Читайте в номере
Статья
Статья
На июль объявленные мировые сделки по приобретению активов составили более $11 млрд, сообщает Wood Mackenzie. Это самый высокий месячный результат за год, что свидетельствует об оживлении рынка слияний и приобретений на фоне ожидаемой стабилизации на рынке нефти. Общая сумма сделок с мая достигает $32 млрд, в три раза больше, чем за предыдущие три месяца.
ExxonMobil в июле заключила соглашение о покупке за $3,6 млрд газовой компании InterOil, владеющей активами в Папуа — Новой Гвинее. В настоящее время компания ведет интенсивные переговоры с Eni о покупке доли в газовых ме- сторождениях Мозамбика и с компанией Anadarko Petroleum о доли в газовых открытиях в том же бассейне Ровума. Statoil покупает у бразильской компании Petroleo Brasileiro 66% нефтяного блока на шельфе Бразилии за $2,5 млрд — самое крупное приобретение норвежской госкомпании с 2011 года.
ExxonMobil в июле заключила соглашение о покупке за $3,6 млрд газовой компании InterOil, владеющей активами в Папуа — Новой Гвинее. В настоящее время компания ведет интенсивные переговоры с Eni о покупке доли в газовых ме- сторождениях Мозамбика и с компанией Anadarko Petroleum о доли в газовых открытиях в том же бассейне Ровума. Statoil покупает у бразильской компании Petroleo Brasileiro 66% нефтяного блока на шельфе Бразилии за $2,5 млрд — самое крупное приобретение норвежской госкомпании с 2011 года.
Статья
Последняя неделя сентября может стать значимой вехой в календаре мирового рынка нефти. Предполагается, что на полях Международного энергетического саммита в Алжире могут пройти консультации лидеров ОПЕК с представителями стран-производителей нефти, не входящих в картель. После провала аналогичной встречи в Дохе такая попытка, казалось бы, заведомо обречена на провал. Но за последние месяцы расстановка сил на рынке нефти несколько изменилась. И это вносит определенную интригу.
Попробуем разобраться, что же произошло на рынке после саммита в Дохе и в преддверии алжирской встречи, чего можно ожидать от очередного раунда переговоров. Во-первых, продолжается рост спроса на нефть, что укрепляет надежды нефтяников продавать сырье дороже и в бȮльших объемах. Во-вторых, Саудовской Аравии нужно наращивать экспортные доходы, чтобы прекратить проедание валютных резервов.
В-третьих, Иран, хотя и близок к досанкционному уровню добычи, не может довольствоваться достигнутым, так как эксплуатационный фонд скважин нуждается в решительном обновлении, чтобы поддерживать достигнутый уровень добычи. В-четвертых, входящие в ОПЕК страны с относительно небольшими объемами добычи нефти под гнетом проблем теряют экспортный потенциал и крайне заинтересованы в мерах оздоровления ситуации на рынке.
Собственно, все производители хотят роста цен на нефть. Но идти ради этого на уступки мало кто готов. Особенно, когда маячит перспектива усиления фактора сланцевой нефти. Очевидно, что стартовые позиции потенциальных переговорщиков сегодня отличны от диспозиции во времена Дохи. Было бы опрометчиво полагаться на то, что итог встречи в Алжире станет калькой ситуации в Дохе. Но шансы договориться все еще невелики. Тем более что и Россия уже не демонстрирует былой готовности на самопожертвование, чтобы поднять цены на нефть.
Попробуем разобраться, что же произошло на рынке после саммита в Дохе и в преддверии алжирской встречи, чего можно ожидать от очередного раунда переговоров. Во-первых, продолжается рост спроса на нефть, что укрепляет надежды нефтяников продавать сырье дороже и в бȮльших объемах. Во-вторых, Саудовской Аравии нужно наращивать экспортные доходы, чтобы прекратить проедание валютных резервов.
В-третьих, Иран, хотя и близок к досанкционному уровню добычи, не может довольствоваться достигнутым, так как эксплуатационный фонд скважин нуждается в решительном обновлении, чтобы поддерживать достигнутый уровень добычи. В-четвертых, входящие в ОПЕК страны с относительно небольшими объемами добычи нефти под гнетом проблем теряют экспортный потенциал и крайне заинтересованы в мерах оздоровления ситуации на рынке.
Собственно, все производители хотят роста цен на нефть. Но идти ради этого на уступки мало кто готов. Особенно, когда маячит перспектива усиления фактора сланцевой нефти. Очевидно, что стартовые позиции потенциальных переговорщиков сегодня отличны от диспозиции во времена Дохи. Было бы опрометчиво полагаться на то, что итог встречи в Алжире станет калькой ситуации в Дохе. Но шансы договориться все еще невелики. Тем более что и Россия уже не демонстрирует былой готовности на самопожертвование, чтобы поднять цены на нефть.
