктические прибрежные регионы и шельф арктических морей та кладовая, которая способна обеспечить нашу страну и мировое сообщество энергоносителями.
Пророческие слова Михаила Ломоносова о том, что богатства России будут прирастать Сибирью и морями ледовитыми следовало бы дополнить словами … и атомными ледоколами.
Читайте также в этом выпуске
04 апреля 2025
Статьи
Если мы думаем, что у нас много нефти и газа, то слегка витаем в облаках. Рентабельных запасов нефти в РФ хватит на 33 года, а технологически извлекаемых – на 39 лет, заявил глава Роснедр еще в сентябре 2022 г. В стратегическом планировании такой временной горизонт – это мизер. Учитывая актуальные т...
04 апреля 2025
Статьи
15 декабря 2024 года в Черном море произошла экологическая катастрофа. В шторм разломились пополам два российских танкера «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239», перевозившие в общей сложности более 9 тысяч тонн мазута. Это третья и четвертая аварии такого типа.
04 апреля 2025
Статьи
Как повышение цен на газ повлияет на промышленность и расходы граждан?
04 апреля 2025
Статьи
Ограничения, введенные в рамках соглашения ОПЕК+, усиливающееся геополитическое давление, а вместе с тем и падение цен на отечественную нефть оказали значительное влияние на буровой сервис России в 2024 году. Основные показатели рынка продемонстрировали негативную динамику, а фонд простаивающих сква...
04 апреля 2025
Статьи
Порядок определения цены Юралс, остававшийся неизменным в течение двух десятилетий, за 2023-2024 гг. изменялся несколько раз. Как повлияют новые механизмы расчетов цены российской нефти на деятельность нефтегазовых компаний? В чем особенность формулы? И какие последствия будет иметь расчет цены на э...
04 апреля 2025
Статьи
Многие отечественные НПЗ уже не обладают запасом по содержанию ароматики и вынуждены выпускать
топлива с максимально допустимым содержанием аренов. Каким образом производить высокооктановые
компоненты бензина по технологиям, доступным для внедрения на российские НПЗ?
04 апреля 2025
Статьи
Авиакосмическая отрасль, в первую очередь ее гражданские проекты, стала заложницей геополитической ситуации. Задачи, которые ставятся перед разработчиками, становятся все менее амбициозными, но их реализация в условиях жестких ограничений, с которыми сталкивается российская промышленность, сопряжена...
04 апреля 2025
Статьи
Население страны начинает экспериментировать с возможностями солнечной генерации в собственных домохозяйствах. Полученные результаты вполне оптимистичны. Из примеров, приведенных в статье, видно, что солнечное энергоснабжение становится рентабельным при стоимости электроэнергии в 8-10 рублей за кВт*...
04 апреля 2025
Статьи
Отечественные технологии для МГРП уже несколько лет применяются на месторождениях при строительстве скважин и добыче. Каких показателей удалось добиться?
04 апреля 2025
Статьи
Можно ли отметить, что нефтегазохимия России готова к форсажу на глобальном рынке и имеет внутренние надежные основания для развития инноваций и необходимых для суверенитета компонентов и технологий? Пока нет. Но ряд процессов инициирован. Что конкретно делается?
04 апреля 2025
Статьи
Разведанных нефтяных запасов в Ираке и Сирии хватает, чтобы развивать Турцию как отдельный региональный нефтяной хаб, действия в этом направлении предприняты. Как Турция выстраивает торговлю российскими нефтью и нефтепродуктами и насколько эта доля значима для экономики страны?
04 апреля 2025
Статьи
В ближайшие три года спрос на электроэнергию в мире будет расти. И это произойдет не из-за промышленности или бытового сектора и даже не из-за электрификации транспорта. Рост обеспечат новые отрасли, «прожорливые» до электричества. К майнингу добавятся дата-центры и системы, обслуживающие искусствен...
04 апреля 2025
Статьи
Какие научные работы по развитию добычи на шельфе и в условиях Арктики ведутся сегодня в России? «Нефтегазовая вертикаль» побеседовала с Никитой ШАПОШНИКОВЫМ, к.т.н., советником ректора Тюменского индустриального университета.
