Амурская область стала площадкой для реализации крупнейших проектов по газопереработке и газохимии, осуществляемых компаниями «Газпром» и СИБУР. О том, как эти проекты повлияют на социально-экономическое развитие региона и о других направлениях роста регионального ТЭК журналу «Нефтегазовая Вертикаль» рассказал губернатор Амурской области Василий ОРЛОВ.
Об особенностях и развитии топливно-энергетического комплекса Бурятии, о реализованных, действующих, планирующихся проектах в данной отрасли и о развитии альтернативной энергетики в республике журналу «Нефтегазовая Вертикаль» рассказал глава региона АЛЕКСЕЙ ЦЫДЕНОВ.
Камчатский край – один из самых непростых регионов России в плане решения энергетических проблем, недаром вопросам газификации этого региона особое внимание уделил Президент РФ Владимир Путин в своем Послании Федеральному Собранию в нынешнем году. С одной стороны, у Камчатки имеются как собственные углеводородные ресурсы, так и хорошие возможности получения сжиженного природного газа (ибо именно Камчатка станет перевалочным пунктом при транзите СПГ с Ямала в АТР). С другой стороны, хрупкая экология полуострова и его большой туристический и рекреационный потенциал требуют максимального снижения вредного воздействия на окружающую среду со стороны объектов энергетики. Как сочетать развитие ТЭК региона и достижение экологических целей? Об этом в интервью «Нефтегазовой Вертикали» рассказывает губернатор Камчатского края Владимир СОЛОДОВ.
Магаданская область относится к числу российских регионов, имеющих неплохие перспективы в области шельфовой добычи углеводородного сырья. Помимо этого, в области реализуется и целый ряд других проектов, направленных на устойчивое энергоснабжение населения и предприятий. В интервью «Нефтегазовой Вертикали» губернатор Магаданской области Сергей НОСОВ рассказал о планах по модернизации и оптимизации топливно- энергетического комплекса региона.
Сахалинская область является лидером Дальневосточного федерального округа по развитию нефтегазового комплекса. На острове и прилегающем шельфе уже много десятилетий ведется добыча углеводородного сырья, остров стал площадкой для реализации первых проектов на основе соглашений о разделе продукции, здесь был построен первый в России крупнотоннажный завод по производству сжиженного природного газа.
Сегодня компании, работающие в Сахалинской области, продолжают реализацию нефтегазовых проектов. Одновременно с этим власти региона взяли курс на диверсификацию островной экономики, в частности, на развитие нефтегазового сервиса и альтернативной энергетики. О том, каким образом будут достигаться поставленные цели, «Нефтегазовой вертикали» рассказал губернатор Сахалинской области Валерий ЛИМАРЕНКО.
В условиях растущего спроса на природный газ в мире регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока обладают очевидными преимуществами для организации стабильных поставок газа на динамично развивающиеся рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, поскольку они располагают значительным ресурсным потенциалом и территориально максимально к ним приближены. Отчасти поэтому в последние годы наблюдается повышенный интерес к недропользованию в Республике Саха (Якутия): со стороны ПАО «Газпром» для надежного обеспечения сырьем магистрального газопровода «Сила Сибири», а со стороны независимых компаний – в рамках стимулируемых государств программ газификации и развития индустрии СПГ.
Обладая низким потенциалом внутреннего спроса на природный газ, регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока в долгосрочной перспективе будут ориентированы главным образом на удовлетворение внешних потребителей.
По итогам 2020 года объем перевалки нефти и нефтепродуктов через морские порты России упал: нефть «просела» на 14,9%, а нефтепродукты на 4,9%. В Дальневосточном бассейне снижение было менее существенным: 10,2% по нефти и 1,6% по нефтепродуктам. Между тем неплохие перспективы открываются в части сжиженного природного газа.
О необходимости территориальной дифференциации экспортных потоков российских энергоресурсов, ухода от привязки к европейскому рынку специалисты Минтопэнерго и Миннауки РФ и Российской академии наук, в числе которых был и автор этой статьи, начали говорить еще в начале 1990-х годов, в ходе разработки Основных положений Энергетической стратегии России. Одновременно велась соответствующая работа с правительственными структурами и руководством нарождающихся топливно-энергетических компаний – причем не только по вышеназванной проблеме, а по всему спектру внешней энергетической политики страны.
