04 января 2021 Статья

Первый ESG Рэнкинг нефтегазовых компаний России

Автор: Rating-Agentur Expert RA GmbH
Первый ESG Рэнкинг нефтегазовых компаний России показал, что лидерами качества управления, экологической и социальной ответственности являются крупные компании, вовлеченные в международные проекты. А иностранные инвесторы и партнеры пока являются ключевым драйвером для формирования ESG политик в российском нефтегазовом секторе. Со значительным отрывом по набранным баллам, лидером Рэнкинга 2020 стал ЛУКОЙЛ, который занял также первые места по экологической составляющей, качеству корпоративного управления и 2-е место по социальным рискам.

ESG для нефтегаза – почему это стало важно

Аббревиатура ESG (Environmental, Social and Governance – Экология, Социальная сфера и Качество управления) в 2020 году окончательно перестала быть «терра инкогнито» для крупного бизнеса России. Еще летом 2020 года, когда нефтяной рынок только восстанавливался после весеннего провала, глава Еврокомиссии отметила, что «восстановление ЕС будет «зеленым». Этим заявлением была поставлена точка в дискуссии относительно важности экологической политики для нефтегазовых компаний, для которых ЕС – основной рынок сбыта продукции. Европейский потребитель будет постепенно отказываться от углеводородов. За ним скорее всего последует и Китай, который принял свой план по климатической нейтральности, и США, которые после ухода Дональда Трампа, вернутся в мировую климатическую повестку. Для российских нефтегазовых компаний это означает постепенное сокращение спроса на их продукцию. А из тех, кто останется на этом рынке, преимущество получат компании, которые сокращают выбросы CO2, вредных веществ и в целом заботятся об экологии.

Наряду с правительствами стран-импортеров, стимулы для перехода к экологичному производству создают финансовые инвесторы, которые держат бумаги российских нефтегазовых компаний. Один из недавних примеров – Пенсионный фонд штата Нью-Йорк, третий по величине пенсионный фонд США, с активами на $226 млрд, объявил в декабре 2020 года, что предъявит экологические требования нефтяным и газовым компаниям. Если в ближайшие четыре года они не будут выполнены, фонд избавится от их ценных бумаг. В его портфеле, по данным на 31 марта (конец 2020 финансового года), находились расписки «Новатэка», «Роснефти», «Сургутнефтегаза» и «Татнефти». Фонд будет оценивать компании с точки зрения «их будущей способности обеспечивать инвестиционные доходы в свете глобального консенсуса по вопросу изменения климата; те, что не будут соответствовать минимальным стандартам, могут быть исключены из портфеля».

Также в декабре 2020 года 30 крупнейших управляющих компаний мира с активами стоимостью в $9 трлн выступили с инициативой Net Zero Asset Managers. В рамках этого соглашения они обязались к 2050 году сделать свои портфели полностью нейтральными с точки зрения парниковых газов, что также означает частичный «выход» из нефтегазового сектора.

Все эти события являются продолжением глобального тренда на ответственные и зеленые инвестиции. Например, Норвежский суверенный фонд заявил об отказе от инвестиций в традиционную энергетику; Европейский Банк Развития (EIB) прекратил все вложения в нефтяную, газовую и угольную отрасли, а также запланировал выход из текущих инвестиционных проектов в этих отраслях; а крупнейший управляющий активами в мире – Black Rock – решил прекратить инвестиции в компании и проекты традиционной энергетики.

ESG Рэнкинг – история создания

Наблюдая эти тенденции на финансовых рынках, особенно в ЕС, независимое европейское Рейтинговое Агентство RAEX-Europe еще в 2018 году составило ESG-рэнкинг крупнейших российских компаний, в том числе нефтегазовых. В 2020 году произошло существенное увеличение числа российских компаний, которые стали публиковать свою нефинансовую отчетность по стандартам GRI (Global Reporting Initiative), а также раскрывать свои данные по экологическим и социальным индикаторам в стандартизированной и сопоставимой форме. Это позволило нам расширить число индикаторов до более чем 200 , а также начать рассчитывать среднеотраслевые значения ключевых ESG индикаторов.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕСОВ ФАКТОРОВ ДЛЯ ESG-ОЦЕНКИ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОМПАНИЙ

Многие компании критиковали наш первый рэнкинг за то, что он многоотраслевой и в него одновременно входили такие компании как «Лукойл» и «Росатом» с принципиально разными технологическими процессами и, следовательно, разными показателями, например, водо- и энергопотребления. Данную проблему мы решили с помощью введения плавающих коэффициентов риска для всех блоков оценки. Например, по таким секциям как «использование водных ресурсов» или «производство отходов» коэффициент риска для нефтегазового сектора в 3 раза выше, чем для телекоммуникационной сферы или банков.

Экологические катастрофы 2019-2020 годов, в том числе авария на объекте «Норникеля», показали, что даже компании с безупречной отчетностью, заверенной по международным стандартам, могут скрывать реальное положение дел. Для того, чтобы оперативно реагировать на такие события для каждого блока нашей методики мы ввели возможность штрафа за спорные ситуации и аварии (controversies).