Статья
Shell, Chevron, ExxonMobil, BP, Total, Repsol, Statoil и мексиканская Pemex примут участие в первом в истории Мексики аукционе на разведочные работы на 10 блоках глубоководного шельфа Мексиканского залива, который состоится в декабре. Шесть блоков расположено в бассейне Salina и четыре в поясе Perdido, рядом с морской границей с США. Общая площадь покрывает 8250 км2 на глубине воды 500–3000 метров и содержит 4 млрд барр н.э. запасов. Более 75% перспективных ресурсов Мексики находится на шельфе. По неофициальной информации, Exxon Mobil, Chevron и Hess договорились участвовать в аукционе совместно, за- ключив Соглашение о совместной деятельности (Joint Operating Agreement). Ожидается, что остальные участники аукциона подпишут аналогичные соглашения, так как условия работы на шельфе Мексики слишком капиталоемки для индивидуальной деятельности.
Цель встречи ОПЕК и России на полях Международного энергетического форума в Алжире достигнута задолго до события: цена нефти на слухах о возможной заморозке выросла на 13%. Совместное заявление о продолжении сотрудничества и возможных способах стабилизации рынка, подписанное Россией и Саудовской Аравией на G20 в Китае, могло бы свидетельствовать о реальном намерении двух великих нефтяных держав принять меры по восстановлению рынка. Но вслед за этим министр энергетики Саудовской Аравии отверг необходимость замораживания добычи, сославшись на происходящее укрепление рынка естественным путем.
Позиция основных участников и аналогия с сорвавшимися переговорами в Дохе в апреле не дают оснований надеяться на принятие конструктивных решений по восстановлению рынка нефти на предстоящей в конце месяца встрече в Алжире. Однако фактор тотального сокращения капитальных расходов в нефтедобычу и задержки развития инвестиционных проектов создает некоторую неопределенность в исходе переговоров.
Позиция основных участников и аналогия с сорвавшимися переговорами в Дохе в апреле не дают оснований надеяться на принятие конструктивных решений по восстановлению рынка нефти на предстоящей в конце месяца встрече в Алжире. Однако фактор тотального сокращения капитальных расходов в нефтедобычу и задержки развития инвестиционных проектов создает некоторую неопределенность в исходе переговоров.
Осенью в ЭНЕРГАЗе традиционно подводят итоги производственной деятельности. Как всегда, готов к публикации подробный отчет, приуроченный к очередной годовщине со дня рождения компании. Однако, отмечая в 2016 году свое девятилетие, энергазовцы пристально вглядываются в будущее.
Статья
В последние два года страны Центральной и Восточной Европы активно заключают между собой соглашения по строительству газопроводов-интерконнекторов. В результате плотность и разветвленность газотранспортной инфраструктуры в данном регионе должна возрасти до уровня стран Северо-Западной Европы. Это позволит создать конкурентные условия для поставщиков газа и снизить зависимость от импорта из России.
Однако, несмотря на активные действия этих государств, достичь поставленной цели им будет непросто. Дело в разнице оценок инвестиций, необходимых для сооружения упомянутых газопроводов. Расчеты показывают, что запланированных инвестиций будет недостаточно для развития газотранспортной инфраструктуры, способной обеспечить построение единого внутреннего рынка газа на общеевропейском пространстве.
А значит, «Газпрому» опять не удастся избавиться от статуса доминирующего поставщика в этот европейский регион. Уместно напомнить, что причина отсутствия конкуренции на газовых рынках Центральной и Восточной Европы не происки «Газпрома», а объективно сложившаяся ситуация в ГТС региона. Доминирующее положение «Газпрома» складывалось здесь десятилетиями. Вся газотранспортная система региона формировалась в советское время по единой модели: «один рынок — одна труба». Ставка делалась на минимизацию затрат на транспортировку в рамках централизованно планируемой экономики.
Однако, несмотря на активные действия этих государств, достичь поставленной цели им будет непросто. Дело в разнице оценок инвестиций, необходимых для сооружения упомянутых газопроводов. Расчеты показывают, что запланированных инвестиций будет недостаточно для развития газотранспортной инфраструктуры, способной обеспечить построение единого внутреннего рынка газа на общеевропейском пространстве.
А значит, «Газпрому» опять не удастся избавиться от статуса доминирующего поставщика в этот европейский регион. Уместно напомнить, что причина отсутствия конкуренции на газовых рынках Центральной и Восточной Европы не происки «Газпрома», а объективно сложившаяся ситуация в ГТС региона. Доминирующее положение «Газпрома» складывалось здесь десятилетиями. Вся газотранспортная система региона формировалась в советское время по единой модели: «один рынок — одна труба». Ставка делалась на минимизацию затрат на транспортировку в рамках централизованно планируемой экономики.
