Стресс-тест для российской угольной промышленности

Автор: Александр Котов - руководитель направления консалтинга Neft Research
Прошлый год стал для российской угольной промышленности очередным испытанием на прочность. Широкомасштабные антироссийские санкции (в том числе затронувшие крупнейшие угольные компании) наложились на неблагоприятную макроэкономическую среду – обвал цен на мировых угольных рынках. Усилились и внутренние проблемы – ощутимо росли затраты на логистику (как железнодорожную, так и портовую) и увеличились налоги. Все это больно бьет по экономике экспортных поставок угля из России и грозит сворачиванием инвестиционной активности угледобытчиков. Доживет ли отрасль до очередного ценового ралли?
Торможение и сдержанный оптимизм

Угольная отрасль России по итогам 2023 г. предсказуемо потеряла бравурный темп своего развития, лихо набранный в период высокой стоимости твердого топлива на мировом рынке с 2021 до середины 2023 гг. И если добыча в прошлом году сократилась не настолько критично – на 1,2% г./г., до 439 млн т (в 1 кв. 2024 г.: +2,8% г./г., до 111 млн т), то экспорт, продолжающий оставаться основным драйвером развития угольной промышленности России, уменьшился заметно – сразу на 3,6% г./г. – с 221 млн т в 2022 г. до 213 млн т в 2023 г. (-12% г./г., до 43 млн т в 1 кв. 2024 г.) (см. «Основные итоги развития угольной отрасли в 2023 г., 1 кв. 2024»).


11.3(tab1).png

При этом повышение качества угольной продукции продолжает оставаться одним из основных приоритетов в развитии экспортного потенциала угольной отрасли – доля переработки добываемого угля в 2023 г. увеличилась с 45% в 2022 г. до 47% в 2023 г.

Перестройка логистических цепочек, начавшаяся с августа 2022 г. после введения эмбарго ЕС на импорт российского угля, была завершена в 2023 г. Ее итогом стала окончательная диверсификация экспортных потоков российского угля – в прошлом году практически обнулились поставки угля в европейские страны. При этом зарубежные отгрузки российского твердого топлива в страны АТР выросли на 26,5 млн т (+18% к 2022 г.), до 168 млн т.

Самый заметный прирост экспорта в восточном направлении отмечается в Китай (+30,5 млн т) и Индию (+4,7 млн т), а в западном направлении – в Турцию (+5,5 млн т).

Потерянные миллионы экспорта частично удалось компенсировать за счет прироста поставок на внутренний рынок. Так, сектор энергетики нарастил потребление угля в России в 2023 г. примерно на четыре млн т, до 90 млн т (26 млн т в 1 кв. 2024 г., без изменений г./г.), металлургический сегмент – на три млн т, до 40 млн т (-7% г./г., до девяти млн т в 1 кв. 2024 г.).

Падение в 2023 году цен на российский уголь на экспортных направлениях (см. «Цены на уголь») – в среднем на 45-70% г./г. при одновременном росте затрат на производство и транспортировку угольной продукции (более чем в 2,5 раза по сравнению с 2021 г.) привело к снижению выручки угольных компаний в 2023 г., по предварительным оценкам, на 15%. Средняя рентабельность продаж российского угля при этом сократилась с 59% (2022 г.) до 19% (2023 г.).


11.2.png

11.1.png

Суммарная по отрасли прибыль от продаж, по оценкам участников рынка, уменьшилась почти в 2,5 раза (с 962 млрд руб. в 2022 г. до 392 млрд руб. в 2023 г.), что сказалось на снижении поступлений в консолидированный бюджет государства с 332 млрд руб. до 220 млрд руб. (-34%).

Для сравнения: расчетная доходность экспорта энергетического угля калорийностью 6000 ккал/кг из Кузбасса в начале 2023 г. в восточном направлении, по расчетам Neft Research, составляла 5 074 руб./т, в северо-западном – 3 129 руб./т, южном – 3 067 руб./т, в конце того же года – 2 420 руб./т, 1 347 руб./т и 1 819 руб./т соответственно, в конце июня 2024 г. – 1 461 руб./т, 780 руб./т и 1 567 руб./т соответственно.

