02 февраля 2016
Статья
МЕСТО РАБОТЫ - АРКТИКА
Поделиться:
У северян есть серьезные причины для гордости: на Кольском полуострове создан мощный горно-металлургический комплекс, велики перспективы у Мурманска стать нефтегазовой столицей России, ожидается бурное развитие Мурманского транспортного узла, здесь базируется самый мощный в стране Северный флот. Но есть еще один серьезный повод для гордости: на окраине Мурманска, на берегу Кольского залива расположено Федеральное государственное унитарное предприятие «Атомфлот» (ФГУП «Атомфлот»).
У северян есть серьезные причины для гордости: на Кольском полуострове создан мощный горно-металлургический комплекс, велики перспективы у Мурманска стать нефтегазовой столицей России, ожидается бурное развитие Мурманского транспортного узла, здесь базируется самый мощный в стране Северный флот. Но есть еще один серьезный повод для гордости: на окраине Мурманска, на берегу Кольского залива расположено Федеральное государственное унитарное предприятие «Атомфлот» (ФГУП «Атомфлот»).
Аналогов этому предприятию, как и атомным ледоколам, в мире не существует. ФГУП «Атомфлот» входит в Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом». ФГУП «Атомфлот» стал родным домом, местом стоянки, ремонта и обслуживания для атомных ледоколов. Отсюда они уходят работать на трассы Северного морского пути, обеспечивая своей работой Мурманску приписку к названию города – «ворота в Арктику», являясь ключами к этим воротам.
Итоги радуют, перспективы впечатляют
А начиналась история предприятия пол-века тому назад, когда на восточном берегу Кольского залива в паре километров от поселка Роста появилась сдаточная база Ленинградского Адмиралтейского завода, получившая название База-92. Она предназначалась для временного базирования первенца гражданского атомного судостроения – атомного ледокола «Ленин», который прибыл сюда 6 мая 1960 года. Эта база стала расти и развиваться ударными темпами с марта 1968 года.Именно тогда Правительство СССР приняло решение о строительстве трех атомных ледоколов типа «Арктика» и создании берегового предприятия для базирования и проведений целого комплекса работ на атомных ледоколах, в том числе, ремонта реакторных установок и обслуживающих их систем, хранения и утилизации жидких и твердых радиоактивных отходов, выполнения операций по перезарядке реакторов.
За прошедшие годы ремонтно-технологическое предприятие «Атомфлот» превратилось в современный высокотехнологичный комплекс, пережив взлеты и падения, повышенный интерес и забвение, и, постепенно, выбирающееся из непростой ситуации, в которой оказалось в период проведения в России экономических реформ.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что выход из сложной ситуации и перспективы развития на предприятии связывают с вхождением в Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», формированием единого атомно-ледокольного технологического комплекса ФГУП «Атомфлот» и назначением 6 июня 2008 года на должность его генерального директора опытнейшего специалиста Вячеслава Владимировича Рукши, знающего проблемы атомного ледокольного флота не понаслышке.
После окончания в 1976 году Ленинградского Высшего инженерного морского училища имени адмирала Макарова до 1990 года Вячеслав Рукша ходил в море на атомных ледоколах. Участвовал в 19 навигациях, включая несколько экспериментальных рейсов с целью продления сроков навигации в Арктике. В послужном списке Вячеслава Рукши должности генерального директора ОАО «Мурманское морское пароходство», Первого заместителя Министра транспорта РФ, Руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта, советника Президента ОАО «Российские железные дороги». И именно ему руководство страны доверило руководство стратегически важным предприятием.
За семь лет удалось добиться кардинальных изменений в лучшую сторону на таком сложнейшем предприятии.
Одной из серьезных проблем, стоявших в период реформирования предприятия, являлась кадровая проблема. Но, несмотря на все опасения, кадровый потенциал, без которого невозможно дальнейшее развитие атомного ледокольного флота, удалось сохранить. Этого удалось добиться, в том числе, за счет повышения заработной платы.
На высоте и решение ответственных производственных задач. ФГУП «Атомфлот» выполнило обязательства по обеспечению арктического судоходства на трассах Северного морского пути. Удалось заинтересовать некоторые западные компании транзитным плаванием по Северному морскому пути.
