Философия безопасного труда
В РГУ нефти и газа прошел конкурс работ на тему промышленной безопасности
Российская нефтегазовая отрасль занимает лидирующие позиции в мире по объемам добычи и экспорта углеводородных ресурсов. После масштабной модернизации нефтеперерабатывающих мощностей страна также вышла на европейский уровень по качеству нефтепродуктов. Но в одной сфере отечественный НГК по-прежнему отстает – в области обеспечения безопасности и охраны труда.
В последнее время ведущие международные корпорации уделяют первоочередное внимание этой проблеме (особенно после аварии на платформе ВР в Мексиканском заливе). Российские компании также стремятся не отставать, но пока по уровню травматизма на производстве уступают своим зарубежным коллегам.
И проблема здесь не в отсутствии надежных технологий или неполноте нормативной базы, а в умах работников и менеджеров. Философию безопасного труда надо прививать еще до того, как человек пришел на реальное производство, со студенческой скамьи. Именно эту цель поставили перед собой РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина и компания Shell. Они провели конкурс среди студентов и аспирантов университета на лучшее решение по обеспечению безопасности работников.
Конкурс проводился в два этапа. На первом его участники представили свои эссе на тему безопасности труда, из которых жюри отобрало 5 наилучших.
Во втором этапе конкурсантам предстояло очное состязание. Организаторы подошли к формулировке конкурсного задания не без юмора. Претендентам на победу было предложено посмотреть короткие фрагменты из советских фильмов – «Девчата», «Москва слезам не верит» и «Операция Ы» – и идентифицировать показанные на экране нарушения правил безопасности труда. Затем надо было предположить, какие факторы привели к возникновению риска и предложить программу действий для предотвращения подобных ситуаций в будущем.
Определить победителя предстояло членам авторитетного жюри, в которое вошли ректор РГУ нефти и газа В.Г. Мартынов, глава Shell в России Оливье Лазар, преподаватели университета и сотрудники компании.
Идеология безопасности
Конкурс стал не просто способом выявить «лучшего из лучших», а поводом для серьезного разговора о проблемах безопасности в НГК.
Участников второго тура напутствовал ректор Виктор Мартынов: «Обеспечение безопасных условий труда – это самое важное, о чем вы должны помнить, когда окончите университет и придете на производство. Главное – не выполнить план и решить производственную задачу, а сделать это безопасно, чтобы никто не пострадал. Все остальное – это вторая-третья очередь. Если вы что-то вовремя не сделали, то вас поругают. А если создали аварийную ситуацию и в результате травмированы или погибли люди, то все ваши плюсы будут разом перечеркнуты. И вы, как руководитель, будете нести ответственность, вплоть до уголовной. Но самое страшное – это посмотреть в глаза родственникам пострадавших…».
Как отмечает В.Мартынов, задача обеспечения промышленной безопасности только на первый взгляд кажется простой – мол, всего лишь соблюдай правила, и все будет в порядке. Иногда эти правила кажутся смешными, иногда – само собой разумеющимися. Но они написаны кровью. Их несоблюдение может сойти с рук один, два, три раза и т.д. На сотый раз неизбежно произойдет инцидент.
К тому же нельзя забывать, что нефтегазовая отрасль сама по себе очень опасная – как для работников, так и для окружающей среды и «гражданского» населения. Поэтому необходимо обеспечивать «многократное резервирование» систем безопасности. Иными словами, лучше «перевыполнить план» по промбезопасности, чем его хоть на йоту недовыполнить. Экономить здесь нельзя. И очень хорошо, что ведущие компании отрасли сегодня это понимают.
Помимо надежных систем безопасности, нужна и соответствующая корпоративная культура. Сегодня в ряде зарубежных компаний, например в Schlumberger, работники, подписывая контракт, обязуются сообщать руководству о любом нарушении правил безопасности со стороны своих коллег. Если они этого не делают, то их ждет суровое наказание, вплоть до увольнения.
Это идет несколько вразрез с российским менталитетом, где «закладывать» коллег считается неприличным. Но сообщая руководству о нарушениях товарищей по работе, вы тем самым спасаете их жизнь и здоровье. Хорошо, что это постепенно начинают понимать и у нас.
Но дело не только в инвестициях в безопасность и в корпоративной культуре. Идеология безопасной жизнедеятельности должна внедряться не только на рабочем месте, но и в повседневной жизни. Потому что человек и на работе, и дома – один и тот же. Если он едет на предприятие на личной машине с не пристегнутым ремнем, то можно не сомневаться, что он будет склонен к нарушению норм охраны труда и на производстве. Необходимо воспитать человека так, чтобы он соблюдал правила безопасности круглые сутки.
Помочь ближнему
Такой подход к безопасности на своем примере продемонстрировал глава Shell в России Оливье Лазар. Чуть-чуть опоздав, он извинился и пояснил, что несмотря ни на какие обстоятельства его личный автомобиль не может превышать установленную скорость.
«Безопасность – наша главная ценность. Для нас очень важно, чтобы каждый из наших сотрудников возвращался домой с работы здоровый и невредимый. И это касается не только наших работников, но и подрядчиков, и людей, которые живут поблизости от наших промышленных объектов», – отметил О.Лазар.
