Свежий выпуск №17'20

НПЗ РОССИИ – МОДЕРНИЗАЦИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Цена: 500 руб.
Купить журнал
Читайте в номере
Статья
Автор: ИРИНА ФИЛИМОНОВА, ИРИНА ПРОВОРНАЯ, ВАСИЛИЙ НЕМОВ, ЮРИЙ ДЗЮБА, Институт нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН, Новосибирск
Нефтеперерабатывающая промышленность России – организационно высококонцентрированная и территориально диверсифицированная отрасль НГК, обеспечивающая переработку около 50,8% объема жидких углеводородов, добываемых в стране. Направления развития и функционирования нефтепереработки в РФ обусловлены структурными и технологическими изменениями, произошедшими в связи с модернизацией отрасли в последнее десятилетие. Большое влияние на структуру производства и качество нефтепродуктов оказывают технологическое перевооружение и модернизация оборудования и технологических процессов, а также ценовые шоки на мировом рынке нефти. Помимо этого, ежегодно ужесточаются требования и нормы по качеству сырья и продуктов переработки углеводородов, а также происходят фискальные изменения, направленные на регулирование экспорта темных нефтепродуктов.
Статья
Автор: ИГОРЬ НАСИРОВ, Директор по развитию направлений технологии оксидов, винилов и олеохимии, нефтепереработки и нефтехимии Thyssenkrupp Industrial Solutions (RUS)
Мир стремительно меняется. Пять лет назад мы говорили о нефтехимии как об эликсире для продления нефтяной эры, а сегодня принцип Crude oil to Chem («Нефть – в химию») это реальность. Завтрашний день – это Carbon to Chem («Углерод – в химию») и как дополнительный ресурс – Electricity to Chem («Электричество – в химию»). При этом отрасль должна ответить на ряд объективных вызовов, к числу которых вследствие пандемии коронавируса добавились мировой экономический кризис, ожидание технологических инноваций, а также контроль и периодические запреты на перемещения людей и грузов, увеличение спроса на одноразовую упаковку и средства защиты, рост потребления дезинфекторов. Полезно обсудить и вместе сформировать единый подход. Требуются изменения алгоритмов, прогнозов и принципов оценки отраслевых проектов.
Статья
Автор: АЛЕКСАНДР ФОМИН, Руководитель Центра внедрения бесцехового производства
Нет сомнений, что повышение производительности труда российских предприятий является одним из важнейших приоритетов развития страны. Государство ставит перед промышленностью всё более жесткие задачи по обеспечению последовательного повышения производительности труда. В частности, эта задача материализовалась в виде национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» для ряда отраслей и предприятий несырьевого направления. Проект предусматривает ежегодный прирост производительности труда не менее чем на 5% с целью выйти на прирост в 20–25% к 2024 году. Оператором национального проекта в части адресной поддержки предприятий назначен специально созданный Федеральный центр компетенций (далее – ФЦК) в сфере производительности труда, который уже сформировал документальную базу и приступил к практической деятельности. Информационные документы ФЦК позволяют заключить, что универсальным средством достижения целей национального проекта являются инструменты бережливого производства. Хотя указанный национальный проект непосредственно не распространяется на предприятия нефтегазовой отрасли, он дает представление о том значении, которое придают государственные органы управления методам бережливого производства в обеспечении роста производительности труда. Известно, что эта методология широко применяется и в нефтепереработке и нефтегазохимии.
Статья
Автор: АНДРЕЙ КОНОПЛЯНИК, Доктор экономических наук, профессор, Советник генерального директора ООО «Газпром экспорт», сопредседатель РГ2 КСГ с российской стороны
Активная декарбонизация экономики ЕС, включая декарбонизацию ее газовой отрасли, создает новые возможности для сотрудничества России и ЕС в газовой сфере. И это может быть сотрудничество нового типа, основанное не только на поставках российского газа в ЕС в традиционные сферы его потребления, но и на совместном участии сторон в разработке и реализации новых технологических решений и схемы сотрудничества. В ее основе – производство и использование чистого водорода, получаемого без выбросов СО2 глубоко внутри ЕС из российского природного газа, поставляемого традиционным путем его доставки по существующей ГТС к местам его будущего производства и потребления в так называемых водородных долинах ЕС.
В первой части данной статьи (см. НГВ №16/2020) были представлены аргументы для России и ЕС в пользу такого сотрудничества. Проанализировано, какие новые возможности для РФ открывает новый зеленый курс ЕС. А также рассмотрены технологические схемы производства водорода и поставлен вопрос о причинах игнорирования технологии пиролиза (и аналогичных ей технологий производства водорода из природного газа без выбросов СО2) в странах Евросоюза.


