Свежий выпуск №20'15

ПРОЕКТ ЭС ’2035: ПОСПЕШАТЬ НЕ ТОРОПЯСЬ

Цена: 500 руб.
Купить журнал
Читайте в номере
Статья
Статья
Автор: ВАЛЕРИЙ АНДРИАНОВ «Нефтегазовая Вертикаль»
Падение нефтяных цен привело к значительному удешевлению моторного топлива во многих странах мира, прежде всего, в США. В выигрыше оказались как рядовые потребители, так и автомобильные компании, которые регистрируют рекордные уровни продаж новых машин. В России же в результате девальвации рубля данный эффект оказался практически неощутим. Но надо радоваться уже и тому, что не оправдались многие пессимистичные прогнозы, которые звучали в конце прошлого года, в преддверии введения налогового маневра.
Дефицита горючего на внутреннем рынке не возникло, волатильность цен оказалась даже меньше, а периоды ценовых всплесков — короче, чем в предыдущие годы. Кому за это сказать спасибо? «Виновников» искали участники конференции «Рынок нефтепродуктов России и стран СНГ», организованной Национальным нефтегазовым форумом и компанией Platts.
Но найденные ими причины стабильности не внушают доверия. Это, во-первых, расцветший пышным цветом рынок фальсификата, которому оказались не страшны ни налоговый маневр, ни многочисленные проверки контролирующих органов. Именно суррогаты позволяют покрывать существующий дефицит бензина и сдерживать цены от резкого роста. Второй фактор — активная работа ФАС и биржевых структур, которые пытаются в зародыше задушить любые попытки накрутить цены. С этой целью в нынешнем году в систему биржевых торгов был внесен ряд новшеств, что также оказало сдерживающее влияние на рост стоимости нефтепродуктов.
Статья
Автор: ВАЛЕРИЙ АНДРИАНОВ «Нефтегазовая Вертикаль»
Одним из предметов гордости отечественного НГК в последние годы стало улучшение качества автомобильных топлив. Действительно, все большее число компаний рапортует о переходе на выпуск бензина и дизтоплива 5-го класса. Но при этом сохраняется отставание от европейского уровня по одному из ключевых показателей качества горючего — октановому числу, которое волей чиновников было вычеркнуто из техрегламентов на 4-й и 5-й классы топлив.
По оценкам экспертов, по ОЧ отечественные бензины на 1,5–2 пункта не дотягивают до норм Евро-5. Хотя и здесь налицо определенный прогресс — объемы производства АИ-92 и АИ-95 до недавнего времени устойчиво росли. Но за счет чего? Конечно, свой вклад внес процесс модернизации НПЗ, в ходе которого был построен ряд установок по выпуску высокооктановых фракций. Однако все же главным фактором увеличения ОЧ стал рост выпуска и применения высокооктановых добавок (ВОД). Но доведут ли они российское топливо до европейского уровня?
Статья
Автор: ВАЛЕРИЙ АНДРИАНОВ, «Нефтегазовая Вертикаль»
Главной темой в отечественном НГК в последнее время стала судьба мегапроектов по строительству новых экспортных газопроводов.
События в этой сфере развиваются, как лихой вестерн, в котором Россия и ее геополитические противники обмениваются «выстрелами» и пытаются обскакать друг друга. Москва меняет «Южный поток» на «Турецкий», а потом столь же неожиданно переключается на «Северный поток-2». А на восточном направлении удваивается «Сила Сибири» (за счет сооружения второго газопровода в Китай, ранее именовавшегося «Алтай»). И на фоне такой «трубопроводной эпопеи» заброшенными кажутся масштабные СПГ-проекты, которым еще недавно отводилась ведущая роль в диверсификации российского газового экспорта. Почему так происходит? С этим пытались разобраться участники конференции «СПГ-2015», организованной компанией Creon Energy. Ситуация, действительно, складывается несколько странная. Практически все ведущие мировые и российские аналитические центры сходятся в том, что к 2040 году на СПГ будет приходиться около половины мировой торговли газом. В России сахалинский СПГ сейчас обеспечивает менее 8% от общего экспорта газа. Но, согласно проекту Энергостратегии-2035, показатель должен вырасти примерно в пять раз, тем самым приблизив Россию к среднемировому уровню.