Развивая идею, выраженную ректором РГУ нефти и газа, руководитель Shell отметил, что наивысший уровень безопасности – это забота людей друг о друге. Причем не только на рабочем месте, но и в повседневной жизни. И привел забавный пример. Один из сотрудников московского офиса Shell, не говорящий по-русски, каждый день наблюдал в окно рабочего, который на соседней строительной площадке занимался разрезанием плитки без всякой защиты. Наконец, он не выдержал и принес ему защитные очки. Поскольку они говорили на разных языках, объясняться пришлось знаками. Рабочий очень удивился, но с благодарностью принял подарок и надел очки. «Это пример того, что мы все каждый день можем что-то делать для безопасности друг друга», – резюмировал О.Лазар.
Устами студента
Впрочем, весьма умные и зрелые мысли о проблемах промышленной безопасности высказали не только члены жюри, но и сами конкурсанты. Они не ограничились анализом кинофрагментов, но представили свое видение вопросов охраны труда.
Так, магистрант кафедры промышленной безопасности и охраны окружающей среды Ольга Калиновская была искренне возмущена. Готовясь к конкурсу, она прочла на форуме специалистов по промбезопасности запись (правда, еще от 2011 года), автор которой утверждал: главное – вести журналы безопасности и собирать в них подписи работников. Мол, у нас на предприятии произошел несчастный случай с летальным исходом, но так как были все нужные подписи, то никого не наказали. А уж носить средства индивидуальной защиты или нет, соблюдать правила или нет – личное дело каждого.
Такой подход к безопасности в корне неверен и крайне опасен. Поэтому сегодня все шире внедряется так называемый поведенческий аудит. То есть работнику пытаются внедрить в сознание важность всех норм безопасности. При этом руководитель минимум раз в неделю проводит с подчиненными разбор того, как соблюдаются правила охраны труда. Цель таких бесед – не найти и наказать виновных, а выявлять и пропагандировать наилучшие практики. Ведь пряник действует лучше кнута. К тому же менеджер таким образом получает обратную связь от работников, узнает, что им мешает соблюдать нормы безопасности.
«Нужно внушить человеку религию безопасности и не допускать на предприятии «атеизма» в этой сфере. Тогда, возможно, травматизм станет историей», – отметила участница конкурса.
Аналогичные мысли высказал и «серебряный призер» конкурса Александр Глотов. Он отметил, что работникам необходимо привить культуру безопасности. Люди должны поступать правильно исходя из своих внутренних побуждений, а не только из-за страха наказания. Ведь невозможно всюду понавешать камер наблюдения и приставить к каждому работнику инспектора по безопасности.
Если люди не верят в эти ценности, не разделяют их внутренне, то в экстремальной ситуации они будут действовать не по правилам безопасности, а согласно собственным представлениям, под воздействием страха. То есть подсознание играет здесь очень большую роль.
Как же сформировать такую культуру? Специалисты в сфере охраны труда должны быть не «надсмотрщиками», а партнерами работников. Их задача – не пугать наказанием, а разъяснять, чем чревато нарушение норм, научить ценить безопасность. В свою очередь, руководство предприятия должно быть «идеологическим лидером» и позиционировать безопасность как главную цель. Для этого можно использовать видеоролики, публикации в корпоративной прессе и т.д.
Чтобы ружье не выстрелило
О важности психологического воздействия упомянула и победитель конкурса – аспирантка кафедры промышленной безопасности и охраны окружающей среды Елена Невская. Недаром ведь в советские времена уделялось так много внимания наглядной агитации – повсюду были развешены плакаты, предостерегающие от различных нарушений. Федеральные законы, нормы и правила промбезопасности – достаточно объемные документы. И рядовой работник не может их все прочитать. Поэтому надо доносить до него информацию простым и доступным языком плаката.
В свою очередь, аудит рисков и производственный контроль позволяют выявить слабые места на предприятии и «подстелить солому». Но чтобы эти механизмы были действенными, надо относиться к ним не как к формальной процедуре (что нередко бывает в России).
«Как говорил Чехов, если в первом акте на сцене висит ружье, в последнем акте оно выстрелит. Задача инженеров по промышленной безопасности – чтобы оно не выстрелило. И даже если оно выстрелит, чтобы никто не пострадал», – резюмирует Е.Невская.
Победитель конкурса получил главный приз – приглашение посетить научно-технологический центр компании Shell в Амстердаме. Организаторы конкурса высоко оценили его итоги и заявили о том, что он может стать ежегодным.
На фото
Слева направо: генеральный менеджер по технике безопасности и охране окружающей среды концерна «Шелл» в России Татьяна Бобровицкая; студент РГУ Тимофей Перепросов; председатель концерна Shell в России Оливье Лазар; победитель конкурса, аспирантка Елена Невская; ректор РГУ нефти и газа Виктор Мартынов; студентка Ольга Калиновская; заведующая кафедрой промышленной безопасности и ООС Елена Глебова; студенты Александр Глотов и Ярослав Александров.
В России формируется рынок углеводородных единиц, что будет способствовать не только росту конкурентоспособности российских товаров, но и борьбе с глобальным потеплением. Однако пока в российской системе торгов углеродными единицами слишком много неясностей....
Кто потеряет больше, если Китай откажется от «Силы Сибири-2»?
Газопровод «Сила Сибири-2» – один из ключевых российских проектов, направленный на поставки в КНР. Но что произойдет, если Китай откажется от него, как о том сообщали западные СМИ? Ведущий эксперт Фонда Национальной Энергетической Безопасности,...В этом номере журнала мы рассуждаем о роли ВИЭ в энергобалансе страны. Покрутили вопрос с разных сторон. Выскажу несколько своих мыслей на этот счет.