Создание социально- ориентированной модели газификации
В этом году случился настоящий прорыв в вопросе газификации. В последний день весны президент России Владимир Путин поручил подготовить предложения по новой социально ориентированной модели газификации страны, которая призвана вдвое снизить сроки подключения и освободить граждан от платы за него.
Согласно поручениям, Минэнерго отправило в кабмин свои предложения по этому вопросу в октябре, среди которых была инициатива внести изменение в Федеральный закон № 69 «О газоснабжении в Российской Федерации» и четко закрепить в нем определение, статус, права и обязанности «единого регионального оператора газификации». По задумке Минэнерго, им должна стать организация, аффилированная с собственником Единой системы газоснабжения (ЕСГ), и/или газораспределительная организация, занимающая в регионе доминирующее положение, уточнил источник. Информацию о внесенном предложении подтвердил «Известиям» и замминистра энергетики Павел Сорокин. По его словам, инициатива повысит эффективность реализации региональных программ газификации, в том числе в части использования средств для их финансирования.
Таким образом, «Газпром» не будет единым оператором газификации всей страны, как предложил Алексей Миллер на встрече с Владимиром Путиным в середине сентября. А все дело в том, что в 2020 году вышло постановление № 702, в котором говорится, что спецнадбавка на тариф по транспортировке газа по газораспределительным сетям является целевым источником для финансирования реализации газификации, но регионы смогут применять ее только на основании мероприятий, отраженных в региональных программах газификации. Из-за этого и возникла необходимость внесения изменений в закон.
До 2021 года специальная надбавка к тарифу на транспортировку газа по газораспределительным сетям ГРО была установлена в пределах 25%. Но в мае 2020 года постановлением правительства №702 ФАС было поручено при установлении регулируемых тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям не учитывать расходы, связанные со строительством объектов газотранспортных и газораспределительных сетей, а также расходы на реализацию межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций. Кроме того, им необходимо было в шестимесячный срок привести в соответствие с настоящим постановлением методику определения размера специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации.
Максимальный размер средней спецнадбавки к тарифу на транспортировку газа по газораспределительным сетям был увеличен с 25 до 35%, за счет чего и будут финансируются программы газификации. При этом максимальный размер может быть превышен исключительно по согласованию региональных органов с ФАС. Применяться это изменение будет в 2021—2023 годах. После 2023 года размер спецнадбавки будет устанавливаться исходя из необходимости финансирования программ газификации. По данным Минэнерго, в 2019 году суммарно по Российской Федерации спецнадбавка составила 11,5 млрд рублей.
Но учитывая масштабы программы газификации, согласно которой до 2030 года уровень газификации должен вырасти с 70,1% до 83%, потребуются инвестиции, по подсчетам «Газпрома» и Минэнерго, порядка 2 трлн рублей. Вложения «Газпрома» составят 526,1 млрд рублей до 2026 года.
И, как сказали на совещании в Совете Федерации, министр Энергетики РФ Николай Шульгинов, формирование источника финансирования для наращивания объемов газификации субъектов Российской Федерации - это концептуальный вопрос, требующий решения. По его словам, Минэнерго России рассмотрены различные варианты по источникам финансирования региональных программ газификации, которые требуют обсуждения их на площадке правительства РФ.
Кроме средств спецнадбавки на тариф и газового монополиста, в качестве одного из инструментов финансирования расходов на газификацию «Газпром» «рассматривает и в настоящее время обсуждает с федеральными органами исполнительной власти (Минэкономразвития России, Минфин России, Минэнерго России) возможный выпуск бессрочных облигаций с государственной поддержкой». Объем размещения может стать рекордным — 150 млрд рублей, заявлял ранее зампред правления компании Фамил Садыгов.
Стоит отметить, что в октябре Минэнерго предлагало несколько комбинаций финансирования подключения и/или формирования источника для строительства сетей газоснабжения. В их числе — его перенос в стоимость газа с помощью индексации оптовых цен на 1-2% в год. Об этом говорилось в докладе Минэнерго, направленном в правительство (имеется в распоряжении НГВ). Предложения основывались на международном опыте, который показывает: в странах с низкой («околонулевой») стоимостью подключения высокой (рыночной) является стоимость газа. Она и формирует коммерческий интерес производителей голубого топлива к развитию сетей газораспределения как канала сбыта своего товара.
Как отмечалось в докладе, масштаб необходимого переноса затрат на поэтапное завершение газификации не был бы значительным для каждого конкретного потребителя, - пояснил источник. - При потреблении природного газа на внутреннем рынке России около 440 млрд куб.м в год и средней оптовой цены на газ 4,5 тыс. рублей за 1000 куб. м даже единовременная индексация на 1-2% обеспечивает ежегодно 20-40 млрд дополнительного источника финансирования газификации. Что в 2-4 раза больше, чем текущие затраты населения на подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения.
Ускоренная индексация оптовых цен на газ «предполагает формирование дополнительного денежного потока для финансирования инвестиционных программ по газификации, а также увеличение экономических стимулов к наращиванию реализации газа на внутреннем рынке». В рамках данного варианта, отмечалось в докладе, возможно реализовать поэтапную ликвидацию перекрестного субсидирования в газораспределении и сбыте газа, не приводящую к дополнительной тарифной нагрузке на потребителей, за счет переноса части перекрестного субсидирования на уровень оптового рынка газа.
Кроме того, предлагалось ввести акциз на газ - целевую специальную надбавку к цене газа. Это позволило бы сформировать целевой источник с региональной привязкой (по аналогии с дорожными фондами и акцизами на моторное топливо). А также дало возможность неприменения акциза при реализации газа населению и возможность предусмотреть ограниченный период его действия до завершения программы газификации или возможность использования на другие цели в зависимости от региональной специфики (реконструкция сетей, установление интеллектуальных приборов учета газа и пр.).
Однако, в последствии от двух последних источников финансирования было принято решение пока отказаться, так как они являются «непопулярными» у действующих потребителей. Так или иначе, начало для создания социально ориентированной программы газификации положено, да и средства на первоначальном этапе есть.