Что касается научных исследований, то на постоянной основе на атомных ледоколах проводятся экспедиции «Кара-зима» по заказу НК «Роснефть» в Карском, Восточно-Сибирском морях и море Лаптевых, где изучается ледовые и гидрометеорологические условия для обеспечения безопасного освоения шельфа. Экспедиции выполнялись и в интересах сбора геофизических данных по нефтегазоносности российского континентального шельфа и информации для представления российской заявки в комиссию по границам континентального шельфа при ООН. Так было в августе-сентябре 2014 года, когда атомный ледокол «Ямал» сопровождал НИС «Академик Федоров». Атомные ледоколы были востребованы для высадки на льдины и снятия научных экспедиций, как это было с экспедицией «Северный полюс-40».
Выполнялись атомными ледоколами и уникальные проводки судов. К таковым можно отнести проводку в сентябре 2014 года судна «Трансшельф», на котором две атомные подводные лодки Тихоокеанского флота по Севморпути были доставлены с Камчатки в Северодвинск. Довелось в 2014 году даже выполнять проводку иностранного ледокола Tor Viking по Севморпути. Последние три года атомные ледоколы обеспечивают проводку кораблей и судов обеспечения Северного флота к арктическим островам, на которых создаются военные базы и гарнизоны.
В октябре 2013 года на атомном ледоколе «50 лет Победы» был выполнен рейс на Северный полюс с олимпийским огнем зимних Олимпийских игр в Сочи. Ежегодно в летний период, когда потребность в ледоколах снижается, на атомном ледоколе «50 лет Победы» выполняются круизные туристические рейсы на Северный полюс. 16 августа 2015 года российский атомный ледокол побывал на Северном полюсе в сотый раз (на Северном полюсе побывали ледоколы Швеции – 8 раз, Германии – 4 раза, США и Канады по 3 раза). Рекордсмен по посещениям Северного полюса атомный ледокол «Ямал» - 48 раз. С 2007 года в круизы на Северный полюс ходит только атомный ледокол «50 лет победы».
Начиная с 2011 года атомными ледоколами начали осуществляться транзитные проводки судов по Севморпути, по кратчайшему пути из Европы в Азию, в том числе судов под иностранными флагами. Правда, в 2015 году количество таких проводок резко упало. Но, собственно говоря, роль Северного морского пути заключается главным образом в обеспечении народнохозяйственных и оборонных потребностей страны. А здесь все в порядке. В 2015 году объемы перевозок по СМП возросли уже до 5,152 млн тонн.
Безусловно, без атомных ледоколов будет невозможно проведение геологоразведочных работ, как это было, к примеру, при обеспечении по заказу НК «Роснефть» и ExxsonMobil буровых работ на Восточно-Приновоземельском участке, обустройство и освоение месторождений углеводородного сырья арктического шельфа. Предстоит обеспечение вывоза нефти и газоконденсата с Ямала, а в ближайшей перспективе и СПГ.
Промышленное освоение месторождений Ямала позволит довести здесь добычу газа к 2030 году до 310-360 млрд м3 в год. На полуострове и прилегающих акваториях открыто 11 газовых и 15 нефтегазоконденсатных месторождения, запасы газа в которых оцениваются в десятки триллионов кубометров голубого топлива, запасы газоконденсата в 230 млн т, а нефти в 291 млн т.
В феврале 2015 года в районе мыса Каменный по договору с ООО «Газпром нефть» атомный ледокол «Таймыр» обеспечил первую отгрузку нефти на танкеры «Ice Condor» и «Ice Eagle» и их проводку до выхода из Обской губы, где их взял под проводку атомный ледокол «50 лет победы». По договору с ООО «Газпром нефть» атомные ледоколы ФГУП «Атомфлот» будут обеспечивать ежемесячно 6 проводок танкеров с нефтью Новопортовского месторождения до июля 2016 года.
Приличные объемы вывоза нефти в зимних условиях предстоит обеспечивать с месторождений Тимано-Печоры через Варандейский терминал нефтяной компании «ЛУКОЙЛ».
