18 декабря 2015
Статья
АРКТИЧЕСКИЙ ОФИЦИОЗ: ЭТОТ СТОН У НАС ПЕСНЕЙ ЗОВЕТСЯ… (часть 3)
Автор:
ЮРИЙ БАНЬКО, г. Мурманск
Международный форум «Арктика: настоящее и будущее» состоялся 7-8 декабря в Санкт-Петербурге. Точки роста экономики арктических регионов стали основной темой пленарного заседания.
<hr/>
<br />
<ul>
<li><b style="margin: 0px; padding: 0px; color: rgb(84, 84, 84); font-family: myriad-pro-condensed-n4,myriad-pro-condensed,sans-serif; font-size: medium; font-style: normal; font-variant: normal; letter-spacing: 1px; line-height: 24px; text-indent: 0px; text-transform: none; white-space: normal; widows: 1; word-spacing: 0px; background-color: rgb(242, 242, 242);"><a style="margin: 0px; padding: 0px; color: rgb(3, 152, 200); text-decoration: none;" target="_self" title="Перейти к первой части обзора" href="http://www.ngv.ru/analytics/arkticheskiy_ofitsioz_etot_ston_u_nas_pesney_zovetsya_chast_1/" >АРКТИЧЕСКИЙ ОФИЦИОЗ: ЭТОТ СТОН У НАС ПЕСНЕЙ ЗОВЕТСЯ… (часть 1)</a></b></li>
<li><b style="margin: 0px; padding: 0px; color: rgb(84, 84, 84); font-family: myriad-pro-condensed-n4,myriad-pro-condensed,sans-serif; font-size: medium; font-style: normal; font-variant: normal; letter-spacing: 1px; line-height: 24px; text-indent: 0px; text-transform: none; white-space: normal; widows: 1; word-spacing: 0px; background-color: rgb(242, 242, 242);"><a href="http://www.ngv.ru/analytics/arkticheskiy_ofitsioz_etot_ston_u_nas_pesney_zovetsya_chast_2/" title="Перейти ко второй части обзора" target="_self" >АРКТИЧЕСКИЙ ОФИЦИОЗ: ЭТОТ СТОН У НАС ПЕСНЕЙ ЗОВЕТСЯ… (часть 2)</a></b></li>
</ul>
<h3> <span style="color: rgb(84, 84, 84); font-family: myriad-pro-condensed-n4,myriad-pro-condensed,sans-serif; font-size: medium; font-style: normal; font-variant: normal; font-weight: normal; letter-spacing: 1px; line-height: 24px; text-indent: 0px; text-transform: none; white-space: normal; widows: 1; word-spacing: 0px; display: inline ! important; float: none; background-color: rgb(242, 242, 242);"><span class="Apple-converted-space"><hr/></span></span></h3>
<p>
<br />
</p>
<h3><span style="color: rgb(84, 84, 84); font-family: myriad-pro-condensed-n4,myriad-pro-condensed,sans-serif; font-size: medium; font-style: normal; font-variant: normal; font-weight: normal; letter-spacing: 1px; line-height: 24px; text-indent: 0px; text-transform: none; white-space: normal; widows: 1; word-spacing: 0px; display: inline ! important; float: none; background-color: rgb(242, 242, 242);"><span class="Apple-converted-space"></span></span> Арктика: настоящее и будущее </h3>
Международный форум «Арктика: настоящее и будущее» состоялся 7-8 декабря в Санкт-Петербурге. Точки роста экономики арктических регионов стали основной темой пленарного заседания.
<br />
<br />
Приоритетами государственной политики России в Арктике являются развитие человеческого капитала, безопасность, повышение транспортной мобильности и доступности, рациональная добыча ресурсов. Такие направления обозначил в своем выступлении на пленарном заседании V Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» заместитель председателя правительства РФ, председатель Госкомиссии по вопросам развития Арктики Дмитрий Рогозин.
<br />
<br />
Вице-премьер подчеркнул, что сегодня Арктика по-прежнему остается территорией международного сотрудничества. Ключевую роль в развитии Арктики, как отметил Д.Рогозин, играет транспортная инфраструктура. Экономическое развитие этого макрорегиона напрямую связано и с безопасностью. Добыча ресурсов в Арктике должна проходить с использованием самых выверенных, экологически чистых технологий.
<br />
<br />
Все эти приоритеты, как подчеркнула губернатор Мурманской Марина Ковтун, находят отражение в региональной повестке. Этому вопросу был посвящен второй день форума.
<br />
<br />
На пленарном заседании главы регионов представили участникам форума итоги экономического развития арктических субъектов страны за последний год и наиболее перспективные региональные проекты.
<br />
<br />
Так, важнейшими в арктической зоне РФ задачами по-прежнему является развитие инфраструктуры: портов, транспортного и авиационного сообщения. Ведущую роль в этой сфере, как было подчеркнуто на заседании, играет проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла», направленный на развитие важнейшего на Севере глубоководного незамерзающего порта Мурманск.
<br />
Марина Ковтун рассказала коллегам о перспективах развития в Мурманской области возможностей сервисного обеспечения проектов в сфере морской арктической морехозяйственной деятельности и современной инфраструктуры безопасности.
<br />
<br />
Говоря о государственном регулировании развития арктических территорий, глава региона призвала все арктические субъекты включиться в работу над базовым документом – Законом развитии Арктической зоны РФ, подготовка проекта которого началась в этом году.
<br />
<br />
М.Ковтун подчеркнула, что в Законе должны найти отражение особые подходы к бюджетной, налоговой и тарифной политике для арктических территорий. Например, возможно применение особых правовых режимов предпринимательской деятельности в Арктике по аналогии с территориями опережающего социально-экономического развития. Чтобы снизить нагрузку на бизнес, необходимо проработать возможность компенсации предприятиям так называемого «северного удорожания».
<br />
<br />
Значение этого общенационального проекта подчеркнул в своём Послании Федеральному Собранию президент России Владимир Путин, определив Мурманский транспортный узел как «мощный логистический центр» страны.
