Дело застряло
Экономика замкнутого цикла, о которой много лет уже говорят на государственном уровне, предлагая лидерам промышленности вступить в этот формат как более выгодный и современный, пока не состоялась. Казалось бы, почему? И на международном уровне, и для отечественных капитанов бизнеса сама по себе установка на замыкание производственного цикла является очевидным благом и даже осознанной производственной необходимостью, вписанной в стратегии развития компаний
В этом смысле изумляет другое. Когда готовился этот номер, уполномоченные органы государственной власти проигнорировали просьбы редакции об интервью, а именитые экономисты прямо заявили, что не понимают, что это такое – «экономика замкнутого цикла» в современных условиях. А те, кто согласился сотрудничать, высказались об этом экономическом механизме так: ЭЗЦ – это история не про масштабный переход промышленности и сферы хозяйствования на безотходное производство, это масса частных случаев, ряд эффективных кейсов, интегрированных в различные сегменты рынка, не более того.
Я бы, со своей стороны, добавил «и не менее того», ведь эти истории действительно состоялись и являются неоспоримыми доказательствами жизнеспособности самой идеи, которая мало-помалу, от сегмента к сегменту набирает силу. Почему же «мало-помалу», а не триумфальным шествием, побеждает провозглашенная уже лет 50 как идея?
Конечно же, эта история связана с развитием технологий. С этим связано все на свете: либо мы умеем чтото сделать, либо мы не умеем. Другой вопрос – хотим ли, но если хотим, то мы все-таки делаем. Вопрос состоит в том, все ли это идет по Плану, или План зависает в вакууме сам по себе, а дела в экономике приближаются (или удаляются) к идеалам рециклинга сами по себе. Каков же ответ? Он прост
«Чисто технологически наиболее интересным и перспективным на сегодняшний день с точки зрения создания экономики замкнутого цикла является развитие замкнутого цикла в ядерной энергетике. Эти работы могут не только решить природоохранные задачи (что, безусловно, важно), но и обеспечить человечество надежным доступным источником энергии на тысячи лет», – отметил Александр Фролов, заместитель генерального директора Института… Планка задана. Держим, как говорится, в уме и думаем, из каких еще отходов можно получить доходы в ТЭК. В смысле, все это очень хорошо, но это отраслевой кейс, заданный изнутри отрасли. Констатируем это. Что же дальше?
Дальше – интереснее. В той же парадигме самостоятельного «окукливания» старых производственных процессов, из которых вылетают так радующие нас бабочки новой экономики, находится все то, что мы можем перечислить
Известен кейс с использованием ПНГ, развивается процесс включения в рециклинг нефтешламов, вторично перерабатываются полимеры. Все эти процессы имеют естественную, стихийную основу. Они возникли, поскольку логика хозяйствования подсказывала подобную схему вовлеченности сырья в повторную переработку.
И если этим схемам нужна помощь для обретения максимальной экономической эффективности, то бизнес обращается к государству с пакетом предложений о регулировании законодательных механизмов. Так, к примеру, это показано в публикуемой статье про переработку нефтешламов «Новые вызовы для циркулярной экономики нефтяной промышленности России»
Но все эти кейсы, при всей их показательности и характерности, не имеют масштабного или массового применения. И можно, конечно, все так и оставить и понаблюдать, к каким еще интересным идеям и технологиям может привести такой формат осознанного потребления сырья, когда первичные массы входящего сырья посильно заменяются на массивы сырья вторичного, но можно подумать и о том, как сформировать вертикаль «власть –бизнес», если уж вертикализация управления в нашей стране неизбежна, таким образом, чтобы созданные и расписанные в обязывающих документах национальные инициативы имели перед собой конкретные задачи производства и помогали решать реальные проблемы.
Пока же складывается впечатление, что на одном полюсе – государственные инициативы (порой сформулированные очень недурно), на другом полюсе – бизнесидеи (порой реализованные очень неплохо), но между ними нет никакого медиатора, который соотносил бы общую стратегию и частные действия. В советские времена таким медиатором стал бы специально выделенный НИИ, имеющий тесные отношения с Госпланом как конечным исполнителем и ЦК КПСС как первичным инициатором. Сейчас продуктивную схему действия предугадать сложно.
Нет, я и читатели журнала в курсе, что ряд госорганов, ответственных за координацию ЭЗЦ, работают над мусорными проектами. Действительно, это очень важно – собрать вторичное сырье, иначе не из чего будет и вырабатывать хорошо зацикленные продукты. Понятно, почему эта сфера взята чиновниками на контроль и что за копья там ломаются – речь идет о поиске субъектов финансирования. Но, во-первых, инвестор находится только в том случае, если его находит бизнес ( пока с этим както туго), а, во-вторых, радиального расширения поиска по отраслям экономики не наблюдается вовсе. Поправьте, если ошибаюсь
А, давайте, скажу прямо? Честно, как оно есть? Так вот дело – застряло. А ведь можно было бы централизованно присмотреться к естественно возникающим моделям рециклинга и вертикально поддерживать стоящие начинания стимулированием и поддержкой – хотя бы. Как? Об этом несколько статей номера.