13 марта 2021 Статья

Тернистый путь на нефтяной Олимп

В последней четверти XIX века Россия стала одним из ведущих игроков на мировом нефтяном рынке
Автор: АЛЕКСАНДР МАТВЕЙЧУК, Кандидат исторических наук, действительный член РАЕН
По итогам 1898 года нефтяная промышленность Российской империи добыла более 500 млн пудов и вышла на первое место в мире по объему нефтедобычи, оставив позади многолетнего отраслевого лидера – Соединенные Штаты. Это знаковое достижение стало результатом самоотверженного труда российских нефтяников, сумевших в ходе промышленного переворота и на основе эффективных рыночных механизмов за 25 лет увеличить добычу нефти почти в 149 раз.

Создание первой нефтяной ВИНК

После отмены откупной системы (1872 год) российское нефтяное дело получило весомые стимулы к развитию на новой, рыночной капиталистической основе. Уже по итогам следующего года в стране более чем вдвое вырос валовой показатель нефтедобычи: с 1 млн 536 тыс. пудов (1872 год) до 3 млн 400 тыс. пудов (1873 год). И все же этого было недостаточно для удовлетворения растущих потребностей российского рынка.

Поиск более эффективной модели организации хозяйственной деятельности в нефтяном деле закономерно привел двух известных предпринимателей – Василия Кокорева (1817-1889 годы) и Петра Губонина (1825-1894 годы) – к необходимости предпринять неординарные для того времени действия. Их идея заключалась в объединении на единой финансово-экономической основе в рамках одной компании различных технологически взаимосвязанных производств: добыча нефти, нефтепереработка, транспортировка и реализация нефтепродуктов. Появилась реальная возможность в рамках вертикально интегрированной структуры существенно ускорить весь цикл оборота капитала и окупаемости затрат, достигнуть максимизации прибыли за счет снижения удельных затрат по всей технологической цепочке.

Акция БНО

Дата 18 (30) января 1874 года занимает особое место в истории отечественного нефтяного предпринимательства. В тот день император Александр II утвердил устав акционерной компании «Бакинское нефтяное общество» (БНО) с основным капиталом 2 млн 500 тыс. рублей. В начале июня того же года в Санкт-Петербурге состоялось первое общее собрание акционеров, и в следующем месяце компания начала свою деятельность.

В отчете БНО за первый операционный 1874/75 год (с 1 июля 1874 года по 1 апреля 1875-го) подробно описано все имущество общества. Нефтедобывающий сектор на Балаханском промысле включал 10 продуктивных буровых скважин глубиной от 23 до 35 сажень с суточным дебитом от 600 до 10 тыс. пудов. В секторе нефтепереработки находился «Завод со всеми принадлежащими к нему зданиями, аппаратами, машинами и сходящим из земли горючим газом». Транспортный сектор охватывал флотилию из двух пароходов («Артельщик» и «Транзунд»), семи парусных шхун, а также 10 барж. Сбытовой сектор включал Бакинскую контору, 11 агентств и четыре «комиссионерства» в крупных городах страны. Правление компании находилось в Санкт-Петербурге в доме №14 по улице Большая Конюшенная.

Уже через три года «Бакинским нефтяным обществом» были достигнуты впечатляющие результаты, компания стала лидером российской нефтяной промышленности. Если в операционном 1874/75 году она добыла 965,7 тыс. пудов нефти и произвела 297,3 тыс. пудов керосина, то в следующем году соответственно – 2 млн 379,5 тыс. и 520,3 тыс. пудов, а в 1876/77 годах – уже 3 млн 753 тыс. пудов нефти (32,3% общероссийской добычи) и 903,3 тыс. пудов керосина.

Изучая американский опыт

Однако одних усилий «Бакинского нефтяного общества» не хватало для проведения коренных преобразованийв отрасли.Темпы роста нефтедобычи в стране все ещене отвечали увеличивающимся требованием национальной экономики. Как писал великий русский ученый Дмитрий Менделеев(1834-1907 годы), требовалось выяснить «… что задерживает дело у нас, и что должно сделать для того, чтобы устранить задержку».

Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907)

Во многом по его инициативе 21 января 1876 года в Императорском Русском техническом обществ (ИРТО) была создана комиссия «По вопросу об устранении препятствий к развитию нефтяных промыслов» под председательством члена императорской семьи князя Николая Романовского (1843-1891 годы). Для подготовки обоснованного решения по данному вопросу руководство ИРТО направило ходатайство в Министерство финансов России о направлении в США профессора Д.И. Менделеева для ознакомления с достижениями американской нефтяной промышленности.

