16 мая 2022 Статья

«Все заявленные проекты в регионе реализуются в штатном режиме»

На вопросы «Нефтегазовой Вертикали» по поводу реализации крупных инфраструктурных проектов в регионе ответил Губернатор Мурманской области Андрей Чибис.

НГВ: Мурманская область не сходит со страниц новостных лент. Регион развивает современные, уникальные промышленные проекты. Это ЦСКМС, угольный терминал порта «Лавна», Кольский ветряной парк. Недавно стало известно, что при поддержке Минпромторга в регионе начнется комплексная поддержка судоремонта, а также разработка месторождений редкоземельных металлов. Давайте, поговорим об этих проектах. Будут ли они реализовываться в прежних заявленных параметрах, или ожидаются какие-то изменения в продуктовых линейках, мощностях? Как в целом можно охарактеризовать картину по строящейся промышленной инфраструктуре в новых экономических условиях – какие корректировки происходят, произойдут в будущем, или в целом все останется в запланированных рамках? Какая господдержка осуществляется по этим объектам?

А. Чибис: На территории региона действительно идет масштабное строительство в рамках реализации ключевых инвестиционных проектов

Инвестиционному развитию региона способствуют беспрецедентные стратегические решения, принятые в рамках развития предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации.

ООО «НОВАТЭК-Мурманск» реализуется грандиозный проект по созданию Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений. Проект близится к завершению. Общий объем инвестиций по проекту уже превысил объем вложений в размере 200 млрд рублей. Летом планируется полностью завершить реализацию проекта, а в августе-сентябре осуществить первое всплытие завода СПГ на основании гравитационного типа для транспортировки к месту базирования. В рамках проекта уже задействовано более 15 тыс. сотрудников за счет подрядных организаций. Проект имеет статус стратегического инвестиционного проекта Мурманской области.

В настоящее время требуется структурная перестройка экономики, и нашим компаниям предстоит искать новых поставщиков импортных товаров, сырья, выстраивать новые логистические цепочки, выходить на новые рынки сбыта

Другим важным проектом является строительство угольного терминала «Лавна», – якорного проекта Мурманского транспортного узла. Проект реализуется в три этапа: первый этап – строительство комплекса перегрузки угля «Лавна» в морском порту Мурманск, второй этап – строительство железнодорожной линии необщего пользования станции «Лавна», третий этап – строительство дноуглубления акватории и подходов к комплексу перегрузки угля. Общий объем инвестиций по проекту составляет 65 млрд рублей. Проект планируется реализовать ко второму полугодию 2023 года. Реализация проекта приведет к созданию 545-ти рабочих мест. Инициатор проекта – ООО «Морской торговый порт «Лавна» является резидентом ТОР «Столица Арктики». Порт станет одним из ключевых проектов для Мурманской области и экономики, важным транспортным узлом на маршруте Северного морского пути, который позволит более эффективно экспортировать грузы

Еще один знаковый проект развития реализует промышленный гигант, лидер по добыче никеля – компания «Норникель». В Мончегорске компания запланировала строительство современного производства – завода «Большая медь» с объемом инвестиций в 141 млрд рублей. Одновременно с этим компания намерена построить к 2026 году целый жилой квартал на 2 тыс. квартир с детсадами, школой, спортивными сооружениями и торговыми центрами. Этот проект даст новый вектор для развития целого города и региона.

Два ключевых проекта развития в горнодобывающей отрасли – освоение двух месторождений «Федорова тундра» и Африкандского месторождения, в которые будет вложено 65,1 и 17,9 млрд рублей соответственно. Освоение месторождения титана (Африканда) поможет России претендовать на лидерство на рынке высокотехнологичных материалов. А освоение месторождения «Федорова тундра» позволит России производить больше палладия, чем все остальные страны мира вместе взятые.