<br />
<br />
«Мы осознаем масштабность государственных задач по освоению арктического шельфа, осознаем и роль Мурманской области как базы его освоения. Поэтому сегодня мы создаем все необходимые условия для наших стратегических партнеров-инвесторов», - отметила М.Ковтун. Так, компании «Роснефть» и «Газпром нефть» продолжают работу над проектной документацией для создания в Кольском заливе инфраструктуры опорных баз освоения шельфовых месторождений.
<br />
<br />
В этом году в Мурманской области компания «НОВАТЭК» приступила к инвестиционному проекту по созданию Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений. Центр разместится в селе Белокаменка, на западной стороне Кольского залива.
<br />
<br />
Уже завершен первый этап изысканий на участке, где будет размещён Центр. В 2016 году компания планирует завершить работы над проектной документацией, в 2017-м – пройти госэкспертизу и получить разрешение на строительство, сообщила М.Ковтун.
<br />
<br />
«Создание Кольской верфи придаст серьезный импульс развитию Мурманской области: позволит создать тысячи рабочих мест, привлечь в регион высококвалифицированный персонал и повысить компетенцию местных предприятий. Но, пожалуй, самое главное, что этот проект станет площадкой для локализации высоких технологий в России», - отметила, говоря о значении проекта, глава региона.
<br />
<br />
Главным итогом работы форума станет резолюция с предложениями и рекомендациями, которая будет направлена в Государственную комиссию по вопросам развития Арктики и министерство экономического развития РФ для совершенствования государственного регулирования и администрирования в сфере социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации и сопутствующей инфраструктуры.
<br />
<br />
<h3>Реализация нефтегазовых проектов в Мурманской области </h3>
На западном берегу Кольского залива компания «НОВАТЭК» намерена развернуть судостроительный проект. Российский инвестор уже зарегистрировал в Мурманском регионе дочернюю компанию и приступил к разработке проектно-сметной документации Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений. К 2017 году компания планирует получить заключение госэкспертизы, в 2018-м начать строительство платформ.
<br />
<br />
К 2020 году в Мурманске должны построить три плавучих завода по сжижению природного газа мощностью шесть с половиной миллионов тонн каждый. Инвестору они необходимы для обеспечения своих проектов на Ямале. НОВАТЭК зарегистрировал 100%-ную «дочку ООО «Кольская верфь» (ЗАТО Александровск, Мурманская область).
<br />
<br />
Больше половины производственных предприятий, которые будут работать в рамках этого центра, не имеют аналогов в России. Это и есть ниша для развития промышленности Мурманской области и для развития инновационных компаний.
<br />
<br />
Кроме того, инвестор совместно с норвежской компанией «Кварнер» обсуждает идею создания нового завода по сжижению природного газа в Обской губе на плавучей платформе гравитационного типа. А в Мурманской области создают производство бетонных оснований для таких промышленных объектов. Завод будет профилироваться на производстве железобетонных оснований гравитационных платформ. Объем инвестиций в проект составляет порядка 50 млрд рублей.
<br />
<br />
«На 90% их построят в поселке Белокаменка, а потом доставят на Ямал. На Кольских верфях будут работать почти шесть тысяч человек. Привлекут также местные предприятия и специалистов», - заявил заместитель директора департамента СПГ-проектов компании-инвестора Бьерн Гундерсен.
<br />
<br />
Он подчеркнул, что НОВАТЭК ставит перед собой задачу локализовать производство, использовать российских поставщиков оборудования, привлечь российские верфи и заводы к строительству модулей для СПГ-заводов. В частности, уже принято решение отказаться от предложений норвежских поставщиков гравия и заполнителя бетона и организовать его производство в России.
<br />
<br />
Он добавил, что в настоящее время компания делает все возможное, чтобы международные поставщики оборудования пришли в Россию и создали совместные предприятия с российскими компаниями. «Мы хотим глубже исследовать возможность реализации совместных предприятий зарубежных партнеров и российских компаний».
<br />
<br />
Параллельно НОВАТЭК ведет работу с мурманскими портовыми структурами, «чтобы разработать эффективную цепочку логистики от железнодорожного узла в порту и далее в Белокаменку».
<br />
<br />
Впервые об этом проекте заговорили два года назад, когда инвесторы оценивали потенциал Кольской земли. В 2015-м на площадке Петербургского международного экономического форума губернатор Мурманской области М.Ковтун и председатель правления НОВАТЭКа Л.Михельсон подписали соглашение о сотрудничестве. Этим документом закрепили намерения создать Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений, реализовать проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла», развить портовую особую экономическую зону, снабдить регион сжиженным природным газом.
<br />
<br />
Теперь инвестиционное решение принято, и соглашение между главой Мурманской области и крупнейшей компанией, ориентированной на освоение Арктического шельфа, стало примером взаимовыгодного сотрудничества. Во время Четвертой мурманской международной деловой недели, на пленарном заседании со знаковым названием «Арктическим курсом» проект строительства плавучих заводов назвали одним из самых перспективных. К нему проявили интерес и представители федеральных органов власти, и руководители крупных российских предприятий и иностранных компаний - все, чья деятельность так или иначе связана с освоением и развитием Арктической зоны.
<br />
<br />
Инвесторы считают Мурманскую область перспективным регионом для развертывания производственных мощностей по строительству морских платформ, а также для размещения объектов по подготовке и переработке углеводородов.
<br />
<br />
Интерес компаний к Заполярному региону растет. «Газпром», «Башнефть» и «Роснефть» обсуждают развитие судостроительных мощностей в регионе. «Роснефть» уже выкупила 82- судоремонтный завод в поселке Росляково и планирует развивать его как базу снабжения и техобслуживания шельфовой техники компании.
<br />
<br />
«Роснефть» и правительство Мурманской области в июне 2015 года заключили соглашение о развитии сотрудничества в создании промышленного парка шельфовой разведки и добычи нефти и газа.
<br />
Согласно документу, в регионе будут реализованы проекты по созданию промышленного парка обеспечения шельфовой разведки и добычи нефти и газа, размещению береговой базы обеспечения арктических шельфовых проектов и обеспечивающих производств, а также развитию научного и кадрового потенциала Мурманской области для обеспечения квалифицированными трудовыми ресурсами арктических нефтегазовых проектов.
<br />
<br />
«Роснефть» планирует разместить в Мурманской области заводы по производству подводной арматуры и бетонных блоков, а также построить в регионе вертодром на несколько десятков единиц авиатехники, логистическую, перевалочную и складскую базы.
