02 января 2021 Статья

Изменения системы налогообложения нефтяной отрасли

В 2020 году продолжился уже многолетний и непрерывный процесс внесения изменений в систему налогообложения отечественной нефтяной отрасли. В результате пандемии коронавируса и снижения мировых цен на нефть доходы государственного бюджета начали сокращаться, что вынудило Минфин искать новые источники поступлений. И нетрудно догадаться, что в первую очередь взоры налоговиков обратились на нефтегазовый комплекс.

В 2020 году продолжился уже многолетний и непрерывный процесс внесения изменений в систему налогообложения отечественной нефтяной отрасли. В результате пандемии коронавируса и снижения мировых цен на нефть доходы государственного бюджета начали сокращаться, что вынудило Минфин искать новые источники поступлений. И нетрудно догадаться, что в первую очередь взоры налоговиков обратились на нефтегазовый комплекс.

До недавнего времени большие надежды возлагались на введение налога на дополнительный доход (НДД), который был призван оптимизировать систему налогообложения отрасли. Ожидалось, что он окажется эффективным и для нефтяных компаний, и для госбюджета. С 2019 года проводился эксперимент по взиманию НДД, который предусматривал отмену экспортных пошлин на нефть, добытую на месторождениях в новых регионах на первоначальном этапе.

Однако, по мнению Минфина, эксперимент по введению НДД провалился. Согласно данным ведомства, сумма выпадающих доходов бюджета в результате действия НДД в 2019 году составила 213 млрд рублей, что сопоставимо со стоимостью налоговых каникул для малого и среднего бизнеса за два квартала. Как заявил заместитель министра финансов РФ Алексей Сазанов, введение НДД стало главной ошибкой в его карьере.

По подсчетам замминистра, «у каждого гражданина России забрали по 1,4 тыс. рублей». При этом, вопреки ожиданиям, инвестиции в НГК не увеличились, а дивиденды у пяти крупнейших нефтяных компаний выросли в два раза – на 500 млрд рублей.

Поэтому Минфин начал поиски новых вариантов изъятия средств у нефтяных компаний.

Как сообщил в сентябре глава Минфина Антон Силуанов, Правительство РФ одобрило отмену некоторых льгот по уплате налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и пошлине для зрелых нефтяных месторождений, а также сверхвязкой нефти. В результате Минфин рассчитывает в 2021 году получить дополнительные доходы в размере 260 млрд рублей.

Это стало неприятной неожиданностью для нефтяных компаний, которые и так несут немалые потери в связи с падением нефтяных котировок и введенными ограничениями добычи в рамках соглашения ОПЕК+.

30 сентября Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон о внесении в Налоговый кодекс РФ изменений по корректировке параметров НДД, а также об отмене ряда льгот по НДПИ. «Реализация положений, предусматривающих повышение эффективности взимания налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и налога на добычу полезных ископаемых, приведет к дополнительным поступлениям в федеральный бюджет около 100 млрд рублей и порядка 90 млрд рублей в год по НДПИ», – отмечалось в финансово-экономическом обосновании законопроекта.

15 октября Президент России Владимир Путин подписал данный закон. Какие же новшества ждут теперь нефтяников?

Самая значительная из отмененных льгот – пониженная ставка НДПИ для месторождений с выработанностью более 80%. Выпадающие доходы по ней оценивали на 2019 год в размере 232 млрд рублей. Выработанные месторождения предлагается перевести на режим НДД, чтобы бюджет получил дополнительные 80 млрд рублей.

Также с 1 января перестает действовать льгота по НДПИ для сверхвязкой нефти, что может принести в бюджет в 2021 году 77,9 млрд рублей. Отменяется и пониженная ставка НДПИ для предприятий, осуществляющих геологоразведку месторождений за свой счет.

Изменения коснулись и НДД. Согласно новому закону, размер удельных расходов при расчете минимальной налоговой базы по НДД до 31 декабря 2023 года составит 7 140 рублей, тогда как раньше он устанавливался на срок до 2021 года. С 1 января 2024 года он составит 8 600 рублей.

Кроме того, отменяется пониженная ставка экспортных пошлин на сверхвязкую нефть, которая ранее составляла 10% от стандартной. В 2020 году, согласно расчетам Минфина, выпадающие доходы от предоставления данной льготы оценивались на уровне 14,7 млрд рублей. В 2021 году дополнительные доходы от отмены льготы оцениваются на уровне 18,99 млрд рублей. Ликвидирована также льгота по экспортной пошлине для нефти, добытой на 15 месторождениях с особыми физико-техническими характеристиками.