04 апреля 2025
Статьи
О газовых гидратах как источнике ископаемого топлива написаны десятки тысяч научных статей, поскольку их подземные запасы в два раза превышают все нефтяные и традиционные газовые. Газогидраты могут стать основным энергетическим ресурсом на нашей планете. Испытания по добыче газа из газовых гидратов ...
04 апреля 2025
Статьи
Резервуары с нефтью и светлыми нефтепродуктами являются крупным источником выбросов углеводородных газов в атмосферу. Формально имеется множество способов сокращения этих выбросов, однако информация об их эффективности во многом является мифом. Каким образом реально уменьшить выбросы и улучшить экол...
04 апреля 2025
Статьи
Количество разведывательных скважин в России снижается, что демонстрируют результаты бурения по итогам 2024 года, но есть способы, которые помогут повысить эффективность исследований материала. Как теперь можно улучшить анализ керна и уменьшить трудозатраты?
04 апреля 2025
Статьи
Согласно данным геологоразведки, нефтегазоносные объекты Красноярского края могут обеспечить значительный прирост ресурсной базы. Извлекаемые ресурсы нефти могут составить 77 млн т.
04 апреля 2025
Статьи
Применение горизонтальных скважин сопровождается рядом сложностей, включая высокие финансовые расходы и повышенные операционные риски при проведении геофизических исследований. Одной из основных задач является точное определение профиля притока в горизонтальной части скважины. В данной работе описан...
06 марта 2025
Статьи
Большинство российских газовых проектов в большей или в меньшей степени испытывают давление санкций. Есть возможность снять санкции и реализовать экспорт как ТПГ, так и СПГ. Каким образом?
06 марта 2025
Статьи
Налог на дополнительный доход – один из ключевых элементов налоговой системы в нефтяной отрасли. Поэтому анализ его экономической эффективности всегда в центре внимания профессионалов. Но не менее интересной является и правовая казуистика – во многих случаях однозначно определить подлежащую уплате с...
06 марта 2025
Статьи
За год критического снижения спроса на российские энергоносители на мировом рынке не произошло. Тенденции развития глобального нефтегазового рынка уже можно обозначить. Какие условия станут определяющими для устойчивости отрасли?
06 марта 2025
Статьи
Цены на уран достигли многолетнего максимума, в разы увеличивается стоимость акций атомных компаний, производителей топлива. Очередной виток, на который вышла атомная энергетика, отмечен не только количественным и качественным преумножением, он сформировал новые стратегии и векторы развития. Направл...
06 марта 2025
Статьи
Углеродный след производства и реализации СПГ у каждого продавца – разный. Газ, который добывается методом сланцевой добычи на месторождениях США, отягощен сильным углеродным следом, который увеличивается при доставке его до потребителя. По идее, это должно влиять на конкурентность продукта. Но, пох...
06 марта 2025
Статьи
О подходе «Росатома» к развитию сегмента электромобилей НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ побеседовала с Александром БУХВАЛОВЫМ, директором бизнес-направления «Электромобильность» топливной компании «ТВЭЛ».
06 марта 2025
Статьи
Вам кажется, что роботы и автопилоты – это будущее? Они уже среди нас. Как встречаются спрос и предложение в российском сегменте автономного транспорта?
06 марта 2025
Статьи
Об итогах и перспективах рынка нефтехимии и переработки углеводородов НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ побеседовала с Александром КОТОВЫМ, экспертом NEFT Research.
06 марта 2025
Статьи
Объявив чрезвычайное положение в американской энергетике, Дональд Трамп, возможно, допустил ошибку – он намерен снизить цены на нефть, давя на ОПЕК и весь Исламский мир, а также на Мексику и Канаду. Это, как говорится, too much.
06 марта 2025
Статьи
На энергетической карте мира сформировался и развивается новый регион – Латинская Америка. Бразилия доказала продуктивность своих подсолевых месторождений, Гайана год от года увеличивает запасы и добычу, Аргентина сделала ставку на сланцевую площадь Vaca Muerta, а Мексика в 2024 году начала экспорти...
