Статья

Загрязнение нефти в нефтепроводе «Дружба»

Апрельский скандал с загрязненной нефтью стал поворотным моментом в товарных отношениях России и Запада. Серьезно пострадал имидж марки Urals. Эксперты считают, что последствия ситуации только предстоит оценить. Есть и другое мнение: форс-мажорные обстоятельства не повлияют на взаимоотношения вовлеченных стран и компаний и инцидент уйдет в прошлое.

Инцидент и первая реакция

19 апреля 2019 года на НПЗ в Мозыре (белорусский концерн «Белнефтехим») поступила некондиционная нефть. Концентрация хлорорганических соединений составила 300 ppm против разрешенных ГОСТом 10 единиц. Белоруссия приостановила поставки светлых нефтепродуктов в Украину и Польшу. Общее количество загрязненного сырья – 5 млн тонн.

26 апреля руководство компании «Транснефть» сообщило о факте мошенничества: злоумышленники из «Самаратранснефть-терминал» нарочно загрязнили трубопровод хлорорганикой. В 2017 году терминал приобрела организация ООО «Нефтеперевалка», но «Транснефть» о факте купли-продажи не знала.

30 апреля состоялась встреча президента России Владимира Путина с главой «Транснефти» Николаем Токаревым. На справедливое удивление, почему же не был проведен анализ сырья, поступающего в трубопровод «Транснефти», Токарев заметил, что по договору частные предприятия принимают нефть, паспортизируют, контролируют качество и передают в магистральный нефтепровод. Президент России посетовал на серьезный экономический и имиджевый ущерб страны по вине мошенников и приказал дополнить нормативную базу. Соответствующие указания получили Минэнерго, Минпромторг, ФАС и Ростехнадзор.

Отметим неоднозначную позицию, которую заняла «Транснефть». На сайте компании в разделе «Новости» инцидент освещен слабо.

Аресты

В мае арестовали четырех человек: Светлану Балабай, Рустама Хуснутдинова, Владимира Жоголева и Сергея Баландина. Эти должностные лица, по версии следствия, находясь в сговоре и пользуясь служебным положением, многократно расхищали качественную нефть. Взамен они заливали некондиционную нефть, которая поступила в нефтехранилище «Лопатино», где вывела из строя восемь резервуаров. Возбуждены уголовные дела по статьям 158, 210 и по ч.4 ст. 215.3.

СК РФ объявил в розыск еще двоих фигурантов, должностных лиц «Самаратранснефть-терминала» – Романа Трушева и Романа Ружечко. Суд заочно их арестовал.

18 июля Романа Ружечко задержали в Литве. Трехмесячный арест заменили на домашний арест и обязательное ношение электронного браслета. Ружечко попросил политического убежища.

Позднее список фигурантов пополнился еще четырьмя сотрудниками компании «Транснефть – Дружба».

СУ СК РФ по Самарской области возбудило еще одно уголовное дело по заявлению одной из «дочек» «Роснефти». Согласно материалам дела, загрязненная нефть стала причиной порчи оборудования на Куйбышевском НПЗ. Под следствием – еще трое сотрудников ЛПДС Лопатино.

Возобновление поставок

После инцидента «Транснефть» организовала альтернативные пути переброски нефти в Европу. Часть кондиционной нефти по одной из четырех ниток «Дружбы» пришла в Белоруссию, часть – по ветке через Сургут и через порт Усть-Луга.15 мая было объявлено о начале поставок нефти по одной из трех «ниток» на польские и немецкие НПЗ, подача в Венгрию и Словакию и Чехию возобновилась в конце мая. Польская сторона продолжила работу в штатном режиме уже 1 июля, до того PERN вынужденно использовала стратегические запасы нефти.

К 24 мая «Транснефть» очистила треть загрязненного нефтепровода. 2 млн тонн некондиционной нефти вывезли по железной дороге и в танкерах в Россию. Венгерская Mol оставила на хранение 100 тыс. тонн сырья. Полностью вытеснить некондиционную нефть удалось к 8 августа.

19 июня произошло повторное загрязнение нефти хлорорганикой. Причиной назвали раскачку дренажных емкостей на белорусской нефтеперекачивающей станции Кобрин.

Последовали экономические издержки. По информации РБК, в июле формально чистая нефть в Усть-Луге продавалась со скидкой примерно $0,1-0,3/барр.

