Эдгар Гайнулин: «Мы предложили рынку решение проблемы»
НГВ: Почему вы решили заняться именно этим бизнесом, создать производство теплогидроизолирующих материалов?
Э. Гайнулин: Мы предложили рынку не продукт, а решение проблемы. Проблема качественной и, главное, быстрой изоляции стыков существовала давно. Основные сложности у строителей заключались в том, что до появления комплекта был ассортимент разрозненных материалов, которые зачастую находились еще и на разных складах. Представьте себе: вам необходимо заизолировать стык, а у вас антикоррозионное покрытие на одном складе, теплоизоляционное покрытие на другом, за десятки километров, крепление на третьем, да еще это все необходимо доточить в размер на месте. Раньше изоляция стыка занимала не менее четырех часов, и это при условии, что все материалы уже доставили на место монтажа. Сейчас процесс занимает 20-40 минут! Мы объединили все это в самодостаточный продукт, который не нужно дотачивать. Все четко в размер.
НГВ: Каким был первый продукт? В чем было его преимущество и отличие от других производителей? Были ли какие-то проблемы, с которыми вы столкнулись изначально? Как вы их решили? Кто был первый заказчик?
Э. Гайнулин: Первым продуктом стал КТС – комплект теплогидроизоляции сварного соединения. Наш продукт самодостаточный, в нем полный комплект материалов для изоляции стыков, при этом мы предоставляем гарантию на весь перечень материалов. Больше не создается прецедентов, когда заказчику в случае несоответствия необходимо найти виновного, и не понятно, где искать, ведь проблема может быть и в антикоррозионном слое, и в теплоизоляционном. Совсем недавно был случай в нефтегазовой компании из первой пятерки: при укладке плети трубопровода потрескался антикоррозионный слой на стыковом соединении. Заказчик соответственно выставил претензию поставщику, а поставщик в ответ: «мы антикоррозионное покрытие не производим, обращайтесь к производителю»….и начинается хождение по кругу. В свою очередь, производитель антикоррозионного покрытия скажет: «господа, вопрос к поставщику материалов, мы знать не знаем, для чего и в какой конструкции применили наш материал». В конечном итоге выяснилось, что антикоррозионное покрытие нельзя было применять в таких температурных диапазонах, так еще и конструкция стыка, как оказалось, имела серьезные просчеты. В нашем случае мы несем ответственность за весь перечень материалов. И до сегодняшнего дня с такими проблемами не сталкивались.
Как правило, мы хотим ускорить и облегчить процесс изоляции, но заказчик думает, что мы усложняем. Руководители компаний заинтересованы сократить сроки строительства и издержки, поэтому, когда приезжаешь на место строительства трубопровода, обычно тебя уверяют, что они знают, как лучше, ведь годами делалось по-другому. Постоянно приходится слушать одно и тоже: «Я строю уже 30-40 лет, а ты здесь приехал молодой и рассказываешь, что можно быстрее». Решать приходилось на местах – на практике показывать, что процесс можно ускорить, оптимизировать и получить качественный результат.
Нашим первым заказчиком была компания «Газпром нефть», участвовали в строительстве линейной части трубопровода Новопортовского месторождения.
Основными нашими заказчиками являются компании нефтегазового сектора России: ПАО «НОВАТЭК», ПАО «НК «Роснефть», «Газпром», ПАО «Газпром Нефть», ПАО «Лукойл» и еще порядка 30 компаний, среди них и теплогенерирующие компании.
НГВ: В какие регионы вы поставляете продукцию? Это только внутренний рынок? Есть ли продажи за рубежом?
Э. Гайнулин: Мы осуществляем поставку во все регионы России. Если говорить о нефтегазовом секторе, то в основном в районы Крайнего Севера. Если говорить о ТГК, то по всей России. Так же у нас есть опыт поставки в страны СНГ, работаем с ними.
Чтобы было понимание масштабов –за период с 2014 по 2021 год для компании «Газпром нефть» мы закрыли потребность в 75-80% от общего числа необходимых комплектов. Каждый второй стык «Роснефти» произведен нашим заводом.
В этом году, ориентировочно в ноябре, мы выпустим миллионный комплект.
НГВ: Какой заказ вы считаете самым сложным, нестандартным? Каким проектом вы особенно гордитесь?
Э. Гайнулин: Самый сложный проект … Таких, наверное, два: первый – это «Ванкорнефть» (дочернее общество «Роснефти»). Суть в том, что там был заказ на приличное количество комплектов, порядка 26 тысяч, и нужно было уложиться в строк – 40 календарных дней, причем первая партия должна была поступить на склад заказчика через 12 дней. Вот это было испытание! Даже больше, это была проверка себя, как защита диплома. Во всяком случае стресс я испытывал такой же. Но мы справились за 38 дней.