06 марта 2025
Статьи
Арктика имеет огромное значение с точки зрения перспектив экономического развития, а также как военно-стратегический плацдарм. У России атомный ледокольный флот есть. Китай, США, Канада, Финляндия озадачены строительством подобных судов, способных осуществлять навигацию во льдах. Задачу упрощают кли...
06 марта 2025
Статьи
Азербайджан наращивает импорт российской нефти. Насколько это выгодно?
06 марта 2025
Статьи
Как проводится сейсморазведка рифовых комплексов юго-западной части Сибирской платформы? Насколько высока вероятность обнаружения там нефти и газа согласно предварительному анализу?
06 марта 2025
Статьи
Как влияют набухающие пакеры на эффективность добычи? Испытания технологии проводились на Унтыгейском месторождении.
03 марта 2025
Статьи
Большинство российских газовых проектов в большей или в меньшей степени испытывают давление санкций. Есть возможность снять санкции и реализовать экспорт как ТПГ, так и СПГ. Каким образом?
29 января 2025
Статьи
«Нефтегазовая вертикаль» подводит итоги 2024 года и обсуждает планы на будущее в ТЭК с Генадием Шмалем, Президентом Союза нефтегазопромышленников России.
29 января 2025
Статьи
Что случилось в прошедшем году? Регулятор не хочет оправдываться за ошибки и исправлять их. Он просто меняет аксиому: в великой нефтегазовой державе энергия становится дорогой.
29 января 2025
Статьи
С какими вызовами столкнулась нефтепереработка, трейдинг и розница топливного рынка в 2024 году? Анализ, выявление новых трендов.
29 января 2025
Статьи
15 декабря 2024 года в Черном море произошла экологическая катастрофа. В шторм разломились пополам два российских танкера «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239», перевозившие в общей сложности более 9 тысяч тонн мазута. Эта первый в мире крупномасштабный разлив мазута, который, в отличие от нефти, не...
29 января 2025
Статьи
2024 год оказался удачным для всех направлений ТЭКа. Добыча углеводородов не только не снизилась, но и росла с ускорением. Это был год исторических рекордов – в спросе на нефть, в инвестициях во все сферы энергетики, в производстве электромобилей и росте мощностей ВИЭ. ТЭК чувствовал себя в целом хо...
29 января 2025
Статьи
Остановка транзита российского газа через Украину может иметь серьезные последствия для Европы и самой Украины. Все только начинается…
29 января 2025
Статьи
О развитии регионов, в том числе транспорта и логистики, в контексте новой Энергостратегии НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ побеседовала со Станиславом Митраховичем, Ведущим экспертом Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ.
29 января 2025
Статьи
НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ обсудила итоги 2024 года и ожидания от 2025 года с экспертами ассоциации «Женщины в энергетике» Инной КИРИЛКИНОЙ, Ириной УЛАНОВОЙ и Наталией ВИНОКУРОВОЙ. Разговор затронул такие темы, как конъюнктура нефтегазового рынка, инвестиционная стратегия граждан, логистика.
29 января 2025
Статьи
Россия в нынешнем статусе нон грата едва ли может обеспечить собственные авиационные амбиции. Но надежды выйти на международный рынок все еще остаются. Сможет ли отечественный авиапром доказать технологическое лидерство или понадеется, что станет выглядеть более привлекательно на фоне неудач основны...
29 января 2025
Статьи
Сегодня логистика и транспортировка продукции нуждаются в оптимизации. Создание системы единого управления и планирования транспортно-логистическими ресурсами при организации смешанных (комбинированных) перевозок может улучшить экономику процесса. Авторы предлагают внедрить комплексное транс...
29 января 2025
Статьи
Как трагический декабрьский инцидент с самолетом «Азербайджанских авиалиний» повлияет на энергетические отношения России и Азербайджана?
29 января 2025
Статьи
Живые деньги для сограждан Гайана и Суринам перераспределяют нефтегазовые платежи от транснационалов
Низовые земли на берегах Южной Атлантики, как бы зажатые между разветвленной дельтой Ориноко и изогнутым приморским контуром бразильского континентального массива, становятся центром мощного нефтегазового бума. По своим темпам и годовому приросту производства и доказанных запасов он обгоняет все ост...
