Свежий выпуск №9-10'21

ВИЭ и Экология

Цена: 500 руб.
Купить журнал
Читайте в номере

Сегодня одним из главных вопросов зеленой повестки является таксономия, которая служит важнейшим инструментом обеспечения финансирования зеленых проектов. Россия сейчас разрабатывает собственную систему таксономии, совместимую с международными стандартами, и, вместе с тем, отражающую отечественную специфику. Какие успехи уже достигнуты на этом пути и какие трудности остаются? Об этом «Нефтегазовая Вертикаль» беседует с заместителем министра экономического развития РФ Ильей ТОРОСОВЫМ.

В 2015 году Организация объединенных наций провозгласила 17 Целей устойчивого развития (ЦУР), направленных на повышение благосостояния населения и защиту нашей планеты. Ключевым фактором при решении современных глобальных проблем и, как следствие, обеспечении устойчивого развития является энергетика. Сейчас на ее долю приходится около 60% от общего объема выбросов парниковых газов, что предполагает ускоренный переход мировой экономики на траекторию низкоуглеродного развития.

Таким образом, в контексте перехода к устойчивому развитию одними из ключевых ЦУР являются ЦУР 13 «Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями» и ЦУР 7 «Обеспечение всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех».

Изменение климата становится триггером к осуществлению энергетического перехода стран, что, естественно, выходит за пределы вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Страны начинают конкурировать за экономическое и геополитическое лидерство.

06 мая 2021 Статья
Автор: ДАРЬЯ МЕЛЬНИК, Старший аналитик Rystad Energy

«Зеленая» энергетика традиционно оставалась непрофильным бизнесом для ряда крупных нефтегазовых компаний. Однако прошлогодний ценовой шок на рынке нефти – первый после подписания Парижского соглашения о климате в 2015 году – в очередной раз продемонстрировал растущую нестабильность и непредсказуемость рынков ископаемого топлива и лишь ускорил переход добывающих компаний на низкоуглеродные бизнес-стратегии.

Вдобавок к неустойчивости традиционных рынков и доходов от них, в некоторых регионах растет давление со стороны государства, акционеров и общества в целом, которые призывают нефтегазовые компании внести свой вклад в декарбонизацию мировой экономики.

Большинство мэйджоров и некоторые национальные и региональные игроки уже сделали определенные шаги для укрепления своих позиций в новых реалиях. Rystad Energy проанализировала, как нефтегазовые компании принимают новые вызовы, и сравнила их по трем критериям: уровень диверсификации инвестиций, степень устойчивости добывающего портфеля к новым шокам на нефтяном рынке и готовность стратегии декарбонизации бизнеса.

06 мая 2021 Статья
Автор: ИРИНА ПОМИНОВА, Руководитель направления «Климат и зеленая энергетика» Центра стратегических разработок

Россия готовится принять закон, который должен заложить основу обращения и учета углеродных единиц. ЕС собирается ввести трансграничное углеродное регулирование, которое может привести к дополнительным сборам для российской углеродоемкой продукции. ИКАО тестирует Систему компенсации и сокращения выбросов углерода для международной авиации (CORSIA). Все эти инициативы связаны с ценой на углерод, и это повод присмотреться к ней поподробнее, а заодно оценить, насколько она актуальна для нефтегазовой отрасли.

06 мая 2021 Статья
Автор: МАРИНА МИЗГИРЕВА, Партнер, руководитель Группы по работе с компаниями нефтегазового сектора отдела инвестиций и рынков капитала КПМГ в России и СНГ, ЛЮБОВЬ ГАВРИЛОВА Заместитель директора Группы по сопровождению сделок в нефтегазовом секторе отдела инвестиций и рынков капитала КПМГ в России и СНГ

Россия сохраняет лидирующие позиции по добыче углеводородов в мире и продолжает реализацию масштабных проектов в секторе разведки и добычи, несмотря на ограничения ОПЕК и негативное влияние COVID-19. Этот сектор российской экономики вызывает и продолжит вызывать дальнейший интерес у широкого круга инвесторов ввиду относительно низких технологических рисков, операционных расходов, сильных мер господдержки и самой низкой в мире стоимости барреля запасов.

