Стресс-тест для российской угольной промышленности
Угольная отрасль России по итогам 2023 г. предсказуемо потеряла бравурный темп своего развития, лихо набранный в период высокой стоимости твердого топлива на мировом рынке с 2021 до середины 2023 гг. И если добыча в прошлом году сократилась не настолько критично – на 1,2% г./г., до 439 млн т (в 1 кв. 2024 г.: +2,8% г./г., до 111 млн т), то экспорт, продолжающий оставаться основным драйвером развития угольной промышленности России, уменьшился заметно – сразу на 3,6% г./г. – с 221 млн т в 2022 г. до 213 млн т в 2023 г. (-12% г./г., до 43 млн т в 1 кв. 2024 г.) (см. «Основные итоги развития угольной отрасли в 2023 г., 1 кв. 2024»).

При этом повышение качества угольной продукции продолжает оставаться одним из основных приоритетов в развитии экспортного потенциала угольной отрасли – доля переработки добываемого угля в 2023 г. увеличилась с 45% в 2022 г. до 47% в 2023 г.
Перестройка логистических цепочек, начавшаяся с августа 2022 г. после введения эмбарго ЕС на импорт российского угля, была завершена в 2023 г. Ее итогом стала окончательная диверсификация экспортных потоков российского угля – в прошлом году практически обнулились поставки угля в европейские страны. При этом зарубежные отгрузки российского твердого топлива в страны АТР выросли на 26,5 млн т (+18% к 2022 г.), до 168 млн т.
Самый заметный прирост экспорта в восточном направлении отмечается в Китай (+30,5 млн т) и Индию (+4,7 млн т), а в западном направлении – в Турцию (+5,5 млн т).
Потерянные миллионы экспорта частично удалось компенсировать за счет прироста поставок на внутренний рынок. Так, сектор энергетики нарастил потребление угля в России в 2023 г. примерно на четыре млн т, до 90 млн т (26 млн т в 1 кв. 2024 г., без изменений г./г.), металлургический сегмент – на три млн т, до 40 млн т (-7% г./г., до девяти млн т в 1 кв. 2024 г.).
Падение в 2023 году цен на российский уголь на экспортных направлениях (см. «Цены на уголь») – в среднем на 45-70% г./г. при одновременном росте затрат на производство и транспортировку угольной продукции (более чем в 2,5 раза по сравнению с 2021 г.) привело к снижению выручки угольных компаний в 2023 г., по предварительным оценкам, на 15%. Средняя рентабельность продаж российского угля при этом сократилась с 59% (2022 г.) до 19% (2023 г.).


Суммарная по отрасли прибыль от продаж, по оценкам участников рынка, уменьшилась почти в 2,5 раза (с 962 млрд руб. в 2022 г. до 392 млрд руб. в 2023 г.), что сказалось на снижении поступлений в консолидированный бюджет государства с 332 млрд руб. до 220 млрд руб. (-34%).
Для сравнения: расчетная доходность экспорта энергетического угля калорийностью 6000 ккал/кг из Кузбасса в начале 2023 г. в восточном направлении, по расчетам Neft Research, составляла 5 074 руб./т, в северо-западном – 3 129 руб./т, южном – 3 067 руб./т, в конце того же года – 2 420 руб./т, 1 347 руб./т и 1 819 руб./т соответственно, в конце июня 2024 г. – 1 461 руб./т, 780 руб./т и 1 567 руб./т соответственно.
Расчетный нетбэк на кузбасский металлургический уголь (марки К) в начале 2023 г. в восточном направлении, по расчетам Neft Research, составляла 20 423 руб./т, в северо-западном – 16 942 руб./т, южном – 15 981 руб./т, в конце того же года – 19 348 руб./т, 16 908 руб. т и 17 441 руб./т соответственно, в конце июня 2024 г. – 12 213 руб./т, 10 786 руб./т и 11 539 руб./т соответственно.
