Статья

Время меняться

Как технологии и новые бизнес-модели влияют на будущее рынка СПГ
Автор: ГЕННАДИЙ КАМЫШНИКОВ, руководитель, КАМИЛЛА ЖАЛИЛОВА, менеджер, группа по оказанию услуг предприятиям сектора энергетической, добывающей и обрабатывающей промышленности «Делойт», СНГ

В последние 10 лет мировая отрасль поставок природного газа стала отказываться от традиционной комплексной модели. В ее рамках основные производители разрабатывали большие и зачастую труднодоступные месторождения газа, строили крупные комплексы по производству сжиженного природного газа (СПГ) и продавали его, как правило, крупным энергокомпаниям.

Сегодня существует несколько новых бизнес-моделей. Они возникли благодаря стремительно меняющимся тенденциям, влияющим на рынок, в том числе в результате повышения доступности ресурсов (к примеру, сланцевого американского газа), появления новых технологий (в частности, плавучие заводы и плавучие установки для хранения и регазификации), а также новых источников спроса (Индия, Китай и т.д.). Несмотря на то, что львиная доля текущего объема торговли все еще приходится на долгосрочные контракты, значительно выросло количество портфельных компаний, толлинговых предприятий по сжижению газа, а также небольших фирм по продаже и покупке СПГ.

В международном исследовании «Делойта» «Трансформация и переосмысление. Как технологии и меняющиеся бизнес-модели влияют на будущее рынка СПГ?» мы более подробно рассматриваем эти вопросы с целью изучения воздействия новых технологий, новых бизнес-моделей и изменяющихся условий спроса и предложения.

Для оценки этого воздействия мы провели опрос среди представителей руководящего звена компаний со всего мира, действующих на рынке СПГ и на всех этапах создания добавленной стоимости, включая основных производителей, трейдеров и покупателей. Также был проведен ряд интервью с авторитетными экспертами в данной отрасли. Этот отчет включает в себя обзор рынка СПГ с акцентом на текущие показатели спроса и предложения, а также анализ того, как за последние несколько лет изменились бизнес-модели в отрасли и в каком направлении они могут развиваться в дальнейшем.

Кроме того, в данном отчете освещается ряд основных технологий, способствующих развитию рынка, в том числе малотоннажный СПГ, плавучие заводы и установки для регазификации, новые газовые торгово-перевалочные узлы, цифровизация (к примеру, блокчейн, анализ данных и Интернет вещей), а также более гибкое финансирование. И, наконец, в этом документе сообщается о том, насколько более гибким, ликвидным и доступным может стать рынок СПГ в ближайшем будущем благодаря различным бизнес-моделям и новым технологиям.

Спрос и предложение

Несмотря на то что в Азии, Европе, Африке и на Ближнем Востоке существует ряд крупных СПГ-проектов, опрошенные респонденты прогнозируют наиболее быстрый рост предложения в странах Южной и Северной Америки (см. «Прогнозы роста предложения СПГ по регионам»). Вероятно, это вызвано тем количеством широкомасштабных проектов, которые сейчас реализуются и планируются в США, а также одобрением проекта по СПГ в Канаде (ответы респондентов были получены до вынесения окончательного решения о финансировании). Также респонденты отдали предпочтение Африке, Катару и России (см. «Прогнозы роста предложения СПГ по странам»).

Прогнозы роста предложения СПГ по регионам.jpg

В отличие от показателей предложения, наиболее быстрый рост спроса в течение следующих пяти лет респонденты прогнозируют в Азиатско-Тихоокеанском регионе. При этом ожидания по другим регионам разнятся (см. «Прогнозы роста спроса на СПГ по регионам»). По-видимому, это обусловлено как демографическим, так и экономическим подъемом – ряд стран, включая Китай, Индию и Пакистан, называют самыми большими источниками спроса на следующие пять лет (см. «Прогнозы роста спроса на СПГ по странам»). Судя по всему, стремление Китая сократить выбросы вредных веществ в окружающую среду и снизить свою зависимость от угля привело к тому, что в последнее время выросли объемы импорта природного газа, включая СПГ. Другие страны, в большой степени зависящие от угля (например, Индия), могут использовать аналогичную стратегию.

Три главных вывода

Рынок СПГ развивается и становится все более и более динамичным и неоднородным. Последние тенденции, касающиеся спроса, подтверждают выводы исследования: такие страны, как Китай, Индия и Пакистан, сыграют огромную роль в повышении спроса на СПГ в сравнении с традиционно крупными покупателями в Японии и Южной Корее. Более того, в то время как растет число покупателей, новые потребители могут иметь более сомнительный рейтинг кредитоспособности, что приводит к более высоким партнерским кредитным рискам. Это означает, что маломасштабные, модульные и «плавучие» технологии, скорее всего, будут становиться все более значимыми. Ибо они позволяют минимизировать новые коммерческие риски, которые не были актуальны при работе с более крупными старыми покупателями. В этой связи мы попросили респондентов поделиться своим мнением по ряду вопросов, связанных с технологиями, финансами и рынком. Вот три главных вывода.

Во-первых, между 2008-м и 2017 годом доля спотовых и краткосрочных контрактов на поставку СПГ выросла с 20 до 30% от объемов экспорта. 76% респондентов полагают, что доля этих контрактов будет расти более быстрыми темпами, чем объем торговли СПГ в целом. Важно понимать возможные последствия данной тенденции:

· наращивание новых мощностей может стать более сложным процессом, поскольку при реализации своих проектов компании не смогут рассчитывать на традиционные долгосрочные контракты;

· покупатели могут считать конъюнктуру рынка для торговых фирм, портфельных компаний и предприятий по производству СПГ с нереализованным потенциалом более привлекательной, чем СПГ, полученный из не одобренных к настоящему моменту проектов;

· «браунфилды», а также небольшие или модульные проекты могут стать более привлекательными. Учитывая отсутствие новых финансовых продуктов (к примеру, рынка долгосрочных ликвидных СПГ-фьючерсов), наши респонденты также предположили, что производители и инвесторы могут изъявить желание принять на себя более высокие рыночные риски.

