В ожидании ясной концепции

Автор: Кирилл Молодцов - председатель редакционного совета журнала НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ
Уважаемые читатели!

Цены на топливо – значимый маркер социального баланса. В этом году правительство РФ принимает меры на опережение возможного сезонного роста стоимости топлива и утверждает временный запрет экспорта бензина с 1 марта.

Объем экспорта бензина у нас небольшой: 5-6 млн тонн. Дизеля – гораздо больше. В 2023 году было произведено около 90 млн тонн дизеля и 40 млн тонн бензина с хвостиком. Потребление на внутреннем рынке топлива – меньше 90 млн тонн, из них примерно 50 млн тонн дизеля и около 35 млн тонн бензина. Производим больше, чем потребляем. Но экспортные цены являются по-прежнему привлекательными для трейдеров, которые видят хорошую выгоду в сбыте топлива за границей.

Тем не менее экспорт дизтоплива в январе 2024 года снизился на 23%, а отгрузки на внутренний рынок были увеличены на 17%; экспорт бензина снизился на 37%, а отгрузки на внутренний рынок превышают показатели прошлого года на 7%, сообщило Минэнерго в январе 2024 года. Учитывая эту не внушающую опасения конъюнктуру, правительство прибегает к полному запрету экспорта бензина на полгода несмотря на то, что цены на внутреннем рынке не демонстрируют экстренного роста.

Цена на бензин за год подросла в рамках инфляции примерно с 4 до 6%. А вот дизель стал более дорогим, коррекция составила около 11% к прошлому году. Поэтому точно не стоит исключать введение запрета и на этот вид топлива. Но пока риски пытаются нивелировать увеличением продажи нормативных объемов на бирже. Принесет ли это ощутимый результат, покажут торги.

Стоит ли опасаться затоваривания? Не думаю. Как уже было отмечено, экспорт бензина у нас скромный, в случае чего можно найти способ по хранению этого вида топлива или вовсе отменить запрет. Вопрос остается открытым в случае с дизелем. Тут могут быть проблемы с хранением, учитывая отсутствие в России крупных танков для хранения нефти и нефтепродуктов. Но не забываем про трубы «Транснефти». Хранить топливо можно в трубопроводах оператора, если правительство посчитает такую меру целесообразной.

То, что правительство вручную регулирует рынок, в актуальных условиях вполне оправдано. В отсутствие масштабного плана по стратегическим изменениям в отрасли, нужно страховать риски превентивными мерами. Эффективными ли? Посмотрим.

ФАС тоже на чеку – мониторит цены. И сдерживает их согласно соглашениям с производителями. Особенно удачной практика показала себя в отношении стабилизации цен на куриное яйцо, по крайней мере, так оценил работу ведомства его руководитель Максим Шаскольский в разговоре с Михаилом Мишустиным в конце февраля 2024 года. Как ведомство собирается сдерживать цены на топливо, покажут весенние и летние месяцы. Думаю, что впереди еще множество нетривиальных законодательных инициатив.

Как видим, пока повестку составляют точечные меры. Когда же уже будет комплексное системное переформатирование правовых и налоговых оснований топливного рынка?

К примеру, возникает ощущение недоумения по поводу парадоксального явления – запрета экспорта топлива и работы демпферного механизма выплат. Такое же ощущение появляется и по поводу графика работы НПЗ – уходящих на ремонт постоянно, надолго и по своим каким-то загадочным ориентирам, не согласованным с профильным ведомством. Также много вопросов к работе РЖД, ну и к транспортному министерству, курирующему логистическую инфраструктуру. Все также актуальна тема стратегических хранилищ, а именно их отсутствия, и концепция укрепления позиций внутренней переработки нефти и газа в товары высоких переделов с более маржинальной стоимостью, которые бы могли закрывать и дефицит внутреннего рынка и поставляться на экспорт на иных условиях. В этой связи хотелось бы упомянуть и сегмент газомоторного, водородного топлива, мягко говоря, сегодня буксующий, но имеющий хороший потенциал. Для интенсивного развития этого транспорта было бы интересно провести эксперимент – предложить ответственным чиновникам и менеджерам «Газпрома» пересесть на авто на газомоторном топливе. Тогда бы изменения в динамике развития сегмента произошли стремительно. И в техническом, и в нормативном, и в инфраструктурном плане. Как думаете?

Тут, конечно, стоит уже говорить о развитии рынка хай-тек. Об увеличении объема инвестиций в инновации и науку. В мартовском номере на страницах журнала поднимаются вопросы о том, что делать с газом в случае, если внешний рынок сбыта будет более сжатым, на какие технологии переходят в мире, чтобы эффективно добывать и перерабатывать углеводороды, что придумывают наши инженеры, чтобы «прокачать» отрасль в инновационном плане.