Статья
Автор: АНДРЕЙ КОНОПЛЯНИК, д.э.н., профессор кафедры «Международный нефтегазовый бизнес» РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина
В конце октября должно состояться очередное заседание президентской комиссии по ТЭК. Полным ходом идет обсуждение в заинтересованных ведомствах, компаниях и иных причастных организациях возможной повестки заседания, определение наиболее актуальных вопросов, требующих обсуждения на президентском уровне в профессиональной среде. Попробую внести свои пять копеек в общую кассу.
Полагаю, основной темой неизбежно должно стать обсуждение путей наиболее эффективной и взаимоприемлемой для государства, общества и бизнеса реакции на современный экономический кризис.
Рассматриваемые в публикации вопросы носят не сиюминутный характер, отражают очередную развилку — выбор между интенсивным или продолжением преимущественно экстенсивного пути экономического развития в ТЭК и в связи с ТЭК — и, на мой взгляд, заслуживают безусловного внимания и публичного обсуждения. И, как обычно, отражают личную точку зрения автора.
Статья
Автор: ГРИГОРИЙ ВЫГОН, Управляющий директор VYGON Consulting, к.э.н.
Если посмотреть историю с налогообложением нефтяной отрасли после введения НДПИ в 2002 году, то хорошо вид- на эволюция налоговой политики (см. «История развития ДНС…» ). Мы прошли несколько этапов — от ужесточения налогового бремени и совершенно не эффективных хаотичных решений, вроде стимулирования первичной переработки через дифференциацию пошлин на нефтепродукты, к тому, что можно назвать элементами последовательной налоговой стратегии.
Статья
Автор: АНДРЕЙ МЕЩЕРИН, «Нефтегазовая Вертикаль»
Минэнерго РФ предлагает правительству одобрить проект Энергетической стратегии страны на период до 2035 года. Время для этого не самое подходящее — кризис, санкции, лихорадка на мировых энергетических рынках, вся экономика в состоянии неустойчивого равновесия. Но государству нужно, как минимум, показать, что держит руку на пульсе событий и видит перспективу.
Уже и прежние варианты ЭС России, которые принимались в куда более комфортных условиях, очень часто рисовали перспективы, опровергаемые жизнью. Так что от новой энергостратегии особой достоверности ожидать не приходится. Но даже при всех этих оговорках проект ЭС-2035 вряд ли заслуживает похвалы. Теперь приходится говорить не только об отсутствии уверенности в том, что идеи документа будут претворяться в жизнь, но и о том, что внятного плана борьбы за светлое будущее этот документ не предлагает вовсе. По сути, проект ЭС-2035 — это стратегия бездействия. С одной стороны, документ предлагает пересидеть трудные времена. С другой, откладывает до лучших времен решение длинного перечня принципиальных для отрасли спорных вопросов — того, что принято называть развилками.
Чтение проекта ЭС-2035 вызывает дискомфорт. Вроде бы, разговор идет о новых вызовах, о решении сложных задач, о невозможности идти проторенными путями. Но при этом не предлагается ничего нового в плане госуправления отраслевыми процессами. Беспросветная рутина…
Статья
Автор: ОЛЬГА ВИНОГРАДОВА, «Нефтегазовая Вертикаль» (по материалам В.И.Высоцкого, ОАО «ВНИИЗарубежгеология»)
Для обретения равновесия в период неопределенного состояния ценовой конъюнктуры нефти, неуверенности в трендах и под градом противоречивых прогнозов дальнейшего развития имеет смысл обратиться к базовым параметрам мировой нефтегазовой индустрии. Такую возможность предоставляет аналитическая работа «Глобальные и региональные тренды геологоразведочных работ и приростов запасов нефти и газа», подготовленная в ОАО «ВНИИЗарубежгеология» и презентованная руководителем проекта В.И.Высоцким на конференции МГУ «Новые идеи в геологии нефти и газа — 2015».
