«Северные потоки»: неочевидное, но вероятное

Автор: Редакция «Нефтегазовой вертикали»

С 26 сентября в газовой отрасли только и разговоров, что о «Северных потоках». Точнее – о неизвестно откуда взявшихся повреждениях, которые привели к утечкам на четырех нитках газопроводов «Северный поток-1» и «Северный поток-2». «Нефтегазовая вертикаль» побеседовала с экспертами и представителями отрасли о том, к каким последствиям может привести инцидент, кому ситуация на руку и чего следует ожидать рынку газа в ближайшем будущем.

Газовый рынок Европы, который лихорадит уже больше года, получил очередную мощную встряску. Загадочная история с «Северными потоками» началась в ночь на 26 сентября, когда было зафиксировано резкое падение давления на двух нитках газопровода «Северный поток-1» и одной нитке «Северного потока-2» в исключительных экономических зонах Дании и Швеции. На всех трех нитках были обнаружены утечки. В четверг 29 сентября шведские власти сообщили о четвертой утечке.

Причина инцидента неизвестна, в настоящий момент ведется расследование. Практически сразу официальные лица как России, так и стран Евросоюза заговорили о диверсии, подчеркивая, что случившееся могло стать следствием установки взрывных устройств на нитках газопроводов водолазами. 30 сентября газета Wall Street Journal со ссылкой на источники сообщила, что трубы газопроводов были повреждены в результате двух взрывов, мощность каждого из которых составляла около 500 кг тротила [1]. Генпрокуратура РФ расценила произошедшее как акт международного терроризма.

Оператор газопровода «Северный поток» Nord Stream 2 AG заявил, что повреждения беспрецедентны, однако оценить ущерб будет возможно только после того, как специалисты компании получат доступ к месту происшествия. В то же время некоторые СМИ стали писать, что поврежденные нитки газопровода, вероятно, навсегда окажутся непригодными для использования (в частности, такую точку зрения выразила немецкая газета Tagesspiegel [2]).

Очевидно, что потребуется время, чтобы оценить последствия инцидента как для России, так и для Европы. Однако попробуем разобраться с тем, что есть на сегодняшний день. Начнем с оценки повреждений.

Реконструкция возможна

«Пока говорить о пригодности или непригодности рано, надо сначала посмотреть, что там произошло и насколько сильны повреждения. Теоретически все можно восстановить, вопрос денег. Сколько это все (операция по подъему труб, по замене участка, по обработке труб внутри от коррозии) будет стоить и кто за это будет платить? Пока непонятно, будет ли страховая компания что-то выплачивать, может быть, она сочтет это не страховым случаем», – рассуждает Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ.

Аналогичную мысль выразил эксперт Национальной ассоциации СПГ Игорь Родичикн: «Вполне возможно починить. Но для этого надо поднять трубу на судно, отрезать поврежденную часть, нарастить недостающую. И так – с каждой ниткой. И на это нужны и деньги, и погода, и – самое главное – желание окружающих». В смысле локализованных в зоне происшествия стран.

Теперь европейские страны лишились альтернативного маршрута поставок газа на случай каких-либо непредвиденных ситуаций

Про значение поддержки высказался и один анонимный источник НГВ в энергетической отрасли, подчеркнув, что все технологии восстановления поврежденных ниток понятны, но успешное проведение ремонтных работ будет зависеть от беспроблемной международной кооперации, которую в данной ситуации никто гарантировать не может.

Как отмечает Родичкин, не исключено, что может начаться внутренняя коррозия швов, остановить которую можно только путем герметизации труб. Для того чтобы это осуществить, нужно опускать туда водолазов со спецоборудованием, а до того – поддерживать давление в трубе, закачивая туда газ.

«Газпром» за свой счет и без гарантий потребителей этого делать не будет, – заключил эксперт.

Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов также считает, что в текущих условиях газопроводы едва ли будут возвращены в строй, поскольку возобновление их работы сопряжено с усилиями ряда стран, которые сейчас не могут пойти на это из-за риска подвергнуться критике за сотрудничество с Россией.