Несмотря на ухудшение экономической ситуации (снижение стоимости угля, рост затрат), компании увеличили свои вложения в развитие производства: инвестиции в основной капитал в 2023 г. выросли на 17% г./г., до 275 млрд руб. Рост инвестиций стал отголоском весьма успешного для угольщиков 2022 г., в связи с чем угольные компании смогли аккумулировать значительные оборотные средства.
Санкции крепчаютЗначительно затрудняют экспорт российского угля постоянно множащиеся санкции США против российской угольной отрасли.
Так, в июне 2024 г. Минфин США добавил в SDN-List «Эльгу», «Коулстар» и «Разрез Майрыхский». Ранее в санкционный список попали: СУЭК, «Мечел» и «Сибантрацит».
Блокирующие санкции против «Эльги» затрагивают аффилиированные с ней добывающие, обогатительные, транспортные и портовые активы.
Напомним, компания «Эльгауголь», входящая в «Эльгу», владеет лицензией на пользование недрами Эльгинского месторождения. Запасы месторождения по классификации JORC достигают 2.2 млрд. т. коксующегося угля.
В 2023 г. добыча «Эльги» выросла до 22,7 млн т (+2,2 млн т, или +10,5% к 2022 г.). В январе-мае 2024 г. компании удалось нарастить производство до 10,6 млн. т. (+2,3 млн т, или +28,3%).
Включение «Эльги» в санкционный список США добавит компании сложностей с реализацией Эльгинского проекта, касающихся как добычи и экспорта, так и создания железной дороги к строящемуся компанией порту Чумикан на Дальнем Востоке.
Санкции, относящиеся к холдингу «Коулстар», распространяются на угольный разрез «Богатырь» (Новосибирская область), проекты морских терминалов «Аврора» и «Коулстар» на Дальнем Востоке и логистические компании «Коулстар Транс». В 2024 г. планировалось начать разработку угольного разреза, запасы которого оцениваются в 300 млн т высококачественного антрацита, прогнозные ресурсы – в 2,4 млрд т.
«Разрез Майрыхский» (ранее контролировался «Коулстар») в 2023 г. сократил добычу до двух млн т (-0,8 млн т, или – 29% к 2022 г.). Промышленные запасы энергетического угля компании составляют 220 млн т. Мощности по добыче угля превышают четыре млн т в год. «Разрез Майрыхский» владеет лицензиями на разведку и добычу на Бейском каменноугольном месторождении, запасы которого оцениваются в пять млрд т.
Сокращение российских экспортных поставок в 2024 г. из-за санкций, с учетом объемов СУЭК, «Мечела», «Сибантрацита», «Эльги», «Коулстар» и «Майрыхского разреза» составит около 60 млн т. При сохранении санкционного режима в 2025 г. на рынок, по предварительным оценкам, не попадет около 80-90 млн т угля.
Таким образом, под санкции США с начала 2024 г. попало 30% российского угольного экспорта, что ведет к дисбалансу мирового спроса и предложения на высококачественный уголь как энергетический, так и металлургический, включая PCI и антрацит. Выпавшие объемы высококачественного российского угля и металлургического материала будет невозможно заменить на рынке, так как продукция из Индонезии, Южной Африки и Колумбии несопоставима по качеству, а возможности наращивания производства в Австралии ограничены, что может подстегнуть вверх ключевые индексы, рассчитываемые на основе материала 6000 ккал/кг, а также цены на коксующийся уголь, PCI и антрацит.
Что ждет угольную отрасль?Безусловно, знаковым событием мая 2024 г. стало назначение главы Кузбасса Сергея Цивилева на пост федерального министра энергетики. В новой должности его утвердила Госдума РФ на своем заседании 14 мая. Сменщиком Цивилева в Кемеровской области стал его первый зам, председатель областного правительства Илья Середюк.