Расчетный нетбэк на кузбасский металлургический уголь (марки К) в начале 2023 г. в восточном направлении, по расчетам Neft Research, составляла 20 423 руб./т, в северо-западном – 16 942 руб./т, южном – 15 981 руб./т, в конце того же года – 19 348 руб./т, 16 908 руб. т и 17 441 руб./т соответственно, в конце июня 2024 г. – 12 213 руб./т, 10 786 руб./т и 11 539 руб./т соответственно.

Несмотря на ухудшение экономической ситуации (снижение стоимости угля, рост затрат), компании увеличили свои вложения в развитие производства: инвестиции в основной капитал в 2023 г. выросли на 17% г./г., до 275 млрд руб. Рост инвестиций стал отголоском весьма успешного для угольщиков 2022 г., в связи с чем угольные компании смогли аккумулировать значительные оборотные средства.

Санкции крепчают

Значительно затрудняют экспорт российского угля постоянно множащиеся санкции США против российской угольной отрасли.

Так, в июне 2024 г. Минфин США добавил в SDN-List «Эльгу», «Коулстар» и «Разрез Майрыхский». Ранее в санкционный список попали: СУЭК, «Мечел» и «Сибантрацит».

Блокирующие санкции против «Эльги» затрагивают аффилиированные с ней добывающие, обогатительные, транспортные и портовые активы.

Напомним, компания «Эльгауголь», входящая в «Эльгу», владеет лицензией на пользование недрами Эльгинского месторождения. Запасы месторождения по классификации JORC достигают 2.2 млрд. т. коксующегося угля.

В 2023 г. добыча «Эльги» выросла до 22,7 млн т (+2,2 млн т, или +10,5% к 2022 г.). В январе-мае 2024 г. компании удалось нарастить производство до 10,6 млн. т. (+2,3 млн т, или +28,3%).

Включение «Эльги» в санкционный список США добавит компании сложностей с реализацией Эльгинского проекта, касающихся как добычи и экспорта, так и создания железной дороги к строящемуся компанией порту Чумикан на Дальнем Востоке.

Санкции, относящиеся к холдингу «Коулстар», распространяются на угольный разрез «Богатырь» (Новосибирская область), проекты морских терминалов «Аврора» и «Коулстар» на Дальнем Востоке и логистические компании «Коулстар Транс». В 2024 г. планировалось начать разработку угольного разреза, запасы которого оцениваются в 300 млн т высококачественного антрацита, прогнозные ресурсы – в 2,4 млрд т.

«Разрез Майрыхский» (ранее контролировался «Коулстар») в 2023 г. сократил добычу до двух млн т (-0,8 млн т, или – 29% к 2022 г.). Промышленные запасы энергетического угля компании составляют 220 млн т. Мощности по добыче угля превышают четыре млн т в год. «Разрез Майрыхский» владеет лицензиями на разведку и добычу на Бейском каменноугольном месторождении, запасы которого оцениваются в пять млрд т.

Сокращение российских экспортных поставок в 2024 г. из-за санкций, с учетом объемов СУЭК, «Мечела», «Сибантрацита», «Эльги», «Коулстар» и «Майрыхского разреза» составит около 60 млн т. При сохранении санкционного режима в 2025 г. на рынок, по предварительным оценкам, не попадет около 80-90 млн т угля.

Таким образом, под санкции США с начала 2024 г. попало 30% российского угольного экспорта, что ведет к дисбалансу мирового спроса и предложения на высококачественный уголь как энергетический, так и металлургический, включая PCI и антрацит. Выпавшие объемы высококачественного российского угля и металлургического материала будет невозможно заменить на рынке, так как продукция из Индонезии, Южной Африки и Колумбии несопоставима по качеству, а возможности наращивания производства в Австралии ограничены, что может подстегнуть вверх ключевые индексы, рассчитываемые на основе материала 6000 ккал/кг, а также цены на коксующийся уголь, PCI и антрацит.

Что ждет угольную отрасль?

Безусловно, знаковым событием мая 2024 г. стало назначение главы Кузбасса Сергея Цивилева на пост федерального министра энергетики. В новой должности его утвердила Госдума РФ на своем заседании 14 мая. Сменщиком Цивилева в Кемеровской области стал его первый зам, председатель областного правительства Илья Середюк.