<br />
<br />
Опорная береговая база будет создана на мощностях 82 го судоремонтного завода в поселке Росляково. Согласно данным «Роснефти», в течение ближайших пяти лет там будет создано около 2 тыс. новых рабочих мест.
<br />
<br />
Губернатор М.Ковтун предложила поручить Минтрансу и Минэнерго России совместно с правительством Мурманской области и крупнейшими нефтяными компаниями проработать возможность строительства на западном берегу Кольского залива современного безопасного нефтеперегрузочного терминала общего пользования, а также мощностей по переработке нефти.
<br />
<ul>
<li><b style="margin: 0px; padding: 0px; color: rgb(84, 84, 84); font-family: myriad-pro-condensed-n4,myriad-pro-condensed,sans-serif; font-size: medium; font-style: normal; font-variant: normal; letter-spacing: 1px; line-height: 24px; text-indent: 0px; text-transform: none; white-space: normal; widows: 1; word-spacing: 0px; background-color: rgb(242, 242, 242);"><a style="margin: 0px; padding: 0px; color: rgb(3, 152, 200); text-decoration: none;" target="_self" title="Перейти к первой части обзора" href="http://www.ngv.ru/analytics/arkticheskiy_ofitsioz_etot_ston_u_nas_pesney_zovetsya_chast_1/" >АРКТИЧЕСКИЙ ОФИЦИОЗ: ЭТОТ СТОН У НАС ПЕСНЕЙ ЗОВЕТСЯ… (часть 1)</a></b></li>
<li><b style="margin: 0px; padding: 0px; color: rgb(84, 84, 84); font-family: myriad-pro-condensed-n4,myriad-pro-condensed,sans-serif; font-size: medium; font-style: normal; font-variant: normal; letter-spacing: 1px; line-height: 24px; text-indent: 0px; text-transform: none; white-space: normal; widows: 1; word-spacing: 0px; background-color: rgb(242, 242, 242);"><a href="http://www.ngv.ru/analytics/arkticheskiy_ofitsioz_etot_ston_u_nas_pesney_zovetsya_chast_2/" title="Перейти ко второй части обзора" target="_self" >АРКТИЧЕСКИЙ ОФИЦИОЗ: ЭТОТ СТОН У НАС ПЕСНЕЙ ЗОВЕТСЯ… (часть 2)</a></b></li>
</ul>
<h3> <span style="color: rgb(84, 84, 84); font-family: myriad-pro-condensed-n4,myriad-pro-condensed,sans-serif; font-size: medium; font-style: normal; font-variant: normal; font-weight: normal; letter-spacing: 1px; line-height: 24px; text-indent: 0px; text-transform: none; white-space: normal; widows: 1; word-spacing: 0px; display: inline ! important; float: none; background-color: rgb(242, 242, 242);"><span class="Apple-converted-space"><hr/></span></span></h3>
<p>
<br />
</p>
<h3><span style="color: rgb(84, 84, 84); font-family: myriad-pro-condensed-n4,myriad-pro-condensed,sans-serif; font-size: medium; font-style: normal; font-variant: normal; font-weight: normal; letter-spacing: 1px; line-height: 24px; text-indent: 0px; text-transform: none; white-space: normal; widows: 1; word-spacing: 0px; display: inline ! important; float: none; background-color: rgb(242, 242, 242);"><span class="Apple-converted-space"></span></span> Арктика: настоящее и будущее </h3>
Международный форум «Арктика: настоящее и будущее» состоялся 7-8 декабря в Санкт-Петербурге. Точки роста экономики арктических регионов стали основной темой пленарного заседания.
<br />
<br />
Приоритетами государственной политики России в Арктике являются развитие человеческого капитала, безопасность, повышение транспортной мобильности и доступности, рациональная добыча ресурсов. Такие направления обозначил в своем выступлении на пленарном заседании V Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» заместитель председателя правительства РФ, председатель Госкомиссии по вопросам развития Арктики Дмитрий Рогозин.
<br />
<br />
Вице-премьер подчеркнул, что сегодня Арктика по-прежнему остается территорией международного сотрудничества. Ключевую роль в развитии Арктики, как отметил Д.Рогозин, играет транспортная инфраструктура. Экономическое развитие этого макрорегиона напрямую связано и с безопасностью. Добыча ресурсов в Арктике должна проходить с использованием самых выверенных, экологически чистых технологий.
<br />
<br />
Все эти приоритеты, как подчеркнула губернатор Мурманской Марина Ковтун, находят отражение в региональной повестке. Этому вопросу был посвящен второй день форума.
<br />
<br />
На пленарном заседании главы регионов представили участникам форума итоги экономического развития арктических субъектов страны за последний год и наиболее перспективные региональные проекты.
<br />
<br />
Так, важнейшими в арктической зоне РФ задачами по-прежнему является развитие инфраструктуры: портов, транспортного и авиационного сообщения. Ведущую роль в этой сфере, как было подчеркнуто на заседании, играет проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла», направленный на развитие важнейшего на Севере глубоководного незамерзающего порта Мурманск.
<br />
Марина Ковтун рассказала коллегам о перспективах развития в Мурманской области возможностей сервисного обеспечения проектов в сфере морской арктической морехозяйственной деятельности и современной инфраструктуры безопасности.
<br />
<br />
Говоря о государственном регулировании развития арктических территорий, глава региона призвала все арктические субъекты включиться в работу над базовым документом – Законом развитии Арктической зоны РФ, подготовка проекта которого началась в этом году.
<br />
<br />
М.Ковтун подчеркнула, что в Законе должны найти отражение особые подходы к бюджетной, налоговой и тарифной политике для арктических территорий. Например, возможно применение особых правовых режимов предпринимательской деятельности в Арктике по аналогии с территориями опережающего социально-экономического развития. Чтобы снизить нагрузку на бизнес, необходимо проработать возможность компенсации предприятиям так называемого «северного удорожания».
<br />
<br />
Значение этого общенационального проекта подчеркнул в своём Послании Федеральному Собранию президент России Владимир Путин, определив Мурманский транспортный узел как «мощный логистический центр» страны.
