13 мая 2021 Статья

Антон Кульбачевский: «Москва признана одним из передовых городов мира по экологической деятельности»

Сегодня «зеленая повестка» актуальна не только для национальных правительств и крупных корпораций, но и для администраций городов и муниципальных образований. Особенно когда речь идет о таких гигантских мегаполисах, как Москва, где концентрируются достаточно большие объемы вредных выбросов.

Как снизить негативное влияние городского хозяйства и транспорта на окружающую среду, защитить животный и растительный мир столицы, обеспечить комфортную среду для жителей и гостей города? Могут ли здесь помочь «зеленые» технологии, ВИЭ и передовые экологические стандарты? Об этом «Нефтегазовая Вертикаль» беседует с руководителем Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Антоном КУЛЬБАЧЕВСКИМ.

НГВ: Антон Олегович, в каких направлениях Москва ведет свою эко-просветительскую политику?

А.Кульбачевский: Ежегодно наш Департамент и подведомственные ему организации запускают экологические акции, в которых может поучаствовать каждый желающий. Благодаря эколого-просветительским мероприятиям ежегодно увеличивается число москвичей, которые начинают следовать правильным экотрадициям. Количество участников природоохранных акций постоянно растет.

Например, специалисты Мосприроды в 2020 году провели целый ряд экоакций. К примеру, «Покормите птиц» (зимняя подкормка птиц и размещение кормушек на природных территориях), «Серая шейка – 2020» (общероссийский учет водоплавающих птиц на незамерзающих участках водоемов), «Лесные гостинцы» (сбор природных кормов для ланей вольерного комплекса), акции по развешиванию домиков для летучих мышей, «Каждой зверушке – кормушка», «Птица-синица», «Сытый заяц» и другие.

Кроме того, в Москве реализовано 10 мероприятий по очистке береговот бытовых отходов и древесного хлама в рамках акции «Вода России». Представьте себе, участниками было собрано 133 мешка мусора!

Также в течение года проводились природоохранные акции по уборке мусора на природных территориях, в том числе с раздельным сбором. В экоцентре «Битцевский лес» действовали две постоянные акции – по сбору отходов в переработку «Разделяй и здравствуй» и по сбору ненужных вещей в переработку совместно с фондом «Второе дыхание». А сотрудниками эколого-просветительского центра «Воробьевы горы» организованы и проведены акции «Раздельный сбор вторичных ресурсов» и «Электроосень» по приему неработающей техники и электроники.

В начале года проходила городская акция «Елочный круговорот» по утилизации новогодних деревьев. В Москве было оборудовано более 500 пунктов приема хвойных деревьев, из них 12 на природных территориях. Обычно новогодние елки попадают на мусорные полигоны. В таких местах нет условий для естественного разложения, поэтому органические вещества не могут вернуться в почву. А благодаря «Елочному круговороту» новогодние деревья вернуться в природу. Все хвойные деревья, которые сдадут в пункты приема, переработают в щепу, которую используют для обустройства экологических троп, в качестве подстилки для животных и для мульчирования почвы.

НГВ: Ориентируется ли город на уже имеющиеся мировые практики, или Москва – задает моду крупнейшим мегаполисам?

А.Кульбачевский: Конечно, Департамент ориентируется на положительный опыт других стран. Но также мы делимся и своими новаторскими идеями, регулярно участвуя в различных зарубежных мероприятиях и налаживая международное сотрудничество.

Так, в 2020 году Москва выступила в качестве активного участника С40 – международного партнерства 97 городов мира в области адаптации к климатическим изменения и укрепления устойчивого развития. В этом году Департамент принял участие в серии вебинаров С40 «Активная и устойчивая мобильность», онлайн-воркшопе «Устойчивая мобильность: Экологичное и справедливое восстановление».

В 2020 году Департамент принял участие во встречах шерпов и Саммите U20, которые состоялись очно и онлайн в Эр-Рияде (Саудовская Аравия). Мы активно участвовали в подготовке аналитических материалов U20, а также Коммюнике 2020.

Кроме того, в прошлом году Москва впервые вошла в список городов категории «А» рейтинга CDP – международной организации, которая формирует и управляет системой раскрытия информации о выбросах парниковых газов городов, регионов, компаний и оценивает их влияние на глобальные климатические изменения. CDP признала Москву в качестве одного из передовых городов мира по экологической деятельности. Эксперты этой авторитетной организации высоко оценили климатическую политику Москвы – благодаря публичному раскрытию информации о выбросах парниковых газов и проведению общегородской инвентаризации выбросов парниковых газов в соответствии с международными стандартами.

