Свежий выпуск №15-16'16

ЗАТИШЬЕ ПЕРЕД БУРЕЙ? ФАКТОРЫ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ НА РЫНКЕ НЕФТИ

Цена: 500 руб.
Купить журнал
Читайте в номере
Статья
Статья
Автор: БРАЙАН СОНГХЕРСТ, ХУВ УИЛЬЯМС, thyssenkrupp Industrial Solutions, Великобритания
Плавучая система сжижения природного газа (floating liquefied natural gas — FLNG) разрабатывалась в течение последних 40 лет. Однако до сего времени это были лишь чертежи. Тем не менее, после принятия в 2011 г. окончательного решения об инвестициях компанией Shell по проекту FLNG Prelude, ряд компаний-операторов и разработчиков активизировали свои усилия. Сегодня в процессе строительства находится уже семь установок.
Статья
Автор: ВЛАДИМИР ЛАПТЕВ, Евро-Азиатское геофизическое общество
В условиях падения цен на нефть и газ, мирового энергетического кризиса и нестабильного курса рубля российская геофизика не только продолжила поступательное развитие, но и достигла в 2015 г. значительных успехов стратегического характера. Отрасль вернула себе заслуженно высокие позиции в мировом рейтинге. По уровню развития рынка геофизических услуг Россия уступает только США, опережая одного из наших основных конкурентов — представителей Китая.
Результаты минувшего года, равно как и ситуация на рынке геофизического сервиса, дают основания утверждать, что угроза поглощения важнейшего сегмента отечественной высокотехнологичной индустрии Западом или Востоком ликвидирована. Причем на протяжении ряда лет отечественный рынок геофизических услуг растет очень хорошими темпами — в среднем примерно на 20% в год. Как ни парадоксально, мощную стимулирующую роль в обеспечении роста и развития нашей геофизики сыграли санкции США и ЕС, а также контрсанкции со стороны РФ, активизировавшие процессы импортозамещения.
А становление в России крупных государственных, корпоративных и независимых геофизических компаний создает новую, более благоприятную и равноправную деловую среду.
Канадская Trans Canada Corp покупает американского оператора трубопроводов Columbia Pipeline Group за $10,2 млрд, создавая одну из крупнейших в Северной Америке групп в области транспортировки газа, говорится в сообщении компании. Сумма сделки составляет $13 млрд, включая стоимость американской компании плюс выплату долга в размере около $3 млрд. Сделка была объявлена в марте и в июне получила одобрение акционеров Columbia Pipeline. Для Trans Canada покупка американской трубопроводной компании важна тем, что позволяет избавиться от крупного конкурента. Кроме того, канадская компания получает доступ к транспортировке газа из сланцевых регионов Marcellus и Utica.
Статья
Автор: СЕРГЕЙ СМИРНОВ, Казахстан

Истощение месторождений ведет к тому, что одна из ведущих отраслей Узбекистана — нефтегазовая промышленность — стремительно теряет свои позиции. Это особенно заметно в секторе добычи жидких углеводородов.

Власти Узбекистана пытаются решить проблему дефицита жидких углеводородов как с помощью импорта сырой нефти и нефтепродуктов, так и за счет поиска новых источников углеводородных ресурсов с организацией производств нефтехимической и химической продукции высоких степеней передела. С этой целью официальный Ташкент с начала 2000-х приглашает в свои проекты иностранные компании.

По данным «Узбекнефгаза», иностранным компаниям передано более 60% общей площади перспективных углеводородных участков недр с прогнозными ресурсами в объеме 4,1 млрд т у.т.

Активную роль в развитии газовой отрасли и перерабатывающих отраслей Узбекистана играет ЛУКОЙЛ. С целью увеличения экспортных объемов газа власти республики принимают различные меры по сокращению его внутреннего потребления. Среди них — поднятие цен на газ для местных потребителей, перевод энергоснабжения некоторых областей с газа на уголь.

Несмотря на то, что поиск новых запасов углеводородов пока дает скромные результаты, мощности перерабатывающих производств активно наращиваются. К 2030 г. планируется увеличить производство нефтехимической продукции в 3,2 раза. Есть риск, что часть этого потенциала останется невостребованной.