<br />
<br />
«Мы осознаем масштабность государственных задач по освоению арктического шельфа, осознаем и роль Мурманской области как базы его освоения. Поэтому сегодня мы создаем все необходимые условия для наших стратегических партнеров-инвесторов», - отметила М.Ковтун. Так, компании «Роснефть» и «Газпром нефть» продолжают работу над проектной документацией для создания в Кольском заливе инфраструктуры опорных баз освоения шельфовых месторождений.
<br />
<br />
В этом году в Мурманской области компания «НОВАТЭК» приступила к инвестиционному проекту по созданию Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений. Центр разместится в селе Белокаменка, на западной стороне Кольского залива.
<br />
<br />
Уже завершен первый этап изысканий на участке, где будет размещён Центр. В 2016 году компания планирует завершить работы над проектной документацией, в 2017-м – пройти госэкспертизу и получить разрешение на строительство, сообщила М.Ковтун.
<br />
<br />
«Создание Кольской верфи придаст серьезный импульс развитию Мурманской области: позволит создать тысячи рабочих мест, привлечь в регион высококвалифицированный персонал и повысить компетенцию местных предприятий. Но, пожалуй, самое главное, что этот проект станет площадкой для локализации высоких технологий в России», - отметила, говоря о значении проекта, глава региона.
<br />
<br />
Главным итогом работы форума станет резолюция с предложениями и рекомендациями, которая будет направлена в Государственную комиссию по вопросам развития Арктики и министерство экономического развития РФ для совершенствования государственного регулирования и администрирования в сфере социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации и сопутствующей инфраструктуры.
<br />
<br />
<h3>Реализация нефтегазовых проектов в Мурманской области </h3>
На западном берегу Кольского залива компания «НОВАТЭК» намерена развернуть судостроительный проект. Российский инвестор уже зарегистрировал в Мурманском регионе дочернюю компанию и приступил к разработке проектно-сметной документации Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений. К 2017 году компания планирует получить заключение госэкспертизы, в 2018-м начать строительство платформ.
<br />
<br />
К 2020 году в Мурманске должны построить три плавучих завода по сжижению природного газа мощностью шесть с половиной миллионов тонн каждый. Инвестору они необходимы для обеспечения своих проектов на Ямале. НОВАТЭК зарегистрировал 100%-ную «дочку ООО «Кольская верфь» (ЗАТО Александровск, Мурманская область).
<br />
<br />
Больше половины производственных предприятий, которые будут работать в рамках этого центра, не имеют аналогов в России. Это и есть ниша для развития промышленности Мурманской области и для развития инновационных компаний.
<br />
<br />
Кроме того, инвестор совместно с норвежской компанией «Кварнер» обсуждает идею создания нового завода по сжижению природного газа в Обской губе на плавучей платформе гравитационного типа. А в Мурманской области создают производство бетонных оснований для таких промышленных объектов. Завод будет профилироваться на производстве железобетонных оснований гравитационных платформ. Объем инвестиций в проект составляет порядка 50 млрд рублей.
<br />
<br />
«На 90% их построят в поселке Белокаменка, а потом доставят на Ямал. На Кольских верфях будут работать почти шесть тысяч человек. Привлекут также местные предприятия и специалистов», - заявил заместитель директора департамента СПГ-проектов компании-инвестора Бьерн Гундерсен.
<br />
<br />
Он подчеркнул, что НОВАТЭК ставит перед собой задачу локализовать производство, использовать российских поставщиков оборудования, привлечь российские верфи и заводы к строительству модулей для СПГ-заводов. В частности, уже принято решение отказаться от предложений норвежских поставщиков гравия и заполнителя бетона и организовать его производство в России.
<br />
<br />
Он добавил, что в настоящее время компания делает все возможное, чтобы международные поставщики оборудования пришли в Россию и создали совместные предприятия с российскими компаниями. «Мы хотим глубже исследовать возможность реализации совместных предприятий зарубежных партнеров и российских компаний».
<br />
<br />
Параллельно НОВАТЭК ведет работу с мурманскими портовыми структурами, «чтобы разработать эффективную цепочку логистики от железнодорожного узла в порту и далее в Белокаменку».
<br />
<br />
Впервые об этом проекте заговорили два года назад, когда инвесторы оценивали потенциал Кольской земли. В 2015-м на площадке Петербургского международного экономического форума губернатор Мурманской области М.Ковтун и председатель правления НОВАТЭКа Л.Михельсон подписали соглашение о сотрудничестве. Этим документом закрепили намерения создать Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений, реализовать проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла», развить портовую особую экономическую зону, снабдить регион сжиженным природным газом.
<br />
<br />
Теперь инвестиционное решение принято, и соглашение между главой Мурманской области и крупнейшей компанией, ориентированной на освоение Арктического шельфа, стало примером взаимовыгодного сотрудничества. Во время Четвертой мурманской международной деловой недели, на пленарном заседании со знаковым названием «Арктическим курсом» проект строительства плавучих заводов назвали одним из самых перспективных. К нему проявили интерес и представители федеральных органов власти, и руководители крупных российских предприятий и иностранных компаний - все, чья деятельность так или иначе связана с освоением и развитием Арктической зоны.
<br />
<br />
Инвесторы считают Мурманскую область перспективным регионом для развертывания производственных мощностей по строительству морских платформ, а также для размещения объектов по подготовке и переработке углеводородов.
<br />
<br />
Интерес компаний к Заполярному региону растет. «Газпром», «Башнефть» и «Роснефть» обсуждают развитие судостроительных мощностей в регионе. «Роснефть» уже выкупила 82- судоремонтный завод в поселке Росляково и планирует развивать его как базу снабжения и техобслуживания шельфовой техники компании.
<br />
<br />
«Роснефть» и правительство Мурманской области в июне 2015 года заключили соглашение о развитии сотрудничества в создании промышленного парка шельфовой разведки и добычи нефти и газа.
<br />
Согласно документу, в регионе будут реализованы проекты по созданию промышленного парка обеспечения шельфовой разведки и добычи нефти и газа, размещению береговой базы обеспечения арктических шельфовых проектов и обеспечивающих производств, а также развитию научного и кадрового потенциала Мурманской области для обеспечения квалифицированными трудовыми ресурсами арктических нефтегазовых проектов.
