В январе Президент России Владимир Путин поручил главе Минэнерго Александру Новаку вместе с ПАО «Газпром» сосредоточиться на проектах по газификации российских регионов. «Необходимо эти программы развивать вместе с регионами, с той целью, чтобы завершающие этапы имели, что называется, доведение до конечного потребителя – до домохозяйств, до семей», – поставил задачу глава государства. Эксперты аналитического агентства WMT Consult специально для «Нефтегазовой Вертикали» провели мониторинг уровней газификации российских регионов, основываясь на данных «Газпрома», его дочерних предприятий, открытых источников и сведениях местных администраций. Полученные данные показали, что средний уровень газификации в 2018 году в 85 субъектах Федерации составил 60,97%, а коэффициент роста к 2017 году –1,76 процентных пункта (п.п.). Это притом, что последний показатель только одной Тюменской области составил 20,3 п.п, в то время как в более чем 50 субъектах Федерации он не превышает 2 п.п.
Сегодня газовая отрасль России живет в условиях новой реальности – экспорт газа вышел на уровень около 200 млрд м3 в год. Однако важно не воспринимать эту новую реальность как безусловно заданную постоянную новую нормальность на сегодня и завтра. Поэтому нельзя допустить стратегического просчета в оценке перспектив развития рынков, упустить их за сегодняшними успехами, руководствуясь известным высказыванием фон Клаузевица, что «стратегические просчеты невозможно компенсировать тактическими успехами».
В настоящей статье автор представляет свои персональные соображения (опираясь, в том числе, на доступные в публичном пространстве наработки ПАО «Газпром») о неизбежной эволюции газового экспорта России в европейском направлении. Это связано с дрейфом ЕС от сегодняшнего конечного потребления природного газа для энергетического и неэнергетического использования к завтрашнему (или даже послезавтрашнему) его потреблению также и в качестве сырья для производства водорода с целью его дальнейшего использования в конечном потреблении в качестве «чистого топлива» в рамках опережающего движения ЕС в сторону низкоуглеродного развития.
Позиция автора сводится к необходимости (целесообразности) выявления возможностей взаимовыгодного сотрудничества РФ и ЕС в этой сфере на основе трех этапов предлагаемого ПАО «Газпром» участия РФ в декарбонизации ЕС (автор называет их «Трехходовкой Аксютина»). Такой подход может обеспечить дополнительный импортный спрос со стороны ЕС на российский природный газ по более широкому спектру направлений его использования, в том числе в качестве сырья для производства водорода, и уменьшить для ЕС затраты на низкоуглеродное развитие, то есть повысить тем самым благосостояние граждан Евросоюза.
В последние 10 лет мировая отрасль поставок природного газа стала отказываться от традиционной комплексной модели. В ее рамках основные производители разрабатывали большие и зачастую труднодоступные месторождения газа, строили крупные комплексы по производству сжиженного природного газа (СПГ) и продавали его, как правило, крупным энергокомпаниям.
Сегодня существует несколько новых бизнес-моделей. Они возникли благодаря стремительно меняющимся тенденциям, влияющим на рынок, в том числе в результате повышения доступности ресурсов (к примеру, сланцевого американского газа), появления новых технологий (в частности, плавучие заводы и плавучие установки для хранения и регазификации), а также новых источников спроса (Индия, Китай и т.д.). Несмотря на то, что львиная доля текущего объема торговли все еще приходится на долгосрочные контракты, значительно выросло количество портфельных компаний, толлинговых предприятий по сжижению газа, а также небольших фирм по продаже и покупке СПГ.
Еще в ходе президентской кампании 2016 года будущий президент США Дональд Трамп заявлял о том, что его приход к власти станет началом новой эры американского «энергетического доминирования». Он обещал, что достижение такого доминирования превратится в основную стратегическую и политическую цель, а также вектор внешней политики США.
«Американские семьи получат доступ к дешевой энергии, тратя на нее меньше заработанных своим трудом долларов, а работники получат новые рабочие места и возможности», – уверял Трамп.
Каким же образом эти идеи воплощаются сегодня на практике?
На европейской конференции Flame по природному газу и СПГ, проходившей в Амстердаме в мае 2019 года, с докладом о регуляторных стимулах для инвестиций в новую и существующую газовую инфраструктуру в Европе выступил ВАЛЬТЕР БОЛЬЦ. Он входит в состав апелляционного совета Агентства Европейского союза по сотрудничеству органов регулирования энергетики (ACER), а в прошлом занимал пост председателя Рабочей группы по природному газу в этой организации.
Корреспондент журнала Natural Gas World (NGW) встретился с господином Больцем и обсудил тему его выступления. С любезного разрешения NGW наш журнал публикует интервью с известным европейским экспертом, который в течение долгого времени возглавлял также Австрийское Агентство по регулированию энергетики «Энерджи контрол» (E-Control), известен как один из архитекторов нынешней системы регулирования европейского рынка газа (Третий энергопакет ЕС) и является со-руководителем со стороны ЕС Рабочей группы 2 «Внутренние рынки» Консультативного совета Россия-ЕС по газу.
Энергетическая стратегия ЕС предусматривает существенное снижение эмиссий парниковых газов путем увеличения доли ВИЭ в энергобалансе и повышения энергоэффективности. При этом ВИЭ рассматриваются как основный способ достижения упомянутой цели.
Если общее магистральное направление развития Европы – к низкоуглеродной экономике – не вызывает сомнения, то по вопросу выбора дорожной карты ведется активная дискуссия. На одном полюсе этой дискуссии – радикально настроенные группы, которые призывают к 2050 году полностью отказаться от ископаемых источников энергии. На другом полюсе – противники тотальной электрификации, которые предлагают комбинирование ВИЭ и природного газа, в том числе после 2050 года, на основе широкого его использования в качестве сырья для производства водорода. Условно эту группу европейцев можно назвать сторонниками «водородной стратегии».
В качестве средства решения ключевой проблемы – обеспечения устойчивого функционирования энергетической системы, основанной на ВИЭ, – они предлагают водород. Он призван на молекулярном уровне играть роль хранилища невостребованной возобновляемой энергии. Нехватку «зеленого» водорода, получаемого путем электролиза воды, будет компенсировать «голубой» водород, производимый непосредственно из природного газа. Каковы же перспективы природного газа в Европе в свете «водородной стратегии»?