Одним из направлений энергосбережения в Мурманской области является замещение традиционных энергоресурсов возобновляемыми источниками энергии. Примером такой работы является строительство ООО «Энел Рус Винд Кола» – крупнейшего в России ветропарка за Полярным кругом «Кольская ВЭС» установленной мощностью 200,97 МВт. Ветропарк сможет вырабатывать порядка 750 ГВтч в год. Летом 2021 года проекту присвоен статус стратегического инвестиционного проекта Мурманской области. Объем инвестиций составляет 23 млрд рублей

Важнейшим проектом развития для Мурманска станет реализация масштабного проекта по созданию уникального городского пространства, который станет визитной карточкой современной столицы Арктики – Новый Мурманск. На его территории предполагается размещение музея Арктики с инсталляцией «Сияния», а также смотровой площадки как ключевых элементов культурно-развлекательной инфраструктуры территории для туристического маршрута. Музей связан с центром города с помощью тематического парка-моста, смотровая площадка «Маяк» располагается в здании гостинично-делового центра и становится финальной точкой туристического и прогулочного маршрута. Общая стоимость реализации проекта по проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов транспортной, социальной, инженерной, туристической, коммунальной инфраструктуры – 16,9 млрд рублей. На проект одобрен инфраструктурный бюджетный кредит в сумме 3,4 млрд рублей, его планируется направить на финансирование затрат по созданию сопутствующей инфраструктуры.

Несмотря на сложившуюся мировую тенденцию и санкционное давление, все заявленные проекты в регионе реализуются в штатном режиме, никто из компанийинвесторов не объявлял о переносе планов и о существенных сдвигах сроков, которые выходили бы за рамки возможной погрешности выполнения проектов. Где-то возникали вопросы замены поставляемого оборудования, но такие ситуации решаются в рабочем поряд

Что касается господдержки, то все промышленные проекты включены либо в программу ТОР «Столица Арктики», либо являются резидентами Арктической зоны РФ, что предоставляет им преференциальные условия по налоговым и социальным выплатам. Помимо этого крупные инвестиционные проекты, признанные стратегическими и приоритетными, имеют право на получение господдержки в виде инвестиционного вычета по налогу на прибыль, а также льготы по налогу на имущество в зависимости от установленных критериев инвестиционного проекта.

НГВ Строящиеся производства и портовые мощности, это технологичные сооружения, которые осуществлялись с участием иностранных партнеров. Как предполагается строить работу в плане импортозамещения? Это будет параллельный импорт? Это будут аналоги, которые производятся в странах Азии? Смогут ли наши отечественные компании встроиться в производственные цепочки и создать необходимые элементы, оборудование?

А. Чибис: В настоящее время Правительством Мурманской области прорабатываются все возможные варианты импортозамещения. Мы активно взаимодействуем с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, торговыми представительствами, а также изучаем возможности взаимодействия с другими регионами по удовлетворению потребностей региональных предприятий.

Ведется постоянная оперативная работа по сбору потребностей предприятий и резидентов преференциальных режимов Мурманской области в ключевых импортных сырьевых ресурсах, материалах, оборудовании, транспорте и высококвалифицированных кадрах.

Собранные потребности уже направлены в ряд торговых представительств дружественных государств. И по ряду из них уже есть положительные отклики. Через Министерство промышленности и торговли Российской Федерации получены выходы на белорусских производителей, которые предложили широкий спектр недостающих материалов и техники, которые мы предлагаем нашим организациям.

Дополнительно, все ключевые предприятия были уведомлены о запуске федерального сервиса импортозамещения, который работает связующим звеном между поставщиками и заказчиками для поиска отечественных заменителей импортных комплектующих и товаров.

В настоящее время имеются все предпосылки для того, чтобы большая часть потребностей наших региональных предприятий была закрыта в ближайшее время.

НГВ: Этот вопрос также касается и инвесторов. Можно сказать, что проблемы с финансированием получиться решить за счет Азиатских банков? В любом случае, есть сегодня понимание – какие схемы для проведения транзакций можно найти в данных условиях?