Прогнозы роста предложения СПГ по странам.jpg

Прогнозы роста спроса на СПГ по регионам.jpg

Во-вторых, краткосрочные контракты в любом случае могут означать более медленное предоставление новых мощностей, несмотря на уровень ожидания. Мы видели, как многие новые проекты, реализуемые на заемные средства, теряют свою стоимость по мере приближения к вынесению итогового инвестиционного решения, поскольку инвестирование становится все более сложным процессом. Переход к финансированию за счет акционерного капитала может лишь частично уменьшить такое снижение стоимости, как это произошло в случае с недавно одобренным канадским проектом по СПГ. При этом финансирование за счет акционерного капитала доступно лишь тем крупным игрокам, у которых есть доступ к достаточному объему капитала для поддержки таких проектов.

В-третьих, добыча природного газа в США значительно выросла: примерно с 55 млрд ф3 в сутки 10 лет назад до более чем 80 млрд ф3/сут. в 2018 году. При этом ожидается, что произойдет дальнейший рост. Это способствовало серьезному увеличению экспорта СПГ – с почти нулевых объемов несколько лет назад до 3 млрд ф3/сут. в прошлом году. Исходя из текущих проектов, экспорт может вырасти до более чем 10 млрд ф3/сут. в течение следующих пяти лет.

Рост экспорта СПГ из США был в определенной мере вызван – наряду с появлением доступного предложения природного газа и прозрачным ценообразованием (к примеру, газовый хаб Henry Hub) – новой бизнес-моделью. Она опирается на толлинговые соглашения, а не на традиционные закупочные контракты, привязанные к ценам на нефть. Такие соглашения основываются на сжижении газа как определенной услуге с конкретной ценой на единицу объема, в отличие от комплексной стоимости поставки СПГ франко-бортом или франко-судном, как это принято в других проектах. Этот тип контракта дает покупателю больше свободы, позволяя приобретать свой собственный природный газ, не привязывая цены на СПГ к ценам на жидкие углеводороды (к примеру, Brent или японский нефтяной «коктейль»).

Несмотря на это, менее 20% респондентов полагают, что компании смогут применить такую американскую толлинговую стратегию при реализации проектов в других регионах. Среди причин называются нормативные и рыночные сложности, а также проблемы с масштабированием. В частности, другие страны сталкиваются с трудностями при создании крупных ликвидных внутренних рынков природного газа для обеспечения постоянного предложения, которое требуется для таких типов контрактов. Однако эти опасения могут оказаться неоправданными – благодаря нетрадиционным коллекторам нефти и газа Канада обладает огромной ресурсной базой, которая способна «поддержать» толлинговые соглашения по будущим проектам. Аналогичным образом партнеры компаний Woodside и Northwest Shelf рассматривают возможность использования толлинговых соглашений в Австралии. Тем не менее, эта бизнес-модель, как ожидается, будет слишком сложной для тех, кто пытается получить прибыль от разработки труднодоступных месторождений природного газа.

Роль технологий

Похоже, что представители отрасли пока не до конца понимают, как лучше адаптировать и применять новые технологии. Примерно 60% респондентов заявляют, что цифровизация на основе анализа больших данных, машинного обучения и блокчейн-приложений может оказать влияние на отрасль СПГ. Областью особого интереса при этом называется внедрение блокчейна для содействия торговой активности. Но ввиду технических сложностей крайне важен грамотный и продуманный подход к обеспечению этих возможностей. Однако если такую систему эффективно внедрить, то она будет способна повысить прозрачность образования цен, а также сократить время, необходимое для проведения расчетов по сделкам.

Международный консорциум VAKT при поддержке большого числа производителей, трейдеров и банков разрабатывает цифровую экосистему, которая призвана, используя блокчейн-технологии, обеспечить надежные и прозрачные расчетные операции после заключения сделки. Тем не менее, учитывая ограниченное применение блокчейна в настоящее время (в основном на небольших рынках возобновляемых источников энергии), использование этой технологии в сфере СПГ кажется пока очень далекой перспективой.

Технология блокчейна может обеспечить единую цифровую торговую инфраструктуру, которая позволила бы с большей легкостью реализовывать и отслеживать грузы. Это дало бы возможность использовать смарт-контракты для упрощения процесса торговли, что в значительной степени повысило бы эффективность всей отрасли.

Прогнозы роста спроса на СПГ по странам.jpg

Однако в краткосрочной перспективе приоритетом является анализ больших данных, который обеспечивает оптимизацию сроков отгрузки СПГ и снижение расхода энергии при сжижении и регазификации. В отличие от блокчейна, эта технология будет внедряться постепенно и поступательно, в виде нескольких небольших проектов, а не станет революционным прорывом в отрасли.

Следующие пять лет станут сложным и динамичным периодом для производителей СПГ, трейдеров и покупателей, поскольку они находятся в условиях стремительно развивающегося рынка и будут вынуждены применять новые технологии и внедрять новые бизнес-модели. Одно можно сказать наверняка: мировая отрасль СПГ будет постоянно изменяться и искать новые пути развития, чтобы эффективно поставлять энергию в этот стремительно развивающийся и меняющийся мир.