Статья
Падение мировых цен на нефть отразилось на бюджетах ВИНК и государственной казне, но не на масштабах добычи жидких углеводородов. Причем если по сырой нефти удается поддерживать среднюю динамику прироста последних лет, то по газоконденсату достигнуты серьезные успехи. В основном, за счет улучшения показателей «Северэнергии». Правда, в стране наблюдается падение добычи на старых месторождениях, так называемых браунфилдах. Но эти потери с лихвой компенсируются за счет реализации новых проектов, гринфилдов.
Важным фактором наращивания добычи является разветвленная система льгот для различных категорий запасов и месторождений. За последние семь лет именно льготируемые по НДПИ и экспортной пошлине объемы обеспечили основной прирост производства. Положительную роль сыграло и ослабление национальной валюты. Так, негативный эффект от снижения цены Urals был полностью компенсирован положительным влиянием девальвации рубля.
Ближайшие перспективы отрасли также радуют. В стране стартовал ряд новых крупных добычных проектов, основные инвестиции в которые уже сделаны. Благодаря этому производство жидких углеводородов в следующем году может превысить рекордный уровень, достигнутый в 1987 году в РСФСР. Но сможет ли растущая добыча хотя бы отчасти компенсировать падение государственных доходов вследствие обвала нефтяных цен? С одной стороны, поскольку основной прирост придется на льготируемые месторождения, увеличения поступлений НДПИ в госказну ждать не стоит. С другой стороны, расширение доли сырой нефти в балансе отечественного нефтяного экспорта приведет к некоторому росту поступлений в бюджет вывозной таможенной пошлины.
Важным фактором наращивания добычи является разветвленная система льгот для различных категорий запасов и месторождений. За последние семь лет именно льготируемые по НДПИ и экспортной пошлине объемы обеспечили основной прирост производства. Положительную роль сыграло и ослабление национальной валюты. Так, негативный эффект от снижения цены Urals был полностью компенсирован положительным влиянием девальвации рубля.
Ближайшие перспективы отрасли также радуют. В стране стартовал ряд новых крупных добычных проектов, основные инвестиции в которые уже сделаны. Благодаря этому производство жидких углеводородов в следующем году может превысить рекордный уровень, достигнутый в 1987 году в РСФСР. Но сможет ли растущая добыча хотя бы отчасти компенсировать падение государственных доходов вследствие обвала нефтяных цен? С одной стороны, поскольку основной прирост придется на льготируемые месторождения, увеличения поступлений НДПИ в госказну ждать не стоит. С другой стороны, расширение доли сырой нефти в балансе отечественного нефтяного экспорта приведет к некоторому росту поступлений в бюджет вывозной таможенной пошлины.
Статья
Этой весной Главгосэкспертиза одобрила проект ЛУКОЙЛа по отгрузке до 8,5 млн тонн бензина и дизельного топлива производства ООО «Нижегороднефтеоргсинтез» (НОРСИ) в систему «Транснефти». Несколькими месяцами раньше трубопроводная компания начала расширение своей инфраструктуры для поставок нефтепродуктов с НОРСИ в Московский регион.
Эти проекты непосредственно связаны с прошлогодним вводом на Нижегородском заводе второго комплекса каталитического крекинга, что позволило предприятию нарастить выпуск автобензинов стандарта Евро-5. Давно запланированная оптимизация трубопроводных маршрутов призвана снизить нагрузку на железную дорогу, помочь стабильному снабжению Москвы и области высококачественным моторным топливом, а ЛУКОЙЛу — существенно сократить расходы на транспортировку заводской продукции.
Впрочем, полная реализация озвученных планов, по-видимому, возможна лишь после строительства на НОРСИ комплекса гидрокрекинга тяжелых остатков. Как сообщалось, это позволит предприятию увеличить производство светлых нефтепродуктов, полностью отказавшись от выпуска мазута. Пока же строительство комплекса отложено из-за налогового маневра, который существенно ухудшил экономику крупнейшего НПЗ ЛУКОЙЛа.
Эти проекты непосредственно связаны с прошлогодним вводом на Нижегородском заводе второго комплекса каталитического крекинга, что позволило предприятию нарастить выпуск автобензинов стандарта Евро-5. Давно запланированная оптимизация трубопроводных маршрутов призвана снизить нагрузку на железную дорогу, помочь стабильному снабжению Москвы и области высококачественным моторным топливом, а ЛУКОЙЛу — существенно сократить расходы на транспортировку заводской продукции.
Впрочем, полная реализация озвученных планов, по-видимому, возможна лишь после строительства на НОРСИ комплекса гидрокрекинга тяжелых остатков. Как сообщалось, это позволит предприятию увеличить производство светлых нефтепродуктов, полностью отказавшись от выпуска мазута. Пока же строительство комплекса отложено из-за налогового маневра, который существенно ухудшил экономику крупнейшего НПЗ ЛУКОЙЛа.