Статья
Автор: Аналитическая служба «Нефтегазовой Вертикали»
Цены на нефть перестали падать и даже немного подросли. Эта хорошая новость побуждает нефтегазовых инвесторов вновь обратить взоры на перспективные месторождения глубоководного шельфа. Тем более что пороговая цена на нефть, открывающая возможности для вовлечения в производственный процесс этого сегмента, ненамного выше отраслевого «рубежа выживаемости». Конечно, речь идет не об арктическом шельфе, а о морских проектах в значительно более умеренных широтах.
В 2014 г. инвестиции в шельфовые разработки достигли исторического пика — $375 млрд. В прошлом году они упали на 15%. Ожидается, что положительная динамика возобновится в 2018 г. и за два-три года годовой уровень инвестиций в этот сегмент вернется к уровню $360 млрд. Эксперты считают, что в обозримом будущем именно глубоководный шельф станет основным источником прироста мировой добычи углеводородов.
Предполагается, что лидирующее положение в освоении глубоководного шельфа сохранит за собой Золотой треугольник — месторождения Мексиканского залива, Южной Америки и Западной Африки. Растущий интерес вызывает восточное побережье Африки. Появились два весьма перспективных проекта в Средиземном море — Zohr у берегов Египта и не менее известный Leviathan на шельфе Израиля.
Бюро по управлению энергией океана (BOEM) США выставляет на лицензионный аукцион 23,8 млн акров шельфа Мексиканского залива. «Лизинг 248» будет 11-м раундом лицензионного тендера в Мексиканском заливе в рамках пятилетней программы лицензирования Внешнего континентального шельфа 2012–2017 гг. и последним раундом в зоне Западной плановой площади программы, на шельфе штата Техас. В ходе десяти предыдущих сессий лицензионной кампании было выставлено 60 млн акров, сдача в аренду которых принесла американским налогоплательщикам $3 млрд.
Нынешний аукцион включает 4399 блоков, расположенных в пределах 9–250 миль от берега на глубине воды 5–3340 метров. BOEM считает, что на предлагаемых лицензионных участках может быть открыто 116–200 млн барр извлекаемых запасов нефти и 538–938 млрд ф3 природного газа.
«Лизинг 248» будет первым федеральным шельфовым аукционом нефти и газа, проведенным вживую в Интернете, торги онлайн состоятся 24 августа.
Статья
Автор: ОЛЬГА ВИНОГРАДОВА, «Нефтегазовая Вертикаль»
Экспорт СПГ из Канады может начаться не с западного, а с восточного побережья. И если предпочтительный маршрут для поставок газа из США ведет в Азию, то в фарватере южного соседа незаметно следует Канада, с заводов СПГ которой в Новой Шотландии прямой и короткий путь в Европу.
Восточный сектор нефтегазовой отрасли Канады, сосредоточенный на атлантическом шельфе страны, значительно уступает Западно-Канадскому нефтегазоносному бассейну по запасам и добыче УВ, но имеет преимущества непосредственного выхода и близости к рынкам Европы, восточных штатов США и Карибского региона.
Две из четырех приморских провинций поделили между собой углеводородный потенциал региона. На шельфе Ньюфаундленда и Лабрадора открыты запасы и добывается нефть (см. «Восточный вектор нефтяников Канады», НГВ #13-14/2016» ), а на шельфе Новой Шотландии — природный газ. Именно здесь, в акватории Новой Шотландии, зародилась шельфовая добыча нефти и газа Канады. Но первое нефтяное месторождение Cohasset-Panuke давно исчерпано и запечатано, а два действующих газовых быстро истощаются. Планируемые в Новой Шотландии четыре экспортных терминала СПГ будут обеспечиваться газом из сланцевых бассейнов Marcellus и Utica. С этой целью американская компания Spectra Energy разрабатывает проект расширения мощностей и реверсной трансформации газопроводов, связывающих восток Канады и США.
В 2015 г.открытия нефти и газа за предела- ми суши Северной Америки (т.е. без учета сланцевых формаций) в объемном отношении сократились до 12 млрд барр н.э. Это самый низкий результат с 1952 г., когда они составили 7,8 млрд барр н.э., и на 4 млрд барр н.э. меньше, чем в 2014 г.