29 января 2025
Статьи
В Латинской Америке стагнирует добыча газа. Регион закупает все больше СПГ. Тем не менее у него большой газовый потенциал – это гигантские сланцевые запасы в Аргентине и ПНГ подсолевых месторождений Бразилии, а также Гайаны и (в будущем) Суринама. Кроме того, Мексика может трансформировать и...
29 января 2025
Статьи
В значительной части инцидентов 2024 года основной целью компьютерных атак было не столько извлечение прибыли, сколько нанесение максимального ущерба целевой организации и ее информационной инфраструктуре. Эксперты Angara SOC проанализировали значимые события в реальных секторах экономики и выделили...
29 января 2025
Статьи
Компании начали внедрять оборудование заканчивания скважин, не требующее нормализации. В чем ноу-хау? Какие результаты?
29 января 2025
Статьи
Существует проблема значительного снижения нагрузок сероводородного газа при подкачке системы циркуляции раствора химически очищенной водой (ХОВ) и концентрированным раствором моноэтаноломина. Это систематически приводит к аварийной остановке смежной установки «Утилизации сероводородного газ...
20 декабря 2024
Статьи
Газовая промышленность имеет шансы реализовать актуальные инвестиционные проекты. Но оптимизация усилий потребуется. Насколько снизится маржинальность отечественной газовой отрасли в связи с изменением рыночной конъюнктуры?
20 декабря 2024
Статьи
Сохранится ли транзит через украинский коридор, продолжат ли страны ЕС получать голубое топливо из нашей страны, будут ли подписаны новые контракты с китайскими компаниями, продвинутся ли иранское и казахстанское направления? Все эти вопросы делают грядущий 2025-й годом рисков и возможностей для рос...
20 декабря 2024
Статьи
Газомоторное топливо – одна из областей в сфере госрегулирования, которой уже очень много лет. Многое роднит ее с другими долгоиграющими вопросами, в первую очередь обилие разного уровня документов стратегического и более низкого уровня планирования. Что же конструктивного происходит в данной сфере?...
20 декабря 2024
Статьи
Чтобы узнать о реальных достижениях отрасли газомоторного топлива, НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ задала вопросы Александру Котову, руководителю направления консалтинга NEFT Research.
20 декабря 2024
Статьи
Энергобаланс юга Красноярского края должен пополниться газом местных месторождений, что улучшит качество жизни региона, в том числе экологию. Но разработка ресурсов не ведется из-за ошибок, допущенных при разведке, а также из-за многолетних ожиданий федерального газопровода. В разработку газа можно ...
20 декабря 2024
Статьи
Последние 50 лет потребление газа росло опережающими темпами, замещая в топливно-энергетических балансах стран уголь и нефтепродукты в энергетическом и транспортном секторах. При этом основной прирост за последние 20 лет происходил в первую очередь за счет СПГ. Сохранится ли тренд?
20 декабря 2024
Статьи
Из-за образовавшегося вдруг дефицита электроэнергии Правительство заявляет о строительстве энергетических мощностей в ряде регионов, в частности на юге России и на юге Сибири. В документы Генсхемы, СиПр и Энергостратегию вносятся многочисленные изменения. Насколько все обосновано? На что опираются п...
20 декабря 2024
Статьи
Россия как крупнейший мировой поставщик природного газа теряет рынки сбыта на Западе. Спасение видится на Востоке, но какой ценой обойдутся новые цепочки поставок? Вопрос уже набил оскомину, но постоянно играет новыми красками и обрастает новыми нюансами.
20 декабря 2024
Статьи
До недавнего времени в качестве основного пути достижения климатических целей Парижского соглашения рассматривался принятый Западом курс на отказ от углеводородного топлива и переход на ВИЭ. Однако развивающимся странам достаточно быстро стало понятно, что это приведет к подрыву их энергетической
безопасности...
безопасности...
20 декабря 2024
Статьи
Накануне утверждения обновленной Концепции развития рынка газомоторного топлива в Российской Федерации до 2035 года НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ побеседовала с Артемом ВЕРХОВЫМ, директором департамента развития газовой отрасли Минэнерго России.