Анализ представленных в обзоре статистических оценок показывает, что за пять последних лет в мире прибавилось около 2000 новых месторождений нефти и газа. Самыми удачными были 2010 год по количеству открытий и 2012 год по величине новых запасов. Приросты запасов на акваториях мира в течение 2010–2014 годов составляли от 77% до 87%.
 В 2013–2014 годах треть мировых приростов запасов газа получена на шельфах Западной и Восточной Африки. Африканский регион лидирует и по количеству новых гигантских открытий. Показатели приростов запасов за счет ГРР на территории бывшего СССР формируются открытием газового месторождения Победа на шельфе Карского моря в 2014 году.
Статья
Автор: ВЛАДИМИР МИШИН, «Нефтегазовая Вертикаль»
В Азербайджане 20 сентября отметили три знаковых для республики события: День нефтяника, 21-ю годовщину подписания важнейшего для страны «Контракта века» (проект освоения блока АЧГ) и первую годовщину старта кавказско-европейского Южного газового коридора (ЮГК). В «исторический день» в Баку аплодировали успехам минувших лет. Во-первых, $62 млрд, вложенным (считая с осени 1994 года) нефтяными компаниями (27 из 15 стран) в международное освоение нефти и газа республики. Во-вторых, проекту АЧГ (считая с ноября 1997 года, на блоке добыто 375,5 млн тонн нефти). В-третьих, проекту Шах-Дениз (с декабря 2006 года в рамках Фазы-1 добыто 64 млрд м 3 газа и 16,3 млн тонн конденсата). Еще в Баку говорили об успехах грядущих — начале экспорта в Европу газа Азербайджана. Президент ГНКАР Абдуллаев твердо пообещал, что первый газ ЮГК пойдет в Турцию в середине 2018 года, а в Европу в конце 2019 года.
 В знаковый день были «оконтурены» и текущие проблемы — к ним в Баку относят падение мировых цен на нефть и снижение валютных доходов Азербайджана. Поэтому — ради ЮГК, Фазы-2 Шах- Дениза и социальной стабильности — в Баку считают, что в 2015–2020 годах Азербайджану необходимы экономия финансовых ресурсов (за счет замораживания «проектов второго ряда»), увеличение добычи нефти, продажа части активов ГНКАР, привлечение иностранных инвесторов к участию в совместных нефтегазовых проектах, требующих значительных затрат.
Задачи поставлены, дело осталось за малым: не дать в ближайшие три-пять лет кольцу проблем туго затянуться «на нефтегазовом горле» Азербайджана, которому — после заморозки Анкарой «Турецкого потока» — с 2020 года придется решать газовые проблемы Южной Европы в одиночку. Миссия почетная, обязывающая, но выполнимая ли?
Статья
Автор: М.А.БЕЛОВ, заместитель генерального директора ООО «ЭНЕРГАЗ»
«Внимание к деталям — от идеи до воплощения» — под таким бессменным девизом коллектив компании ЭНЕРГАЗ трудится вот уже восемь лет. За этими словами — профессиональный труд сплоченной инженерной команды по достижению конкретных производственных результатов.
Статья
Автор: Интервью с ВИТАЛИЕМ САДЫКОВЫМ, генеральным директором ГК «Римера»
Виталий Витальевич САДЫКОВ работает в группе ЧТПЗ с 2002 года. В разные годы возглавлял трубный и нефтесервисный дивизионы группы ЧТПЗ, участвовал в органах корпоративного управления компании. С 2015 года – генеральный директор ГК «Римера» Член Совета Союза производителей нефтегазового оборудования России. Кандидат экономических наук, имеет степень MBA университета г. Эслинген (Германия).
