Сохранение глобального энергетического лидерства в условиях изменения климата
В 2015 году Организация объединенных наций провозгласила 17 Целей устойчивого развития (ЦУР), направленных на повышение благосостояния населения и защиту нашей планеты. Ключевым фактором при решении современных глобальных проблем и, как следствие, обеспечении устойчивого развития является энергетика. Сейчас на ее долю приходится около 60% от общего объема выбросов парниковых газов, что предполагает ускоренный переход мировой экономики на траекторию низкоуглеродного развития.
Таким образом, в контексте перехода к устойчивому развитию одними из ключевых ЦУР являются ЦУР 13 «Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями» и ЦУР 7 «Обеспечение всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех».
Изменение климата становится триггером к осуществлению энергетического перехода стран, что, естественно, выходит за пределы вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Страны начинают конкурировать за экономическое и геополитическое лидерство.
Россия снижает выбросы
Всем известно, что Российская Федерация всегда являлась надежным производителем и поставщиком чистой, безопасной и доступной энергии, поэтому мы готовы обеспечить населению всего мира доступ к чистым и безопасным энергетическим ресурсам, продолжая реализовывать внутренние цели и задачи указа Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», которые существенно пересекаются с Целями устойчивого развития ООН и Парижского соглашения, а также сохранять лидерство по сокращению эмиссии парниковых газов среди крупнейших по объему эмиссии стран (Китай, Индия, США, ЕС, Канада и др.), начиная с 1990 года, реализуя Указ Президента от 4 ноября №666 «О сокращении выбросов парниковых газов».
Российская Федерация, учитывая протяженность территории, особенности климата и распределения населения, сократила объем выбросов парниковых газов к 2019 году относительно уровня 1990 года на 32,9% без учета вклада сектора ЗИЗЛХ, и на 48,7% с учетом сектора ЗИЗЛХ, при заявленных 25% в рамках Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 2013 года № 752 «О сокращении выбросов парниковых газов». Данный показатель существенно выше, чем у других стран. Напомним, что Евросоюз тем временем снизил объем выбросов парниковых газов всего на 24%, а некоторые страны даже увеличили объемы выбросов парниковых газов – Китай в 4,1 раза, а Индия в 2,9 раза. Таким образом, получается, что выбросы Российской Федерации уменьшились в два раза с 1990 года – с 3,1 млрд тонн СО2-эквивалента до 1,6 млрд тонн СО2-эквивалента с учетом ЗИЗЛХ.
Энергобаланс Российской Федерации является одним из самых низкоэмиссионных в мире: 45% формируется за счет низкоэмиссионных источников энергии. 80% выработки электроэнергии осуществляется на источниках с низкими удельными выбросами парниковых газов – ГЭС, АЭС, парогазовые установки, а также тепловая когенерация электро- и теплоэнергии. По данному показателю Российская Федерация превосходит такие страны, как Китай – менее 20%, Германия – 57%, США – 65%.
Российская Федерация отличается не только последовательностью в процессе принятия стратегических решений, но и основательностью, поскольку работает со снижением и энергоемкости, и углеродоемкости нашей экономики. Мы наблюдаем повышение уровня утилизации ПНГ до 82,6% в 2020 году (81,5% в 2019 году), внедрение наилучших доступных технологий, модернизацию тепловых электростанций с использованием договоров поставки мощности, сетей электроснабжения, снижение уровня фугитивных выбросов метана, газификацию ЖКХ. Сегодня осуществляется капитальный ремонт жилого фонда, строятся новые энергоэффективные здания, развиваются индустрии газомоторного и водородного топлив, строятся АЭС и ГЭС, вводятся новые объекты ВИЭ.
При реализации государственной климатической политики важно учитывать, что Российская Федерация является мировым лидером по территории, покрытой лесами и другими поглощающими парниковые газы из атмосферы экосистемами. На долю России приходится более 70% бореальных лесов и около 25% мировых лесных ресурсов. Леса России имеют глобальное значение для смягчения последствий изменения климата, защиты водных ресурсов, предотвращения эрозии почв и сохранения биоразнообразия на планете. Потенциал поглощающей способности лесов (без учета болот и выведенных из оборота с/х земель) до 2050 года, по предварительным прогнозным оценкам Росгидромета, при базовом сценарии развития лесной отрасли составит 590,6 млн тонн СО2-экв. в год, при стратегическом сценарии – 633,6 млн т СО2-экв. в год.
Противостоять экологическому протекционизму
Реализация потенциала социально-экономического роста Российской Федерации сдерживается попытками применения к нашей стране политики экологического протекционизма. Санкции в отношении энергетических проектов или, например, введение Евросоюзом трансграничного углеродного регулирования, не только создают инвестиционные риски, но и в целом представляют стратегический вызов для устойчивого развития нашей страны. Таким образом, требуются как авторитетная и взвешенная экспертиза международных инициатив в рамках климатической политики, так и четкое формулирование позиции Российской Федерации по сохранению энергетического лидерства в процессе перехода к устойчивому развитию в медийном пространстве.
Мы все уже давно живем в информационном обществе, поэтому от продвижения и популяризации российской позиции зависит формирование инвестиционно-привлекательной, а значит – конкурентоспособной и инновационной составляющей экономики нашей страны.
Как гласит известная максима, в споре рождается истина. Но нам нужен не спор, а диалог.
Согласно ЦУР 17 «Партнерство в интересах устойчивого развития», работа по достижению устойчивого развития невозможна без налаживания партнерских отношений как на глобальном, региональном, так и местном уровнях. Нам действительно есть, что обсуждать. Важно учитывать национальные возможности, приоритеты и специфику стран,
экономика которых зависит от добычи, производства, потребления и использования ископаемых топлив (п. 10 ст. 4 РКИК ООН); важно соблюдать нормы международного права – п. 5 ст. 3 РКИК ООН (недопущение использования борьбы с изменением климата для ограничения международной торговли), п. 1 ст. XI ГАТТ от 1947 г. (запрещение протекционистских тарифов и дискриминации импорта по отношению к внутреннему производству), ст. 3 и 4 РКИК ООН и ст. 2 и 4, 6 Парижского соглашения о признании общей, но дифференцированной ответственности и права стран защищать окружающую среду и климат, исходя из национальных возможностей и уровня социально-экономического развития, и снять произвольные и необоснованные ограничения политических, экономических и технологических ограничений для международного сотрудничества в целях смягчения изменений климата (п. 5 ст. 3 РКИК ООН).
Я убежден, что широкая палитра профессионально-ответственного дискурса на страницах нашего журнала по этим ключевым вопросам будет способствовать устойчивому социально-экономическому развитию России.
НГВ – площадка для диалога
В этой перспективе для меня по-новому раскрывается роль нашего журнала как площадки для открытого и компетентного диалога представителей власти, делового и научного сообществ о сохранении глобального лидерства российского ТЭК в условиях изменения климата, глобального энергетического перехода и обеспечения устойчивого развития.