Объем новой нефти оценен в 2,8 млрд барр, рекордно низкий показатель со времени начала нефтеразведочного бума после Второй мировой войны. Остальные 9 млрд барр н.э. представлены природным газом, открытия которого пятый год подряд превосходит нефть. Количество разведочных скважин на глубоководном шельфе (1000–5000 футов) упало на 20%, на сверхбольших глубинах воды — на 40%. Таковы данные нового исследования IHS.
Статья
Автор: КОНСТАНТИН СИМОНОВ, Фонд национальной энергетической безопасности
В последнее время повышенное внимание мирового нефтегазового сообщества приковано к Ирану. После принятия решения о начале снятия санкций Исламская Республика рассматривается едва ли не как наиболее привлекательное в мире место для инвестиций в нефтегазовый комплекс. Иран изображают стремительно демократизирующейся страной, готовой активно пускать нерезидентов в свои добычные проекты и вывести на рынок гигантские объемы нефти, а также природного газа.
Однако с иранской темой нужно детально разбираться. Потому что сразу же возникает огромное количество вопросов. А каковы на самом деле запасы Ирана и кто владеет достоверной информацией? Откуда берутся иранские прогнозы добычи на среднесрочную перспективу и насколько они оправданны? Каков объем инвестиций, требующихся стране, и какие условия работы действительно будут предложены иностранным концернам?
Так чем же является Иран: выгодным местом для финансовых вложений или черной дырой, где могут быть похоронены миллиарды инвестируемых долларов?
Статья
Автор: ОЛЬГА ВИНОГРАДОВА, «Нефтегазовая Вертикаль»
Один из обозревателей Bloomberg, комментируя квартальную отчетность интегрированных нефтяных компаний, использовал удачную метафору, сравнив нефтяной бизнес с самолетом, у которого сначала заглох один двигатель (upstream), а теперь начались неполадки во втором (downstream).
В условиях низких цен на нефть сильно пошатнувшийся бизнес интегрированных компаний удерживался на плаву в значительной мере за счет нефтепереработки. Однако в июне рентабельность НПЗ стала снижаться.
Прибыли нефтяных компаний во втором квартале года в большинстве случаев упали ниже прогнозов аналитиков. Три мировых гиганта — Royal Dutch Shell, ExxonMobil и ВР — разделили бесславный пьедестал рекордного падения прибыли на 45–72% по сравнению с итогом аналогичного периода 2015 г. Снижение чистой прибыли ВР на 45% на треть компенсировано доходом от 19,75%-й доли компании в акционерном капитале «Роснефти».
Статья
Автор: МИХАИЛ ЕРШОВ, ОАО «ВНИИ НП»
Первого июля 2016 г. состоялся полный переход на выпуск в оборот на территории РФ автомобильных бензинов 5-го экологического класса (Евро-5). В результате запрета на применение в 5-м классе N-метиланилина — одной из самых дешевых антидетонационных добавок — российский топливный рынок испытывает ощутимую потребность в новых эффективных октаноповышающих компонентах. Сегодня эта потребность восполняется за счет использования различных ароматических аминов, по функциональному составу отличных от N-метиланилина (анилин, толуидины, ксилидины, анизидины и т.д.), отходов нефтехимических производств и даже отдельных формально не запрещенных металлорганических присадок.
Отмеченная проблема затрагивает, в первую очередь, так называемых независимых производителей топлива, которых принято не замечать. Однако они по факту обеспечивают заметную долю поставляемого на российские АЗС бензина. Вместе с тем имеются значительные сложности и у нескольких крупных НПЗ, не успевших завершить модернизацию.
Следствием сложившейся негативной ситуации являются рост себестоимости бензина и снижение его качества. Поэтому анализ текущей ситуации и поиск потенциальных решений остаются крайне актуальными задачами.
Статья
Автор: АЛЕКСАНДР БЫЛКИН, VYGON Consulting
В 2015 г. зафиксировано падение потребления автобензина и дизтоплива после долгого и уверенного роста. Как скоро восстановится рынок и восстановится ли он вообще? Экономический рост — не единственный фактор в потреблении топлив, хотя и определяющий в ближайшие годы для России. Не так заметная сейчас общемировая тенденция повышения экономичности двигателей внутреннего сгорания будет иметь решающее значение в будущем. Нефтегазовая отрасль должна быть готова к сокращению спроса на моторные топлива как в России, так и за рубежом. Это важно, в первую очередь, для растущей отечественной переработки, которая может столкнуться с проблемами по реализации нефтепродуктов как на внутреннем, так и на внешнем рынках уже в ближайшие годы.
