Экспорт нефти и нефтепродуктов из России – важный элемент формирования доходов государства, поддержания инвестиционной привлекательности компаний и реализации внешнеэкономических интересов. Поступления от экспорта углеводородов обеспечивают до 30% доходов федерального бюджета и являются источником не только для финансирования выполнения текущих задач государства, но и для формирования резервов. Они служат неким амортизатором в период кризисов и волатильности мировых рынков.
На экспортную стратегию России оказывают влияние не только природный потенциал и инфраструктурная обеспеченность приграничных территорий, но и роль государства в поддержании глобального энергетического баланса. Поэтому реализация проектов, ориентированных на экспорт углеводородов, служит индикатором и проводником геополитических интересов страны в целом.
Так, рост поставок нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона начиная с 2008 года позволил России достичь ряда важных целей. Во-первых, завоевать лидирующие позиции на динамично развивающихся энергетических рынках. Во-вторых, диверсифицировать направления поставок и сделать эффективней экспортную политику страны. В-третьих, ввести в разработку месторождения слабоизученных Лено-Тунгусской и Лено-Вилюйской нефтегазоносных провинций, начать освоение осадочных бассейнов арктических регионов Сибири и шельфов северных морей. В-четвертых, сформировать магистральную трубопроводную и портовую инфраструктуру на востоке страны. В-пятых, укрепить сотрудничество со странами АТР, прежде всего в энергетической сфере.
По данным «Газпрома», в 2019 году программы газификации регионов осуществлялись совместно «Газпромом» и властями 66 субъектов Российской Федерации. Однако в России насчитывается 85 субъектов. За период с 2005-го по 2019 год было построено более 2 тыс. газопроводов общей протяженностью более 34 тыс. км. В результате уровень газификации природным газом в стране к 1 января 2020 года достиг 70,1% (в городах – 73%, в сельской местности – 61,8%).
«Мы понимаем, что делать, как обеспечить повышение уровня газификации в регионах в ближайшие 10 лет», – отмечал глава Минэнерго РФ Александр Новак весной текущего года. По его словам, в рамках программы планируется повысить средний уровень газификации в регионах с нынешних 70,1 до 83%. Это позволит увеличить реализацию газа на внутреннем рынке не менее чем на 30 млрд м3. Сейчас в России потребляется 440 млрд м3 газа, в том числе 90 млрд м3 идет на нужды населения.
Новак отмечал, что министерство подготовило новую модель газификации субъектов РФ, которая требует обсуждения на уровне парламентариев, правительства, членов СФ. «Целевая модель – введение единого регионального оператора газификации, который будет полностью отвечать за строительство межпоселковых газопроводов, внутрипоселковой сети и отводов до непосредственного потребителя. Так решается та проблема последней мили. Предусматривает порядок получения разрешений через единое окно. Мы предлагаем рассмотреть МФЦ или представительство Единого регионального оператора (который мог бы организовать межведомственное взаимодействие и помочь потребителю с необходимыми документами)», – сказал министр.
Гендиректор «Газпром межрегионгаза» Сергей Густов в своем докладе даже выдвинул идею, как назвать этого единого оператора газификации. Он не исключил, что финансирование может быть организовано через создание механизма государственной компании, например ГАЗИФИКАЦИЯ.РФ, по аналогии с ДОМ.РФ. «Может быть это межтарифные субсидии, что в свое время было сделано в Санкт-Петербурге», – отметил Густов.
Создание единого оператора газификации, сказал Новак, позволит уравнять платежи за подключение потребителей внутри одного населенного пункта: «Есть льготные ставки, стандартизированные ставки, есть индивидуальный проект. Кто-то платит 36 тыс. рублей, кто-то 400 тыс. рублей, а кто-то миллион. Внутри одной деревни не должно быть разницы в цене подключения».
Журнал «Нефтегазовая Вертикаль» обратился к ряду экспертов с просьбой высказать свое мнение о том, каковы должны быть цели и механизмы газификации регионов РФ.
