10 мая 2016 Статья

Douglas-Westwood – Нефтяная отрасль ищет точку безубыточности

Автор: DOUGLAS-WESTWOOD
Изначально жизнеспособность коммерческой разработки месторождения Johan Castberg была под вопросом, однако, Statoil, как выясняется, нашел решение...
В разработке нефтяного месторождения Johan Castberg (акватория Баренцева моря) компания Statoil столкнулась с многочисленными проблемами с самого начала. В мае 2014 года компания подтвердила, что из 5 разведочных пробуренных скважин всего раскрыли запасы нефти: месторождения Skavl и Drivis. Изначально жизнеспособность коммерческой разработки была под вопросом, однако, Statoil, как выясняется, нашел решение.

Из-за низких цен на нефть Statoil отложила разработку Johan Castberg на значительный срок. В нынешних условиях разработка такого технически сложного месторождения – в недружелюбных водах Баренцева моря – практически невозможна. Однако, несмотря ни на что, первую нефть с проекта возможно получить в 2022 году. CEO Statoil недавно заявил, что затраты на добычу на месторождении в связи с падением цен на нефть сократились вдвое. Каким образом? Строительные издержки значительно сократились, а EPC-подрядчики агрессивно бьются за контракты.

Тем не менее, цены на нефть остаются низкими, и снижения расценок у подрядчиков недостаточно для обеспечения жизнеспособности сложных проектов. Проще говоря, необходим прагматичный подход к разработке. Сократить издержки на месторождении Johan Castberg удалось путем снижения числа планируемых эксплуатационных свкажин и путем предпочтения FPSO (плавучая система для добычи, хранения и отгрузки нефти) FPSS (плавучая система нефтедобычи, хранения и отгрузки на базе полупогружных платформ) и трубопроводам. Эти меры позволили снизить цену безубыточности на месторождении с ~$80/барр до ~$45/барр.

Та же история и с проектом Mad Dog Phase 2 – еще одним месторождением, которое также понесло убытки от нерационального проектного решения и претерпело принятие множества планов развития: компанией-оператором BP рассматривалось строительство платформы типа Spar (платформ с подводным основанием цилиндрического типа), TLP (платформа с натяжным вертикальным якорным креплением) и FPSS. В итоге остановились на FPSS. BP методом технологической перестройки проекта (в совокупности со снижением цен у подрядчиков) удалось сделать его экономически выгодным, и снизить цену безубыточности с ~$110/барр до ~50/барр.

Опыт сокращения издержек на обоих месторождениях, Johan Castberg, и Mad Dog свидетельствует о том, что даже в условиях низких цен на нефть сложные месторождения все же могут разрабатываться, но только при использовании прагматического подхода к деятельности. Поддержание затрат на контролируемом уровне в течение следующего экономического цикла будет затруднительным – вопрос в том, а не вернется ли отрасль к старым методам работы когда цена на нефть восстановится?