Сергей Цивилев за несколько лет работы руководителем угольного региона снискал репутацию главного защитника-лоббиста российских угольщиков. В Госсовете при Президенте РФ он возглавил комиссию по направлению «Энергетика». На ее заседаниях выступал за расширение экспортных возможностей для сибирских угольных компаний. В частности, предлагал ввести мораторий на рост тарифов на перевозку угля и ускорить расширение мощности БАМа. В апреле 2024 г. на заседании комиссии было рекомендовано отменить экспортные таможенные пошлины на уголь, и правительство РФ пошло на такой шаг с 1 мая. Многие представители угольной отрасли в связи с этим возлагают на Цивилева большие надежды.
Впрочем, пока новый глава федерального ведомства энергетики дистанцируется от поддержки одной отрасли, выступая за развитие всего ТЭК. «Я считаю, что топливно-энергетический комплекс Российской Федерации – это основа всей экономики Российской Федерации. ТЭК должен быть экономически эффективным, надежным, безопасным и успешно конкурировать на мировом рынке. ТЭК должен опираться на российскую инженерную школу, на российскую науку, на российскую промышленность и использовать в своей работе лучший опыт, российский опыт предыдущих поколений», – рассказал Цивилев на пленарном заседании Госдумы РФ 14 мая, назвав это своей программой.
Сергей Цивилев покинул Кузбасс в непростое для его экономики время. Добыча угля, являющаяся одной из ее основ, сократилась с 255,3 млн т в 2018 г. до 214,2 млн т в 2023-м. В первом квартале 2024 г. падение продолжилось. По данным Министерства экономического развития Кемеровской области, потери угольных компаний региона из-за невыполнения плана по вывозу угля в 2024 г. прогнозируются на уровне 114 млрд руб. Индекс физического объема валового регионального продукта в 2022 г. составил 99,4%. Индекс промпроизводства в первом квартале 2024 года – 97,3%.
Ранее вице-губернатор по топливно-энергетическому комплексу, транспорту и экологии Андрей Панов сообщил, что снижение общих доходов регионального бюджета в 2023 году составило 13% (42 млрд руб.), писал «Ъ-Сибирь», а по налогу на прибыль организаций – почти 30%. По итогам 2023 г. Кузбасс вошел в пятерку российских регионов с наибольшим дефицитом бюджета. Планируемый объем дефицита на 2024 г. после последних поправок достиг 67,2 млрд руб.
Проблем в 2024 г. с избытком хватает и у всей угольной отрасли.
Ограниченная пропускная способность БАМа и Транссибирской магистрали препятствует наращиванию объемов перевалки в дальневосточных портах, где логистика наиболее благоприятна для поставок на рынок АТР из-за дешевого фрахта. Сочетание низких текущих цен с высокими расходами на железнодорожную перевозку и ставками перевалки в портах, делают экспортные поставки нерентабельными, вынуждая российские угольные компании приостанавливать отгрузки на экспорт, снижать добычу, а в отдельных случаях закрывать добывающие предприятия и сворачивать проекты на новых месторождениях.
Все это особенно тревожно на фоне критически высокого уровня импортозависимости в угольной отрасли России. Доля импортного оборудования в отечественной угольной промышленности на данный момент оценивается в 75-80%.
Потребность в импортном оборудовании особенно ощущается в подземной добыче угля, в частности, по такой номенклатуре оборудования: механизированные крепи (79%), очистные комбайны (95%), электровозы (85%) и дизелевозы (100%). Для открытых горных работ стоит отметить критическую зависимость от импорта в многоковшовых экскаваторах (100%), погрузчиках (97,9%), буровых станках (68%), бульдозерах (88%) и технологических автомобилях (95%).
На днях СМИ сообщили, что правительство России обсуждает введение таможенных пошлин на горное оборудование: краны, горнопроходческие, буровые, дробильноразмольные и сортировочные машины. Мера должна коснуться техники из недружественных стран.
Сам размер новых пошлин пока не ясен. Но уже понятно, что протекционизм может и не подстегнуть рост производства оборудования в России, а импорт из «дружественных» стран резко подорожает.
Не менее острыми проблемными вопросами для угольщиков в текущем году будут и обсуждаемый рост НДПИ с ценами отсечения, привязанными к экспортным ценам на уголь, и экспортная пошлина, которую отменили лишь на время.