Статья
Автор: МАРИЯ КУТУЗОВА, «Нефтегазовая Вертикаль»
По прогнозу Shell, к 2030 г. мировой рынок СПГ вырастет до 460 млн т. Спрос будет увеличиваться на 5% в год. Если в 2000 г. импортировали сжиженный природный газ всего 10 стран, сейчас их порядка 30.
Внимание инвесторов к рынку СПГ зашкаливает. Если в прошлом году глобальное производство СПГ увеличилось на 14,5 млн т, то до конца 2017 г. в мире будут введены новые мощности еще на 74 млн т/г. Эксперты предупреждают: к 2019 г. избыточные мощности по производству СПГ достигнут 60 млн т/г.
Градус конкурентной борьбы нарастает. Не остаются в стороне и российские компании. Готовится расширение первого в нашей стране завода СПГ в рамках СРП «Сахалин-2». «Роснефть» проводит инженерные изыскания, предваряющие строительство завода в Хабаровском крае. На финишную прямую вышла реализация первой очереди проекта «Ямал-СПГ». На подходе — «Балтийский СПГ». В тени гигантов активно развиваются проекты меньших масштабов. В том числе и в весьма перспективном сегменте бункеровки.
Статья
Автор: Интервью с КИРИЛЛОМ ЛЯТСОМ, генеральным директором «СПГ-Горская»
Сегодня в мире ходит более сотни СПГ-судов, не считая газовозов, число которых, по данным IGU, к концу 2015 г. достигло 373. Согласно подсчетам Poten & Partners, только в текущем году будет заказано 35–40 новых судов, использующих в качестве топлива сжиженный природный газ. О перспективах дальнейшего развития бункеровочного бизнеса «Нефтегазовой Вертикали» рассказал генеральный директор компании «СПГ-Горская» Кирилл ЛЯТС.
В рамках реализуемого под Санкт-Петербургом проекта предполагается установка в порту Горская плавучего завода СПГ мощностью в 1,26 млн т сжиженного природного газа в год, который будет вводиться тремя очередями. Каждая — мощностью по 420 тыс. т/г. Кроме того, компания претендует на активное участие в создании так называемого бункеровочного СПГ-кольца, которое охватит несколько портов в Балтийском море.
Статья
Автор: Аналитическая служба «Нефтегазовой Вертикали»
ХМАО-Югра, на территории которой добываются основные объемы российской нефти, является и образцом для подражания в части полезного использования попутно добываемого газа. Недавно заслуги округа на этом поприще были отмечены международной наградой. А администрация округа ставит перед нефтяниками новые амбициозные задачи. Теперь региональным целевым ориентиром названа 98%-я утилизация ПНГ.
Признанным лидером в деле утилизации ПНГ и в округе, и в России остается «Сургутнефтегаз». В прошлом году компания сожгла на факелах всего лишь 0,6% добытого попутно газа — почти на порядок меньше, чем позволено национальным стандартом. Опыт «Сургутнефтегаза» можно и нужно изучать. Но улучшение экологической ситуации в регионе зависит от того, насколько быстро отстающие компании будут исправлять прошлые недоработки. Пример «Газпром нефти» убеждает, что даже застарелые проблемы могут решаться, если за них взяться всерьез.
А решение типовых проблем будут искать в создаваемом в ХМАО индустриальном парке, где российские и зарубежные компании смогут вместе разработать и испытать наиболее эффективные и финансово выгодные технологии.
Минэнерго РФ подвело полугодовые производственные итоги работы нефтяной отрасли страны и уточнило прогнозные показатели на 2016 г. в целом. Результаты полугодия развеяли последние сомнения в способности российских нефтяников адаптироваться к жизни и деятельности в условиях низких цен на углеводородное сырье. Соответственно, и отраслевой прогноз на 2016 г. выглядит весьма оптимистично. Ключевые показатели работы нефтяников в январе-июне 2016 г. и в самом деле дают повод думать, что им привит иммунитет к потрясениям, вызывающим ужас и уныние у зарубежных коллег, занятых раз- работкой традиционных запасов углеводородного сырья.