20 декабря 2024
Статьи
О том, как развивается транспорт на ГМТ, НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ поговорила с Ренатом ГАЙНЕТДИНОВЫМ, заместителем директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса РФ.
20 декабря 2024
Статьи
Как происходит развитие сегмента автономной газификации? Почему в условиях дефицита генерации и слабой газификации ряда регионов государство уделяет сжиженному углеводородному газу мало внимания? Об этом НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ побеседовала с Андреем РУМЯНЦЕВЫМ, президентом Ассоциации «Сибдальвостокг...
20 декабря 2024
Статьи
О том, как ПАО «Газпром» развивает рынок ГМТ, рассказал Андрей САВИН, заместитель начальника департамента ПАО «Газпром».
20 декабря 2024
Статьи
Рынок малотоннажного СПГ считается нишевым, но он растет в денежном выражении в среднем на 15% в год, увеличивается как предложение газа для транспорта – грузовиков, судов, локомотивов, так и для автономной газификации удаленных районов. Малотоннажный СПГ – это не для экспорта на другие континен...
20 декабря 2024
Статьи
СОР-29 в Баку прошла успешно: средняя глобальная температура Земли продолжит повышаться, инвестиции будут искать, а добычу нефти и газа увеличивать.
20 декабря 2024
Статьи
Использование газомоторного топлива (CNG) становится важной частью экологической стратегии ОАЭ, направленной на сокращение углеродного следа. Однако процесс внедрения сталкивается с рядом вызовов, таких как недостаточная инфраструктура и экономические барьеры. В статье анализируются достижен...
20 декабря 2024
Статьи
Сегодня система оценки потребностей населения в газе устарела, что создает информационный конфликт между данными по резервируемым мощностям и данными по фактическому их использованию. Газораспределительные станции фактически имеют резервы, а на бумаге – нет, поэтому не могут использоваться для подкл...
20 декабря 2024
Статьи
В отечественных нормативных документах наблюдается разброс значений коэффициентов вредных выбросов при сжигании разных видов газовых топлив. Каким образом рассчитать единые верные индикаторы?
22 ноября 2024
Статьи
22 ноября 2024
Статьи
Угольная отрасль переживает кризис. Но Госдума и Правительство закладывают в Энергостратегию до 2050 года высокие цифры экспорта, что выглядит довольно оптимистично. О проблемах и перспективах отрасли НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ побеседовала с Дмитрием Исламовым, депутатом Государственной Думы от Кузбасс...
22 ноября 2024
Статьи
Текущий год не принес российским угольным компаниям долгожданных позитивных изменений. Добыча угля медленно, но снижается, экспорт падает, а его рентабельность остается отрицательной из-за заметного удешевления твердого топлива, увеличения фискальной нагрузки и роста логистических и производственных...
22 ноября 2024
Статьи
Уголь по-прежнему занимает базовое место в генерациях многих стран, да и металлургия точно не обходится без этого ископаемого. Каким образом будет складываться спрос на российский уголь в перспективе?
22 ноября 2024
Статьи
Государство через льготы и особенности налогообложения продолжает увеличивать бюджетное финансирование нефтегазового комплекса. Этот диссонанс с динамикой проектируемой доли нефтегазовых доходов подсвечивает стагнацию роли НГК как основного донора бюджетной системы. В проекте федерального бюджета ме...
22 ноября 2024
Статьи
Минэнерго РФ должно предоставить Энергостратегию до 2050 года в конце 2024 года. Пока цифры и концепция документа не анонсированы. Какие основные идеи должны быть заложены в программу развития ТЭК? НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ побеседовала с Константином СИМОНОВЫМ, директором Фонда национальной энергетиче...
22 ноября 2024
Статьи
Уповать на Китай как на лучшего и щедрого покупателя энергоресурсов не стоит. Китай старается ограничить импорт углеводородов за счет наращивания собственной добычи и развития ВИЭ.
22 ноября 2024
Статьи
Поставки углеводородов в Китай – уже идут по аналогии с многолетним сценарием экспорта на Запад, побочкой чего стала частичная зависимость от технологий и оборудования. Можно ли выйти из этой колеи? Как в этом может помочь энерготехнологическое сотрудничество в рамках БРИКС, нацеленное на борьбу с э...