<br />
<br />
«Роснефть» планирует разместить в Мурманской области заводы по производству подводной арматуры и бетонных блоков, а также построить в регионе вертодром на несколько десятков единиц авиатехники, логистическую, перевалочную и складскую базы.
<br />
<br />
Опорная береговая база будет создана на мощностях 82 го судоремонтного завода в поселке Росляково. Согласно данным «Роснефти», в течение ближайших пяти лет там будет создано около 2 тыс. новых рабочих мест.
<br />
<br />
Губернатор М.Ковтун предложила поручить Минтрансу и Минэнерго России совместно с правительством Мурманской области и крупнейшими нефтяными компаниями проработать возможность строительства на западном берегу Кольского залива современного безопасного нефтеперегрузочного терминала общего пользования, а также мощностей по переработке нефти.
Читайте также в этом выпуске
04 апреля 2025
Статьи
Если мы думаем, что у нас много нефти и газа, то слегка витаем в облаках. Рентабельных запасов нефти в РФ хватит на 33 года, а технологически извлекаемых – на 39 лет, заявил глава Роснедр еще в сентябре 2022 г. В стратегическом планировании такой временной горизонт – это мизер. Учитывая актуальные т...
04 апреля 2025
Статьи
15 декабря 2024 года в Черном море произошла экологическая катастрофа. В шторм разломились пополам два российских танкера «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239», перевозившие в общей сложности более 9 тысяч тонн мазута. Это третья и четвертая аварии такого типа.
04 апреля 2025
Статьи
Как повышение цен на газ повлияет на промышленность и расходы граждан?
04 апреля 2025
Статьи
Ограничения, введенные в рамках соглашения ОПЕК+, усиливающееся геополитическое давление, а вместе с тем и падение цен на отечественную нефть оказали значительное влияние на буровой сервис России в 2024 году. Основные показатели рынка продемонстрировали негативную динамику, а фонд простаивающих сква...
04 апреля 2025
Статьи
Порядок определения цены Юралс, остававшийся неизменным в течение двух десятилетий, за 2023-2024 гг. изменялся несколько раз. Как повлияют новые механизмы расчетов цены российской нефти на деятельность нефтегазовых компаний? В чем особенность формулы? И какие последствия будет иметь расчет цены на э...
04 апреля 2025
Статьи
Многие отечественные НПЗ уже не обладают запасом по содержанию ароматики и вынуждены выпускать
топлива с максимально допустимым содержанием аренов. Каким образом производить высокооктановые
компоненты бензина по технологиям, доступным для внедрения на российские НПЗ?
04 апреля 2025
Статьи
Авиакосмическая отрасль, в первую очередь ее гражданские проекты, стала заложницей геополитической ситуации. Задачи, которые ставятся перед разработчиками, становятся все менее амбициозными, но их реализация в условиях жестких ограничений, с которыми сталкивается российская промышленность, сопряжена...
04 апреля 2025
Статьи
Население страны начинает экспериментировать с возможностями солнечной генерации в собственных домохозяйствах. Полученные результаты вполне оптимистичны. Из примеров, приведенных в статье, видно, что солнечное энергоснабжение становится рентабельным при стоимости электроэнергии в 8-10 рублей за кВт*...
04 апреля 2025
Статьи
Отечественные технологии для МГРП уже несколько лет применяются на месторождениях при строительстве скважин и добыче. Каких показателей удалось добиться?
04 апреля 2025
Статьи
Можно ли отметить, что нефтегазохимия России готова к форсажу на глобальном рынке и имеет внутренние надежные основания для развития инноваций и необходимых для суверенитета компонентов и технологий? Пока нет. Но ряд процессов инициирован. Что конкретно делается?
04 апреля 2025
Статьи
Разведанных нефтяных запасов в Ираке и Сирии хватает, чтобы развивать Турцию как отдельный региональный нефтяной хаб, действия в этом направлении предприняты. Как Турция выстраивает торговлю российскими нефтью и нефтепродуктами и насколько эта доля значима для экономики страны?
04 апреля 2025
Статьи
В ближайшие три года спрос на электроэнергию в мире будет расти. И это произойдет не из-за промышленности или бытового сектора и даже не из-за электрификации транспорта. Рост обеспечат новые отрасли, «прожорливые» до электричества. К майнингу добавятся дата-центры и системы, обслуживающие искусствен...
04 апреля 2025
Статьи
Какие научные работы по развитию добычи на шельфе и в условиях Арктики ведутся сегодня в России? «Нефтегазовая вертикаль» побеседовала с Никитой ШАПОШНИКОВЫМ, к.т.н., советником ректора Тюменского индустриального университета.
04 апреля 2025
Статьи
О газовых гидратах как источнике ископаемого топлива написаны десятки тысяч научных статей, поскольку их подземные запасы в два раза превышают все нефтяные и традиционные газовые. Газогидраты могут стать основным энергетическим ресурсом на нашей планете. Испытания по добыче газа из газовых гидратов ...
04 апреля 2025
Статьи
Резервуары с нефтью и светлыми нефтепродуктами являются крупным источником выбросов углеводородных газов в атмосферу. Формально имеется множество способов сокращения этих выбросов, однако информация об их эффективности во многом является мифом. Каким образом реально уменьшить выбросы и улучшить экол...
04 апреля 2025
Статьи
Количество разведывательных скважин в России снижается, что демонстрируют результаты бурения по итогам 2024 года, но есть способы, которые помогут повысить эффективность исследований материала. Как теперь можно улучшить анализ керна и уменьшить трудозатраты?
04 апреля 2025
Статьи
Согласно данным геологоразведки, нефтегазоносные объекты Красноярского края могут обеспечить значительный прирост ресурсной базы. Извлекаемые ресурсы нефти могут составить 77 млн т.
04 апреля 2025
Статьи
Применение горизонтальных скважин сопровождается рядом сложностей, включая высокие финансовые расходы и повышенные операционные риски при проведении геофизических исследований. Одной из основных задач является точное определение профиля притока в горизонтальной части скважины. В данной работе описан...
06 марта 2025
Статьи
Большинство российских газовых проектов в большей или в меньшей степени испытывают давление санкций. Есть возможность снять санкции и реализовать экспорт как ТПГ, так и СПГ. Каким образом?