НГВ: Сейчас город ведет активную работу с подрастающим поколением. Это – и интерактивные занятия, и экскурсии, и конкурсы рисунков. Какие долгосрочные цели ставит правительство Москвы по экологическому воспитанию дошкольников и школьников?

А.Кульбачевский: От наших сегодняшних общих усилий зависит то, в какой среде будут проживать будущие поколения. Сейчас очень важно повышать уровень экологической культуры, объяснять, что же такое природа, что же такое экология вообще.

За шесть лет деятельности ГПБУ «Мосприрода» в два раза увеличилось число проводимых эколого-просветительских мероприятий. Так, если в 2014 году было проведено свыше 6 тыс. мероприятий, то в 2020 году – около 13 тыс. Причем общее количество участников составило в прошлом году более 500 тыс. человек. Благодаря ежегодному увеличению количества эколого-просветительских мероприятий, появилось больше москвичей, которые стали ответственно относиться к природе.

Специалисты ГПБУ «Мосприрода» планируют расширить охват граждан, в том числе школьников и дошкольников, за счет увеличения количества мероприятий и организации совместных акций, занятий, уроков по экологическому воспитанию. В 2021 году планируется организовать еще больше мероприятий, доведя их число до 14 тыс., и привлечь к ним почти 600 тыс. человек.

Важно отметить и разнообразие проводимых мероприятий. Это – интерактивные занятия, лекции, экскурсии, квесты, природоохранные акции, экологические праздники, викторины, мастер-классы, конкурсы и т.д. При этом будут разрабатываться и внедряться новые форматы проведения мероприятий на природной территории. Например, в 2020 году был сделан акцент на развитие такого формата экологического просвещения, как квест. Он оказался популярен как среди организованных групп школьников, так и среди индивидуальных посетителей. Было отмечено, что все больше посетителей предпочитают данную форму проведения досуга на природных территориях традиционным экскурсиям и мастер-классам. Всего в 2020 году специалисты Мосприроды провели 68 квестов, в которых приняли участие 759 человек. В том числе в эколого-просветительских центрах организовано 36 квестов для 271 участника.

Также в 2020 году эколого-просветительские мероприятия были трансформированы под новый формат – социальных сетей. Так, был создан эколого-просветительский проект «Природа на удаленке». Проект получил большой отклик среди москвичей, он позволил ГПБУ «Мосприрода» привлечь к экомероприятиям больше участников, чем к офлайн-активностям. Многие виды активностей были адаптированы для школьников. Они с большим удовольствием присоединяются к онлайн-просвещению и участвуют в экомероприятиях. В 2021 году специалисты Мосприроды работают в смешанном формате.

Все мероприятия направлены на экологическое просвещение населения, пропаганду бережного отношения к окружающей среде, формирование экологического сознания граждан, вовлечение молодежи в природоохранную деятельность, формирование и развитие активной жизненной позиции, элементарных навыков экологически грамотного и безопасного поведения, основ эффективного использования природных, энергетических и иных ресурсов столичного региона.

НГВ: Одна из ключевых целей стратегии «Москва 2030. Умный город» – это эффективное использование природных ресурсов столицы. Учитывая специфику Москвы как крупнейшего северного мегаполиса в мире, какие направления «зеленой» энергетики являются для города приоритетными: ветрогенерация, водород, гидроэнергетика и т.д.?

А.Кульбачевский: Несмотря на то, что в Москве в условиях северных широт и с учетом городской застройки потенциал возобновляемых источников энергии ограничен, в городе продолжается рост их использования.

В Москве возобновляемые источники энергии пилотно внедряются в транспортную систему города. Так, уже установлены паркоматы, работающие от солнечных батарей.

Немалое количество разных солнечных панелей можно увидеть в городских парках на столбах освещения.

В городе реализуются проекты внедрения нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. Например, АО «Мосводоканал» ввело в эксплуатацию теплоэлектростанции, осуществляющие утилизацию биогаза с выработкой тепловой и электрической энергии.

Запущены проекты рекуперации вторичной энергии торможения на современных поездах МЦК и метрополитена (количество возвращенной в сеть энергии составило несколько миллионов киловатт-часов).

Более 200 зданий в Москве используют инновационные «зеленые» технологии, позволяющие экономить энергоресурсы и таким образом снижать негативное воздействие на окружающую среду. Большая часть зданий относится к сегменту офисов (бизнес-центров) и имеет энергетическую эффективность класса «А». Около 90 зданий прошли международную сертификацию LEED и BREEAM. В зданиях применяются самые разные энергосберегающие и «зеленые» решения – использование возобновляемых источников энергии или других энергосберегающих комплексов: системы рекуперации, установки солнечных батарей и коллекторов, тепловых насосов, энергосберегающего оборудования, автоматизации управления работой систем кондиционирования, вентиляции, освещения, автоматизации электропривода насосных и лифтовых установок.