В первой части статьи была рассмотрена история возникновения и становления восточного вектора энергетической политики страны. Во второй части проанализируем основные проблемы и вызовы, связанные с реализацией данной стратегии.
Прошлогодний глобальный обвал спроса на жидкие углеводороды, вызванный пандемией, привел к самому резкому с 1990-х годов сокращению совокупных объемов добычи, экспорта и внутреннего потребления нефти (включая сырую нефть и конденсат) в ведущих нефтедобывающих странах Евразии (России, Казахстане, Азербайджане и Туркменистане). Однако в отличие от 1990-х годов, когда основной причиной спада послужил крах региональных экономик на фоне распада СССР, в 2020 году ключевым фактором стало снижение экспортного спроса, а не внутренняя динамика.
Шестого мая 2021 года Правительство РФ утвердило дорожную карту, целью которой является осуществление полной технически возможной газификации к 2030 года. Тем самым запущен новый этап развития газоснабжения в России, что может привести к значительному увеличению уровня газификации и росту поставок природного газа на внутренний рынок. Такой проект может иметь много отраслевых и макроэкономических последствий.
Каков же возможный дополнительный спрос на газ, и какой объем инвестиций потребуется? И каковы механизмы, которые бы способствовали эффективному достижению поставленных целей?
«Северный морской путь, атомные ледоколы и будущее России неразрывно связаны между собой» – эти слова, записанные 5 апреля 2000 года в книге почетных посетителей атомного ледокола «Россия» Президентом России Владимиром Путиным, стали пророческими. Вряд ли кто-либо в те непростые для экономики страны годы мог предположить, что в 2020 году через Северный морской путь будет перевезено более 33 млн тонн грузов. А к 2030 году объем транспортировки должен превысить 130 млн тонн. Для сравнения, максимальное количество грузов в советский период – 6,7 млн тонн – было перевезено в 1987 году, но в постсоветский период объемы упали в несколько раз.
Парижское соглашение оказывает все большее влияние на национальные политики в части предотвращения изменения климата. Так, еще в конце 2019 года был объявлен «Зеленый курс» (Green Deal) Евросоюза, одной из главных целей которого является достижение углеродной (климатической) нейтральности к 2050 году. Затем в течение 2020 года все крупнейшие в экономическом плане страны мира заявили о намерении достичь углеродной нейтральности в 2050-2060-е годы (Япония, Канада, США – 2050-е, Китай, Бразилия, Южная Корея, Аргентина, Мексика, Казахстан – 2060-е). Это означает снижение их выбросов примерно на 80-90%, а оставшуюся часть предполагается компенсировать за счет дополнительного поглощения СО2 из атмосферы лесами или другими наземными экосистемами (возможно также с помощью технологий улавливания и захоронения углерода – CCS).
События развиваются быстрее, чем полагал топ-менеджмент. 1 июня Государственной Думой утверждены Порядок и принципы углеродной отчетности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Данный закон оставляет государству огромное пространство для маневра: фактически нас готовят к введению внутреннего ценообразования на углерод, избегая понятий «налоги» и «санкции».
Станет ли новый документ релевантным ответом на ужесточение европейской «зеленой сделки» (European Green Deal)? И к чему готовиться российским предприятиям?
В среднесрочной перспективе «Газпром» планирует направить около 60% своих инвестиций на реализацию восточных проектов: развитие Иркутского и Якутского центров газодобычи, а также освоение шельфа Сахалина. По информации заместителя председателя правления – начальника департамента компании Олега Аксютина, план инвестиций на ближайшие пять лет предусматривает сохранение уровня вложений на уровне 900 млрд рублей в год, а также поддержание сложившейся структуры финансовых вливаний в проекты: в добычу планируется вкладывать до 35-40% от объема инвестиционной программы, в транспортировку – 40-45%, еще около 10% – в объекты переработки, а также около 10% – в «прочие проекты».
На востоке страны компания продолжает реализацию уже начатых проектов: достройку «Силы Сибири» и Амурского ГПЗ. Кроме того, среди озвучиваемых в последнее время приоритетов доминирует еще один проект по экспорту в Китай – сооружение транзитного газопровода через Монголию.