06 мая 2021 Статья
Автор: ПАВЕЛ БОГОМОЛОВ, Кандидат политических наук

Пришедший к власти в США представитель Демократической партии Джо Байден провозгласил так называемую «зеленую стратегию», подразумевающую широкое использование альтернативных источников энергии и одновременное снижение доли ископаемых углеводородов в национальном энергобалансе. Но сегодня все больше экспертов говорят и пишут о том, что углеводородный сектор просто так не сдастся, он даст достойный отпор, будет противостоять попыткам ускорения энергоперехода до каких-то фантастических темпов.

Сколь успешной будет эта контратака – пока трудно сказать. Однако примечателен сам факт того, насколько быстрой и решительной оказалась реакция нефтяной и газовой отраслей США на изменение энергетической политики страны новым главою Белого дома.

Недовольных эффектной, но трудновыполнимой энергетической программой Байдена насчитывается столько, что, скорее всего, предусмотренная ранее динамика трансформации ТЭК будет существенно замедлена.

07 мая 2021 Статья
Автор: МАРИЯ КУТУЗОВА, Журналист

Крупнейшие нефтегазовые компании мира, включая Shell, ExxonMobil и Total, продолжают считать природный газ переходным топливом – от угля и нефти к возобновляемым источникам энергии. Но использование газа связано с относительно высоким уровнем выбросов СО2, тогда как сегмент добычи и транспортировки «голубого топлива» критикуют за существенные объемы эмиссии метана.

В то же время многие потребители пересматривают собственные стратегии, поскольку дальнейшее сжигание ими природного газа может привести к значительным расходам на углеродные сборы за выбросы парниковых газов.

07 мая 2021 Статья
Автор: ГРИГОРИЙ БАЖЕНОВ, Независимый топливный союз

После стремительного роста цен на автомобильный бензин и дизельное топливо в весенне-летний сезон 2018 года Правительство РФ приступило к разработке демпфирующего механизма, декларативной целью которого было смягчение воздействия колебаний внешней конъюнктуры на цены внутреннего рынка. Демпфер заработал 1 января 2019 года, однако через месяц стало ясно, что расчетные параметры не совпадают с теми, которые фактически наблюдались на рынке, что привело к внесению изменений уже в июле.

До начала пандемии демпфирующий механизм не вызывал каких-то особых нареканий со стороны профессионального и экспертного сообщества, но в период с апреля по июнь 2020 года компании столкнулись с проблемой значительных выплат в бюджет сверх акциза, что вновь активизировало дискуссию вокруг демпфера. Своего пика она достигла в марте-апреле 2021 года, в аккурат перед вторым по счету внесением изменений в параметры демпфера. Давайте разберемся в аргументах как в пользу, так и против демпфирующего механизма. В статье я буду отстаивать аргументы «против», но для начала перечислю все «за».
07 мая 2021 Статья
Автор: ДАРИЯ ТРОФИМОВА, Аналитик отдела анализа и маркетинговых исследований компании Refinitiv

В январе 2021года Министерство финансов совместно с Министерством энергетики России в очередной раз сделали категоричное заявление о том, что внесение изменений в демпферный механизм, действующий в первозданном формате с начала 2019 года, не планируется. Это было обосновано тем, что динамика цен на топливо соответствует темпу инфляции, а значит демпфер эффективно выполняет свою заявленную функцию.

Однако фактические данные отражали совершенно другую действительность. С начала года биржевая цена на автомобильный бензин марки АИ-92 выросла на 11,6%, в то время как средняя цена на российских АЗС увеличилась на 2,6% (для сравнения, в I квартале 2020 года рост составил 0,4%). Такой подъем невозможно объяснитьпростым сезонным повышением спроса или его восстановлением после затянувшегося локдауна, ставшего последствием глобальной пандемии коронавируса.