На долговременной основе будет осуществляться ледокольное обеспечение и в порту Сабетта, вначале по строительству объектов порта и завода СПГ, а затем, по вывозу сжиженного природного газа. Контракт подписан 6 ноября 2014 года и будет действовать до 2040 года. Это ежегодно даст возможность зарабатывать 2 млрд рублей.
В 2015 году атомными ледоколами осуществлена проводка двух судов «RED ZED I» и «RED ZED II» с модулями для завода СПГ из индонезийского порта Батам. Весь рейс занял 35 суток. В то же время, судно «KANG SHENG KOU», следовавшее из китайского порта Пенглай через Суэцкий канал прибыло в Сабету через 55 суток.
В интересах обеспечения контракта с «Ямал СПГ» ФГУП «Атомфлот» заказал 30 апреля 2015 года на «Выборгском судостроительном заводе» портовый ледокол, мощностью 10 МВт, со сроком сдачи в ноябре 2018 года. Он будет задействован на подходном канале и в акватории порта.
Атомный ледокольный флот в перспективе будет востребован и для обеспечения геологоразведочных работ в Восточно-Сибирском и Чукотском морях, где шельф остается «огромным белым пятном». Эти территории почти не охвачены поисковыми работами из-за их высокой стоимости и сложных климатических условий.
Ведь все разговоры о глобальном потеплении – это для дилетантов, которые представления не имеют о ситуации в Арктике. В Арктике льда хватает. И его площадь не уменьшается, а увеличивается, создавая трудности и в освоении нефтегазовых месторождений, и для судоходства.
Чтобы не утратить завоеванные позиции
Западные страны проявляют повышенный интерес к строительству собственных линейных ледоколов. В несколько миллиардов долларов оценивается американская программа создания своего ледокольного флота. Решают вопрос со строительством двух ледоколов в Канаде. Понятно, что успех битвы за ресурсы арктического шельфа будет определяться наличием у государств мощных ледоколов.И чтобы не утратить передовые позиции в этой гонке Россия предпринимает меры. Еще в 2005 году Правительством России было выделено 900 млн рублей на проектирование двухосадочного ледокола, которое было завершено ОАО ЦКБ «Айсберг» в 2009 году.
5 ноября 2013 года на стапеле «А» Балтийского завода состоялась торжественная церемония закладки головного универсального двухосадочного атомного ледокола мощностью 60 МВт проекта 22220 «Арктика» (строительный номер 05706) в соответствии с контрактом, заключенным в августе 2012 года.
По условиям контракта ООО «Балтийский завод - судостроение» должно построить первый ледокол «под ключ» и поставить его к причалу ФГУП «Атомфлот» в Мурманск 30 декабря 2017 года.
По сравнению с предыдущим поколением арктических ледоколов, новый атомоход имеет повышенные эксплуатационные характеристики: на 20% - до 60000 кВт - увеличена его мощность, в 1,7 раз – водоизмещение. Благодаря новому конструктивному решению, ледокол сможет работать при двух рабочих осадках: как на глубоководных участках Арктики (в том числе в Баренцевом, Печорском, Карском морях), так и в устьях сибирских рек - Енисея и Оби.
Энерговооруженность ледокола обеспечат две реакторные установки нового типа с улучшенными техническими характеристиками. По сравнению с установками, эксплуатируемыми на атомном флоте в настоящее время, увеличен на 70 % срок службы основного оборудования до заводского ремонта, в 1,7 раза уменьшена масса реакторной установки, до 7 лет увеличен период между перегрузками активной зоны (ТВЭЛ).
Ледокол ЛК-60 проекта 22220 станет самым большим и мощным ледоколом в мире. Его длина составит 173,3 метра, ширина 34 метра, осадка по конструктивной ватерлинии 10,5 метра, минимальная рабочая осадка 8,55 метра. Водоизмещение составит 33,54 тысяч тонн. На ледоколе предусмотрена двухреакторная энергетическая установка с основным источником пара от реакторной установки РИТМ-200 мощностью 175 МВт.
19 августа 2013 года утверждено постановление Правительства РФ о выделении в 2014-2020 годах 86,105 млрд. рублей на строительство двух серийных универсальных атомных ледоколов проекта 22220 со сроками сдачи в 2019 и 2020 годах.