Успешное проведение ремонтных работ будет зависеть от беспроблемной международной кооперации, которую в данной ситуации никто гарантировать не может

Выходит, что приговор «Северным потокам» будет оформлен не столько из-за физических повреждений, сколько из-за политически обусловленной позиции ряда игроков. Как подчеркнул Игорь Родичкин, «до смены руководства ЕС на менее политизированное и более прагматичное никто не будет за ремонт».

Однако даже если предположить, что «Газпром» возьмется за ремонт своими силами, встает вопрос, насколько это будет целесообразно. Мы уже давно слышим о намерении европейцев отказаться от закупок российского газа в течение 2-3-х лет (перспектива спорная, однако курс задан, и ЕС будет планомерно ему следовать). Если «Газпрому» придется самостоятельно ремонтировать эти газопроводы и тратить миллиарды долларов, а контракта на поставки газа не будет, то зачем восстанавливать? Получится, что будут потрачены огромные средства, а инвестиции в ремонт не вернуть.

Рынок в напряжении

Здесь следует поговорить о самой Европе и ее «газовых» перспективах. С лета прокачка по «Северному потоку» планомерно сокращалась из-за проблем с обслуживанием турбин («Газпром» все списывал на санкции, западные страны – на стремление России манипулировать ценами за счет ограничения поставок). В сентябре прокачка прекратилась и так и не была возобновлена. По словам источника редакции, перезапуск «Северного потока» в этом году в целом не планировался. Собственно говоря, на новости об аварии биржевые цены на газ в Европе отреагировали не слишком остро. Другое дело, что теперь европейские страны (и прежде всего Германия, на которой ситуация сказывается в большей степени) лишились альтернативного маршрута поставок на случай каких-либо непредвиденных ситуаций – например, очень холодной зимы или сбоев с другими поставщиками. И если до 26 сентября можно было урегулировать ситуацию с газоперекачивающими агрегатами и вернуть «Северный поток» или же, на крайний случай, дать разрешение на запуск «Северного потока-2», то теперь такой возможности нет, подчеркивает Александр Фролов.

Это создает дополнительное напряжение на газовом рынке Европы, поддерживая цены на невменяемо высоком уровне, который уже не выдерживают многие энергоемкие отрасли промышленности, такие как выпуск металлов и производство удобрений. Как писало агентство Bloomberg, за последний год ЕС потерял около половины мощностей по выплавке цинка и алюминия. Заводы вынуждены закрываться или же существенно сокращать производство. В случае сохранения высоких цен, тенденция не просто сохранится, но и будет набирать обороты.

Выгодно многим

Вопрос о том, кто является бенефициаром сложившейся ситуации, пока остается открытым. В настоящий момент можно услышать множество противоречивых заявлений. Наиболее агрессивно настроенные по отношении к РФ страны обвиняют Россию (в частности, с таким заявлением выступил премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий [3]). Россия, со своей стороны, – страны Запады и в первую очередь, конечно, США.

Игорь Родичкин полагает, что вывод газопроводов из строя мог быть выгоден тем, кто является реальным конкурентом РФ по поставкам – США и Норвегии. Кроме того, по его словам, могли быть заинтересованы странытранзитеры – Польша, Франция, Голландия.

Александр Фролов убежден, что единственной страной, которая имеет экономическую выгоду в данной ситуации, являются Соединенные Штаты. При этом он призывает не воспринимать выгоду «вульгарно» – в том контексте, что американские производители стремятся поставлять свой газ в Европу, вытеснив Россию.

«Им все равно, куда идет их газ, если это не оказывает влияние на цены на внутреннем рынке. Соединенные Штаты с 2008-2009 годов заинтересованы в реиндустриализации. Самостоятельная реиндустриализация им не удалась. Сейчас США являются своего рода тихой гаванью по сравнению с ЕС, куда может уйти часть европейской промышленности», – указывает эксперт на вполне логичную причину происходящего.

Другая часть, как считает Фролов, уйдет в Китай, но страна от этой ситуации существенно теряет. Для КНР Евросоюз был крупным торговым партнером, с которым республика хотела расширять взаимоотношения. Теперь же экономика ЕС неизбежно продолжит свое падение. Значительный период времени потенциал роста того же Китая будет ниже из-за сокращения объемов международной торговли, дальновидно предполагает Александр Фролов.