Наконец, изменилась сама процедура составления рэнкинга. Во-первых, компаниям предоставляется возможность прокомментировать предварительные результаты оценки и предоставить дополнительные источники информации. Во-вторых, с 2020 года рэнкинг привязан к базе отчетов и обновляется на ежемесячной основе.

Представленный в данной статье Рэнкинг нефтегазовых компаний представляет собой анализ 13 крупнейших компаний этого сектора России по объему реализации продукции за 2019 год (см Врезку 2) и с учетом политик, процедур и спорных ситуаций на конец 2020 года. В следующем году в Рэнкинг войдет еще больше компаний нефтегазового сектора России, а также компании из стран СНГ. Кроме того, будут учтены данные за 2020 год.

Чемпионы и аутсайдеры

Со значительным отрывом по набранным баллам, лидером Рэнкинга 2020 стала компания «Лукойл», которая заняла также первые места по экологической составляющей, качеству корпоративного управления и 2-е место по социальным рискам (см. таблицу №1). Лидирующие позиции компании обеспечили детальные политики и отчетность практически по всем составляющим ESG. Вопросы устойчивого развития интегрированы в Стратегию и все сферы корпоративного управления. Например, при Совете директоров компании функционируют три комитета, функции каждого из которых затрагивают разные аспекты устойчивого развития, а в 2020 году был определен ответственный за климат член Совета. Подобные инициативы в основном связаны с тем, что акции и обязательства компании торгуются на международных рынках, а среди инвесторов и партнеров компании много иностранных структур.

Занимающая 2-е место компания Сахалин Энерджи – оператор проекта «Сахалин-2» – также реализует свои политики и процедуры, отвечая на запрос своих иностранных акционеров – концерна «Шелл»; групп «Мицуи» и «Мицубиси». Особенностью компании является фокусировка на вопросах управления природными ресурсами, в том числе биоразнообразием, так как проект располагается в экологически уязвимой зоне шельфа полуострова Сахалин, также компания лидирует в вопросах взаимодействия с местными сообществами.

Газпром, который располагается на третьем месте, лидирует в работе с цепочкой поставщиков. Также компания – один из лидеров климатической повестки. При этом характерно, что государственный концерн занимает только 6-е место по качеству корпоративного управления.

В целом первый Рэнкинг фиксирует относительно равномерное распределение крупнейших нефтегазовых компаний по рейтинговым классам . По три компании попали в классы А и ВВВ[1], две – в класс ВВ, пять компаний располагаются в классах B и ниже (средние и низкие оценки). По предварительным данным, по мере расширения выборки и включения в нее небольших компаний группа с низкими оценками будет расширяться.

TOP-10 ESG-РЭНКИНГА КРУПНЕЙШИХ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОМПАНИЙ РОССИИ

Если говорить о среднеотраслевых оценках, то корпоративное управление является сильной стороной сектора – здесь средний по выборке балл составляет 63 из 100, в то время как социальная и экологическая составляющая были оценены только в 42 и 38 балла соответственно. При этом в вопросах окружающей среды ключевой недостаток – это климатическая повестка (27 баллов из 100), в том числе вопросы адаптации к изменениям климата и развития возобновляемой энергетики. Четыре компании в выборке вообще не имеют политик и отчетности по этому направлению.

ВЫБРОСЫ В АТМОСФЕРУ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ

В части анализа конкретных индикаторов мы отмечаем явный недостаток отчетности о загрязнении водных объектов, разливах нефти при транспортировке и слабую отчетность о воздействии на биоразнообразие. По выбросам загрязняющих веществ в атмосферу у всех компаний традиционно достаточно полная отчетность и позитивная динамика, а вот средний по выборке процент утилизации попутных нефтяных газов несколько снизился по итогам 2019 года. Долгосрочная динамика удельных выбросов парниковых газов по Scope 1 по отчитывающимся компаниям – позитивная, но по отдельным компаниям выбросы резко росли в отдельные годы . В части социальных индикаторов заметно увеличение текучести персонала в 2018-2019 годах после нескольких лет снижения и планомерное снижение числа случаев травматизма на 1 тыс. сотрудников, в то время как доля женщин в штате компаний в среднем остаётся стабильной на уровне 33%.

Выбросы парниковых газов

В ближайший год мы ожидаем существенного роста полноты нефинансовой отчетности нефтегазовых компаний, особенно по климатическим рискам; постепенного снижения показателей негативного воздействия на окружающую среду, а также в целом увеличения числа компаний, которые готовят нефинансовую отчетность. К этому их будут подталкивать инициативы европейских партнеров – прежде всего введение трансграничного углеродного налога, а также ряд инициатив российских властей по публичному раскрытию ESG индикаторов.



[1] По аналогии с кредитными рейтингами все компании в зависимости от полученного балла попадают в один из рейтинговых классов – от AAA (максимальный) до С (минимальный).