Новый ледокол будет обладать увеличенным сроком службы (до 40 лет), лучшей ледопроходимостью (3 м против 2,5 на старых судах), а также иметь переменную осадку.
Однозначно потребуется создание и ледокола «Лидер» для обеспечения круглогодичной работы в Арктике со способностью прокладывать каналы для судов во льдах толщиной от 4 до 5 метров.
Для обеспечения все возрастающего объема перевозок в интересах Министерства обороны, проекта «Ямал СПГ», Павловского месторождения свинцово-цинковых руд в 2013 году было принято решение о восстановлении и вводе в строй в 2016 году атомного лихтеровоза-контейнеровоза «Севморпуть». 2 декабря 2015 года генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко посетил АЛВ «Севморпуть», на котором ознакомился с выполненными работами по его восстановлению, которые позволят использовать уникальное судно еще минимум 15 лет.
Но ФГУП «Атомфлот» - это не только атомные ледоколы и суда атомного технологического обеспечения. Это современное, мощное предприятие по обеспечению технической эксплуатации флота. На «Атомфлоте» трудятся специалисты экстра класса. Здесь специалистам часто приходится выполнять штучные и уникальные работы, которые никогда, никем и нигде не выполнялись. Благодаря специалистам «Атомфлота» ледоколы в кратчайшие сроки возвращаются из ремонта в строй действующих.
Не забывают здесь и о вопросах обеспечения и снижения радиационной безопасности. На средства, выделенные в рамках программы АМЕС США и Норвегией, создана накопительная площадка, которая позволит ускорить процесс вывоза с территории Кольского полуострова отработавшего ядерного топлива, в том числе и с хранилища в Губе Андреева.
Этой же цели послужило строительство в Италии нового судна-контейнеровоза для ФГУП «Атомфлот» под названием «Росита», которое использовалось для вывоза ОЯТ из Гремихи, а также контейнеров с ТРО из Губы Андреева в Сайда-Губу. Это судно будет задействовано в вывозе радиоактивных отходов до 2030 года.
Плавтехбаза «Лота» перевозила в береговое хранилище для долговременного хранения контейнеры ТУК-120 с неперерабатываемым отработавшим ядерным топливом.
Силами специалистов ФГУП «Атомфлот» долгие годы поддерживалась в исправном состоянии плавтехбаза «Лепсе», самый радиационно-опасный объект. 14 сентября 2012 года эта птб была переведена на СРЗ «Нерпа», а 28 октября 2015 года переведена на открытую стапельную плиту, где будет происходить утилизация судна.
Решен вопрос и с утилизацией в 2016-2030 годах атомных ледоколов «Сибирь» и «Арктика». На эти цели выделяется 3,4 миллиарда долларов.
Нельзя не отметить, что силами специалистов предприятия удалось обеспечить постановку на место постоянного базирования у Мурманского морского вокзала первого атомного ледокола «Ленин».
ФГУП «Атомфлот» - одно из тех уникальных предприятий, которое является национальным достоянием России. Немало недругов нашей страны с удовлетворением потирали бы руки, если бы оно прекратило свою работу, что имело бы далеко идущие негативные последствия для безопасной эксплуатации атомного ледокольного флота, а, значит, и для его использования и в народнохозяйственных целях, и в интересах национальной безопасности, и в грядущем освоении несметных богатств побережья и шельфовой зоны арктических морей, и в обеспечении бесперебойной работы Северного морского пути.
Россия – северная страна. И без атомного ледокольного флота ей не обойтись. Ведь еще несколько десятилетий тому назад, до начала эры атомного ледокольного флота, навигационный период в западном районе Арктики насчитывал всего три месяца. Сегодня здесь обеспечено круглогодичное судоходство благодаря атомным ледоколам, роль и значение которых будут постоянно возрастать. Ведь именно российские арктические прибрежные регионы и шельф арктических морей та кладовая, которая способна обеспечить нашу страну и мировое сообщество энергоносителями.
Пророческие слова Михаила Ломоносова о том, что богатства России будут прирастать Сибирью и морями ледовитыми следовало бы дополнить словами … и атомными ледоколами.