02 января 2021 Статья

Спуск первого танкера типоразмера Aframax на судостроительном комплексе «Звезда»

12 мая 2020 года в Приморье спущен на воду первый из 12 танкеров типоразмера Aframax «Владимир Мономах». Первым об этом сообщил глава «Роснефти» на личной встрече с президентом Владимиром Путиным. Игорь Сечин отметил, что в возможность производства судов такого класса в России не верил никто. Губернатор Приморского края Олег Кожемяко оценил событие как прорыв в гражданском судостроении, поскольку теперь Россия больше не зависит от импортных поставщиков танкеров.

12 мая 2020 года в Приморье спущен на воду первый из 12 танкеров типоразмера Aframax «Владимир Мономах». Первым об этом сообщил глава «Роснефти» на личной встрече с президентом Владимиром Путиным. Игорь Сечин отметил, что в возможность производства судов такого класса в России не верил никто. Губернатор Приморского края Олег Кожемяко оценил событие как прорыв в гражданском судостроении, поскольку теперь Россия больше не зависит от импортных поставщиков танкеров.

Операция по спуску на воду вместе с подготовительным этапом заняла сутки. «Владимира Мономаха» спускали на воду с помощью транспортно-передаточного плавучего дока «Вымпел», одного из крупнейших в России. Танкер с открытого тяжелого достроечного стапеля накатили судопоездом на «Вымпел» и вывели в акваторию.

Процесс спуска осложнился тем, что пока ССК «Звезда» в городе Большой Камень Приморского края работает не в полную силу. Завершена только первая очередь строительства завода: производственный блок, открытый тяжелый достроечный стапель с парком уникальных кранов (например, кран типа «Голиаф» грузоподъемностью 1200 т), а также технологичный транспортно-передаточный док. Тем не менее, имеющаяся инфраструктура позволила сконструировать первый танкер. После открытия второй очереди к 2024 году достроят сухой док и другие производственные цеха – никаких ограничений или трудностей по работе или спуску готовой продукции на воду не будет.

Нефтеналивные танкеры типоразмера Aframax по мере ввода в эксплуатацию поступают на службу «Роснефти». Их отличительная особенность – в «зеленом» классе экологичности. Энергоустановки в таких танкерах работают как на традиционном топливе, так и на сжиженном природном газе. Следовательно, для продукции СКК «Звезда» нет ограничений по регионам плавания, даже в Арктике, где существуют особые требования к экологичности проходящих судов из-за хрупкой экологии Крайнего Севера. Танкерам присвоен ледовый класс ICE-1А. Использование СПГ уменьшит выбросы серы и загрязняющих мелкодисперсных частиц до нуля, оксидов азота – на 85%, СО2 – на 27% по сравнению с обычным топливом. Кроме того, танкеры оснащены системой автоматизации класса А. «Владимир Мономах» предназначен для поставок нефти по Северному морскому пути в Европу и страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Танкеры типоразмера Aframax относятся к крупнотоннажным нефтеналивным судам, класс LR2 (Large Range 2). Их водоизмещение, или дедвейт, – 114 тысяч тонн. Танкеры длиной 250 м и шириной 44 м способны развивать скорость до 14,6 морских узлов.

Соглашение о строительстве серии танкеров типоразмера Aframax подписали в сентябре 2017 года, когда с официальным визитом на ССК «Звезда» прибыл президент России Владимир Путин. Первый танкер серии из двенадцати заложили в сентябре 2018 года, второй – в апреле 2019 года, к операции резки металла для третьего и четвертого приступили в феврале и июне 2019 года соответственно. Резка металла для пятого стартовала в феврале 2020 года. Партнеры проекта – южнокорейская Hyundai Heavy Industries.

Финансирование проекта частично взял на себя ВЭБ.РФ. В июне 2019 года от государственной корпорации развития поступили первые деньги, общая сумма финансирования – 12,5 млрд рублей, или по пятой части от стоимости каждого танкера. Пакет соглашений о сотрудничестве подписали в сентябре 2018 года в рамках Восточного экономического форума.

В дальнейшем ССК «Звезда», кроме нефтеналивных танкеров, будет выпускать танкеры-газовозы, морские буровые платформы и судна ледового класса, в том числе атомные ледоколы «Лидер». Так, на ПМЭФ-2019 «ВЭБ-лизинг», «Совкомфлот» и СКК «Звезда» договорились об очередном совместном проекте – строительстве трех танкеров-продуктовозов водоизмещением 51 тысяч тонн.

Верфь – еще и важный социальный объект: в работе комплекса «Звезда» задействованы 3,5 тысячи человек, большинство из них – местные жители. А после открытия второй очереди число сотрудников удвоится.