Статья
Автор: Аналитическая служба «Нефтегазовой Вертикали»
Одним из положительных примеров успешного государственного регулирования в сфере НГК принято считать достаточно резкое повышение уровня утилизации ПНГ, наблюдаемое в последнее десятилетие. Мол, чиновникам при помощи жесткой системы контроля и огромных штрафов удалось принудить нефтяников отказаться от сжигания этого ценного ресурса и уже не за горами достижение заветной планки полезного использования ПНГ — 95% от добычи. Так ли это на самом деле?
С этим пытались разобраться участники конференции «Попутный нефтяной газ — 2016», организованной компанией CREON Energy. На первый взгляд, ситуация действительно благостная. Согласно государственной статистике, объемы переработки ПНГ растут из года в год, а факелы на промыслах гаснут один за другим. Но за этим покрашенным в яркие тона официальным фасадом кроется не столь приглядная картина. И данные зарубежных источников, и наблюдения российских экспертов свидетельствуют о том, что реальные объемы сжигания попутного газа вдвое превышают декларируемые. Поэтому скорее стоит говорить не об успехах государственного регулирования, а о его полном провале, приведшем к такой чудовищной показухе.
Статья
Автор: ЕЛЕНА МУРАВЬЕВА, ТАТЬЯНА НЕВЗОРОВА, РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина
Если проследить динамику соотношения рубль/доллар в зависимости от цены на нефть, то вырисовывается всем очевидная и неблагоприятная для российской экономики обратная зависимость курса национально валюты от нефтяных котировок. В чем же причина? Почему рубль оказался в таком незавидном положении?
Для того чтобы это выяснить, необходимо проанализировать ряд аспектов эволюции современной глобальной валютно- финансовой системы после демонетизации золота в 1970-х гг. и рассмотреть привязку различных валют к динамике нефтяных цен. Такой анализ приводит к пониманию важности для российских экономических агентов точности прогнозов относительно динамики нефтяных цен и, соответственно, соотношения доллар/рубль. Он также позволяет вывести упрощенную формулу оценки средневзвешенной цены барреля нефти и рассчитать его среднемесячную стоимость.
Статья
Автор: Аналитическая служба «Нефтегазовой Вертикали»
Глобальный рынок энергоресурсов продолжает демонстрировать неустойчивость. Цены на нефть, опровергая всяческие прогнозы, непредсказуемо движутся то вверх, то вниз. По мнению большинства экспертов, одним из главных факторов такой неопределенности является ситуация на китайском рынке. Эта страна, на протяжении последних десятилетий являвшаяся драйвером роста спроса на энергоресурсы, сегодня демонстрирует некоторое торможение. С чем это связано? В этом пытались разобраться участники круглого стола, прошедшего недавно в Институте мировой экономики и международных отношений РАН.
Участники дискуссии были практически солидарны в том, что нынешние явления в китайской экономике являются свидетельствами не глубокого системного кризиса, а скорее перехода на новую, более высокую ступень развития. То есть налицо типичные болезни роста. Но как они отразятся на объемах энергопотребления в Китае и, главное, на масштабах импорта нефти и газа? Ответить на этот вопрос гораздо труднее. Не исключено, что Поднебесная в грядущие десятилетия явит миру еще одно экономическое чудо, превратившись в ведущую постиндустриальную державу. Но вряд ли это будет сопровождаться значительным ростом потребления энергоресурсов.
В лучшем для стран-экспортеров случае спрос на энергию в стране будет по-прежнему расти, но гораздо более низкими темпами, чем ныне. В худущем же меры по повышению энергоэффективности и энергосбережению и вовсе остановят данный рост. А активное развитие альтернативной энергетики сделает ненужным наращивание поставок нефти и газа. Да и расширение внутренней добычи «черного золота» и «голубого топлива», несмотря на возникшие в последнее время проблемы, остается приоритетом китайских властей. И это не добавляет оптимизма экспортерам.
Россия, сделавшая особую ставку на пресловутый восточный вектор, должна следить за развитием ситуации в Китае с особой тревогой. Хотя нефтепровод ВСТО уже построен, а проект «Сила Сибири» вступил в стадию практической реализации, это вовсе не означает, что Москве удалось привязать Пекин к углеводородной базе. При медленно растущем спросе и обширном предложении Пекин будет тщательно выбирать своих контрагентов, не давая никому из них никаких гарантий и преференций и заставляя жестко конкурировать между собой за доступ на китайский рынок. Готова ли Россия к такой ожесточенной борьбе?