А. Чибис: В условиях антироссийских санкций отключение ряда российских банков от системы SWIFT безусловно затрудняет международные транзакции и замедляет срок их совершения. В настоящее время российский аналог SWIFT – это «система передачи финансовых сообщений Банка России», к ней могут подключаться сейчас и иностранные участники, которые работают с российскими банками и компаниями. В рамках принятых медля защиты «валютного рынка» были ограничены платежи в адрес резидентов из недружественных стран, а также введен контроль за движением капитала.

Через Министерство промышленности и торговли Российской Федерации получены выходы на белорусских производителей, которые предложили широкий спектр недостающих материалов и техники

По информации Банка России, в 2021 году было расширено взаимодействие с финансовыми регуляторами некоторых зарубежных стран. В 2022 году в целях обеспечения финансовой стабильности будет усилено взаимодействие для расчетов в национальной валюте. В настоящее время требуется структурная перестройка экономики и нашим компаниям предстоит искать новых поставщиков импортных товаров, сырья, выстраивать новые логистические цепочки, выходить на новые рынки сбыта, в связи с этим будут приниматься необходимые меры государственного регулирования.

НГВ: Сегодня начали говорить о росте перевалки СПГ, в том числе через порт Мурманска. Каким образом будет формироваться портовая инфраструктура в плане как транспортировки СПГ, так и других грузов? Регион будет получать какие-то преференции от перевалки СПГ?

А. Чибис: С целью создания и эксплуатации на территории Мурманской области и прилегающей морской акватории объектов морской транспортной инфраструктуры для перегрузки сжиженного природного газа реализуется проект «Морской перегрузочный комплекс сжиженного природного газа в Мурманской области». Проект направлен на увеличение объемов перевозки СПГ по Северному морскому пути, а также снижение себестоим доставки СПГ до конечного потребителя за счет уменьшения количества используемых танкеров-газовозов усиленного ледового класса. Пропускная способность Морского перегрузочного комплекса составит 20,9 млн тонн в год или 643 судозахода.

Проект реализуется компанией ООО «Арктическая Перевалка». Срок реализации проекта с 2021-го по 2023 годы. На данный момент земельный участок и морские акватории, где будет реализован проект, включены в границы ТОР «Столица Арктики». Общий предполагаемый объем инвестиций в проект составит порядка 6 млрд рублей

НГВ: Запуск угольного терминала запланирован на 2023 год. Планы остаются прежними? Было известно, что была проблема со строительством подъездных железнодорожных путей. На каком этапе сегодня находится эта часть проекта? Сегодня известно, куда будет поставляться уголь с терминала? Есть ли понимание, какие альтернативные товары могут грузиться через терминал, в случае форс-мажора?

А. Чибис: Проект строительства ближних подходов к «Лавне» – 46 км железнодорожных путей реализуется, более половины работ выполнено, практически полностью отсыпано земляное полотно. Стоит задача запустить движение по ветке к окончанию строительства порта «Лавна», – к концу 2023 года, для того чтобы обеспечить его функционирование. Строительство порта идет по плану, сейчас получено положительное заключение Главгосэкспертизы на дноуглубление акватории и водных подходов к комплексу перегрузки угля. Первоначально порт «Лавна» задумывался как угольный терминал, однако в дополнение к основному профильному грузу рассматривается возможность перевалки генеральных грузов в контейнерах. На прошедшем 21-22 апреля форуме «Порты Арктики» представители инвестора еще раз подтвердили экспертному сообществу, что работы по строительству терминала идут в соответствии с утвержденным графиком.

1.jpg

НГВ:; Что касается ветряного парка. Планировалось, что в нем будет установлено 57 ветряков. Сегодня установлена половина от задуманного количества. Кольский ветропарк строится совместно с итальянской компанией Enel. Компания объявила о решении уйти с российского рынка. Что будет теперь с парком? Есть понимание – кто может купить этот актив? Будет ли парк выведен на проектную мощность?

А. Чибис: Зеленая энергетика – очень важная отрасль. Инвестиционный проект, предполагающий создание ветропарка установленной мощностью 200,97 МВт в Кольском районе Мурманской области, направлен на устранение энергетических барьеров социально-экономического развития региона и повышение энергоэффективности региональной экономики.