Москва

Что касается использования ВИЭ, то в Москве был реализован ряд пилотных проектов по установке солнечных батарей, тепловых насосов и ветрогенераторов. Однако высокая плотность застройки мегаполиса, отсутствие соответствующего ветрового давления, малая освещенность и климатические особенности не позволяют в полной мере реализовать в нашем регионепотенциал ВИЭ в части использования ветроэнергетики и солнечной энергии.

НГВ: Крупная угроза экологии города – это выбросы, которые создает транспорт. Какие подходы применяет Москва по развитию устойчивой мобильности?

А.Кульбачевский: Сегодня в столице приоритет отдается развитию экологически чистых видов транспорта. Москва всегда ищет новые технологические решения и достаточно оперативно реагирует на любые нововведения в области повышения экологичности городской среды. Технологии постоянно развиваются, в том числе в сфере разработки новых, экологичных двигателей, поэтому действия экологов трансформируются вместе с технологическим процессом.

Первые шаги в области снижения выбросов от автотранспорта Москва сделала, приведя столичные автотранспортные средствав соответствие с экологическим стандартом класса Евро-4 и выше. Затем в 2018 году в Москве на городских маршрутах начали работать первые электробусы. Разработан комплекс мер, направленных на стимулирование использования личного электротранспорта. История показывает, что город готов реагировать на любое развитие технологий.

С 2012 года Москва пересмотрела приоритеты развития транспортного комплекса. Задача снижения загрязнения воздуха автотранспортом была признана первенствующей.

Развитие общественного транспорта с приоритетом его электрических видов, обновление грузового и автобусного парка с целью достижения улучшенного экологического класса (не ниже 4-5 экологического класса), ограничение движения грузового транспорта, введение грузового каркаса, упорядочивающего движение грузовиков по территории Москвы, контроль качества моторного топлива, введение ограничений на передвижение грузового транспорта, и ряд других мероприятий являются важнейшими природоохранными направлениями деятельности Правительства Москвы.

Москва также пересмотрела приоритет развития транспортного каркаса города. Эффективный экологичный транспортный каркас должен обеспечивать свободное движение «без пробок», максимально короткие маршруты без перепробегов, свободное движение уличного общественного транспорта.

Ключевую роль играет переход на новые принципы построения транспортного каркаса Москвы – отказ от развития радиально-кольцевой структуры дорожной сети и обеспечение повышенной связности магистралей, дорог и районов города. В рамках этой политики проведена реконструкция вылетных магистралей города со строительством развязок, дублеров, организацией бессветофорного режима движения. Создается также система хордовых магистралей.

В результате принятия всех перечисленных мер нам удалось добиться значительного экологического эффекта. С 2011 года концентрации основных загрязняющих веществ вблизи автотрасс снизились: оксида азота – в 3,4 раза, диоксида серы – в 2,5 раза, диоксида азота – в 1,3 раза, концентрация взвешенных веществ РМ10 – в 1,5 раза с 2015 года.

НГВ: Как обстоят в Москве дела с устойчивым финансированием? Есть ли у московского правительства планы разработать таксономию «зеленых» проектов?

А.Кульбачевский: Москва планирует выпуск «зеленых» облигаций в 2021 году (при том что с 2013 года городом вообще не выпускались облигации). Так, московское правительство утвердило концепцию, подготовленную на основе Принципов зеленых облигаций 2018 (Green Bond Principles 2018) Международной ассоциации рынков капитала ICMA (ИКМА) и рекомендаций ВЭБ.РФ. 20 апреля 2021 года соответствующее распоряжение подписал Мэр Москвы Сергей Собянин.

АНТОН КУЛЬБАЧЕВСКИЙ

В рамках концепции финансируются проекты, направленные на снижение выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта, а именно – строительство Большой кольцевой линии метро (БКЛ) и закупка электробусов.

Рассчитанный эффект следующий: замена одного автобуса на электробус приводит к сокращению порядка 200 кг выбросов загрязняющих веществ в год. Ожидается, что пассажиропоток БКЛ в рабочий день увеличится со 119 до 677 тыс. человек, а это – прямое сокращение использования личного транспорта.

Вдобавок мы активно взаимодействуем с европейскими странами в части формирования российского портфеля «зеленых» проектов.