Сергей Цивилев за несколько лет работы руководителем угольного региона снискал репутацию главного защитника-лоббиста российских угольщиков. В Госсовете при Президенте РФ он возглавил комиссию по направлению «Энергетика». На ее заседаниях выступал за расширение экспортных возможностей для сибирских угольных компаний. В частности, предлагал ввести мораторий на рост тарифов на перевозку угля и ускорить расширение мощности БАМа. В апреле 2024 г. на заседании комиссии было рекомендовано отменить экспортные таможенные пошлины на уголь, и правительство РФ пошло на такой шаг с 1 мая. Многие представители угольной отрасли в связи с этим возлагают на Цивилева большие надежды.

Впрочем, пока новый глава федерального ведомства энергетики дистанцируется от поддержки одной отрасли, выступая за развитие всего ТЭК. «Я считаю, что топливно-энергетический комплекс Российской Федерации – это основа всей экономики Российской Федерации. ТЭК должен быть экономически эффективным, надежным, безопасным и успешно конкурировать на мировом рынке. ТЭК должен опираться на российскую инженерную школу, на российскую науку, на российскую промышленность и использовать в своей работе лучший опыт, российский опыт предыдущих поколений», – рассказал Цивилев на пленарном заседании Госдумы РФ 14 мая, назвав это своей программой.

Сергей Цивилев покинул Кузбасс в непростое для его экономики время. Добыча угля, являющаяся одной из ее основ, сократилась с 255,3 млн т в 2018 г. до 214,2 млн т в 2023-м. В первом квартале 2024 г. падение продолжилось. По данным Министерства экономического развития Кемеровской области, потери угольных компаний региона из-за невыполнения плана по вывозу угля в 2024 г. прогнозируются на уровне 114 млрд руб. Индекс физического объема валового регионального продукта в 2022 г. составил 99,4%. Индекс промпроизводства в первом квартале 2024 года – 97,3%.

Ранее вице-губернатор по топливно-энергетическому комплексу, транспорту и экологии Андрей Панов сообщил, что снижение общих доходов регионального бюджета в 2023 году составило 13% (42 млрд руб.), писал «Ъ-Сибирь», а по налогу на прибыль организаций – почти 30%. По итогам 2023 г. Кузбасс вошел в пятерку российских регионов с наибольшим дефицитом бюджета. Планируемый объем дефицита на 2024 г. после последних поправок достиг 67,2 млрд руб.

Проблем в 2024 г. с избытком хватает и у всей угольной отрасли.

Ограниченная пропускная способность БАМа и Транссибирской магистрали препятствует наращиванию объемов перевалки в дальневосточных портах, где логистика наиболее благоприятна для поставок на рынок АТР из-за дешевого фрахта. Сочетание низких текущих цен с высокими расходами на железнодорожную перевозку и ставками перевалки в портах, делают экспортные поставки нерентабельными, вынуждая российские угольные компании приостанавливать отгрузки на экспорт, снижать добычу, а в отдельных случаях закрывать добывающие предприятия и сворачивать проекты на новых месторождениях.

Все это особенно тревожно на фоне критически высокого уровня импортозависимости в угольной отрасли России. Доля импортного оборудования в отечественной угольной промышленности на данный момент оценивается в 75-80%.

Потребность в импортном оборудовании особенно ощущается в подземной добыче угля, в частности, по такой номенклатуре оборудования: механизированные крепи (79%), очистные комбайны (95%), электровозы (85%) и дизелевозы (100%). Для открытых горных работ стоит отметить критическую зависимость от импорта в многоковшовых экскаваторах (100%), погрузчиках (97,9%), буровых станках (68%), бульдозерах (88%) и технологических автомобилях (95%).

На днях СМИ сообщили, что правительство России обсуждает введение таможенных пошлин на горное оборудование: краны, горнопроходческие, буровые, дробильноразмольные и сортировочные машины. Мера должна коснуться техники из недружественных стран.

Сам размер новых пошлин пока не ясен. Но уже понятно, что протекционизм может и не подстегнуть рост производства оборудования в России, а импорт из «дружественных» стран резко подорожает.

Не менее острыми проблемными вопросами для угольщиков в текущем году будут и обсуждаемый рост НДПИ с ценами отсечения, привязанными к экспортным ценам на уголь, и экспортная пошлина, которую отменили лишь на время.