Статья
Модернизация российских НПЗ поставила на повестку дня задачу обеспечения заводов высокотехнологичными катализаторами — наноструктурированными веществами, необходимыми для ускорения процессов вторичной переработки нефти. «Газпром нефть» первой из российских ВИНК вплотную взялась за решение этой задачи.
К 2020 году на своем Омском заводе госкомпания планирует наладить производство новейших катализаторов каткрекинга и гидрогенизационных процессов, пока не выпускаемых отечественной промышленностью. Совокупная мощность будущего производства — 21 тыс. тонн в год — способна полностью обеспечить потребности российской нефтеперерабатывающей отрасли. Проекту, который позиционируется как импортозамещающий, Минэнерго присвоило статус национального. Эти факторы вкупе с производственным опытом и финансовыми возможностями «Газпром нефти» позволяют считать перспективы проекта весьма обнадеживающими.
К 2020 году на своем Омском заводе госкомпания планирует наладить производство новейших катализаторов каткрекинга и гидрогенизационных процессов, пока не выпускаемых отечественной промышленностью. Совокупная мощность будущего производства — 21 тыс. тонн в год — способна полностью обеспечить потребности российской нефтеперерабатывающей отрасли. Проекту, который позиционируется как импортозамещающий, Минэнерго присвоило статус национального. Эти факторы вкупе с производственным опытом и финансовыми возможностями «Газпром нефти» позволяют считать перспективы проекта весьма обнадеживающими.
Статья
Важнейшей задачей нефтепереработки является не только обеспечение внутреннего рынка качественными нефтепродуктами, но и создание сырьевой базы для более глубоких переделов углеводородного сырья, то есть для развития нефтехимии. Правительство стало активнее продвигать это направление.
Вначале по инициативе Минэнерго РФ был принят План развития газо- и нефтехимии РФ на период до 2030 года. Затем под эгидой Минпромторга была разработана Стратегия развития химического и нефтехимического комплекса до 2030 года. К каким результатом это привело и как повлияло на отрасль? Об этом «Нефтегазовой Вертикали» рассказал президент Российского союза химиков Виктор ИВАНОВ.
Наш собеседник отметил, что на фоне общего кризиса в стране химическая и нефтехимическая отрасли демонстрируют стабильный рост. Но это заслуга не столько правительственных планов и стратегий, сколько самих компаний, которые вынуждены вкладывать инвестиции в свое развитие ради выживания.
Вместе с тем в отрасли накопилось много нерешенных проблем. Это, в частности, кризис малотоннажной химии и абсолютный развал отраслевого научного комплекса. Большую тревогу вызывает отсутствие широкого внутреннего спроса на продукцию газо- и нефтехимии, что заставляет ведущих игроков рынка делать упор на экспорт и ставит их в зависимость от мировой конъюнктуры. Наконец, не радует пассивность отечественных ВИНК. При модернизации своей нефтепереработки они меньше всего думают об интересах нефтехимии. Новые мощности по производству нефтехимического сырья практически не строятся. Это ставит под вопрос дальнейшие перспективы отрасли.
Вначале по инициативе Минэнерго РФ был принят План развития газо- и нефтехимии РФ на период до 2030 года. Затем под эгидой Минпромторга была разработана Стратегия развития химического и нефтехимического комплекса до 2030 года. К каким результатом это привело и как повлияло на отрасль? Об этом «Нефтегазовой Вертикали» рассказал президент Российского союза химиков Виктор ИВАНОВ.
Наш собеседник отметил, что на фоне общего кризиса в стране химическая и нефтехимическая отрасли демонстрируют стабильный рост. Но это заслуга не столько правительственных планов и стратегий, сколько самих компаний, которые вынуждены вкладывать инвестиции в свое развитие ради выживания.
Вместе с тем в отрасли накопилось много нерешенных проблем. Это, в частности, кризис малотоннажной химии и абсолютный развал отраслевого научного комплекса. Большую тревогу вызывает отсутствие широкого внутреннего спроса на продукцию газо- и нефтехимии, что заставляет ведущих игроков рынка делать упор на экспорт и ставит их в зависимость от мировой конъюнктуры. Наконец, не радует пассивность отечественных ВИНК. При модернизации своей нефтепереработки они меньше всего думают об интересах нефтехимии. Новые мощности по производству нефтехимического сырья практически не строятся. Это ставит под вопрос дальнейшие перспективы отрасли.