07 мая 2021 Статья
Автор: ЮРИЙ БАНЬКО, Журналист

Между двумя крупнейшими нефтяными компаниями – ЛУКОЙЛом и «Роснефтью» – еще в 2018 году разгорелся спор из-за перевалки арктической нефти через морской терминал «Варандей». «Роснефть» обратилась в Федеральную антимонопольную службу с жалобой на высокие тарифы за перевалку сырья, добываемого подконтрольной ей компанией «Башнефть-Полюс» на месторождениях им. Требса и Титова, через Варандейский терминал на берегу Печорского моря. «Роснефть» требовала снизить тарифы более чем вполовину. Конфликт с «Роснефтью» привел к падению объемов отгрузки нефти через Варандей, в 2020 году он составил всего 4,9 млн тонн.

Между тем «Роснефть» планирует создать нефтяной терминал в Енисейском заливе, южнее поселка Диксон. Этот терминал уже получил название «Порт бухта Север», он будет сооружаться в рамках проекта «Восток Ойл».

Статья
Автор: МАРИЯ КУТУЗОВА, Журналист

Под растущим давлением акционеров и инвесторов международные нефтегазодобывающие корпорации искусно лавируют под жесткими ветрами климатического регулирования. Однако даже поверхностный анализ изменений, произошедших за год пандемии, выявляет географические отличия. Так, 2020 год привел к углублению «трансатлантического разрыва» в стратегиях нефтяных компаний. В то время как европейские компании (как, например, ВР) стремились «заново изобрести» бизнес, сделав его пригодным для целей климатического регулирования и заявив о нейтральности с точки зрения выбросов углекислого газа к 2050 году, их американские коллеги долгое время оставались неуязвимы для атак со стороны инвестсообщества и не хотели идти на радикальные изменения.

07 мая 2021 Статья
Автор: ИНГА СОЧНЕВА к.т.н., доцент, МИЭП МГИМО МИД России, ОЛЕГ СОЧНЕВ д.т.н.

В результате успешной диверсификации поставок газа из различных регионов мира, Турция получила эффективные рычаги влияния на своих основных поставщиков, в том числе и на Россию. За последнее 15 лет доля российского трубопроводного газа на турецком рынке снизилась вдвое, а цена на него в 2020 году достигала рекордно низких значений. Результатом множества факторов, которые сейчас влияют на весь европейский рынок газа, может стать не востребованность турецкими партнерами большей части мощностей как Голубого, так и Турецкого потока.

У России есть шанс остаться важным партнером Турции по развитию газового рынка, но для этого основные российские игроки должны осознать необходимость интеграции существующей газотранспортной системы в проекты по добыче газа в Черном море. Благо на сегодняшний момент существует множество опробованных технических решений того, как это можно сделать.

13 мая 2021 Статья
Автор: ДЖЕННИ ЯНГ, Старший директор по исследованиям IHS Markit, АННА ГАЛЬЦОВА, Директор по исследованиям IHS Markit, ТЯНЬШИ ХУАНГ, Директор по исследованиям IHS Markit

В декабре 2019 года в эксплуатацию был введен трубопровод «Сила Сибири» для транспортировки природного газа из России в Китай. Объемы поставок по данной магистрали в 2020 году серьезно увеличились, достигнув 4,1 млрд м3 за год, что лишь немного ниже целевого показателя в 5 млрд м3, намеченного до вспышки пандемии коронавируса. В 2021 году владелец газопровода, «Газпром», планирует довести объемы поставок до 10 млрд м3, а в 2025 году – до предусмотренных контрактом 38 млрд м3.