Летом 1876 года Дмитрий Менделеев и его ассистент Валерий Гемелиан (1851-1914 годы) совершили многокилометровое путешествие по стране: из Нью-Йорка отправились в Вашингтон, затем в Филадельфию, оттуда через Гарисбург в Питтсбург – признанный центр нефтяной промышленности штата Пенсильвания. Затем прибыли в район городов Паркер и Карн-Сити, расположенных в низовьях реки Аллегани и славившихся в то время наибольшими объемами добываемой нефти и сосредоточением нефтеперегонных заводов. На финальном этапе поездки они направились в Миллерстаун, затем в Ойл-сити, в Буффало, на Ниагару, и через Ньюбург вернулись в Нью-Йорк.

Много времени Дмитрий Менделеев провел непосредственно на нефтяных промыслах и ведущих нефтеперегонных заводах штата Пенсильвания. Каждый день им был весьма эффективно использован для дела. И этому способствовали его богатая эрудиция, уменье наблюдать, быстро схватывать и реально оценивать ситуацию в различных сферах производства. Стараясь выяснить, в чем причина процветания нефтяного дела в Америке и что тормозит его развитие в России, он интересовался вопросами геологии нефти, разведочного и промыслового дела, переработки, транспорта, хранения нефти, разнообразного применения нефтепродуктов, истории развития американского нефтяного дела, внутренней и внешней торговли, а также и законодательства.

Отмечая высокий уровень развития техники бурения, перевозки, хранения нефти и нефтепродуктов, организации труда, великий ученый для себя выделял то, что необходимо в первую очередь применить в России. Особое внимание он уделил системе налогообложения в американской нефтяной промышленности. В этой отрасли с 1862 по 1869 годы вводился акциз, причем как на сырую нефть, так и на нефтепродукты. Это было сделано для того, чтобы хоть как-то покрыть колоссальные расходы, связанные с Гражданской войной 1861-1865 годов.

Казалось, что нефтяной акциз давал в бюджет США внушительную сумму – $9 млн в год, и можно было продолжать и далее проводить подобную фискальную политику. Однако американское правительство поступило весьма дальновидно. По мере насыщения потребностей внутреннего рынка в 1868 году акциз на нефть был отменен, затем были введены серьезные меры по стимулированию роста нефтяного экспорта, в том числе отменен акциз на экспортируемый керосин и далее и на смазочные масла. В результате к концу 70-х годов XIX века на мировом рынке безраздельно властвовали американские нефтепродукты.

Многочисленные и разносторонние сведения и материалыо состоянии нефтяной промышленности США, собранные профессором Менделеевым, позволили ему прийти к пониманию главных причин отставания российского нефтяного дела.

По возвращении из американской командировки и опираясь на собранные и проанализированные данные, Дмитрий Менделеев сделал вывод, что основа нефтяного процветания США заключается в рыночном характере производства и сбыта и эффективной государственной налоговой политике, всемерно стимулирующей нефтяное производство. Им было подчеркнуто, что отечественной нефтяной отрасли требовалась реализация целого комплекса взаимосвязанных мероприятий: «Давно действуя волонтером нефтяного дела, я громко говорю: пора систематически приняться за дело, пора перестать надеется на одни случайности набегов... только систематические действия нефтепромышленников могут привести их к тому, что сырье оплатится дороже, товар найдет новый, широкий сбыт, займет на рынках мира подобающее ему место».

18 декабря 1876 года на общем собрании ИРТО профессор Менделеев выступил с содержательным докладом «О нефтяном промысле в Америке и об отношении его к нефтяному русскому промыслу на Кавказе». Более обстоятельно результаты своей поездки он изложил в монографии «Нефтяная промышленность в Северо-Американском штате Пенсильвания и на Кавказе», изданной в Санкт-Петербурге в 1877 году.

К тому времени в правление ИРТО был представлен доклад профессора Горного института Конона Лисенко (1836-1903 годы) об итогах его поездки на промыслы Апшеронского полуострова и состоянии отечественной нефтяной промышленности.

В ходе обсуждения итогов командировок профессоров Д.И.Менделеева и К.И.Лисенко комиссия Императорского Русского технического общества пришла к заключению, что самой существенной мерой помощи отечественной нефтяной промышленности было бы освобождение ее от акциза «по крайней мере на 10 лет».

Это решение было поддержано и российским правительством. В результате 6 июня 1877 года император Александр II утвердил решение Государственного совета «Об освобождении российского фотогенового производства от акциза с 1 сентября 1877 года на десять лет» по всей Российской империи. Это означало победу прогрессивной общественно-экономической мысли и стало решающим фактором для ускоренного развития отечественной нефтяной промышленности в последней четверти XIX века. Статистические данные о росте объемов добычи нефти в указанное десятилетие говорят сами за себя: если в 1877 году было добыто 11,6 млн пудов, то в 1888 году уже 194 млн пудов. И в последующие годы этот показатель неуклонно увеличивался.