Статья
Модернизация перерабатывающих мощностей, начавшаяся пять лет назад, стала одним из магистральных направлений развития нефтегазовой отрасли России. Причем достигнуты впечатляющие результаты. Прежде всего, кардинально меняется структура выпускаемой продукции: выход мазута заметно снижается, а доля светлых нефтепродуктов активно растет. С 1 июля российский топливный рынок полностью перешел на потребление нефтепродуктов 5-го — высшего — экологического класса. Открылись возможности снижать объемы перерабатываемого сырья без риска нарушить равновесие на отечественном топливном рынке.
Оказавшись под давлением экономического кризиса и секторальных санкций, ВИНК несколько снизили инвестиционную активность в секторе downstream. По ряду проектов скорректированы графики, уменьшены объемы капиталовложений. Впрочем, эти сложности уже не играют фатальной роли в судьбе модернизации отечественной переработки. Она состоялась и продолжает развиваться.
«Роснефть» минувшим летом ввела на Куйбышевском НПЗ комплекс каталитического крекинга. И это один из 30 проектов модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, стоящих в планах компании на ближайшую пятилетку.
Вводом в эксплуатацию установки гидрокрекинга в Волгограде ЛУКОЙЛ завершил программу модернизации своих НПЗ. Компания лидирует по глубине переработки и выходу светлых нефтепродуктов.
Одна из наиболее масштабных программ модернизации реализуется «Газпром нефтью» на Омском НПЗ — самом современном отечественном предприятии в отрасли. Амбициозные проекты реализуются в Татарстане. Активно и успешно развивают вторичные процессы переработки «Сургутнефтегаз» и другие ВИНК страны.
Оказавшись под давлением экономического кризиса и секторальных санкций, ВИНК несколько снизили инвестиционную активность в секторе downstream. По ряду проектов скорректированы графики, уменьшены объемы капиталовложений. Впрочем, эти сложности уже не играют фатальной роли в судьбе модернизации отечественной переработки. Она состоялась и продолжает развиваться.
«Роснефть» минувшим летом ввела на Куйбышевском НПЗ комплекс каталитического крекинга. И это один из 30 проектов модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, стоящих в планах компании на ближайшую пятилетку.
Вводом в эксплуатацию установки гидрокрекинга в Волгограде ЛУКОЙЛ завершил программу модернизации своих НПЗ. Компания лидирует по глубине переработки и выходу светлых нефтепродуктов.
Одна из наиболее масштабных программ модернизации реализуется «Газпром нефтью» на Омском НПЗ — самом современном отечественном предприятии в отрасли. Амбициозные проекты реализуются в Татарстане. Активно и успешно развивают вторичные процессы переработки «Сургутнефтегаз» и другие ВИНК страны.
Статья
В последние годы в российской нефтепереработке был осуществлен масштабный процесс модернизации мощностей. Позволило ли это сделать качественный скачок в развитии и вывести отрасль на мировой уровень? И продолжится ли реконструкция НПЗ, несмотря на разразившийся экономический кризис? Об этом «Нефтегазовой Вертикали» рассказал генеральный директор Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков Виктор РЯБОВ.
С одной стороны, отрасли действительно удалось добиться больших результатов. Так, все отечественные НПЗ уже перешли на выпуск моторного топлива мирового уровня. С другой стороны, сохраняются и существенные проблемы. В частности, по показателям глубины переработки наши компании по-прежнему сильно отстают от иностранных. Сохраняется сильная зависимость от зарубежных технологий и оборудования.
Несмотря на все усилия правительства и отраслевого сообщества так и не удалось создать отечественные инжиниринговые корпорации в сфере нефтегазопереработки. Только первые шаги делаются в области глубоких переделов углеводородного сырья. Одновременно отрасль оказывается в налоговых тисках. Пока правительство пытается усилить налоговое бремя нефтяников, сами ВИНК стараются переложить основную фискальную нагрузку именно на нефтепереработку. Поскольку данный сектор потерял свою самостоятельность и фактически является «невидимкой», сделать это достаточно просто.
С одной стороны, отрасли действительно удалось добиться больших результатов. Так, все отечественные НПЗ уже перешли на выпуск моторного топлива мирового уровня. С другой стороны, сохраняются и существенные проблемы. В частности, по показателям глубины переработки наши компании по-прежнему сильно отстают от иностранных. Сохраняется сильная зависимость от зарубежных технологий и оборудования.
Несмотря на все усилия правительства и отраслевого сообщества так и не удалось создать отечественные инжиниринговые корпорации в сфере нефтегазопереработки. Только первые шаги делаются в области глубоких переделов углеводородного сырья. Одновременно отрасль оказывается в налоговых тисках. Пока правительство пытается усилить налоговое бремя нефтяников, сами ВИНК стараются переложить основную фискальную нагрузку именно на нефтепереработку. Поскольку данный сектор потерял свою самостоятельность и фактически является «невидимкой», сделать это достаточно просто.