Второй проект – ООО «Удоканская медь». Там был очень нестандартный заказ. Наши технологи и производственники, конечно, проявили свое мастерство в полном объеме.
Вообще я считаю, что наши успехи – это работа команды. Каждый сотрудник – это маленькая шестеренка, без которой не будет работать большой механизм. У нас в компании 70% сотрудников работают более пяти лет, есть и те, кто работает с открытия компании, и их немало.
НГВ: По итогам 2023 года «Завод Теплогидроизоляции» изготовил и поставил более 95 000 комплектов теплоизоляции сварных стыков (КТС) для нефтегазовых трубопроводов, что на 216% больше, чем в 2022 г. (в 2022 – 30 000 КТС). С чем связан резкий рост темпов производства?
Э. Гайнулин: Рост связан со спросом. Банальный ответ, за которым стоят не банальные вещи. Во-первых, удалось оклематься от ковидных последствий, экономика начала демонстрировать рост. Мы все прекрасно понимаем, что добыча углеводородов занимает в нашей экономике не последнюю роль.
Во-вторых, в 2022 году произошли существенные геополитические изменения. Наша страна оказалась под давлением тысячи санкции во всех сферах экономики, но к нашему счастью в 2023 году экономика начала расти такими сумасшедшими темпами … и по нашему примеру можно судить, что экономический курс, выбранный нашим правительством, оправдан.
НГВ: Какие тенденции, разработки в вашей области вы считаете наиболее важными на данный момент?
Э. Гайнулин: Меня очень заботит тенденция с появлением контрафакта. Были случаи, когда под продукцией нашей компании поставляли продукцию очень низкого качества, такая же история с антикоррозионными материалами. Для примера, некая компания закупила у торговых марок «Терма» и «Тиал» 300 единиц продукции, получила сертификат, а потом с этим сертификатом продала 10 тыс. комплектов продукции непонятных производителей. Компании нефтегазового сектора борются с этим, многие достаточно успешно, но, к сожалению, пока такие случаи происходят. Тем не менее мы видим положительную динамику.
Что касается разработок… Нефтяные компании планируют работать на шельфе, а там, конечно, необходим продукт с иными характеристиками, с инновационными.
Мы занимаемся разработкой таких продуктов. Более точную информацию дать не могу – пока секретно!
И конечно же, мы продолжаем совершенствовать свой продукт.
НГВ: После ухода многих иностранных компаний ощутили ли вы сложности в производстве и недостатке материалов для изготовления теплогидроизолирующей продукции? Что вас больше всего беспокоит в отрасли в целом?
Э. Гайнулин: Нет, мы не ощутили сложности в производстве и недостатке материалов для изготовления теплогидроизолирующей продукции после ухода многих иностранных компаний. Зато ощутили положительную динамику. С момента основания мы ориентировались на российских производителей.
Думаю, что в среднесрочной перспективе поводов для беспокойства в отрасли нет.
НГВ: Как вы оцениваете китайских производителей? Есть ли у вас сегодня конкуренты на рынке? Это в большей степени отечественные или зарубежные компании?
Э. Гайнулин: Уровень китайских производителей вырос многократно, как в ассортименте, так и в качестве продукции.
Мы анализируем и испытываем продукты китайского производства, но для нас это в большей мере некий запасной вариант. Все-таки мы ориентируемся на отечественного производителя.
Конкуренция, конечно, есть. Конкуренты – это все-таки отечественные компании. Но конкуренция необходима, благодаря ей появляются более качественные продукты. Я, конечно, не рассматриваю конкуренцию с производителями контрафактной продукции. Они могут конкурировать только ценой. Но за этой низкой стоимостью стоит низкое качество! Нельзя купить золото по цене меди!
Перспективы сегмента… Я думаю, этот сегмент рынка будет развиваться, показывать положительную динамику.
НГВ: Как вы оцениваете перспективы сегмента в будущем? Какой объем продаж ожидаете в 2024-2025 годах? Как вы оцениваете спрос на продукцию завода?
Э. Гайнулин: Прирост объема в 2024-2025 гг. будет в пределах 15-20%.
Я вижу, что спрос растет, а приток новых заказчиков подтверждает эту тенденцию.
Понимаете какая ситуация – о нас на рынке много говорят разного: мы наглые, дорогие, дотошные, задиристые и так далее.
Но положа руку на сердце, я могу точно сказать: никто ни разу не сказал, что у нас некачественная продукция или мы сорвали сроки! Конечно, качество, сроки и постоянное развитие – наша визитная карточка!