Глобальное потепление не вызывает сомнений у специалистов. В работах Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) доказано, что вклад антропогенного роста атмосферной концентрации парниковых газов (ПГ) в потепление с середины XX века был наибольшим. Суммарное воздействие остальных факторов лишь замедляло рост температуры, порождаемый парниковым эффектом. С этим мнением согласны и ведущие российские климатологи, часть которых работает в составе МГЭИК. Однако и в России, и в других странах есть скептики, которые не верят науке или считают себя осведомленнее ведущих ученых. Что ж, до сих пор есть люди, которые сомневаются даже в том, что Земля вращается вокруг Солнца.
В первой части данной статьи были рассмотрены причины и последствия изменения климата, сформулированы задачи низкоуглеродного развития, а также проанализирован ход реализации мер, направленных на снижение эмиссии парниковых газов.
Окончание. Первая часть статьи опубликована в №17/2020
«Шелл» также смотрит и в среднесрочную перспективу, на период до 2030 года, пытаясь спрогнозировать экономические, политические и социальные изменения с целью понимания их возможных последствий для энергетических рынков, а также в контексте энергетического перехода и достижения целей Парижского соглашения по климату.
Сегодня во всем мире активно растет добыча природного газа, который наращивает свою долю в совокупной добыче углеводородов и структуре выработки электрической и тепловой энергии. Помимо того что более 60% вновь открытых месторождений за 2019 год (по данным Vessels Value) приходится на природный газ, его популярность объясняется еще рядом факторов.
Во-первых, использование природного газа в качестве топлива приводит к наименьшим выбросам углерода, NOx, SOx и прочих вредных веществ, по сравнению со всеми другими существующими углеводородами, что отвечает современной тенденции к использованию более экологически чистых источников энергии.
Во-вторых, для международной экономики привлекательна универсальность способов использования природного газа – не только в качестве топлива, но и как основного сырья для производства различных пластиков и продуктов газохимии.
Ухудшение качества остаточных запасов нефти уже давно входит в круг самых главных проблем российского сектора upstream. В частности, к 2020 году доля добычи на лицензионных участках с выработанностью более 80% составила около 30%. Минфин планирует изменить налогообложение таких активов, что повышает риск снижения добычи на них. Мировая практика показывает, что одним из приоритетных способов поддержания производства сырья на этих участках является внедрение физико-химических методов увеличения нефтеотдачи. Однако для их широкого использования необходима системная поддержка государства.
В июне текущего года правительством страны был утвержден долгожданный документ – Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года. Данный документ предусматривает набор целевых индикаторов, достижение которых имеет большое значение для роста национального благосостояния, улучшения социального самочувствия людей и качества их жизни. Конкретным выходом на новые результаты становится подписание пятилетних программ газоснабжения и газификации с большинством субъектов Российской Федерации. Это приведет не только к трехкратному увеличению инвестиций со стороны «Газпрома» на программы газоснабжения и газификации. В результате совмещения интересов государства и компаний ТЭК новая пятилетка будет носить преимущественно выраженный социально ориентированный характер. Однако для уверенной реализации обозначенного вектора необходима синхронизация работы энергетиков, региональных и муниципальных властей.
Материал подготовлен при содействии Межотраслевого экспертно-аналитического центра СНГПР.Вопросы безопасности для нефтегазовой отрасли имеют первостепенное значение. Среди факторов риска – высокие температуры, огромное давление, мощное и тяжелое оборудование, необходимое для того, чтобы добывать углеводороды, часто залегающие на глубине нескольких километров от поверхности земли. Масса колонны буровых труб может превышать 100 тонн, а давление жидкости, которую закачивают в скважину при гидравлическом разрыве нефтяного пласта (один из наиболее распространенных способов интенсификации добычи нефти и газа), – 600 атмосфер. В печи прокаливания нефтяного кокса на нефтеперерабатывающем заводе температура может превышать 1200°С – как у лавы извергающегося вулкана. И все это в непосредственной близости от больших объемов горючих и взрывоопасных веществ. Большинство процессов на НПЗ также проходит под высоким давлением в десятки и даже сотни атмосфер. Утечки и аварийные разливы нефти и нефтепродуктов могут приводить к серьезным последствиям для окружающей среды – достаточно вспомнить аварию танкера Exxon Valdez, взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon или недавнюю утечку дизельного топлива на ТЭЦ в Норильске. А извлекаемый из недр вместе с нефтью на некоторых месторождениях сероводород – токсичный газ, представляющий смертельную опасность для человека.