Статья
Идеей фикс российской экономической политики уже давно является отказ от углеводородной зависимости в пользу производства и экспорта высокомаржинальной продукции. При этом естественным мостом между сырьевыми и высокотехнологичными отраслями служит глубокая переработка «черного золота» и «голубого топлива». Поэтому неудивительно, что в последние годы на правительственном уровне был принят целый ряд планов и стратегий в данной сфере. И если в области газо- и нефтехимии ощутимых прорывов добиться не удалось, то программа модернизации НПЗ принесла значимые результаты.
Благодаря реализации четырехсторонних соглашений и малого налогового маневра удалось значительно нарастить объемы переработки и обеспечить переход на использование топлива 5-го экологического класса. Но одновременно в отрасли накапливались проблемы и противоречия, которые могут негативно повлиять на нее в среднесрочной перспективе.
В частности, фискальная политика не смогла защитить отрасль от рыночной стихии. На фоне падения цен на нефть маржа отечественных НПЗ значительно сократилась, хотя их европейские «собратья» ныне переживают подлинный ренессанс. Это грозит сокращением объемов переработки.
В ходе модернизации НПЗ не удалось создать оптимальную структуру российской нефтепереработки. В результате она приобрела «дизельный крен» и оказалась в серьезной зависимости от конъюнктуры европейского топливного рынка. Это особенно опасно в условиях санкционной войны между Россией и Европой.
Процесс повышения качества выпускаемого топлива сопровождался прямо противоположной тенденцией — ростом доли контрафакта на розничном рынке. Это также стало следствием изъянов налоговой политики. Но и развернутая ныне активная борьба с суррогатами может отрицательно сказаться на масштабах переработки в стране.
Наконец, ни четырехсторонние соглашения, ни налоговые маневры не смогли обеспечить мультипликативный эффект для российской промышленности от процесса модернизации НПЗ. Технологическая зависимость от Запада только усилилась. А начатая в последнее время кампания по ипортозамещению явно запоздала — основные проекты уже реализованы, а на новые нет денег. Ситуация может еще более усугубиться, если в жизнь будут воплощены очередные смелые планы Минфина. В случае обнуления пошлин на нефтяной экспорт маржа отечественных НПЗ может окончательно рухнуть. Кому нужна будет нефтепереработка, если сырье можно будет беспрепятственно гнать за рубеж?
Благодаря реализации четырехсторонних соглашений и малого налогового маневра удалось значительно нарастить объемы переработки и обеспечить переход на использование топлива 5-го экологического класса. Но одновременно в отрасли накапливались проблемы и противоречия, которые могут негативно повлиять на нее в среднесрочной перспективе.
В частности, фискальная политика не смогла защитить отрасль от рыночной стихии. На фоне падения цен на нефть маржа отечественных НПЗ значительно сократилась, хотя их европейские «собратья» ныне переживают подлинный ренессанс. Это грозит сокращением объемов переработки.
В ходе модернизации НПЗ не удалось создать оптимальную структуру российской нефтепереработки. В результате она приобрела «дизельный крен» и оказалась в серьезной зависимости от конъюнктуры европейского топливного рынка. Это особенно опасно в условиях санкционной войны между Россией и Европой.
Процесс повышения качества выпускаемого топлива сопровождался прямо противоположной тенденцией — ростом доли контрафакта на розничном рынке. Это также стало следствием изъянов налоговой политики. Но и развернутая ныне активная борьба с суррогатами может отрицательно сказаться на масштабах переработки в стране.
Наконец, ни четырехсторонние соглашения, ни налоговые маневры не смогли обеспечить мультипликативный эффект для российской промышленности от процесса модернизации НПЗ. Технологическая зависимость от Запада только усилилась. А начатая в последнее время кампания по ипортозамещению явно запоздала — основные проекты уже реализованы, а на новые нет денег. Ситуация может еще более усугубиться, если в жизнь будут воплощены очередные смелые планы Минфина. В случае обнуления пошлин на нефтяной экспорт маржа отечественных НПЗ может окончательно рухнуть. Кому нужна будет нефтепереработка, если сырье можно будет беспрепятственно гнать за рубеж?
Статья
Наступление осени приносит тревожные ожидания. Бюджетное законотворчество в последние годы редко обходится без усиления фискальной нагрузки на нефтегазовый сектор. При этом все взоры обращены на сектор нефтедобычи. Сегмент переработки остается как бы в тени большого сражения за нефтедоллары. Но по мере развития процесса полномасштабной модернизации отечественных НПЗ, именно для этого сегмента цена фискальных экспериментов становится все более чувствительной. Вложены колоссальный средства, эти затраты должны окупиться. Да и риски расшатать ситуацию на топливном рынке не стоит сбрасывать со счетов.
