Валерий Лимаренко: «Нефтегазовая сфера будет оставаться одной из основополагающих для Сахалина»
Сахалинская область является лидером Дальневосточного федерального округа по развитию нефтегазового комплекса. На острове и прилегающем шельфе уже много десятилетий ведется добыча углеводородного сырья, остров стал площадкой для реализации первых проектов на основе соглашений о разделе продукции, здесь был построен первый в России крупнотоннажный завод по производству сжиженного природного газа.
Сегодня компании, работающие в Сахалинской области, продолжают реализацию нефтегазовых проектов. Одновременно с этим власти региона взяли курс на диверсификацию островной экономики, в частности, на развитие нефтегазового сервиса и альтернативной энергетики. О том, каким образом будут достигаться поставленные цели, «Нефтегазовой вертикали» рассказал губернатор Сахалинской области Валерий ЛИМАРЕНКО.
НГВ: Валерий Игоревич, какую роль играет сегодня добыча углеводородов в экономике Сахалинской области? Ожидается ли в перспективе рост объема нефтегазовых доходов региона?
В. Лимаренко: Сахалинская область – нефтегазодобывающий регион, и эта отрасль занимает ведущее место в островной экономике. У нас реализуются крупные шельфовые проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2», которые формируют основную долю доходов областного бюджета. Например, в 2019-2020 годах поступления составляли 68%. В то же время в связи с падением цен на нефть и сокращением объемов добычи нефти доходы от проектов в дальнейшем будут снижаться.
В этой ситуации наша главная задача – обеспечить развитие других отраслей экономики, запустить новые проекты в рыбохозяйственном, транспортно-логистическом, строительном комплексах, туризме, альтернативной энергетике. И мы сейчас активно работаем над этим. Но, как и прежде, нефтегазовая сфера будет оставаться одной из основополагающих.
НГВ: Какова динамика добычи нефти и газа в Сахалинской области в последние годы и чем она определяется? Какие результаты ожидаются по результатам нынешнего года?
В. Лимаренко: Вплоть до конца 2019 года добыча нефти имела прогрессирующую динамику. В 2019 году было добыто 19,8 млн тонн, однако в 2020 году произошло снижение до 18,4 млн тонн, и мы ожидаем, что нисходящий тренд сохранится в будущем. По итогам 2021 года – около 15,2 млн тонн. В последующие годы порядка 14 млн тонн.
Это обусловлено рядом причин, в том числе изменением уровня запасов на отдельных месторождениях, особенностями производственных планов компаний, добывающих углеводороды.
Что касается газа, то здесь ситуация стабильная. Его добыча продолжает расти. В 2019 году – 31,6 млрд м3, в 2020 году – 33,5 млрд м3. В последующие годы добыча сохранится на таком же уровне.
НГВ: Какие проекты по добыче углеводородного сырья вы считаете приоритетными? Как продвигается их реализация?
В. Лимаренко: Это, безусловно, проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Они недавно прошли свой 25-летний рубеж.
В прошлом году нефтегазодобывающие компании Сахалинской области, как и вся мировая нефтегазовая промышленность, столкнулись с беспрецедентными вызовами. Это и пандемия коронавирусной инфекции, и резкое падение цен на углеводороды. Поэтому компании были вынуждены оперативно адаптироваться к новой реальности для решения производственных задач исключительной сложности, корректировать планы и методы работы. Это было необходимо для того, чтобы обеспечить безопасность персонала, целостность производственных объектов, надежность поставок продукции покупателям, сохранить финансовую устойчивость. И хотя цены на нефть и газ восстановились после исторически низких значений апреля 2020 года, нефтегазовая отрасль продолжает преодолевать кризис.
Так, по проекту «Сахалин-2» в текущем году производится большой плановый комплексный останов с отключением обеих технологических линий интегрированной газовой системы и системы топливного газа. Он был перенесен из-за пандемии коронавирусной инфекции с 2020 на 2021 год. По данному проекту разработана долгосрочная стратегия в сфере экологически безопасного СПГ для поставки грузов с нулевым выбросом углерода, которая позволит сократить углеродный след.
С июня этого года на пять лет продлены лицензии на разработку Пильтун-Астохского и Лунского месторождений, а также сроки действия соответствующих проектов транспортировки и переработки.
Доля сахалинского СПГ в 2020 году составила около 4,6% от спроса в АТР, что превысило значения 2019 года.
В 2021 году в морском порту Пригородное на борт газовоза Energy Advance была отгружена 2000-я стандартная партия сжиженного природного газа, произведенная с момента запуска в 2009 году первого в России завода СПГ.
Что касается проекта «Сахалин-1», то в 2020 году оператором проекта в целях оптимизации объема работ и затрат на ближайшую перспективу было принято решение о консервации буровых установок. В этом году из пяти действующей осталась только буровая платформа «Беркут» на месторождении Аркутун-Даги.