Мнения, представленные в данной статье, могут не отражать официальную точку зрения Группы «Газпром» и (или) государственных органов РФ, и ответственность за них несет только автор Исследование проводится при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках проекта № 19-010-00782 «Влияние новых технологий на глобальную конкуренцию на рынках сырьевых материалов»
Статья
Автор: МИХАИЛ ЕРШОВ, Доцент РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, генеральный директор Центра мониторинга новых технологий
Декарбонизация транспорта – ключевой вектор экологической и экономической политики развитых стран. Согласно ожиданиям Европейской ассоциации нефтепереработчиков (Fuels Europe), продажи бензиновых и дизельных автомобилей покажут постепенное снижение (с более чем 80% в 2015 году до нуля в 2050-м), а сбыт гибридных электромобилей сильно увеличится (с 5% в 2015 году до почти 40% в 2050-м). Больше всего вырастут продажи подключаемых гибридов – в 2050 году они составят более 60% рынка, однако бензиновые, дизельные и гибридные транспортные средства по-прежнему будут занимать свыше 50% автопарка (см. «Прогноз изменения парка легковых автомобилей в ЕС…»). Понимая тенденции развития транспорта, европейская нефтепереработка активно продвигает идею нейтрального подхода к различным технологиям декарбонизации транспорта, включая применение низкоуглеродных топлив, наряду с электрификацией.
Статья
Автор: ИГОРЬ БАШМАКОВ, Центр энергоэффективности – XXI ВЕК
Глобальное потепление климата не вызывает сомнений у специалистов. В работах Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) доказано, что вклад антропогенного роста атмосферной концентрации парниковых газов (ПГ) в потепление с середины XX века был наибольшим. Суммарное воздействие остальных факторов лишь замедляло рост температуры, порождаемый парниковым эффектом. С этим мнением согласны и ведущие российские климатологи, часть которых работает в составе МГЭИК. Однако и в России, и в других странах есть скептики, не верящие науке или считающие себя осведомленнее ведущих ученых. Что ж, до сих пор есть люди, которые сомневаются даже в том, что Земля вращается вокруг Солнца.
Статья
Автор: ГРИГОРИЙ БАЖЕНОВ, Независимый топливный союз
Начиная с мая 2018 года отечественный рынок нефтепродуктов превратился в одного из ключевых ньюсмейкеров деловых СМИ России. Динамика цен на автомобильные бензины и дизельное топливо как в розничном, так и в оптовом сегментах рынка регулярно обсуждается на телевидении и анализируется на публичных мероприятиях экспертным сообществом. Тем не менее пристальное внимание общественности, которое повлекло за собой не менее пристальное внимание регуляторов, совсем не привело к нормализации ситуации на рынке. Вместо полноценного редизайна правил игры, направленного на привлечение инвестиций и развитие отрасли, сбытовая инфраструктура российского рынка нефтепродуктов (как, впрочем, и весь нефтегаз РФ) получила новые ручные надстройки, которые либо работают плохо, либо не работают вообще.
Статья
Автор: АЛЕКСЕЙ РЫБЧИНСКИЙ, Кандидат юридических наук
О важности топливно-энергетических ресурсов в экономической деятельности Республики Беларусь знают все. Однако, когда встает вопрос об открытии нефтяного бизнеса в Беларуси, мы сталкиваемся с определенным информационным и правовым вакуумом в части его организации. Частично это объясняется тем, что белорусский нефтяной комплекс из-за большой доли присутствия в нем государства и некоторой корпоративной специфики является достаточно замкнутым. Другой же его отличительной чертой является и большая степень зарегулированности, которая создает известную сложность для понимания механизмов его деятельности. Внешняя закрытость, наличие организационных и правовых барьеров вхождения в бизнес делают белорусскую нефтянку чем-то вроде приватного элитарного клуба, куда посторонним вход без приглашения и рекомендаций заказан.
Статья
Автор: НАТАЛЬЯ БАТЫЕВА, Журналист
Из-за пандемии городские жители массово мигрировали на дачи. Но сельскую жизнь регулярно омрачают сложности с электроэнергией. «Нефтегазовая Вертикаль» выяснила, как можно решить проблемы с энергоснабжением – например, подключить дачу к сетям или добиться от поставщиков стабильного напряжения.
Статья
Автор: Аналитическая служба «Нефтегазовой Вертикали»
Российские нефтяные компании сегодня активно развивают свой технологический потенциал нефтедобывающих и перерабатывающих мощностей. Запуск инновационных проектов в Башкирии повышает производственную и экономическую эффективность активов «Роснефти», что позволяет отобрать технологии для применения на других объектах госкомпании. Эволюция технологического потенциала – один из важнейших векторов развития нефтяной госкомпании. В рамках реализации стратегии «Роснефть-2022» организация внедряет новейшие технологические решения по всей цепочке производства. Так, компания утвердила комплексный план ускоренной цифровизации, который затрагивает все функциональные бизнес-блоки и бизнес-процессы.
Статья
Автор: ИЛЬЯ СКРЯБИН, Соучредитель компании Connective PLM
Многие российские машиностроительные предприятия, в том числе из сферы нефтегазового машиностроения, оперируют колоссальной номенклатурой выпускаемых изделий и деталей. Тысячи продуктов в разных вариантах исполнения, сотни тысяч деталей – эффективно управлять таким колоссом практически невозможно, и ни одна цифровая система с этой задачей не справится. Решением становится предварительная оптимизация продуктового портфолио: унификация и внедрение блочно-модульного подхода. Грамотное проведение указанных мероприятий позволяет обеспечить рост финансовых результатов предприятия за счет сокращения производственных расходов на 10–15% без привлечения многомиллионных инвестиций.