Недавние заверения официальных лиц Минфина РФ в том, что новой корректировки условий налогового маневра ждать не следует, стали позитивной новостью. Расчеты показывают, что нынешние условия «маневра» не препятствуют достижению целей, стоящих перед отечественной нефтепереработкой. Главное, чтобы цены на нефть не опустились ниже критического уровня и Минфин воздержался от новых фискальных экспериментов.
Недавние заверения официальных лиц Минфина РФ в том, что новой корректировки условий налогового маневра ждать не следует, стали позитивной новостью. Расчеты показывают, что нынешние условия «маневра» не препятствуют достижению целей, стоящих перед отечественной нефтепереработкой. Главное, чтобы цены на нефть не опустились ниже критического уровня и Минфин воздержался от новых фискальных экспериментов.
Модернизация перерабатывающих мощностей, начавшаяся пять лет назад, стала одним из магистральных направлений развития нефтегазовой отрасли России. Причем достигнуты впечатляющие результаты. Прежде всего, кардинально меняется структура выпускаемой продукции: выход мазута заметно снижается, а доля светлых нефтепродуктов активно растет.
С 1 июля российский топливный рынок полностью перешел на потребление нефтепродуктов пятого — высшего — экологического класса. Открылись возможности снижать объемы перерабатываемого сырья без риска нарушить равновесие на отечественном топливном рынке.
С 1 июля российский топливный рынок полностью перешел на потребление нефтепродуктов пятого — высшего — экологического класса. Открылись возможности снижать объемы перерабатываемого сырья без риска нарушить равновесие на отечественном топливном рынке.
Статья
Официальный запуск месторождения Кашаган состоится 23 октября, сообщил исполняющий обязанности министра энергетики РК Канат Бозумбаев. «По соглашению, коммерческой добычей считается 75 тыс. баррелей в сутки. Я так думаю, это конец октября — начало ноября, ноябрь», — цитирует чиновника ИА «Новости-Казахстан».
Добыча на Кашагане была остановлена в сентябре 2013 года, через две недели после начала, из-за утечки газа. Анализ, который проводился в течение нескольких месяцев, выявил наличие многочисленных микротрещин в трубопроводе, появившихся в результате воздействия на металл попутного газа с высоким содержанием серы.
Добыча на Кашагане была остановлена в сентябре 2013 года, через две недели после начала, из-за утечки газа. Анализ, который проводился в течение нескольких месяцев, выявил наличие многочисленных микротрещин в трубопроводе, появившихся в результате воздействия на металл попутного газа с высоким содержанием серы.
Статья
Федеральная таможенная служба опубликовала полугодовые статистические данные по российскому экспорту. Валютные доходы страны уменьшились к прошлогоднему уровню на 42%. Доля нефтегазового экспорта сократилась с 61% до 54%.
Решающую роль в этом сыграло снижение цен на нефть. В январе-июне 2016 года баррель Urals стоил в среднем $37,7, а в прошлом году — $57. Особенно сильно (почти на 57%) уменьшилась экспортная выручка от продажи нефтепродуктов.
Доля данной группы товаров сжалась до 16%. Решающую роль в этом сыграло значительное (на 23%) снижение физических объемов экспорта мазута (чего государство и добивалось). В то же время экспорт автомобильных бензинов в 2016 году вырос на 9%.
Решающую роль в этом сыграло снижение цен на нефть. В январе-июне 2016 года баррель Urals стоил в среднем $37,7, а в прошлом году — $57. Особенно сильно (почти на 57%) уменьшилась экспортная выручка от продажи нефтепродуктов.
Доля данной группы товаров сжалась до 16%. Решающую роль в этом сыграло значительное (на 23%) снижение физических объемов экспорта мазута (чего государство и добивалось). В то же время экспорт автомобильных бензинов в 2016 году вырос на 9%.
Статья
Еще весной этого года казалось, что нефтепровод Баку–Махачкала–Новороссийск (БМН), наименее мощный из всех трубопроводов для каспийской нефти, готов превратиться в преуспевающий экспортный маршрут. Государственная компания «Транснефть» планировала довести объем прокачки по БМН до проектного уровня в 7 млн тонн в год с менее 5 млн в последние несколько лет.
Однако цепь событий, произошедших нынешним летом, показывает, что идея увеличения загрузки БМН разбилась о конфликт корпоративных интересов российских конкурентов за транзитно-экспортный узел в Махачкале. Компании- пользователи БМН прекратили или минимизировали отгрузку в нефтепровод, чтобы снизить свои риски в чужом конфликте.
Поэтому, хотя решения об объемах отгрузки принимают каспийские экспортеры нефти, их выбор на этот раз в очень большой степени будет зависеть от результатов договоренностей российских транспортных инвесторов.
