Олег Кожемяко: «В масштабах страны без Приморья никуда»
НГВ: Приморье — это ворота на Восток для российской нефти. Насколько транспортный комплекс региона справляется с этой почетной задачей?
О. Кожемяко: Прекрасно справляется. Если Красноярский край открывает ворота нефти на восток, то наш приморский порт Козьмино завершает эту цепочку, отгружая ресурс на экспорт.
Это один из крупнейших и самый молодой нефтяной терминал в России, строительство которого обеспечило РФ выход на экспорт нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. То есть небольшой порт, построенный на берегу Японского моря в бухте Козьмина, решает стратегические задачи в масштабах страны. Его доля в поставках российского топлива морем составляет 30% (около 70 млн тонн ежегодно).
Но это абсолютно точно симбиоз: появление нефтепорта в свое время изменило жизнь региона. Новые рабочие места для молодежи и уже опытных инженеров, существенный вклад в экономическое развитие края. Нефтепорт – крупнейший налогоплательщик Приморья; помимо этого, большие средства перечисляются и в качестве благотворительной помощи, оказываемой нефтепортом. Они направляются на поддержку школ, садов, детских домов, других социальных учреждений.
Невозможно представить край без Козьмино, но и в масштабах страны без Приморья в этой цепочке никуда.
НГВ: Какова сегодня динамика перевалки нефтеналивных грузов в портах региона?
О. Кожемяко: Перевалка нефтепродуктов осуществляется в четырех морских портах Приморского края: Владивосток, Находка, Восточный и Посьет. Суммарная ее мощность достигает почти 50 млн тонн в год, общая мощность резервуаров для хранения нефтепродуктов составляет 0,284 млн тонн. Доля перевалки наливных грузов от общего объема грузооборота всех портов края варьируется от 31% до 37%.
Общий объем перевалки наливных грузов в морских портах Приморского края за 2020 год составил 43 576,2 тыс. тонн, из них 39 441,2 тыс. тонн на экспорт.
В морских портах края услуги по хранению и перевалке наливных грузов оказывают восемь стивидорных компаний, в том числе:
НГВ: Какие возможности для экономического развития региона дает организация поставок СУГ за рубеж?
О. Кожемяко: АО «Приморский газ» развивает внешнеэкономическую деятельность и осуществляет торговлю продуктами газо- и нефтепереработки в КНДР с 2017 года.
За это время сумма акциза, уплаченного в бюджет Российской Федерации, составила порядка 300 млн рублей. Стоит ли объяснять, что привлеченные средства непосредственно влияют на комфорт и уровень жизни граждан.
Кроме того, это дополнительные инвестиции для развития инфраструктуры газоснабжения и СПГ в Приморском крае. А газ – это повышение качества жизни людей, развитие нашей экономики, улучшение экологии. Это тепло в домах, это нормальное самочувствие людей и, конечно, снижение уровня коммунальных платежей.
НГВ: В Приморском крае сооружается судостроительный комплекс «Звезда» –крупнейшее предприятие крупнотоннажного судостроения в стране. Что этот проект даст Приморскому краю в плане создания рабочих мест, развития социальной сферы и диверсификации экономики?
О. Кожемяко: Судостроительный комплекс «Звезда» – это новейшая страница истории российского судостроения. Это наша гордость. Проекта такого масштаба в крае еще не было. На наших глазах он становится крупнейшей в России верфью, предназначенной для строительства всех типов морских судов и добычных платформ для работы на российском шельфе.
И, конечно, это не только гордость для всего Приморья (ведь «Звезда» строит суда, соответствующие самым современным требованиям), но еще и тысячи новых рабочих мест, жилье для сотрудников завода, объекты социальной сферы, передовые технологии и компетенции. Это проект, который затрагивает многие области, способствует развитию промышленности и науки, укрепляет экономику не только Приморского края, но всей страны. И что немаловажно, это новый виток социального развития города, фактор притока населения. Там уже бум жилого строительства, строятся детский сад, построена новая поликлиника.