Статья
Автор: ВАЛЕРИЙ АНДРИАНОВ, «Нефтегазовая Вертикаль»
Прошло более двух лет с тех пор, как компании нефтегазового комплекса России оказались под западными санкциями. Судя по отраслевой отчетности, они не оказали угнетающего влияния на отрасль. Так, в 2015 г. добыча нефти в стране выросла на 1,4%, до 534 млн т/г. Да и в нынешнем году наши компании добывают нефти больше прошлогоднего. Одновременно с добычей растут и поставки нефти за рубеж, в том числе в те государства, которые присоединились к антироссийским санкциям.
Между тем в будущем ограничительные меры все же способны нанести существенный вред отечественному НГК. С одной стороны, затруднение доступа к западным технологиям усугубит отставание российских компаний в технологической сфере. С другой стороны, запрет на кредитование проектов, реализуемых на территории РФ, создает для российских ВИНК немалые финансовые проблемы.
Возникает принципиальный вопрос: действительно ли Запад заинтересован в долгосрочном ослаблении позиций России на международной нефтегазовой арене, в ее выводе из «большой энергетической игры»?
Статья
Автор: ВЛАДИМИР МИШИН, «Нефтегазовая Вертикаль»
Первый официальный визит президента Украины Петра Порошенко в Азербайджан продемонстрировал стремление руководителей обоих государств развивать взаимовыгодное экономическое сотрудничество, в том числе и в сфере ТЭК. Встреча на высшем уровне запомнится громкими заявлениями о готовности возродить магистральный нефтепровод Одесса– Броды как часть проекта Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора для доставки сырья Казахстана и Прикаспия в Европу.
При более детальном рассмотрении выясняется, что о возрождении этого многострадального проекта вспомнили скорее от безысходности — иных возможностей развивать сотрудничество в нефтегазовой сфере попросту не просматривается. В то же время объективных предпосылок для возвращения к жизни транспортного мегапроекта крайне мало. И дело вовсе не в дефиците нефти для заполнения трубы — с этим как раз все хорошо. Непонятно, кто станет принимать нефть на другом конце трубы.
Проект будет жизнеспособен только в том случае, если политические соображения окажутся выше экономических интересов Азербайджана. Сомнительно, что такое возможно.
Статья
Автор: ВАЛЕРИЙ АНДРИАНОВ, «Нефтегазовая Вертикаль»
Мировой нефтегазовый комплекс доживает уже второй год в состоянии глубокого кризиса, вызванного обвалом цен на «черное золото». Многие игроки успели адаптироваться к новым условиям, другие же по-прежнему с замиранием сердца ежедневно отслеживают движение нефтяных котировок. Для России в целом характерна скорее вторая модель поведения. Недаром рефреном отечественной экономической политики стала фраза премьера: «Денег нет, но вы держитесь». Мол, выдержим все трудности и доживем до нового витка цен, и тогда уж порадуемся. Но сколько ждать и чего? Ответ на этот вопрос пытались найти участники форума, организованного компанией Thomson Reuter.
Дискуссия показала, что в целом ожидания не напрасны. Уже наметились первые положительные сдвиги на глобальном нефтяном рынке, которые могут привести к стабилизации даже в краткосрочной перспективе. Еще больше надежд связано со среднесрочным периодом. Американская сланцевая революция, ставшая основным фактором обвала котировок, теперь обещает превратиться в главный стабилизирующий механизм, не позволяющий ценам опускаться слишком низко. Да и разворот инвестиционных трендов в отрасли сыграет свою роль. В долгосрочном же плане все будет зависеть от технологического прогресса. В выигрыше окажется тот, кто в наибольшей мере сможет воспользоваться его плодами.