Можно посмотреть на проблему и с другой стороны. Дайскэ Харада, директор проектов, экономист отдела исследований и анализа Группы проектов «Россия» японской компании JOGMEC в интервью «Нефтегазовой вертикали» (№9, 2022) отмечал, что РФ понимает, что в настоящий момент является единственной страной, имеющей дополнительные мощности по добыче газа, и пользуется этим, чтобы контролировать уровень цен за счет снижения объемов экспорта. Иными словами, Россия создает «газовую ОПЕК», членом которой, правда, является только она.

Конструктив энергостабильности известен

Что мы имеем? «Северные потоки» выведены из строя, газопровод «Ямал-Европа» заблокирован после взаимных санкций Польши и России. С мая поставки через Украину ограничены объемом примерно 42 млн кубов в сутки при прописанных в контракте 109 млн (прокачка ведется только через ГИС «Суджа», прием на «Сохрановке» Украина прекратила, сославшись на тот факт, что территорию контролируют российские силы). Более того, «Нафтогаз» требует арбитражного разбирательства касательно платежей: по заявлениям украинской стороны, «Газпром» оплачивает транзит не в полном объеме. В «Газпроме» же утверждают, что не должны платить за не оказанные Украиной услуги. В компании подчеркнули, что ситуация может привести к санкциям РФ против «Нафтогаза», а это будет означать запрет для «Газпрома» исполнять обязательства перед ней, включая оплату.

Остается «Турецкий поток» (мощность 31,5 млрд кубометров в год), с которым в последнее время все также стало неспокойно. Оператор газопровода South Stream Transport B.V. 30 сентября сообщил о досрочном отзыве экспортной лицензии в результате введенных 18 сентября санкций ЕС. На поставки это не повлияло, однако санкции запрещают поставку товаров и услуг для обслуживания трубы на территории России. Как мы помним, проблемы с обслуживанием уже приводили к печальным последствиям для экспорта российского газа в Европу.

Главный исполнительный директор НААНС-МЕДИА Тамара Сафонова подчеркивает, что такая стабильность поставок, которая была обеспечена в рамках надежной эксплуатации российских трубопроводных систем, в настоящий момент не может быть достигнута. По ее словам, на текущий момент заявленные проекты по вводу в эксплуатацию заводов по производству сжиженного природного газа в мире, в основном, не обеспечены ресурсной базой. Регазификационные мощности по приему СПГ в Европе можно охарактеризовать как профицитные, а потенциал роста добычи добычи газа в «альтернативных» странах недостаточен, чтобы вытеснить Россию из мирового экспортного баланса.

«Для того чтобы исключить эскалацию мощного энергетического кризиса в мире, важно на коллегиальном уровне с участием всех стран-участников проекта найти вариант технических, не политизированных решений, которые приведут к возобновлению работы трубопроводных веток из России», – заключила эксперт.

Мы писали статью в первых числах октября, но, судя по всему, версии произошедшего и заявления на высоком уровне будут появляться еще долго. За рамками текста осталось много намеков и указаний на выгодополучателей от аварии, среди них «Газпром» – «чтобы не платить неустойку»; страны НАТО как контролирующие морскую зону, где произошла авария; строители, которые якобы заложили бомбу еще при строительстве на всякий случай и т.п.

Потенциал роста добычи добычи газа в «альтернативных» странах недостаточен, чтобы вытеснить Россию из мирового экспортного баланса

Не исключено, что в скором будущем появятся еще более смелые версии и шокирующие разоблачения.

Все эти предположения, обвинения и «тыканья пальцем» особо не имеют значения для получения конструктивного результата восстановления трубопроводов. Сегодня не видно никого, кто призвал бы мир отбросить риторику дворовых разборок и остановил бы разрушение созданных цивилизацией экономических структур. В частности, призвал бы страны восстановить трубопроводы для гарантии энергостабильности.

Список литературы

  1. https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/15915247? utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_cam paign=google.com&utm_referrer=google.com
  2. https://www.kommersant.ru/doc/5583108
  3. https://tass.ru/ekonomika/15888201?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com& utm_referrer=google.com