Возобновить работы с буровой установки «Кречет» на Северной буровой площадке планируется в начале 2022 года, с буровой платформы «Орлан» – в IV квартале 2022 года.
В феврале этого года суммарная добыча нефти по проекту «Сахалин-1» достигла 1 млрд баррелей.
Продолжается реализация проекта разработки Центрального и Южного Даги. Он предполагает подключение подводных комплексов к существующей буровой платформе «Беркут» на месторождении Аркутун-Даги.
НГВ: Относительно недавно было объявлено о грядущем возобновлении работы предприятия «Сахалинморнефтегаз», которое теперь принадлежит Независимой нефтегазовой компании. Каково значение данного предприятия для экономики и социальной сферы области? Окажут ли власти региона какую-либо поддержку ННК в рамках реализации этого проекта?
В. Лимаренко: Передача активов ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» АО «ННК» может оказать положительное влияние на деятельность компании с учетом изменения схемы реализации жидких углеводородов (нефть, газоконденсат). Предполагается, что для этого будет использоваться трубопроводная сеть проекта «Сахалин-1». В настоящее время ведутся работы по модернизации, а также строительство нового трубопровода, который позволит передавать сырье с севера Сахалина покупателям на материк.
Здесь очень важно, чтобы предприятие вернулось к производственному процессу в тех объемах добычи и налогообложения, которые были до передачи активов из «Роснефти» в ННК. Потому что речь идет и о налогах в региональный бюджет, и о востребованности специалистов, живущих на севере Сахалина. Планируется, что возобновление добычи в прежнем объеме начнется с 2022 года.
НГВ: Весной нынешнего года компания Shell заявила, что расширение производства СПГ в рамках проекта «Сахалин-2» пока «поставлено на паузу». С чем это связано и как долго, по вашим оценкам, может продлится эта «пауза»? Может ли руководство Сахалинской области как-либо повлиять на то, чтобы эта пауза не затянулась?
В. Лимаренко: Безусловно, мы заинтересованы в том, чтобы проект был реализован. Но это зависит от договоренностей операторов проектов «Сахалин-2» и «Сахалин-1». Напомню, что для расширения завода по производству сжиженного природного газа в поселке Пригородное компании «Сахалин Энерджи» нужны 8 млрд м3 газа, которые она планировала купить у «Эксон Нефтегаз Лимитед». Но по вопросу цены договориться не удалось.
В настоящее время компания «Эксон Нефтегаз Лимитед» перешла к реализации альтернативного варианта монетизации газа – проекта Дальневосточного СПГ. «Сахалин Энерджи» рассматривает другие источники получения газа для расширения производства СПГ. Этот вопрос требует детальной проработки, поэтому нет необходимости форсировать события.
НГВ: В одном из своих выступлений вы говорили, что на Сахалине планируется увеличить уровень локализации нефтяного сервиса с 5% до 25%. Какие меры для этого планируется предпринять?
В. Лимаренко: Считаю, что уровень сервисной базы должен соответствовать уровню развития и потенциалу добычи нефти и газа в регионе. В Сахалинской области накопилось достаточно предпосылок для локализации нефтегазовых сервисов. Предприятия отрасли нуждаются в услугах по производству и ремонту сложного оборудования, которые оказывались бы не в стесненных условиях береговых и морских производственных объектов, а на одной полностью оборудованной площадке на территории региона.
Решению всех этих вопросов будет способствовать создание нефтегазового индустриального парка в Южно-Сахалинске. Здесь разместятся объекты по производству промышленных газов, ремонту и обслуживанию техники и транспорта, ремонту трубопроводов, снабжению буровыми трубами и переходниками, а также логистические и складские службы. Работающие в парке компании будут проводить обучение и тренинги, оказывать услуги в сфере информационных технологий, обработки и хранения данных.
Благодаря парку снизится зависимость нефтегазовых предприятий от поставок оборудования и комплектующих из-за рубежа, уменьшатся затраты. На территорию региона придут новые инновационные компании нефтегазового сектора, готовые к конкуренции. Что особенно важно, появятся новые высокотехнологичные рабочие места.
Сегодня «Корпорация развития Сахалинской области» завершает разработку проектной документации первой очереди парка. Она включает в себя офисный комплекс общей площадью около 22 тыс. м2 и производственный комплекс площадью 15 тыс. м2. Ввод в эксплуатацию объектов первой очереди намечен на III-й квартал 2023 года.
Вторая очередь – это учебный центр, лаборатория, производственные базы, цеха и склады, офисные помещения.
НГВ: В ходе совещания с премьер-министром Михаилом Мишустиным вы заявили: «Природный газ необходимо доводить до каждого дома, до каждого предприятия на Сахалине и Курилах». Как продвигаются дела с реализацией этих планов, каковы основные препятствия на этом пути и способы их преодоления?
