Анализ текущего состояния и тенденции рынка битумов в России
За 10 лет объем производства битумов в России вырос более чем на 50%, а модифицированных вяжущих – в четыре раза. Основным драйвером стало увеличение темпов дорожного строительства. Вместе с тем в последние несколько лет динамика производства битумных материалов заметно отличается для разных участников рынка. Так, если часть крупных НПЗ снижали выпуск битума в связи с более экономически выгодным для них экспортом мазута, то мини-НПЗ, напротив, наращивали производство битума.
Отмечена важная роль терминалов длительного хранения для сглаживания сезонных колебаний спроса. В среднесрочной перспективе прогнозируется дальнейший рост битумного рынка, однако в случае усиления негативных факторов в ближайшие годы может наблюдаться кратковременное снижение спроса.
Тенденции дорожной отраслиОбъем производства битумных материалов в мире, по данным 2023 года, составляет 116 млн тонн. После снижения в 2020-2021 гг. сейчас наблюдается увеличение спроса в среднем на 2-3% в год. Основное потребление этих продуктов приходится на страны АТР (38%), США и Канаду (21%), причем наибольшие темпы роста характерны для Китая, Индии и Ближнего Востока. Также перспективным рынком является Африка. К 2050 году, по оценке IEA, общая протяженность дорог в мире должна увеличиться в два раза.
Российский рынок также является одним из ключевых, занимая, по последним данным, 7% мирового потребления битума. Это обусловлено огромной географической протяженностью нашей страны, а также достаточно высокими показателями обеспеченности населения автомобильными дорогами (см. рис. 1). При этом по плотности автомобильных дорог и доле скоростных автомагистралей РФ заметно уступает Китаю, Индии, США и Бразилии, что может служить стимулом для долгосрочного развития дорожно-строительной отрасли и битумного рынка в РФ.
Динамика производства битума в РФ
Начиная с 2015 года в России наблюдается активный рост производства битумов – в среднем на 7% в год (см. рис. 2).
Основными производителями и продавцами битума в РФ являются компании ПАО «НК «Роснефть» (в лице ООО «РН-Битум»), ПАО «Газпром нефть» (ООО «Газпромнефть – Битумные материалы», «ГНП-БМ»), ПАО «ЛУКОЙЛ» (ООО «ЛЛК-Интернешнл») и др. Текущая доля основных компаний на российском рынке представлена на рис. 3, а динамика изменения доли за последние 10 лет – на рис. 4.
На основании этих диаграмм можно отметить, что компания «Роснефть» по результатам 2023 г. занимает лидирующую позицию на этом рынке (38%), с некоторым отрывом от нее идет «Газпромнефть» (27%). По сравнению с 2022 г. этот отрыв заметно усилился. Еще более значительные изменения произошли у «ЛУКОЙЛ» – за 2023 год его доля снизилась с 10% до 5%. А еще пять лет назад компания занимала почти 15% рынка. В период 2015-2022 гг. объем производства битума «ЛУКОЙЛ» находится примерно на одном уровне (до 0,9 млн тонн в год), при том что объем рынка существенно увеличивался (+7% в год). И далее, в 2023 г., при сокращении производства почти в два раза, позиция компании в списке крупнейших производителей битума сместилась с 3-го на 5-е место.
Более детальный анализ производства битума по заводам (см. рис. 5) показал, что наибольшие изменения коснулись НПЗ «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» (-6% сокращение доли рынка за три года). В меньшей степени, но также негативные тенденции наблюдались и на других крупных НПЗ в центральной части страны – в сумме доля среди производителей снизилась на 14%.
Основной причиной стали временные изменения рыночной конъюнктуры, когда цена реализации мазута на экспорт значительно превышала стоимость битума на внутреннем рынке: весной 2022 г и летом-осенью 2023 г. (см. рис. 6).
Поскольку основной альтернативой для битума при производстве на НПЗ является мазут, а для него при суммарных объемах выработки в РФ порядка 40 млн тонн в год главное направление реализации – это экспорт, то рыночная альтернатива для битума оказывается привязанной к колебаниям цен на мировых нефтяных рынках. При том что битум является главным образом продуктом внутреннего потребления, а расходы на его закупку закладываются в бюджет РФ на основе смет и других нерыночных механизмов. Такое рассогласование сказывается прежде всего на крупных НПЗ, имеющих развитую систему планирования и сформированные экспортные каналы. Вопросы ценообразования битумных вяжущих, несомненно, будут подниматься и в будущем, чтобы в конечном итоге совместно с участниками отрасли прийти к оптимальному решению.
