Статья

«Роснефть» анонсировала строительство СПГ-завода в Де-Кастри

Глава «Роснефти» Игорь Сечин на встрече с представителями бизнеса из Японии на полях Восточного экономического форума официально объявил о решении построить СПГ-завод на Дальнем Востоке в поселке Де-Кастри. В проекте, кроме «Роснефти», заинтересованы и другие акционеры проекта «Сахалин-1»: ExxonMobil (США), Sodeco (Япония) и ONGC (Индия). Проект получил название «Дальневосточный СПГ».

Глава «Роснефти» Игорь Сечин на встрече с представителями бизнеса из Японии на полях Восточного экономического форума официально объявил о решении построить СПГ-завод на Дальнем Востоке в поселке Де-Кастри. В проекте, кроме «Роснефти», заинтересованы и другие акционеры проекта «Сахалин-1»: ExxonMobil (США), Sodeco (Япония) и ONGC (Индия). Проект получил название «Дальневосточный СПГ».

Идея собственного СПГ-завода возникла у компании давно, еще в 2013 году. Рассматривались два места – с. Ильинское на Сахалине и порт Де-Кастри. В 2015 году проект был приостановлен. Причины – в изменении мировых цен на СПГ и в санкциях США. Тогда «Роснефть» была вынуждена заморозить все совместные проекты с ExxonMobil, кроме «Сахалина-1». Однако санкции не затронули СПГ-программы, и к идее вернулись вновь. Изначальный план масштабировали с 5 до 6,2 млн тонн продукции в год, а стоимость выросла соответственно с $8 млрд до $9,8 млрд.

Причиной для создания СПГ-завода стало желание «Роснефти» монетизировать добываемый «Сахалином-1» газ. Сейчас его закачивают обратно в пласт, поскольку нет возможности его перерабатывать. В качестве альтернативы рассматривался вариант продажи газа на СПГ-завод «Сахалина-2». Предприятие принадлежит оператору Sakhalin Energy, его основным акционером является «Газпром», о цене на газ с которым договориться не удалось.

«Роснефть» приняла решение выйти на российский СПГ-рынок по нескольким причинам. Во-первых, перерабатывать и продавать добытый газ выгоднее, чем закачивать в пласт.

Во-вторых, «Роснефть» хочет стать полноправным участником СПГ-рынка, который в России пока представлен НОВАТЭКом и «Газпромом». Очевидно, что СПГ – перспективное направление: мировой рынок сжиженного газа растет ежегодно на 10%. Экспорт российского СПГ в Китай за последние три года показывает ежегодный прирост на 40%.

В-третьих, расположение будущего завода для переработки газа и отправки его потребителю очень выгодное: легко организовать логистику в Японию и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона по морю.

Де-Кастри – небольшой портовый поселок в Ульчском районе Хабаровского края. Население поселка – 3 тыс. человек. Неподалеку в открытом море находится нефтеналивной терминал, часть инфраструктуры «Сахалина-1», принадлежащий ExxonMobil. Де-Кастри – главный узел по отгрузке нефти, поступающей с шельфа Сахалина. Навигация осуществляется круглый год. Появление в регионе нового завода означает, с одной стороны, создание рабочих мест и приток населения в Де-Кастри и прилегающие поселки на время стройки, а с другой – рост налоговых поступлений в бюджет и улучшение социально-экономической обстановки в поселке.

Запуск завода намечен на 2025 год. Эксперты не сомневаются, что у «Роснефти» и ExxonMobil, с их сильным административным ресурсом, не возникнет проблем с согласованием проекта на уровне двух стран, получением льгот или доступом к рынку сбыта. Однако успеху проекта могут помешать факторы, не зависящие от компаний. Во-первых, объективная конкуренция. Сейчас она невелика, потому что рынок молодой. Однако к 2025–2026 годам США, Канада и упомянутые российские компании станут серьезными игроками на рынке СПГ.

Во-вторых, непредсказуемые американские санкции. Пока они не затрагивают СПГ-проекты, но уже сейчас, в связи с успешным завершением строительства газопровода «Северный поток-2», в Конгрессе готовится законопроект, ужесточающий санкции в отношении компаний, поддерживающих Россию в сфере энергетики.

В конце сентября ExxonMobil объявила о начале работ по проектированию завода и маркетингу. «Роснефть» намерена также изучать перспективы международного сотрудничества в области СПГ. Такова одна из задач создания в сентябре текущего года координационного комитета, куда вошли «Роснефть» и Агентство природных ресурсов и энергетики Японии.