Статья

Рождение нового проекта «Восток-Ойл»

Одной из главных задач отечественного НГК по-прежнему остается освоение богатейших углеводородных ресурсов Арктического региона. Однако снижение цен на нефть и введение западных санкций против ряда российских нефтегазовых проектов значительно затруднили освоение сырьевых богатств Арктики. В связи с этим возникает необходимость поиска новых инвестиционных механизмов для обеспечения эффективности разработки арктических месторождений.

Одной из главных задач отечественного НГК по-прежнему остается освоение богатейших углеводородных ресурсов Арктического региона. Однако снижение цен на нефть и введение западных санкций против ряда российских нефтегазовых проектов значительно затруднили освоение сырьевых богатств Арктики. В связи с этим возникает необходимость поиска новых инвестиционных механизмов для обеспечения эффективности разработки арктических месторождений.

Одним из ключевых проектов, который может выступить локомотивом развития Арктической зоны Российской Федерации, является единый инвестиционный проект ПАО «НК «Роснефть» по освоению группы действующих и перспективных нефтяных месторождений, расположенных на севере Красноярского края и полуострова Таймыр. Он получил название «Восток-Ойл».

«В настоящее время мы рассматриваем возможность создания арктического кластера, который в полном объеме будет работать на решение поставленной Вами задачи – достижения до 2024 года 80 млн тонн грузопотока по Северному морскому пути», – сказал глава «Роснефти» Игорь Сечин в ходе встречи с Президентом РФ Владимиром Путиным в апреле 2019 года.

Кластер может быть создан на основе уже действующих и перспективных проектов «Роснефти» в Арктическом регионе, которые могут включить в себя Ванкорский кластер, в том числе Ванкор, Сузун, Тагул, Лодочное месторождение, ряд геологоразведочных проектов Южного Таймыра. Например, «Ермак», разрабатываемый совместно с ВР. В перспективе в сверхкластер могут войти месторождения Восточного Таймыра в районе Хатанги. По результатам геологоразведочных работ там было открыто уникальное Центрально-Ольгинское месторождение с запасами около 80 млн тонн.

По информации «Роснефти», уже сегодня действующие проекты компании на севере Красноярского края обеспечивают совокупный объем добычи свыше 25 млн тонн, а с учетом разработки новых месторождений в рамках единого инвестиционного проекта объем добычи может быть как минимум удвоен с потенциалом роста до 100 млн тонн в год к 2030 году.

Проект позволит загрузить СМП и реализовывать качественную нефть на рынках Азии и Европы со значительной премией по сравнению с сортом Brent. Конкурентным преимуществом проекта, безусловно, является наличие у «Роснефти» собственного флота и возможности его расширения благодаря уникальным производственным мощностям судоверфи «Звезда», где в рекордные сроки строятся сверхсовременные танкеры.

Как заявил Игорь Сечин, новая ресурсная база в Арктике станет не только основой развития уникального российского транспортного коридора – Северного морского пути, но и центром привлечения стратегических инвесторов в российскую экономику. В сентябре 2019 года в ходе переговоров на высшем уровне в рамках Восточного экономического форума обсуждался вопрос об участии в проекте «Восток-ойл» индийских компаний. Эта же тема была поднята и в ходе визита Игоря Сечина в Индию. Как отмечают в «Роснефти», проект может рассматриваться в качестве энергомоста между нашими странами, который обеспечит энергобезопасность Индии в условиях возрастающих геополитических рисков.

А в своем докладе на XII Евразийском экономическом форуме в Вероне в октябре Игорь Сечин сообщил, что компания обсуждает возможное участие в проекте «Восток-Ойл» с коллегами из АТР, Ближнего Востока и западных стран.

По расчетам экспертов KPMG, вклад данного проекта в ВВП России может составить до 2% в год до 2050 года, а выигрыш для бюджета – 4,4 трлн рублей в год от налоговых поступлений, увеличения дивидендов и эффекта от смежных отраслей. При этом стоимость проекта оценивается, по разным источникам, от 5 до 8,5 трлн рублей. И для его эффективной реализации требуются налоговые стимулы. В частности, предлагается освободить новые нефтегазовые месторождения Арктики от уплаты налога на добычу полезных ископаемых. Однако, как подчеркивают эксперты, объем налоговых стимулов будет в два-три раза меньше вложений инвесторов. Благодаря господдержке проект позволит вовлечь в разработку новые месторождения, которые при существующей фискальной политике никогда не были бы освоены из-за гигантской налоговой нагрузки.