Следует выделить также начало производства дорожных битумов на заводах юга России – Новошахтинском и Славянском НПЗ (+400 тыс. т), что связано с повышением спроса на эти материалы в регионе. Еще больший рост наблюдался на небольших заводах: МПК КРЗ, «Сила Сибири» и др, относящихся к РН-битум, а также мини-НПЗ (+650 тыс.т.). Такой прирост, по всей видимости, связан с интересом компаний в расширении географии присутствия и своей продуктовой линейки (в т.ч. битумпроизводных материалов). Также битумное производство является хорошим вариантом переработки нефтяных остатков и полуфабрикатов на региональных мини-НПЗ, работающих на внутренний рынок. Сложно сказать, сколько времени еще продлится такая тенденция, но скорее всего потенциал дальнейшего увеличения доли таких производителей остается небольшим.
Динамика производства модифицированных битумовВ премиальном сегменте полимер-битумных вяжущих (ПБВ) первенство держит «Газпромнефть» (43%), причем отрыв от ближайшего конкурента, «Роснефти», (39%) за год увеличился. Также немного увеличивает свою долю в этом сегменте «ЛУКОЙЛ» (см. рис. 7).
Сезонность производства битума
Ситуация на битумном рынке осложнена также большими сезонными колебаниями спроса и предложения, связанными с преимущественным проведением дорожно-строительных работ в летний и осенний период. Пик потребления битума в РФ приходится на июнь-август и соответствует объемам производства 910 – 920 тыс. тонн в месяц, т.е. порядка 30 тыс. тонн в сутки (см. рис. 8).
В холодные месяцы наблюдается снижение производства битума до 50-60% от пикового сезонного уровня. Можно отметить, что такое снижение производства в несезон снижает годовую выработку битума примерно на три млн тонн в год при потенциальном наличии сырья и недозагруженных мощностях. При этом максимальная мощность производства битума в РФ оценивается более чем в 14,5 млн тонн в год, что свидетельствует почти о двухкратном запасе по сравнению с фактической загрузкой.
Основные варианты решения этой проблемы эффективного использования битумных производств в несезон – это отгрузка битума в зимний период на экспорт, либо организация межсезонного хранения (зимнее хранение) для последующего сбыта на рынке с началом дорожных работ. Кроме того, это позволит снизить нагрузку на ж/д транспорт и мазутовые терминалы и в целом сократить производство этого наименее ценного продукта переработки нефти.
Текущие максимальные объемы хранения битума в нашей стране составляют порядка 1,8-1,9 млн тонн, что при текущем уровне потребления несколько превышает сбалансированные значения [2]. Это приводит к переизбытку предложения в весенний период, большей волатильности рынка и, как следствие, его меньшей управляемости.
Между тем в статье [4] авторы делают заключение, что в случае увеличения спроса на битум в РФ до 9,2 млн тонн складские мощности по хранению должны быть увеличены до 2-2,5 млн тонн. Причем, дополнительные емкости должны располагаться в наиболее дефицитных регионах – СКФО, УФУ, ДФО. По нашим оценкам с учетом текущего баланса оптимальный объем хранения битума в этом случае может составить до трех млн тонн. «ОМТКонсалт» на протяжении многих лет совместно с нефтяными компаниями занимается аналитикой по битумному рынку и отмечает важность осуществления непрерывного мониторинга объемов производства, потребления и хранения битумных вяжущих, а также их ценообразования, чтобы не допустить чрезмерной разбалансировки рынка и больших сезонных колебаний цен.
По данным 2023 года, объем нетто-экспорта битума составляет 0,7 млн тонн, а ПБВ – 0,15 млн тонн. В течение последних пяти лет наблюдается увеличение объемов экспортных поставок, практически в два раза. Активно растущие рынки АТР и Африки имеют высокий экспортный потенциал. Также есть спрос на битумные материалы в странах СНГ, в частности в Узбекистане и Казахстане, где наблюдается определенный дефицит их производства [5].
География производства битумных материалов в РФПродукция компаний неравномерно распределена по регионам страны, что обусловлено географическим расположением производственных активов компаний и логистическими ограничениями. Плечо перевозки битума в среднем не превышает 1000 км от места производства. Транспортировка битумов, как правило, осуществляется в жидком виде (ж/д и автоналив), что поддерживается за счет высокой температуры – до 180°С при наливе, и до 130 °С при сливе потребителям. В случае застывания битум переходит в высоковязкое или твердое состояние, и для его выгрузки из транспортной цистерны требуется применение дополнительных разогревающих устройств, что значительно усложняет и удорожает этот процесс. При перевозке более вязких модифицированных вяжущих (ПБВ) радиус доставки становится еще меньше – в среднем до 500-1000 км от места производства. Одним из вариантов решения этой проблемы является фасовка битумных вяжущих в твердом виде (контейнеры, кловертейнеры и т.д.), однако такой вид тары существенно удорожает себестоимость продукта.