Нобелевский прорыв

18 (30) мая 1879 года император Александр II «высочайшее утвердил» устав «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель» с основным капиталом в 3 млн рублей. Это была вторая вертикально интегрированная нефтяная компания в России, осуществлявшая полный цикл нефтяного производства – от разведки месторождений и добычи сырья до его переработки и реализации нефтепродуктов.

Руководство компании во главе с Людвигом Нобелем (1831-1888 годы) приступило к кардинальному решению наиболее важных проблем отрасли на основе широкого использования инноваций во всех сферах нефтяного дела. Еще за год до юридического оформления Товарищества на Каспийском море уже совершало регулярные рейсы под российским флагом первое в мире паровое нефтеналивное судно «Зороастр» грузоподъемностью 34 тыс. пудов керосина. В том же году на Апшеронском полуострове был введен в эксплуатацию первый в России нефтепровод длиной 8,5 версты с диаметром трубы 3 дюйма и пропускной способностью 80 тыс. пудов в сутки.

Людвиг Нобель (1831-1888)

Отличительной чертой деятельности компании стало широкое внедрение в производство новейших для того времени достижений науки и техники. В 1882 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» за высокое качество и широкий ассортимент нефтепродуктов было удостоено высшей награды – права изображения государственного герба на своей продукции.

Среди самых заметных инженерных работ главы компании Людвига Нобеля в области нефтяного дела следует отметить, прежде всего, «непрерывно действующую многокубовую нефтеперегонную батарею» (привилегия № 9206 от 17 декабря 1882 года), впервые в мире внедренную в промышленное производство. Тщательный анализ практики эксплуатации кубовых установок периодического действия (сгруппированных, как правило, на отдельных площадках) привел Людвига Нобеля к мысли о технологическом ступенчатом объединении нескольких кубов. Таким образом, была конструктивно оформлена идея об обеспечении непрерывного перетока нефти из одного куба в другой, чтобы за счет поддержания в них различной температуры добиться последовательного отгона дистиллятов разного удельного веса. В последующие два десятилетия «нобелевская батарея», устранившая главные недостатки кубов периодического действия, получила широкое распространение не только в России, но и в Западной Европе и даже в Соединенных Штатах.

Ключевым звеном стратегии «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель» стало широкое развитие собственной транспортной и сбытовой инфраструктуры. Уже в первый год началось создание разветвленной сети нефтебаз:сначала в Царицыне, Астрахани, затем в 1881 году – в Москве, Туле, Харькове, в 1882 году – в Саратове, Калуге, Уфе, Мценске, Двинске, Бердичеве, несколько позднее – в Нижнем Новгороде, Орле, Самаре, Перми и других городах. Особую известность на всей Волге получил показательный «нобелевский городок» в Царицыне, ставший одним из ключевых мест деятельности компании, поскольку он представлял собой перевалочный пункт, в котором водное движение менялось на сухопутное.

За короткое время, с 1879 по 1883 годы, «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» сумело занять ведущее положение в российской нефтяной промышленности. Так, если в 1880 году доля компании в общероссийской добыче нефти составляла всего 1,9% (919 тыс. пудов), то в 1883 году – уже 25,8% (15,5 млн пудов). Впечатляющие результаты были достигнуты в нефтепереработке. Причем по производству керосина компания оказалась в лидерах. Если в 1880 году доля Товарищества в общероссийском объеме производства керосина составляла 4,5% (1,8 млн пудов) то в 1883 году уже 49,1% (6,6 млн пудов).

Около 30 тыс. человек трудилось в «Товариществе нефтяного производства братьев Нобель», которое вплоть до 1918 года было самой крупной нефтепромышленной компанией в России, по словам Людвига Нобеля представлявшей «…прочную ассоциацию лиц, сознательно стремящихся к лучшей постановке дел и дружно содействующих успеху предприятия».

В горниле мировых «нефтяных войн»

В докладе Правления «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель» общему собранию пайщиков в апреле 1883 года было подчеркнуто: «Задачей Товарищества было вытеснить предварительно американский керосин из России, а затем начать вывоз керосина за границу, и все предприятие было организовано в полном соответствии с потребностями такой задачи…».

И подобная активная деятельность компании позволила добиться решительного перелома в освобождении внутреннего российского рынка от привозного американского керосина. Если в 1873 году в Россию было завезено 2 млн 705 тыс. пудов американского керосина, а использование российского керосина составило всего 832 тыс. пудов, то уже в 1877 году ввоз американской горючего сократился до 1 млн 701 тыс. пудов. В 1884 году его поставки в Россию полностью прекратились, а потребление отечественного керосина достигло 11,5 млн пудов.

Плакат 1900 г.