22 ноября 2024
Статьи
Сразу в нескольких периодических изданиях и на сайтах информагентств в октябре 2024 года появилась информация о высказывании президента Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» члена-корреспондента РАН Михаила Ковальчука о создании подводного атомного судна-газовоза, способного...
22 ноября 2024
Статьи
Морская торговля веками и тысячелетиями была одной из основ цивилизации. В Европе не так много мест, подходящих для приема судов океанского класса, особенно танкеров большого дедвейта. Одно из них – крупнейший на континенте порт Роттердам. Через него поступает около трети необходимой ЕС нефти, а так...
22 ноября 2024
Статьи
На Самотлорском месторождении использовали новый метод по обеспечению герметичности скважин, что поможет борьбе со снижением уровня добычи нефти и газа. Результаты развеяли миф о причинах разрушения скважин. Каким образом можно продлить эффективность эксплуатации скважин?
22 ноября 2024
Статьи
Моделирование газоконденсатных скважин, их эксплуатация и доставка газа ранее выполнялись российскими компаниями с помощью импортных программ. Наиболее известные среди них IPM Suite компании Petroleum Experts (Шотландия) и PIPESIM компании Schlumberger (Франция). Недавно недропользователи...
22 ноября 2024
Статьи
С 2000 по 2023 год мощности установок по производству водорода в стране увеличились почти в девять
раз. Средний сырьевой коэффициент выбросов диоксида углерода в 2021-2023 годах составил 7,00 т/т,
что значительно превышает теоретические показатели, в основном из-за технологических особенностей
работы...
раз. Средний сырьевой коэффициент выбросов диоксида углерода в 2021-2023 годах составил 7,00 т/т,
что значительно превышает теоретические показатели, в основном из-за технологических особенностей
работы...
22 ноября 2024
Статьи
В мире нет двух стран с одинаковым энергетическим «профайлом» и опытом. Одни – в основном производители, другие – потребители, одни выделяется в upstream, другие в downstream, одни – ветераны отрасли, другие только входят в нее. Каждая страна фиксирует свои отношения с нефтью в исторических хрониках...
24 октября 2024
Статьи
Каким образом идет модернизация энерго- и теплосетей? Какие прогнозы по аварийности?
НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ побеседовала с Дмитрием Тортевым, членом Экспертного совета
Комитета по энергетике Государственной Думы.
24 октября 2024
Статьи
В последнее время аварии на энергосетях и теплотрассах увеличиваются. Эти зима и лето стали не просто
показательными, а кричаще демонстративными по числу и времени отключений. Энергетики предупреждают о дефиците генерации. Коммунальщики загадочно завершают подготовку к отопительному сезону.
Что ...
24 октября 2024
Статьи
В условиях санкций при замене действующего оборудования в нефтегазовом секторе на новое по российским или доступным зарубежным технологиям энергоэффективность, вероятно, снизится. В итоге удельные
расходы энергии для компаний могут еще вырасти. Какие объемы потерь возможны?
24 октября 2024
Статьи
Поставки углеводородов в Китай – уже идут по аналогии с многолетним сценарием экспорта на Запад,
побочкой чего стала частичная зависимость от технологий и оборудования. Можно ли выйти из этой колеи?
24 октября 2024
Статьи
Предположение о том, что в 2030-е годы потребление газа в мире выйдет на пик и на горизонте 2050 года
начнет снижаться – безосновательно, все будет ровно наоборот: спрос будет стабильно расти. Так считают
в Форуме стран-экспортеров газа (ФСЭГ). Газ продолжит замещать уголь в энергетике и останет...
24 октября 2024
Статьи
В единицу производимой энергии из возобновляемых источников по сравнению с тепловой энергетикой
вкладываются значительные инвестиции. Но ВИЭ не смогут в ближайшие десятилетия удовлетворить
потребности энергетики в мире. Поэтому газ, нефть и уголь останутся основными источниками энергии
в средн...
24 октября 2024
Статьи
Общий рынок нефти и нефтепродуктов между бывшими союзными республиками уже существует и работает.
Как происходит его регулирование?