Предприятия компании «Роснефть» (см. рис. 9) осуществляют производство и, соответственно, реализацию битума преимущественно в Центральном и Приволжском округах (Самарская, Саратовская, Рязанская, Ярославская области, Республика Башкортостан и др.), а также в Сибирском регионе (Иркутская область, Красноярский край). Для «Газпром нефти» (см. рис. 10) основные регионы присутствия – это Москва, Санкт-Петербург, Московская, Рязанская, Ярославская, Омская области и другие. Для «ЛУКОЙЛа» (см. рис. 11) наиболее близкие регионы поставок – это Нижегородская, Московская, Волгоградская области, Северный Кавказ, а с недавнего времени еще и Уральский регион.
Прогноз потребления и производства битума
В перспективе ожидается дальнейшее увеличение спроса на битум за счет реализации новых дорожных проектов. В рамках 5-летнего плана развития дорожного строительства на 2023-2027 гг планируется отремонтировать более 100 тыс. км автомобильных дорог, модернизировать четыре тыс. км автотрасс с общим объемом финансирования более 14 трлн руб. К 2024 г. более 53% дорог регионального значения должны быть приведены в нормативное состояние (против 43% в 2017 г. и 51% в 2023 г.).
По оценкам, к 2030 году в базовом сценарии прогнозируется увеличение производства битума в РФ до 8-8,5 млн т (в среднем на 1-2% в год), при этом по премиальному сегменту (ПБВ) к 2030 году ожидается еще более существенный прирост – на 30-50% (см. рис. 12). [2]
Альтернативный сценарий (пессимистический) предусматривает временное снижение производства битума в период 2024-2026 гг. в случае секвестирования бюджетного финансирования в РФ в условиях нестабильной экономики. Также увеличение жизненного цикла дорожных покрытий за счет применения более качественных материалов в перспективе может снизить темпы роста потребления вяжущих.
К числу возможных угроз для дорожно-строительной отрасли и нефтепереработки относятся также санкционные ограничения – как на экспорт нефтепродуктов, так и на ввоз импортной техники и оборудования, логистические ограничения и перегруженность основных транспортных маршрутов, дефицит сырья для получения битума вследствие ввода в эксплуатацию новых процессов глубокой переработки на НПЗ, увеличение стоимости кредитных средств и другие факторы.
ВыводыТаким образом, по итогам анализа производства и потребления битумных материалов в РФ за последние несколько лет можно сделать вывод, что битумный рынок является достаточно высококонкурентным, и имеет высокий потенциал роста, особенно в области премиальных продуктов (ПБВ). В России за прошедшее десятилетие производство битумов выросло более чем на 50%, а модифицированных вяжущих – в четыре раза. Отмечена важная роль терминалов длительного хранения битума для сглаживания сезонности потребления, а также для повышения загрузки предприятий в несезон.
Наиболее динамично в сегменте модифицированных вяжущих развивается компания «Газпромнефть», а «Роснефть» стала лидером по объемам производства битумов в стране. Существенно выросла доля производства мини-НПЗ и малых предприятий. При этом в последние годы наблюдается тенденция к снижению выработки битума на крупных НПЗ в центральной полосе, связанная со случаями высокой экономической привлекательности отгрузки мазута на экспорт. Вопросы контроля и поддержания оптимального баланса между спросом и предложением, а также справедливого ценообразования битумных вяжущих, без сомнения, потребуют более детального обсуждения и скорейшего поиска решений.
На горизонте пяти лет прогнозируется дальнейший рост битумного рынка в РФ на уровне 10%, однако в случае усиления негативных факторов в экономике в ближайшие 1-2 года возможно кратковременное снижение.
Список литературы
- Орлов Д.В. «PRO Битум и ПВБ – Сделано в России». Материалы XI конф. «PRO Битум и ПВБ». Санкт-Петербург. Март 2023. – 36 с.
- ОМТ-Консалт. Рынок битумных материалов в РФ: итоги за 2023 г. https://t.me/bitumomt
- Орлов Д.В. «PRO Битум и ПВБ – привилегированная площадка взаимодействия нефтедорожной отрасли России». Материалы XII конф. «PRO Битум и ПВБ». Санкт-Петербург. Апрель 2024. – 27 с
- Дамье Е.Л., Зворыкина Ю.В., Мамулат С.Л. Производственно-логистические вопросы обеспечения битумными вяжущими на стыке пятилеток // Мир дорог. 2019. №124. С.20-28.
- Пискунов И.В., Байдильдинов О., Башкирцева Н.Ю. и др. Особенно производства и применения битумных материалов для Республики Казахстан // Нефтегазовая вертикаль. 2022. № 10. С.100–107.
- 6. Роснефть Битум: [сайт]. URL: https://www.rosneft-bitumen.ru/ru/geografiya-deyatelnosti
- Газпромнефть – Битумные материалы: [сайт]. URL: https://bitum.gazprom-neft.ru/
- Лукойл. Битумные материалы: [сайт]. URL: https://bitumen.lukoil.ru/ru/about-company/production-capacity