С 1883 года «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» начало свои зарубежные торговые операции и формирование сбытовой сети за границей. В Германии было основано общество Deutsh-Russisches Nafta Import Geselschaft, в Австрии – Osterreichisches Nafta Import Geselschaft. Были также созданы приемные склады в Марселе, Антверпене, Гамбурге, Гетеборге, Лондоне и других зарубежных портах.

В 1884 году Товарищество впервые представило свои нефтепродукты на Международной выставке в Лондоне, и этот дебют сразу был отмечен золотой медалью. В 1885 годукомпания приняла участие во Всемирной выставке в Антверпене (Бельгия). И здесь продукция лидера русской нефтяной промышленности была достойно оценена жюри выставки, присудившим ей высшую награду– «Гран При».

Процесс дальнейшего развития российской нефтяной промышленности предъявил новые требования к формам организации бизнеса, рациональному использованию всех ресурсов, совершенствованию организации труда, производства и управления на новом уровне.Монополизация в нефтяной промышленности России, начавшаяся с конца 70-х годов XIX века, привела к образованию ряда крупных вертикально интегрированных компаний, включая: «Каспийско-Черноморское нефтепромышленное и торговое общество» (1883 год), «Русское товарищество для добычи, перевозки, хранения и торговли продуктами нефти «Нефть» (1883 год), «Нефтепромышленное и торговое общество «Каспийское товарищество» (1886 год).

Данные компании поддержали «нобелевский» почин и стали активными экспортерами российской нефти и нефтепродуктов. И если в 1882 году за границу было поставлено всего 227 пудов керосина и 703 тыс. пудов смазочных масел, то через два года и только из порта Батуми за рубеж отправлено 3 млн 745 пудов нефтепродуктов, включая 2 млн 753 тыс. пудов керосина.

Следует отметить, что наращиванию объемов экспорта российских нефтепродуктов способствовало и введение в эксплуатацию Закавказской железной дороги, соединившей Баку с Батуми. Таким образом, в 1888 году в Европу было поставлено 26,2 млн пудов керосина, а на Восток – 8,8 млн пудов. Наряду с Европой российские нефтепромышленники стали успешно осваивать азиатский рынок. В 1892 году из Батуми на европейский рынок было отправлено уже 29,4 млн пудов керосина, а на рынок Юго-Восточной Азии – 19,6 млн пудов.

Подобное положение дел встревожило нефтяного магната Джона Рокфеллера (1839-1937 годы), главу транснациональной корпорации Standard Oil Со., давшего следующее распоряжение своим зарубежным представительствам: «Начиная с этого дня должна начаться борьба с русским соперничеством в восточном полушарии…<…> Нужно вести с энергией и привлечением большого капитала, в противном случае наше иностранное дело с ежегодным оборотом в $50 млн будет весьма сильно затронуто».

Мобилизация значительных сил и возможностей, а также использование методов недобросовестной конкуренции со стороны американского бизнеса, направленных против российских компаний,вскоре принесли свои горькие плоды.В 1897 году в Европу из России удалось поставить только 18 млн пудов керосина. И в обращении XI съезда бакинских нефтепромышленников (май 1897 года) в адрес министра финансов С.Ю.Витте было сказано: «Положение нашего экспорта, критическое в настоящий момент, в ближайшем будущем угрожает сделаться еще худшим и даже прямо безвыходным, если для русского керосина, все более и более вытесняемого американцами с европейских рынков, не будет обеспечен сбыт на другие заграничные рынки…».

Призыв нефтепромышленников о помощи не остался без внимания российского правительства. Был принят ряд мер по поддержке нефтяного экспорта, и в 1898 годуудалось поставить в Европу уже 23 млн пудов керосина. Реально обозначился и растущий вклад отрасли в государственную казну. Газета «Нефтяное дело» писала: «Нефтяной доход в 1899 году достиг 26185 млн рублей против 23453 млн рублей в 1898 году, то есть более чем на 2731 млн рублей».

Начало строительства в России в мае 1891 года Транссибирской железной дороги было призвано, в том числе, обеспечить в скором будущем надежную доставку российских нефтепродуктов на рынки Дальнего Востока.

Таким образом, в последней четверти XIX века в ускоренном развитии российского нефтяного дела явственно проявилось влияние «Великих реформ» императора Александра II. В те годы нефтяная промышленность уверенно становилась на рельсы индустриальной стадии капиталистического развития, в том числе за счет создания акционерных компаний, оснащенных машинной техникой, роста числа наемных работников и повышения их квалификации.

И наконец, в 1898 году Россия, добыв 504 млн 900 тыс. пудов (54,2% от мирового уровня), впервые превзошла США по объему нефтедобычи. Первенство на «нефтяном Олимпе» Россия уверенно удерживала в течение последующих четырех лет. И казалось, в начале нового ХХ века отечественному нефтяному делу ничего серьезного уже не может угрожать. Однако истории было угодно распорядится по-другому… Но об этом речь пойдет в следующей статье.