17 мая французская Total была вынуждена прекратить работу некоторых участков в г. Лойна. К началу июня компания очистила 70% загрязненной нефти.

Предложение «Транснефти» оставить некондиционную нефть у себя с 15%-ной скидкой партнеры не поддержали: этот вариант не покроет расходов на ремонт оборудования и вынужденный простой. Появилась мысль вернуть сырье в нефтепровод, соблюдая допустимую концентрацию (компаундинг). Но наибольшее доверие вызвала идея очистки на предприятиях силами «Транснефти».

Позиция «Роснефти»

Резкую оппозицию по отношению к «Транснефти» заняла компания «Роснефть». Главный исполнительны директор компании Игорь Сечин заявил о необходимости исключения подобной ситуации в дальнейшем и сообщил о готовности «защищать свою долю рынка».

Между двумя компаниями развернулось открытое противостояние в СМИ. Например, в ответ на заявления Игоря Сечина в ходе рабочей поездки в Германию на сайте «Транснефти» появились официальные комментарии, в частности, об открытом противодействии и блокировке «Роснефтью» законопроектов об изменении норм контроля качества, отказе от ежесуточного контроля на ХОС, о распространении фейков в СМИ о российской нефти, о требованиях компенсаций, не подтвержденных документально.

Герхард Шредер обратился к председателю правительства Дмитрию Медведеву с предложениями по энерго безопасности – эти идеи неоднократно испытаны в мировой практике и поддержаны экспертами отрасли: в частности, установить независимый контроль качества и ужесточить нормативы. Письмо было раскритиковано в неподобающей, по мнению «Роснефти», форме. От «Транснефти» потребовали публично извиниться.

Оценка ущерба

В рамках ПМЭФ-2019 президент «Транснефти» Николай Токарев сообщил о согласовании механизмов компенсации партнерам. В первую очередь, урегулируются отношения с грузоотправителями. Обсуждалась компенсация в размере $15/барр.

Компания готова возместить ущерб партнерам во внесудебном порядке при предоставлении соответствующих документов. При этом «Транснефть» позиционирует себя как пострадавшую сторону и намерена добиваться компенсации от настоящих виновников, заявлял Александр Новак.

Кроме «Роснефти», высказались и другие нефтяные компании. Глава «Газпром нефти» Александр Дюков и президент «РуссНефти» Евгений Толочек оценили ущерб как незначительный. Президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов уверен, что «Транснефть» в беспрецедентной ситуации «все правильно делает».

В середине мая белорусский «Нафтан» начал выставлять штрафы. Президент Александр Лукашенко в июне призвал решать вопросы «по-деловому» и добиваться компенсации прямых и косвенных убытков. Ранее белорусская сторона заявляла о возможных претензиях на сумму $800 млн, но Александр Новак назвал ее сильно преувеличенной.

Сложные переговоры прошли с польской стороной. Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий настроен категорично: российская сторона должна понести серьезную финансовую ответственность за «логистические и деловые ошибки». 8 октября крупнейшая нефтеперерабатывающая компания Orlen получила часть компенсаций.

Украинский оператор магистральных нефтепроводов «Укртранснафта» получил частичную компенсацию – более 2,3 млн евро.

Окончательный ущерб еще не подсчитан.

Последствия и мнение экспертов

Эксперты Международного энергетического агентства выразили опасения: российская нефть потеряла доверие и теперь европейские перерабатывающие компании, вероятно, будут искать другие пути поставок.

Глава Минэнерго Александр Новак заявил, что ситуация не оказала влияния на баланс спроса и предложения, потому что нефть была поставлена. Первый зампред ЦБ Ксения Юдаева призвала «не драматизировать ситуацию с точки зрения финстабильности» российской экономики. Вице-премьер РФ Дмитрий Козак заявил, что существенного урона имиджу России не нанесено. Противоположное мнение в интервью «Эху Москвы» высказал министр экономического развития Максим Орешкин.

Президент Белоруссии пожаловался послу Великобритании Фионне Гибб на снижение товарооборота страны из-за апрельских событий, заявил о необходимости диверсификации и выразил надежду, что Великобритания поспособствует развитию отношений между Белоруссией и США. Белорусская сторона будет настаивать на изменении договора поставок.

«Транснефть» предложила предоставить операционный контроль на всех 150 пунктах сдачи и приема нефти, принадлежащих частным предприятиям. В сентябре агентство «Эксперт РА» сохранило за «Транснефтью» рейтинг высокой надежности ruAAA.