На сегодняшний день смонтировано уже более 50% ветроустановок. Объем инвестиций оценивается в 23 млрд рублей. Летом 2021 года проекту присвоен статус стратегического инвестиционного проекта Мурманской области.

Действительно, глава итальянской компания Enel гн Стараче заявил о возможном уходе с российского рынка, однако компания ПАО «Энел Россия» сообщила, что все тепловые электростанции и Азовский ветропарк ПАО «Энел Россия» работают и продолжат работать в штатном режиме. Компания также сохраняет обязательства по завершению строительства и вводу в эксплуатацию Кольской ВЭС. Ввод в эксплуатацию ветропарка запланирован в текущем году.

Текущая обстановка на мировых рынках не позволяет надеяться на заключение долгосрочных контрактов на поставку энергоносителей на базе водорода, а значит, инвесторам придется пересмотреть свои планы по организации производств с учетом переориентации на внутренние рынки

НГВ: В прессе появилась информация, что в регионе собираются развивать судоремонтные мощности на базе имеющихся предприятий. Расскажите подробнее об этой инициативе. Есть ли уже конкретные договоренности по реализации проекта? Какие компании заинтересованы стать партнерами? Какой срок реализации планов? Какие суда планируется ремонтировать на верфях?

А. Чибис: На территории Мурманской области действуют беспрецедентные арктические меры государственной поддержки, предусматривающие предоставление налоговых льгот и преференций. Это уже стало хорошим подспорьем для инвесторов, планирующих реализовать проекты по строительству малотоннажных гражданских рыбопромысловых и краболовных судов. Некоторые из них уже воспользовались мерами поддержки в рамках действующих преференциальных режимов. Так, резидентами Арктической зоны РФ уже стали компании ООО «Эта-трейд» и ООО «Фростер» с проектами по строительству краболовных судов для освоения водных биологических ресурсов в Северном бассейне.

Стоит отметить, что большая часть судов ранее ремонтировалась в странах северной Европы. Но сегодня, с учетом сложившейся обстановки, это становится все более проблематично. И как никогда сейчас возникла потребность обслуживания судов, ранее получающих услуги за границей, в российских портах, что требует незамедлительных мер по созданию необходимой инфраструктуры.

Конечно, более 50% объема выполненных работ и услуг на территории региона приходится на предприятия оборонно-промышленного комплекса Мурманской области, интегрированных в структуру АО «Объединенная судостроительная корпорация» (АО «ОСК»). Но, кроме того, в Мурманской области в сфере судоремонта задействован ряд предприятий малого и среднего бизнеса, которые в совокупности могут выполнять большую часть комплекса судоремонтных работ.

Первоначально порт «Лавна» задумывался как угольный терминал, однако в дополнение к основному профильному грузу рассматривается возможность перевалки генеральных грузов в контейнерах

Еще в 2019-ом году на заседании Координационного совета по промышленности под председательством министра промышленности и торговли Российской Федерации Д.В. Мантурова было выдвинуто предложение о создании на базе предприятий оборонно-промышленного комплекса (10 СРЗ, 35 СРЗ, СРЗ «Нерпа») «Арктического центра судостроения и судоремонта» (АЦСС). Предложение было поддержано и после проработки АО «ОСК» в конце 2020 года представило проект концепции по созданию АЦСС, который предполагает объединение судоремонтных предприятий АО «ОСК» в Мурманской области в одно юридическое лицо под единым брендом. На сегодняшний день утвержден паспорт проекта с детализированной дорожной картой. Окончание мероприятий по формированию АЦСС запланировано. на 2025 год

Безусловно, это только один из шагов, направленных на развитие судоремонта.