Однако цепь событий, произошедших нынешним летом, показывает, что идея увеличения загрузки БМН разбилась о конфликт корпоративных интересов российских конкурентов за транзитно-экспортный узел в Махачкале. Компании- пользователи БМН прекратили или минимизировали отгрузку в нефтепровод, чтобы снизить свои риски в чужом конфликте.
Поэтому, хотя решения об объемах отгрузки принимают каспийские экспортеры нефти, их выбор на этот раз в очень большой степени будет зависеть от результатов договоренностей российских транспортных инвесторов.
Статья
Министр энергетики РФ А.Новак и его коллега из Саудовской Аравии Халид Аль-Фалих выступили с совместным за- явлением о координации действий для стабилизации нефтяного рынка. Как отмечает «Интерфакс», этот двухстраничный документ состоит из четырех пунктов.
Россия и Саудовская Аравия решили создать рабочую группу, которая будет отслеживать ситуацию на рынке нефти и вырабатывать рекомендации по совместным действиям для обеспечения стабильности и предсказуемости рынка. Признано целесообразным сотрудничать и обмениваться опытом в сфере новых технологий и производства оборудования для добычи, переработки, хранения, транспортировки и сбыта нефти. Министры договорились создать при поддержке суверенных фондов двух стран совместный банк данных перспективных технологий добычи. «С министром энергетики Саудовской Аравии мы договорились о совместных действиях, направленных на стабилизацию ситуации на нефтяном рынке.
Наиболее эффективным инструментом мы считаем заморозку добычи, конкретные параметры на данный момент обсуждаются», — пояснил после подписания соглашения А.Новак.
Заморозка уровня добычи нефти была бы правильным решением для поддержания справедливых цен на мировом рынке, считает Владимир Путин.
Развитие темы — в статьях «Слухи о заморозке разогрели рынок» ( стр. 70 ) и «От Дохи до Алжира» ( стр. 76 ).
Россия и Саудовская Аравия решили создать рабочую группу, которая будет отслеживать ситуацию на рынке нефти и вырабатывать рекомендации по совместным действиям для обеспечения стабильности и предсказуемости рынка. Признано целесообразным сотрудничать и обмениваться опытом в сфере новых технологий и производства оборудования для добычи, переработки, хранения, транспортировки и сбыта нефти. Министры договорились создать при поддержке суверенных фондов двух стран совместный банк данных перспективных технологий добычи. «С министром энергетики Саудовской Аравии мы договорились о совместных действиях, направленных на стабилизацию ситуации на нефтяном рынке.
Наиболее эффективным инструментом мы считаем заморозку добычи, конкретные параметры на данный момент обсуждаются», — пояснил после подписания соглашения А.Новак.
Заморозка уровня добычи нефти была бы правильным решением для поддержания справедливых цен на мировом рынке, считает Владимир Путин.
Развитие темы — в статьях «Слухи о заморозке разогрели рынок» ( стр. 70 ) и «От Дохи до Алжира» ( стр. 76 ).
Мировая нефтегазовая промышленность меняется. Как отразились эти изменения на состоянии отечественного нефтегазового комплекса? Какой должна быть успешная стратегия современной российской компании в стране и на глобальном рынке? Об этом наш журнал поговорил с легендарной личностью, министром топлива и энергетики в 90-х годах прошлого века, председателем Совета Союза нефтегазопромышленников России сегодня Юрием ШАФРАНИКОМ.
«Когда была поставлена задача провести реформу, — вспоминает Юрий Константинович, — мы видели ее путь в следующем: на имеющихся мощностях, максимально их используя, создать компании, не нарушая технологические цепочки. В противном случае неизбежны либо потеря эффективности, либо дополнительные огромные вложения. А денег не было. Эти компании (действующие «от скважины до бензоколонки») должны были составить хребет нефтяной и в целом российской промышленности. И нам такую задачу удалось решить». Говоря об особенностях современного момента, Ю.Шафраник отмечает: «Нельзя рассчитывать на вариант легкого пути, на возвращение неоправданно высоких цен на нефть. Настоящий успех всегда ожидает на трудном пути».
«Когда была поставлена задача провести реформу, — вспоминает Юрий Константинович, — мы видели ее путь в следующем: на имеющихся мощностях, максимально их используя, создать компании, не нарушая технологические цепочки. В противном случае неизбежны либо потеря эффективности, либо дополнительные огромные вложения. А денег не было. Эти компании (действующие «от скважины до бензоколонки») должны были составить хребет нефтяной и в целом российской промышленности. И нам такую задачу удалось решить». Говоря об особенностях современного момента, Ю.Шафраник отмечает: «Нельзя рассчитывать на вариант легкого пути, на возвращение неоправданно высоких цен на нефть. Настоящий успех всегда ожидает на трудном пути».