Но способна ли Россия извлечь пользу из этих тенденций? Пока что она явно страдает стратегической близорукостью, пытаясь решать лишь краткосрочные задачи. Причем и здесь ей не сопутствует удача — договориться о заморозке добычи с ОПЕК так и не удалось. Впрочем, участники конференции выразили сомнение в том, что это было возможно в принципе. К ответу же на долгосрочные вызовы страна и вовсе не готова. Хотя у нее есть конкурентное преимущество в виде относительно низкой себестоимости производства углеводородного сырья, оно не подкрепляется никакими стратегическими шагами. Основные надежды по-прежнему возлагаются лишь на увеличение спроса на нефть и газ в АТР, куда направлен новый восточный вектор нашей энергетической политики.
Типичным примером стратегической близорукости может служить замораживание проектов по дальнейшей модернизации нашей переработки. Расчеты показывают, что только повышение индекса Нельсона и глубины переработки может являться залогом высокой маржи и, следовательно, конкурентоспособности отечественных НПЗ. Но российские власти вновь переносят акцент на увеличение экспорта сырой нефти, не оставляя стимулов для развития сектора downstream. А значит, даже изменение глобальных трендов нефтяного рынка может оказаться бесполезным для нашей страны.
С 1 июля состоялся переход на потребление в Российской Федерации нефтепродуктов пятого класса в полном объеме. Об этом министр энергетики РФ А.Новак доложил В.Путину в ходе рабочей встречи у главы государства. Министр сообщил, что только с начала 2016 г. в эксплуатацию было введено 12 новых установок на действующих НПЗ. За счет модернизации в этом году снизилось производство мазута — на 21%.
 «Мы впервые по итогам 2016 г. выпустим всего 56 млн т, а в предыдущие годы было 78 млн т. Это означает, что эти 20 с лишним миллионов тонн переработаны в более высококачественную продукцию. Это и бензин высокого класса, и другие продукты, и битум для производства дорожных работ», — сказал А.Новак.
Говоря о влиянии на отрасль налогового маневра, министр заявил, что его необходимо завершить. С 1 января 2017 г. должны вступить в силу окончательные параметры: снижение экспортной пошлины до 30% и повышение НДПИ. Об этом сообщила пресс-служба министерства.
Статья
Автор: МАРИЯ КУТУЗОВА, «Нефтегазовая Вертикаль»
Низкие цены на нефть сильно ударили по мировому судостроению для нефтегазовых проектов. Спрос на буровые установки упал, целый ряд уже размещенных на верфях заказов был отменен. В свою очередь, судостроители из-за финансовых сложностей стали переносить сроки сдачи новой техники, а ее получатели — задерживать окончательную оплату за уже выполненные заказы. Сегодня и в Азии, и в России верфи надеются на существенную поддержку со стороны государства.
В Южной Корее вступает в силу так называемый исключительный законопроект, который через налоговые послабления и уменьшение бюрократических препон должен помочь наиболее пострадавшим секторам провести реструктуризацию.
Российские власти рассчитывают за 15 лет удвоить флот передвижных буровых платформ, но поддерживают не отрасль в целом, а отдельных ее представителей. Астраханский завод «Красные баррикады» на грани банкротства. Объединенная судостроительная корпорация хронически отстает с выполнением заказов наших нефтяников. А адресную господдержку получают судостроительный комплекс «Звезда» и «Кольская верфь».
Статья
Автор: ПАВЕЛ БОГОМОЛОВ, Кандидат политических наук
«Никаких танкеров в Босфорском проливе!» — таким был один из первых запретов, объявленных Анкарой в день попытки государственного переворота. Декрет обнародовали на фоне артиллерийских дуэлей и воздушных боев в турецкой столице и вокруг нее.
Это была лишь временная мера, нацеленная на недопущение экологической драмы в условиях чрезвычайных обстоятельств военного мятежа. Но запомнится она надолго. Появился повод говорить о новой вехе в эволюции международного энергобаланса на стыке Черного и Средиземного морей.
В изменившейся ситуации более привлекательно выглядят перспективы магистрального трубопроводного транспорта. Широко востребованы и региональные хабы — эффективные дистрибьюторские площадки по продвижению энергоресурсов России и Азии с турецких берегов в Евросоюз. За такими планами — будущее.
Впрочем, хотя в последние недели российско-турецкий отраслевой диалог и развивается в позитивном ключе, трудностей здесь будет не меньше, чем вчера. Препятствиями станут даже не инвестиции, не логистика и не кризис цен на сырье. Проблемой может стать отношение к «проекту века» в образованных слоях турецкого общества.