Буквально несколько недель назад состоялась встреча с министром Д.В.Мантуровым, на которой подробно рассматривался вопрос развития судоремонта. В настоящее время федеральным центром ведется активная работа, направленная на освобождение отрасли от НДС. С нашей стороны были подготовлены предложения в части изменения условий финансирования проектов со стороны Фонда развития промышленности, распространив финансирование фонда не только на производство конечной продукции, но и оказание услуг в части судоремонта. Предложение было принято в работу.

НГВ: Что касается разработки месторождений по редкоземельным металлам. Уже есть стратегия развития да ного сегмента? Какие компании могут стать разработчиками месторождений? Какой объем выработки предусмотрен и известен ли рынок сбыта? Какая инфраструктура планируется для освоения месторождений?

А. Чибис: Мурманская область издавна славилась большим разнообразием полезных ископаемых. И литиевые месторождения, которые сейчас станут еще более востребованными, не исключение. Среди литиевых месторождений на сегодняшний день можно выделить два: Полмостундровское и Колмозерское. Уже имеется ряд компаний, занимающихся проработкой вопроса освоения данных месторождений. Компании сейчас формируют свои проекты, просчитывают экономику и уже в ближайшей перспективе будут готовы выйти на аукционы. Совместно с Минпромторгом России мы находимся с ними на постоянной связи. По ряду объективных причин мы пока не будем называть эти компании.

Стоит сказать, что при реализации данных проектов Россия будет обладать полным циклом производства батарейных сортов лития, продукция будет конкурентна, как по качественным характеристикам, так и по уровню себестоимости.

Со своей стороны, мы совместно с федеральным центром после предоставления более точных данных со стороны инвесторов по объектам необходимой инфраструктуры проработаем все возможные механизмы поддержки, направленные на снятие инфраструктурных ограничений.

А. Чибис: Мурманская область издавна славилась большим разнообразием полезных ископаемых. И литиевые месторождения, которые сейчас станут еще более востребованными, не исключение. Среди литиевых месторождений на сегодняшний день можно выделить два: Полмостундровское и Колмозерское. Уже имеется ряд компаний, занимающихся проработкой вопроса освоения данных месторождений. Компании сейчас формируют свои проекты, просчитывают экономику и уже в ближайшей перспективе будут готовы выйти на аукционы. Совместно с Минпромторгом России мы находимся с ними на постоянной связи. По ряду объективных причин мы пока не будем называть эти компании. Стоит сказать, что при реализации данных проектов Россия будет обладать полным циклом производства батарейных сортов лития, продукция будет конкурентна, как по качественным характеристикам, так и по уровню себестоимости. Со своей стороны, мы совместно с федеральным центром после предоставления более точных данных со стороны инвесторов по объектам необходимой инфраструктуры проработаем все возможные механизмы поддержки, направленные на снятие инфраструктурных ограничений.

НГВ: Как ведется газификация региона? В феврале этого года была озвучена цифра, что области нужно 6 млрд кубометров в год. Какие сценарии газификации прорабатываются и кажутся наиболее вероятными? Поддержит ли все-таки НОВАТЭК строительство магистрального газопровода?

А. Чибис: Мы продолжаем заниматься вопросом газификации региона совместно с федеральным центром. Действительно, при условии газификации региона ряд предприятий заявили о возможности реализации новых инвестиционных проектов: АО «МХК «Еврохим» с проектом по строительству завода по производству аммиака, карбамида и метанола, ПАО «Фосагро» с проектом по строительству завода по производству минеральных удобрений. Предварительная потребность только крупнейших предприятий региона в природном газе составит порядка 4,5 млрд кубометров в год, а перспективный объем газопотребления коммунально-бытовыми предприятиями составит около 1,6 млрд кубометров в год. Таким образом, по предварительным расчетам, внутренний объем потребления газа в стране мог бы вырасти не менее, чем на 6,1 млрд кубометров в год.

Одним из основных острых вопросов на сегодняшний день остается определение окончательной стоимости газа для потребителя. Только после определения этой стмости будет возможно просчитать экономику проектов нашим предприятиям.