06 марта 2025
Статьи
Налог на дополнительный доход – один из ключевых элементов налоговой системы в нефтяной отрасли. Поэтому анализ его экономической эффективности всегда в центре внимания профессионалов. Но не менее интересной является и правовая казуистика – во многих случаях однозначно определить подлежащую уплате с...
06 марта 2025
Статьи
За год критического снижения спроса на российские энергоносители на мировом рынке не произошло. Тенденции развития глобального нефтегазового рынка уже можно обозначить. Какие условия станут определяющими для устойчивости отрасли?
06 марта 2025
Статьи
Цены на уран достигли многолетнего максимума, в разы увеличивается стоимость акций атомных компаний, производителей топлива. Очередной виток, на который вышла атомная энергетика, отмечен не только количественным и качественным преумножением, он сформировал новые стратегии и векторы развития. Направл...
06 марта 2025
Статьи
Углеродный след производства и реализации СПГ у каждого продавца – разный. Газ, который добывается методом сланцевой добычи на месторождениях США, отягощен сильным углеродным следом, который увеличивается при доставке его до потребителя. По идее, это должно влиять на конкурентность продукта. Но, пох...
06 марта 2025
Статьи
О подходе «Росатома» к развитию сегмента электромобилей НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ побеседовала с Александром БУХВАЛОВЫМ, директором бизнес-направления «Электромобильность» топливной компании «ТВЭЛ».
06 марта 2025
Статьи
Вам кажется, что роботы и автопилоты – это будущее? Они уже среди нас. Как встречаются спрос и предложение в российском сегменте автономного транспорта?
06 марта 2025
Статьи
Об итогах и перспективах рынка нефтехимии и переработки углеводородов НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ побеседовала с Александром КОТОВЫМ, экспертом NEFT Research.
06 марта 2025
Статьи
Объявив чрезвычайное положение в американской энергетике, Дональд Трамп, возможно, допустил ошибку – он намерен снизить цены на нефть, давя на ОПЕК и весь Исламский мир, а также на Мексику и Канаду. Это, как говорится, too much.
06 марта 2025
Статьи
На энергетической карте мира сформировался и развивается новый регион – Латинская Америка. Бразилия доказала продуктивность своих подсолевых месторождений, Гайана год от года увеличивает запасы и добычу, Аргентина сделала ставку на сланцевую площадь Vaca Muerta, а Мексика в 2024 году начала экспорти...
06 марта 2025
Статьи
Арктика имеет огромное значение с точки зрения перспектив экономического развития, а также как военно-стратегический плацдарм. У России атомный ледокольный флот есть. Китай, США, Канада, Финляндия озадачены строительством подобных судов, способных осуществлять навигацию во льдах. Задачу упрощают кли...
06 марта 2025
Статьи
Азербайджан наращивает импорт российской нефти. Насколько это выгодно?
06 марта 2025
Статьи
Как проводится сейсморазведка рифовых комплексов юго-западной части Сибирской платформы? Насколько высока вероятность обнаружения там нефти и газа согласно предварительному анализу?
06 марта 2025
Статьи
Как влияют набухающие пакеры на эффективность добычи? Испытания технологии проводились на Унтыгейском месторождении.
03 марта 2025
Статьи
Большинство российских газовых проектов в большей или в меньшей степени испытывают давление санкций. Есть возможность снять санкции и реализовать экспорт как ТПГ, так и СПГ. Каким образом?
29 января 2025
Статьи
«Нефтегазовая вертикаль» подводит итоги 2024 года и обсуждает планы на будущее в ТЭК с Генадием Шмалем, Президентом Союза нефтегазопромышленников России.
29 января 2025
Статьи
Что случилось в прошедшем году? Регулятор не хочет оправдываться за ошибки и исправлять их. Он просто меняет аксиому: в великой нефтегазовой державе энергия становится дорогой.
29 января 2025
Статьи
С какими вызовами столкнулась нефтепереработка, трейдинг и розница топливного рынка в 2024 году? Анализ, выявление новых трендов.
29 января 2025
Статьи
15 декабря 2024 года в Черном море произошла экологическая катастрофа. В шторм разломились пополам два российских танкера «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239», перевозившие в общей сложности более 9 тысяч тонн мазута. Эта первый в мире крупномасштабный разлив мазута, который, в отличие от нефти, не...
29 января 2025
Статьи
2024 год оказался удачным для всех направлений ТЭКа. Добыча углеводородов не только не снизилась, но и росла с ускорением. Это был год исторических рекордов – в спросе на нефть, в инвестициях во все сферы энергетики, в производстве электромобилей и росте мощностей ВИЭ. ТЭК чувствовал себя в целом хо...
29 января 2025
Статьи
Остановка транзита российского газа через Украину может иметь серьезные последствия для Европы и самой Украины. Все только начинается…
29 января 2025
Статьи
О развитии регионов, в том числе транспорта и логистики, в контексте новой Энергостратегии НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ побеседовала со Станиславом Митраховичем, Ведущим экспертом Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ.
29 января 2025
Статьи
НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ обсудила итоги 2024 года и ожидания от 2025 года с экспертами ассоциации «Женщины в энергетике» Инной КИРИЛКИНОЙ, Ириной УЛАНОВОЙ и Наталией ВИНОКУРОВОЙ. Разговор затронул такие темы, как конъюнктура нефтегазового рынка, инвестиционная стратегия граждан, логистика.
29 января 2025
Статьи
Россия в нынешнем статусе нон грата едва ли может обеспечить собственные авиационные амбиции. Но надежды выйти на международный рынок все еще остаются. Сможет ли отечественный авиапром доказать технологическое лидерство или понадеется, что станет выглядеть более привлекательно на фоне неудач основны...
29 января 2025
Статьи
Сегодня логистика и транспортировка продукции нуждаются в оптимизации. Создание системы единого управления и планирования транспортно-логистическими ресурсами при организации смешанных (комбинированных) перевозок может улучшить экономику процесса. Авторы предлагают внедрить комплексное транс...
29 января 2025
Статьи
Как трагический декабрьский инцидент с самолетом «Азербайджанских авиалиний» повлияет на энергетические отношения России и Азербайджана?