Теперь несколько цифр, говорящих о производственной мощности судоверфи.
Объем металлообработки – 330 тыс. тонн в год. До 2035 года объем заказов должен составить 151 единицу судов и морской техники, при этом в период до 2025 года – 80 единиц. Сегодня на верфи уже активно ведутся работы по строительству 17 судов.
В 2020 году Правительство РФ определило СК «Звезда» единственным исполнителем по строительству двух научно-исследовательских судов для Минобрнауки России. До этого научные суда не строились в России на протяжении нескольких десятков лет, это задача государственного масштаба!
Судостроительный комплекс «Звезда» – это стратегически важный проект не только для Дальневосточного региона, но и для всей отечественной судостроительной промышленности.
НГВ: Расскажите о планах по реализации проекта Находкинского завода минеральных удобрений. Что этот проект даст Приморскому краю?
О. Кожемяко: Это масштабный инвестиционный проект строительства мощностей по производству метанола и аммиака, один из ключевых драйверов развития приморской Находки – как в части диверсификации экономики муниципалитета, так и в части социальной «реанимации» городского округа. Это не только новые рабочие места для жителей города (ведь Находка не может жить одним углем), но и мощные вливания в его социальную инфраструктуру.
В крае ведется целенаправленная работа не только по публичному обсуждению безопасности нового предприятия, по информированию населения обо всех этапах проекта в экологической плоскости и о перспективах развития поселка Врангеля, но и по улучшению жизни поселка уже сейчас. Переоборудованы школы, закуплено новое оборудование, поддерживаются спортивные команды, готовятся к благоустройству общественные пространства. Эту работу люди уже видят, и это только начало. Строительство завода позволит газифицировать Находку и соседние муниципалитеты, обеспечит местных жителей высокооплачиваемой работой, даст развитие смежным производствам.
Комплекс будет включать в себя одну установку по производству метанола (1,8 млн тонн в год), две установки по производству аммиака (в совокупности – 1,8 млн тонн), а также общезаводское хозяйство, вспомогательные объекты, морской терминал для экспорта продукции и собственную энергогенерацию.
НГВ: Предполагается ли подведение газа к Находкинскому заводу минеральных удобрений?
О. Кожемяко: Эта работа уже ведется. Для обеспечения завода природным газом компании Группы «Газпром» осуществляют комплекс мероприятий, направленных на строительство газопровода высокого давления.
Реализация данного проекта предусмотрена Программой развития газоснабжения и газификации Приморского края на период 2021-2025 годов, утвержденной мною и Председателем Правления ПАО «Газпром» А.Б. Миллером.
Строительство газопровода позволит создать мощную кластерную газовую структуру, тем самым повысив инвестиционную привлекательность региона.
НГВ: Находка – крупный портовый город, но на сегодняшний день негазифицированный. Есть ли планы по газификации, переводу котельных, промышленных предприятий на газ?
О. Кожемяко: Конечно, строительство газопровода позволит газифицировать юг Приморья, п. Врангель и третий по величине город края – Находку. Как я уже сказал, именно Находкинский завод минеральных удобрений дает импульс для создания современной коммунальной инфраструктуры, работающей на газе.
Сейчас в Находке старая тепловая генерация, работающая на мазуте и угле, которая сдерживает развитие города как в социальном, так и в экономическом плане. Городу нужно создание локальной генерации, работающей на газе, что, в свою очередь, позволит повысить надежность и качество теплоснабжения потребителей.
В частности, приход в Находку «большого» даст возможность восстановить круглогодичное централизованное снабжение потребителей горячей водой.
Модернизация затронет около 36 тыс. абонентов. Сейчас ведутся подготовительные работы, определены земельные участки, на которых планируется строительство современных газовых котельных.
Реализация данного проекта позволит не только повысить качество и надежность теплоснабжения города, но и улучшить экологическую составляющую, что сегодня для города является немаловажным фактором.