Участие в проекте газификации региона сейчас рассматривают компании ПАО «Газром» и ПАО «НОВАТЭК» на определенных условиях. Компании оцениваются возможные риски и перспективы реализации проекта. Газификация остается для нас очень важным вопросом, потому что производство продукции с более глубокой степенью переработки с использованием природного газа позволит увеличить налоговый потенциал, создать рабочие места, привлечь высококвалифицированные кадры в Арктическую зону Российской Федерации, а также повысить загрузку Северного морского пути, в том числе Мурманского морского торгового порта.

Мы регулярно проводим совещания с федеральным руководством по этому вопросу. Он продолжает находиться на рассмотрении в Правительстве РФ

2.jpg

НГВ: Как будет обстоять в регионе процесс по переходу к углеродной нейтральности? Какие обязательства брал на себя регион в этой связи? Что сделано? Процесс останется в силе? Или произойдут какие-то сдвиги в сроках

А. Чибис: С точки зрения перехода к углеродной нейтральности ухудшение отношений с Западом не исключает повышенной важности и необходимости реализации национальных проектов в России, а также достижения целей по углеродной нейтральности, обозначенных Президентом Владимиром Путиным и сформированных в стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. Поэтому существенного изменения наших планов не планируется.

Реальные условия сейчас таковы, что все новые инвестиционные проекты и проекты по модернизации производств предусматривают использование новейших технологий, которые минимизируют выбросы в атмосферу.

Также мы продолжаем работу с федеральным центром по газификации Мурманской области магистральным природным газом, что также качественно изменит углеродный баланс региона и существенным образом снизит углеродный след экономики региона.

В настоящее время на территории Мурманской области реализуется ряд проектов, направленных на снижение выбросов в окружающую среду. Как отмечалось, например, в 2022 году планируется к завершению строительства ветропарка Кольской ВЭС установленной мощностью 200 МВт

Также ряд крупных компаний в 2022 году начали оценку и предварительную проработку проектов в сфере генерации электроэнергии с использованием ВИЭ. В планах – обеспечение собственных производств «чистой энергией» и снижение углеродного следа в составе конечной продукции. Сейчас еще рано говорить о конкретных показателях этих проектов. На текущей стадии Правительство Мурманской области совместно с инвесторами ведет предварительный анализ в части выбора локаций для размещения ветропарков, необходимости модернизации сетевого хозяйства и иных вопросов, которые необходимы для принятия инвестиционного решения.

Также на территории региона планируется к реализации ряд проектов по производству водорода. К сожалению, текущая обстановка на мировых рынках не позволяет надеяться на заключение долгосрочных контрактов на поставку энергоносителей на базе водорода, а значит, инвесторам придется пересмотреть свои планы по организации производств с учетом переориентации на внутренние рынки.

В заключение стоит отметить, что практически все крупные производители региона инвестируют в модернизацию своих производств, в том числе с целью снижения негативного экологического воздействия. Уже упоминалась сегодня компания «Норникель», – она с помощью механизмов государственной поддержки реализовала проект модернизации части своих производств в г. Мончегорск. В дальнейшем планы компании еще более амбициозны – в разработке проект создания производства меди, который практически полностью минимизирует выбросы в окружающую сред по сравнению со старым производством. Речь идет о заводе «Большая медь», про который уже говорилось

Компания ПАО «Энел Россия» сообщила, что все тепловые электростанции и Азовский ветропарк ПАО «Энел Россия» работают и продолжат работать в штатном режиме. Компания также сохраняет обязательства по завершению строительства и вводу в эксплуатацию Кольской ВЭС

В заключение хочу отметить, что создание новых источников генерации на базе ВИЭ и модернизация промышленных мощностей с применением новых технологий – процесс очень капиталоемкий и растянутый во времени. Необходимо учесть все современные нормы законодательства, требования, запросы людей. Но эти процессы идут, и Правительство Мурманской области оказывает этим проектам всю необходимую поддержку как на административном уровне, так и в части предоставляемых налоговых преференций. Все эти проекты в будущем окажут существенное влияние на улучшение экологической ситуации в регионе и повышение качества жизни людей.