В Южном Федеральном округе РФ, в городе Волжском Волгоградской области, в рамках реализации програм- мы импортозамещения и внедрения инноваций в российской трубной отрасли ООО «Трубопроводные покрытия и технологии» ввело в эксплуатацию производственный комплекс по нанесению наружного утяжеляющего бетонного покрытия для магистральных газонефтепроводов.
Статья
Автор: ОЛЬГА ВИНОГРАДОВА, «Нефтегазовая Вертикаль»
Ожидаемый экспорт газа из Северной Америки поставками из США не ограничится. Канада, находящаяся всегда в тени могучего южного соседа, тоже готовится выйти на мировой газовый рынок. К настоящему времени 12 проектов СПГ получили лицензии на экспорт в общей сложности 270 млрд м 3 сжиженного газа в год в течение 25 лет. Еще 18 заявок находится на рассмотрении в Национальной энергетической службе страны (NEB).
Экономика канадских проектов СПГ подвержена ряду неблагоприятных факторов, таких как удаленность экспортных терминалов от центров добычи газа, строительство объектов с нуля, жесткие экологические требования, высокая стоимость. Ни один завод СПГ пока не строится, ни один проект не имеет окончательного инвестиционного решения.
Предположение NEB о начале поставок в 2019 году в объеме 10 млрд м 3 представляется оптимистичным. Но даже в этом случае Канада уступит первенство новым проектам из США, Австралии и России. На азиатском рынке канадский СПГ сможет занять небольшую нишу, главным образом за счет компаний-участников проекта, которые могут служить офтейкерами газа. Однако несколько проектов на Атлантическом побережье дают возможность Канаде воспользоваться преимуществом большей близости к Европе по сравнению с конкурентами и стать поставщиком газа на рынок, который отчаянно ищет новых экспортеров.
Статья
Автор: ВАЛЕРИЙ АНДРИАНОВ, «Нефтегазовая Вертикаль»
Нынешняя турбулентная ситуация на мировом нефтяном рынке во многом является следствием тех процессов, которые происходят в США. Речь идет, конечно же, о сланцевой революции. Благодаря ей Соединенные Штаты в течение всего одного десятилетия превратились из крупнейшего импортера энергоресурсов и главного драйвера роста мирового спроса на УВС в ведущего производителя нефти и газа. А еще через десятилетие США могут занять первые строчки и в списке экспортеров данного сырья. В связи с этим неизбежно меняются приоритеты энергетической политики Вашингтона, в том числе, и по отношению к России. Еще 10 лет назад американский рынок рассматривался отечественными компаниями как одно из перспективных направлений сбыта углеводородного сырья. В частности, именно на него первоначально ориентировались и Штокмановский проект, и планы российских ВИНК по добыче нефти в Венесуэле. Теперь же США могут стать, наряду с Ближним Востоком, главным конкурентом РФ на мировых углеводородных рынках, в том числе в Европе и АТР.
А резкое обострение политических отношений между Москвой и Вашингтоном, казалось бы, и вовсе закрывает все возможности широкомасштабного энергетического сотрудничества. Что же, пора сказать: «Гуд бай, Америка»?
Статья
Автор: АНАСТАСИЯ НИКИТИНА, «Нефтегазовая Вертикаль»
Омский нефтеперерабатывающий завод, один из самых крупных и технологичных заводов в РФ, в сентябре отметил юбилей — 60 лет. Завод, построенный в 1955 году, является стратегически важным объектом нефтепереработки в Сибири. Сейчас Омский НПЗ живет модернизацией: собственник за- вода — компания «Газпром нефть» — реализует широкомасштабную программу, первый этап кото- рой завершится в конце этого года. Цель данного этапа — полный переход на выпуск моторных топ- лив стандарта Евро-5.
ОНПЗ является единственным производителем катализатора каталитического крекинга по отече- ственной технологии. Кроме того, «Газпром нефть» планирует начать импортозамещающее про- изводство новых видов катализаторов, базовых синтетических масел и присадок.