29 января 2025
Статьи
Живые деньги для сограждан Гайана и Суринам перераспределяют нефтегазовые платежи от транснационалов
Низовые земли на берегах Южной Атлантики, как бы зажатые между разветвленной дельтой Ориноко и изогнутым приморским контуром бразильского континентального массива, становятся центром мощного нефтегазового бума. По своим темпам и годовому приросту производства и доказанных запасов он обгоняет все ост...
29 января 2025
Статьи
В Латинской Америке стагнирует добыча газа. Регион закупает все больше СПГ. Тем не менее у него большой газовый потенциал – это гигантские сланцевые запасы в Аргентине и ПНГ подсолевых месторождений Бразилии, а также Гайаны и (в будущем) Суринама. Кроме того, Мексика может трансформировать и...
29 января 2025
Статьи
В значительной части инцидентов 2024 года основной целью компьютерных атак было не столько извлечение прибыли, сколько нанесение максимального ущерба целевой организации и ее информационной инфраструктуре. Эксперты Angara SOC проанализировали значимые события в реальных секторах экономики и выделили...
29 января 2025
Статьи
Компании начали внедрять оборудование заканчивания скважин, не требующее нормализации. В чем ноу-хау? Какие результаты?
29 января 2025
Статьи
Существует проблема значительного снижения нагрузок сероводородного газа при подкачке системы циркуляции раствора химически очищенной водой (ХОВ) и концентрированным раствором моноэтаноломина. Это систематически приводит к аварийной остановке смежной установки «Утилизации сероводородного газ...
20 декабря 2024
Статьи
Газовая промышленность имеет шансы реализовать актуальные инвестиционные проекты. Но оптимизация усилий потребуется. Насколько снизится маржинальность отечественной газовой отрасли в связи с изменением рыночной конъюнктуры?
20 декабря 2024
Статьи
Сохранится ли транзит через украинский коридор, продолжат ли страны ЕС получать голубое топливо из нашей страны, будут ли подписаны новые контракты с китайскими компаниями, продвинутся ли иранское и казахстанское направления? Все эти вопросы делают грядущий 2025-й годом рисков и возможностей для рос...
20 декабря 2024
Статьи
Газомоторное топливо – одна из областей в сфере госрегулирования, которой уже очень много лет. Многое роднит ее с другими долгоиграющими вопросами, в первую очередь обилие разного уровня документов стратегического и более низкого уровня планирования. Что же конструктивного происходит в данной сфере?...
20 декабря 2024
Статьи
Чтобы узнать о реальных достижениях отрасли газомоторного топлива, НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ задала вопросы Александру Котову, руководителю направления консалтинга NEFT Research.
20 декабря 2024
Статьи
Энергобаланс юга Красноярского края должен пополниться газом местных месторождений, что улучшит качество жизни региона, в том числе экологию. Но разработка ресурсов не ведется из-за ошибок, допущенных при разведке, а также из-за многолетних ожиданий федерального газопровода. В разработку газа можно ...
20 декабря 2024
Статьи
Последние 50 лет потребление газа росло опережающими темпами, замещая в топливно-энергетических балансах стран уголь и нефтепродукты в энергетическом и транспортном секторах. При этом основной прирост за последние 20 лет происходил в первую очередь за счет СПГ. Сохранится ли тренд?
20 декабря 2024
Статьи
Из-за образовавшегося вдруг дефицита электроэнергии Правительство заявляет о строительстве энергетических мощностей в ряде регионов, в частности на юге России и на юге Сибири. В документы Генсхемы, СиПр и Энергостратегию вносятся многочисленные изменения. Насколько все обосновано? На что опираются п...
20 декабря 2024
Статьи
Россия как крупнейший мировой поставщик природного газа теряет рынки сбыта на Западе. Спасение видится на Востоке, но какой ценой обойдутся новые цепочки поставок? Вопрос уже набил оскомину, но постоянно играет новыми красками и обрастает новыми нюансами.
20 декабря 2024
Статьи
До недавнего времени в качестве основного пути достижения климатических целей Парижского соглашения рассматривался принятый Западом курс на отказ от углеводородного топлива и переход на ВИЭ. Однако развивающимся странам достаточно быстро стало понятно, что это приведет к подрыву их энергетической
безопасности...
безопасности...
20 декабря 2024
Статьи
Накануне утверждения обновленной Концепции развития рынка газомоторного топлива в Российской Федерации до 2035 года НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ побеседовала с Артемом ВЕРХОВЫМ, директором департамента развития газовой отрасли Минэнерго России.
20 декабря 2024
Статьи
О том, как развивается транспорт на ГМТ, НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ поговорила с Ренатом ГАЙНЕТДИНОВЫМ, заместителем директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса РФ.
20 декабря 2024
Статьи
Как происходит развитие сегмента автономной газификации? Почему в условиях дефицита генерации и слабой газификации ряда регионов государство уделяет сжиженному углеводородному газу мало внимания? Об этом НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ побеседовала с Андреем РУМЯНЦЕВЫМ, президентом Ассоциации «Сибдальвостокг...
20 декабря 2024
Статьи
О том, как ПАО «Газпром» развивает рынок ГМТ, рассказал Андрей САВИН, заместитель начальника департамента ПАО «Газпром».
20 декабря 2024
Статьи
Рынок малотоннажного СПГ считается нишевым, но он растет в денежном выражении в среднем на 15% в год, увеличивается как предложение газа для транспорта – грузовиков, судов, локомотивов, так и для автономной газификации удаленных районов. Малотоннажный СПГ – это не для экспорта на другие континен...
20 декабря 2024
Статьи
СОР-29 в Баку прошла успешно: средняя глобальная температура Земли продолжит повышаться, инвестиции будут искать, а добычу нефти и газа увеличивать.
20 декабря 2024
Статьи
Использование газомоторного топлива (CNG) становится важной частью экологической стратегии ОАЭ, направленной на сокращение углеродного следа. Однако процесс внедрения сталкивается с рядом вызовов, таких как недостаточная инфраструктура и экономические барьеры. В статье анализируются достижен...
20 декабря 2024
Статьи
Сегодня система оценки потребностей населения в газе устарела, что создает информационный конфликт между данными по резервируемым мощностям и данными по фактическому их использованию. Газораспределительные станции фактически имеют резервы, а на бумаге – нет, поэтому не могут использоваться для подкл...
