Статья

Госдума приняла закон о корректировке параметров НДД и НДПИ

С 2014 года между Минэнерго и Минфином развернулась борьба насчет наиболее приемлемого варианта налогообложения нефтегазовой отрасли. Необходимости изменения системы назрела давно. Противоречия обострились, когда Минфин предложил ввести налог на добавленный доход, или НДД. Финансовое ведомство настаивало на фиксированной ставке в 70% от расчетной выручки за минусом транспортных расходов, экспортной пошлины, НДПИ, фактических операционных расходов и капвложений. Согласно проекту Минфина, НДД начинал бы взиматься с начала получения фиксированной доходности по денежному потоку более 6%. НДД облагались бы все месторождения, независимо от степени выработанности и освоения. При сохранении экспортной пошлины и налога на прибыль НДПИ повышался бы с 30 до 40% с момента начала уплаты НДД.

С 2014 года между Минэнерго и Минфином развернулась борьба насчет наиболее приемлемого варианта налогообложения нефтегазовой отрасли. Необходимости изменения системы назрела давно. Противоречия обострились, когда Минфин предложил ввести налог на добавленный доход, или НДД. Финансовое ведомство настаивало на фиксированной ставке в 70% от расчетной выручки за минусом транспортных расходов, экспортной пошлины, НДПИ, фактических операционных расходов и капвложений. Согласно проекту Минфина, НДД начинал бы взиматься с начала получения фиксированной доходности по денежному потоку более 6%. НДД облагались бы все месторождения, независимо от степени выработанности и освоения. При сохранении экспортной пошлины и налога на прибыль НДПИ повышался бы с 30 до 40% с момента начала уплаты НДД.

Этот вариант категорически не устраивал нефтяные компании. В Минэнерго разработали альтернативу НДД. Новый законопроект предусматривал новый налог – на финансовый результат, или НФР. Его инициировала Дума ХМАО – Югра. Предполагалось, что НФР заменит НДПИ на действующих месторождениях, и рассчитывался бы относительно выручки за вычетом расходов на добычу, а не фактического объема добытой нефти, как НДПИ. Уплаченный налог по ставке на прибыль устанавливался в 60%: 48% отходил в федеральный бюджет, 12% – в региональный. Проект поддержали в Минэнерго и Правительстве РФ, но его не одобрил президент Владимир Путин.

Так Минфин перехватил инициативу, и осенью 2016 года было решено, что НДД заработает именно в редакции Минфина. В обосновании ведомство подчеркивало, что НДД сделает разработку новых месторождений более привлекательным для инвесторов, а компании более рационально будут использовать имеющиеся месторождения и повысят КИН.

В течение года Минэнерго и Минфин договаривались об изменениях в законе об НДД, и осенью 2017 года министр энергетики Александр Новак на совещании о развитии нефтяной отрасли с участием председателя Правительства Дмитрия Медведева представил смягченную версию закона. Новак подчеркнул, что по объективным причинам добывать нефть становится сложнее, капзатраты растут, КИН падает, а число месторождений, где применяют ГРП, растет. По его оценке, существующая система, НДПИ и экспортная пошлина, не стимулируют добытчиков и не оставляет свободных средств для инвестирования в технологии. Бывший министр энергетики Александр Новак предложил выделить четыре группы месторождений, которые различаются по степени выработанности и запасам. Ставка НДД снизилась с 70% до 50% по сравнению с проектом Минфина, а новые месторождения получат льготу по НДПИ и перенос убытков на будущие периоды. НДД не заменит НДПИ. Такое сотрудничество было бы взаимовыгодным: НДД, заменив экспортную пошлину, стал бы еще одним способом пополнения бюджета.

В 2019 году Правительство согласовало еще один источник для компенсаций нефтяной отрасли: ввод акцизов на ранее неподакцизные жидкие нефтепродукты и надбавки к НДПИ. Акциз ввели. Но из-за противоречий между министерствами энергетики и финансов дальнейшие договоренности затянулись. Минфин хотел поднять НДПИ, а Минэнерго – использовать деньги ФНБ. Обе инициативы были оспорены противоположной стороной.

НДД опробовали на нескольких месторождениях четырех групп Западной Сибири с 2019 года. В июле текущего года Минэнерго назвал эксперимент удачным и предложил расширить «пилотную» группу за счет малых добывающих компаний и месторождений Сахалина и Северного Кавказа. Минфин, напротив, посчитал проект провальным. Замминистра Алексей Сазанов назвал НДД «самой большой ошибкой в своей карьере». Причина – в недостаточном инвестировании новых проектов и недополучении 213 млрд рублей в бюджет. Минфин выступил с инициативой скорректировать условия НДД и НДПИ. Минэнерго, в свою очередь, против изменений, поскольку в этом случае добыча снизится на 600 млн тонн, бюджет недополучит 4,5 трлн рублей, 35 тысяч рабочих мест исчезнут.

Тем не менее, 30 сентября 2020 года Госдума согласилась с Минфином. Внесены поправки в закон об НДД, ухудшились условия по НДПИ. Например, с 1 января 2021 года отменят все налоговые льготы по НДПИ, которыми пользовались компании при добыче сверхвязкой нефти. Это, вероятно, отрицательно скажется на проектах «Газпром нефти», «Роснефти» и «Сургутнефтегаза». В то же время для Ванкорского кластера разработки «Роснефти” условия улучшились, так как снизилась цена предоставления льготы – 25 долларов за баррель вместо базовой.

Также уточнен механизм предоставления налогового вычета по НДПИ. Кроме того, в налоговой базе будут учитываться расходы, которые компании понесли на строительство скважин при разведке и оценке запасов, а при расчете НДД перенести исторические убытки и снизить налогооблагаемую базу получится только на 50% (ранее предполагалось на 100%). Для второй группы месторождений коэффициент НДПИ подняли в 1,5 раза.

Так, с одной стороны, в следующие три года Минфин за счет корректировок НДД и НДПИ планирует получить дополнительно 200 млрд рублей. А с другой, закон, с учетом поправок, все равно мягче по сравнению с проектом 2014 года. Следовательно, Минэнерго и Минфин достигли баланса между собой.