Главное лицензионное событие года — аукцион, по результатам которого будет назван обладатель прав на разработку Эргинского месторождения в ХМАО, — отложено как минимум до конца сентября. Не исключено, что до октября. Об этом сообщил журналистам министр природных ресурсов С.Донской.
Распоряжение правительства РФ о проведении аукциона было издано еще в мае. Это давало повод для ожиданий, что торги пройдут летом. Отсрочку министр объяснил сложностью бюрократических процедур, предшествующих аукциону. Впрочем, «Вертикаль» еще в июне писала, что летом торги вряд ли состоятся (см. «Интрига года: эргинский аукцион», НГВ #12/2016 ). Выявление недропользователя столь крупного месторождения, как Эргинское, всегда связано с конфликтом интересов весьма влиятельных претендентов. Возбуждать страсти в преддверии парламентских выборов было бы опрометчиво. Есть резон подождать.
Потенциальные участники аукциона опасались, что по его условиям фору получит дружественный нашей стране арабский инвестиционный фонд. Министр уверяет, что ничего подобного не случится — никакие эксклюзивы для иностранцев не обсуждаются.
Статья
Автор: АНДРЕЙ КОНОПЛЯНИК, ООО «Газпром экспорт»
Можно назвать как минимум четыре региона, или, точнее, четыре связанных с ними фундаментальных явления, которые способны стать возмутителями спокойствия на мировом рынке нефти. Ситуация может измениться стремительно и кардинально. Важнейшим фактором современности является СОР-21 — Парижское соглашение в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Установленные документом ограничения на выбросы углекислого газа в атмосферу сродни нажатию на спусковой крючок запуска ограничений по использованию невозобновляемых энергоресурсов со стороны спроса. Это способно изменить всю картину мира.
В новой парадигме теряет жизнеспособность алгоритм постоянного удорожания нефти и других органических топлив. Формируются предпосылки к ускоренной разработке доказанных извлекаемых запасов углеводородов, связанной с ожиданием эры «дешевой нефти» в силу потенциальной невостребованности всех сегодняшних доказанных ее запасов. Пример в этом подает Саудовская Аравия, чья новая экономическая программа «Видение 2030» по сути ориентирована на уход от нефти.
Если раньше Саудовская Аравия была единственным регулятором рынка физической нефти, то теперь благодаря американской сланцевой революции в пару с Эр-Риядом встали США. Причем сланцевая добыча в Соединенных Штатах все заметнее проявляет себя в качестве очага стабилизации ценовых возмущений на мировом рынке нефти. Последним источником неопределенностей в данном квартете является Brexit, способный сыграть роль лакмусовой бумажки для рынка бумажной нефти. Он продемонстрирует, остается ли нефть таким же притягательным финансовым активом, каковым она была еще несколько лет назад.
Названные проблемы формируют такое поле неопределенностей, что слова о «некоторой стабилизации» на рынке нефти уместно трактовать как «затишье перед бурей». Говорить о стабилизации как о тренде, видимо, нецелесообразно.
Статья
Автор: АНДРЕЙ БЕЛОВ, независимый эксперт
Турция заинтересована в реализации проекта «Турецкий поток», а Россия готова возобновить совместные работы по этому проекту в ближайшее время. Об этом главы государств Т.Эрдоган и В.Путин сообщили 9 августа на совместной пресс-конференции по итогам двусторонней встречи в Санкт-Петербурге.
Совет директоров «Татнефти» принял стратегию развития Группы на период до 2025 г. В нефтедобыче компания переходит от концепции «стабилизации» к устойчивому органическому росту добычи на территории РТ. Поставлена задача уже к 2020 г. довести добычу до 30 млн т. При этом, как сообщила пресс-служба компании, планируется более чем на 10% снизить уровень удельных операционных затрат.
В нефтедобыче основными задачами ближайших лет названы прекращение выпуска мазута и начало производства автомобильных бензинов, увеличение мощности переработки нефти до 14 млн т (к 2018 г.), а к концу периода производство автобензина должно достичь 3 млн т/г, дизельного топлива — 7 млн т/г. При этом глубина переработки достигнет 97%, выход светлых нефтепродуктов — 90%, что существенно выше целевых значений, заложенных Министерством энергетики РФ в федеральных отраслевых стратегиях.