В. Лимаренко: В сентябре 2020 года в рамках Дальневосточного энергетического форума «Нефть и Газ Сахалина» региональным правительством и ПАО «Газпром» подписана программа развития газоснабжения и газификации Сахалинской области на 2021-2025 годы. В соответствии с ней в обязательства ПАО «Газпром» входит строительство газораспределительных станций и межпоселковых газопроводов. Регион же берет на себя строительство внутрипоселковых газопроводов и подготовку потребителей к приему газа. В 2025 году все муниципальные образования Сахалинской области должны быть обеспечены газом.
Для того чтобы синхронизировать действия всех участников процесса, в 2020 году подписан план-график выполнения программ газификации регионов РФ, и в том числе Сахалинской области на 2021 год. В соответствии с ним будем вести работу по строительству объектов газоснабжения. Чтобы люди знали, когда газ придет в их дом, мы подготовили наглядную информацию в виде брошюр, а также разместили ее на сайте министерства энергетики Сахалинской области и сайтах муниципальных образований.
НГВ: Каковы планы Сахалинской области в сфере развития альтернативной энергетики? Имеются ли уже реализованные проекты в данной сфере?
В. Лимаренко: Да, такие проекты имеются. Установленная мощность электростанций Сахалинской области, работающих на базе возобновляемых источников энергии, – 4,2 МВт. У нас есть две малых ГЭС общей мощностью 1,6 МВт на о. Парамушир, а также Менделеевская ГеоТЭС мощностью 1,7 МВт на о. Кунашир. Мы сейчас ведем работу по обследованию геотермальных источников для увеличения мощности станции до 7,4 МВт.
Помимо этого, есть две ветродизельных электростанции в с. Новиково на Сахалине и в с. Головнино на о. Кунашир. Там действуют ветроэлектрические установки суммарной мощностью 900 кВт.
Учитывая то, что Сахалинская область участвует в эксперименте по достижению углеродной нейтральности, мы уделяем особое внимание развитию альтернативной энергетики. Так, на Сахалине в Углегорском районе планируется строительство ветропарка мощностью 67,2 МВт. Этот проект реализует ООО «Восточная горнорудная компания». В 2023 году на о. Кунашир должна быть запущена ветроэлектростанция на 5 МВт. В 2024 году на о. Парамушир – ветроэлектростанция на 2,5 МВт и малые ГЭС – 1,9 МВт; на о. Итуруп – Океанская ГеоТЭС – 15 МВт и солнечная электростанция 0,25 МВт; на о. Шикотан – ветроэлектростанция на 10 МВт.4.
Также совместно с АО «НоваВинд» (ГК «Росатом») планируется реализовать проект строительства ветропарка на Сахалине установленной мощностью 200 МВт для параллельной работы с Сахалинской энергосистемой.
После реализации этих проектов доля возобновляемых источников энергии составит 28%.
НГВ: Вы заявляли, что Сахалинская область готова стать пилотным регионом по целенаправленному сокращению выбросов парниковых газов. Каким образом планируется решить эту задачу?
В. Лимаренко: Улучшение экологической обстановки имеет для Сахалинской области принципиальное значение. От этого зависит здоровье людей, решение демографических вопросов, развитие экономики.
Мы серьезно подошли к решению вопроса. Уже снижаем выбросы за счет строительства газовых котельных, перевода на экологически чистые виды топлива автотранспорта и техники, газифицируем населенные пункты. Куда трубопровод довести невозможно, туда будем поставлять сжиженный природный газ. Для этих целей у нас есть малотоннажный завод по производству СПГ.
Крупный бизнес также участвует в снижении вредных выбросов в атмосферу. На Сахалине работают мировые компании по добыче углеводородов. За счет повышения энергоэффективности и утилизации попутного нефтяного газа на проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2» предотвращаются выбросы в атмосферу.
В 2020 году мы вышли с инициативой стать экспериментальной площадкой по углеродному регулированию, чтобы, следуя глобальному тренду, достичь углеродной нейтральности уже к 2025 году.
В рамках климатического проекта будут отработаны различные механизмы углеродного регулирования – квотирование выбросов, торговля углеродными единицами, создание инфраструктуры по верификации выбросов. Все это будет осуществляться с привлечением и укреплением на Сахалине экспертных организаций в области углеродного аудита.
Я уже сказал о том, что мы развиваем альтернативную энергетику. Помимо этого, планируем производить «зеленый» (по организации добычи и транспортировки) уголь. ООО «Восточная горнорудная компания» строит 23-километровый конвейер, который будет доставлять уголь от Солнцевского разреза до морского порта Шахтерск. В этом году компания также планирует запустить «БелАЗы» на электрической тяге.
Важную роль в углеродном балансе играют леса, которые обеспечивают поглощение углекислого газа. Ими покрыто 70% территории Сахалина. Противопожарные меры, борьба с вредителями, лесопосадки – то, что необходимо для сохранения этого природного и климатического ресурса.
У нас есть четкий план действий, и мы будем двигаться по намеченному пути.