11 мая 2021 Статья
Автор: ТИМУР ГЕОРГИЕВ, Эксперт Центра исследований проблем реальной экономики (ЦИПРЭ)

Общее замедление роста экономики в результате пандемии COVID-19 не обошло и рынок сжиженного природного газа (СПГ). Предполагается, что после стагнации производства и потребления в 2020 году отрасль будет постепенно возвращаться к докризисным прогнозным показателям, а восстановится уже к 2022 году. Основными экспортерами данного вида топлива по-прежнему остаются Североамериканский регион и Россия со своими проектами, а основными потребителями – страны АТР, в частности Индия и Китай.

11 мая 2021 Статья
Автор: ТАТЬЯНА ШМЕЛЕВА, Эксперт Института Ближнего Востока

Для большинства арабских стран развитие возобновляемых источников энергии является очень привлекательным вариантом, поскольку энергия солнца и ветра позволит им снизить зависимость национальной экономики от ископаемого сырья. Немаловажным является и тот факт, что производство энергии из ВИЭ экологически безопасно и не загрязняет окружающую среду.

13 мая 2021 Статья
Автор: Игорь Родичкин, эксперт Национальной ассоциации СПГ, Владислав Карасевич, доцент базовой кафедры ВИЭ РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина

В соответствии с Планом «Развитие водородной энергетики в Российской Федерации до 2024 года» и проектом Концепции развития водородной энергетики в Российской Федерации, Россия должна стать одним из лидеров в экспорте водорода с низким углеродным следом. К 2035 году ожидается, что такой экспорт достигнет 2-7 млн тонн в год. Ключевыми игроками по развитию водородной экономики в России обозначены ПАО «Газпром» и ГК «Росатом».

Одним из вариантов экспорта водорода является его подмешивание в трубопроводные потоки природного газа. Это является интересным для экспорта водорода в страны ЕС, прежде всего в Германию. Ввод в эксплуатацию «Северного потока – 2» позволяет говорить о возможном появлении свободных трубопроводных мощностей, которые можно, как вариант, загрузить водородом с низким углеродным следом, подмешивая его к метану. Подмешивание 5% водорода к метану приведет к положительному имиджевому эффекту для газопровода «Северный поток – 2» вызванному, в том числе более низким углеродным следом от метановодородной смеси по сравнению с метаном.

12 мая 2021 Статья
Автор: ВАЛЕРИЙ СЕМИКАШЕВ Заведующий лабораторией прогнозирования ТЭК, ИНП РАН, АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВ Директор автомобильного направления по Восточной Европе, Ipsos, ЙОХАННЕС-КОРНЕЛИУС РОСТОВСКИЙ Аспирант, ИНП РАН

Заявления на уровне правительств ведущих стран мира, а также стратегии подавляющего большинства автопроизводителей однозначно направлены в сторону электромобилизации. Соответственно, весь прогресс в сфере автомобилестроения будет сосредоточен в электромобильном сегменте.

В данной статье анализируется текущее состояние мирового рынка и парка электромобилей, ситуация в этой сфере в России, а также предлагаются меры по развитию электромобилизации в России.

Для этого выделяются три этапа, для каждого из которых представлен набор мер и укрупненно оценены затраты на их реализацию. Активная политика позволит России оказаться в числе стран-лидеров по темпам электромобилизации, не остаться на обочине прогресса в этой сфере, а также создаст условия для частичной локализации этой технологии в стране.

Сегодня «зеленая повестка» актуальна не только для национальных правительств и крупных корпораций, но и для администраций городов и муниципальных образований. Особенно когда речь идет о таких гигантских мегаполисах, как Москва, где концентрируются достаточно большие объемы вредных выбросов.

Как снизить негативное влияние городского хозяйства и транспорта на окружающую среду, защитить животный и растительный мир столицы, обеспечить комфортную среду для жителей и гостей города? Могут ли здесь помочь «зеленые» технологии, ВИЭ и передовые экологические стандарты? Об этом «Нефтегазовая Вертикаль» беседует с руководителем Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Антоном КУЛЬБАЧЕВСКИМ.