20 декабря 2024
Статьи
В отечественных нормативных документах наблюдается разброс значений коэффициентов вредных выбросов при сжигании разных видов газовых топлив. Каким образом рассчитать единые верные индикаторы?
22 ноября 2024
Статьи
22 ноября 2024
Статьи
Угольная отрасль переживает кризис. Но Госдума и Правительство закладывают в Энергостратегию до 2050 года высокие цифры экспорта, что выглядит довольно оптимистично. О проблемах и перспективах отрасли НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ побеседовала с Дмитрием Исламовым, депутатом Государственной Думы от Кузбасс...
22 ноября 2024
Статьи
Текущий год не принес российским угольным компаниям долгожданных позитивных изменений. Добыча угля медленно, но снижается, экспорт падает, а его рентабельность остается отрицательной из-за заметного удешевления твердого топлива, увеличения фискальной нагрузки и роста логистических и производственных...
22 ноября 2024
Статьи
Уголь по-прежнему занимает базовое место в генерациях многих стран, да и металлургия точно не обходится без этого ископаемого. Каким образом будет складываться спрос на российский уголь в перспективе?
22 ноября 2024
Статьи
Государство через льготы и особенности налогообложения продолжает увеличивать бюджетное финансирование нефтегазового комплекса. Этот диссонанс с динамикой проектируемой доли нефтегазовых доходов подсвечивает стагнацию роли НГК как основного донора бюджетной системы. В проекте федерального бюджета ме...
22 ноября 2024
Статьи
Минэнерго РФ должно предоставить Энергостратегию до 2050 года в конце 2024 года. Пока цифры и концепция документа не анонсированы. Какие основные идеи должны быть заложены в программу развития ТЭК? НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ побеседовала с Константином СИМОНОВЫМ, директором Фонда национальной энергетиче...
22 ноября 2024
Статьи
Уповать на Китай как на лучшего и щедрого покупателя энергоресурсов не стоит. Китай старается ограничить импорт углеводородов за счет наращивания собственной добычи и развития ВИЭ.
22 ноября 2024
Статьи
Поставки углеводородов в Китай – уже идут по аналогии с многолетним сценарием экспорта на Запад, побочкой чего стала частичная зависимость от технологий и оборудования. Можно ли выйти из этой колеи? Как в этом может помочь энерготехнологическое сотрудничество в рамках БРИКС, нацеленное на борьбу с э...
22 ноября 2024
Статьи
Сразу в нескольких периодических изданиях и на сайтах информагентств в октябре 2024 года появилась информация о высказывании президента Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» члена-корреспондента РАН Михаила Ковальчука о создании подводного атомного судна-газовоза, способного...
22 ноября 2024
Статьи
Морская торговля веками и тысячелетиями была одной из основ цивилизации. В Европе не так много мест, подходящих для приема судов океанского класса, особенно танкеров большого дедвейта. Одно из них – крупнейший на континенте порт Роттердам. Через него поступает около трети необходимой ЕС нефти, а так...
22 ноября 2024
Статьи
На Самотлорском месторождении использовали новый метод по обеспечению герметичности скважин, что поможет борьбе со снижением уровня добычи нефти и газа. Результаты развеяли миф о причинах разрушения скважин. Каким образом можно продлить эффективность эксплуатации скважин?
22 ноября 2024
Статьи
Моделирование газоконденсатных скважин, их эксплуатация и доставка газа ранее выполнялись российскими компаниями с помощью импортных программ. Наиболее известные среди них IPM Suite компании Petroleum Experts (Шотландия) и PIPESIM компании Schlumberger (Франция). Недавно недропользователи...
22 ноября 2024
Статьи
С 2000 по 2023 год мощности установок по производству водорода в стране увеличились почти в девять
раз. Средний сырьевой коэффициент выбросов диоксида углерода в 2021-2023 годах составил 7,00 т/т,
что значительно превышает теоретические показатели, в основном из-за технологических особенностей
работы...
раз. Средний сырьевой коэффициент выбросов диоксида углерода в 2021-2023 годах составил 7,00 т/т,
что значительно превышает теоретические показатели, в основном из-за технологических особенностей
работы...
22 ноября 2024
Статьи
В мире нет двух стран с одинаковым энергетическим «профайлом» и опытом. Одни – в основном производители, другие – потребители, одни выделяется в upstream, другие в downstream, одни – ветераны отрасли, другие только входят в нее. Каждая страна фиксирует свои отношения с нефтью в исторических хрониках...
24 октября 2024
Статьи
Каким образом идет модернизация энерго- и теплосетей? Какие прогнозы по аварийности?
НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ побеседовала с Дмитрием Тортевым, членом Экспертного совета
Комитета по энергетике Государственной Думы.
24 октября 2024
Статьи
В последнее время аварии на энергосетях и теплотрассах увеличиваются. Эти зима и лето стали не просто
показательными, а кричаще демонстративными по числу и времени отключений. Энергетики предупреждают о дефиците генерации. Коммунальщики загадочно завершают подготовку к отопительному сезону.
Что ...
24 октября 2024
Статьи
В условиях санкций при замене действующего оборудования в нефтегазовом секторе на новое по российским или доступным зарубежным технологиям энергоэффективность, вероятно, снизится. В итоге удельные
расходы энергии для компаний могут еще вырасти. Какие объемы потерь возможны?
24 октября 2024
Статьи
Поставки углеводородов в Китай – уже идут по аналогии с многолетним сценарием экспорта на Запад,
побочкой чего стала частичная зависимость от технологий и оборудования. Можно ли выйти из этой колеи?
24 октября 2024
Статьи
Предположение о том, что в 2030-е годы потребление газа в мире выйдет на пик и на горизонте 2050 года
начнет снижаться – безосновательно, все будет ровно наоборот: спрос будет стабильно расти. Так считают
в Форуме стран-экспортеров газа (ФСЭГ). Газ продолжит замещать уголь в энергетике и останет...
24 октября 2024
Статьи
В единицу производимой энергии из возобновляемых источников по сравнению с тепловой энергетикой
вкладываются значительные инвестиции. Но ВИЭ не смогут в ближайшие десятилетия удовлетворить
потребности энергетики в мире. Поэтому газ, нефть и уголь останутся основными источниками энергии
в средн...