Ситуация под контролем?
Ситуация уже похожа на анекдот. Правительство запрещает экспорт бензина и дизеля, а трейдеры уже думают с чем смешать эти нефтепродукты и в каких пропорциях, чтобы можно было их все-таки экспортировать. При этом не удивлюсь, что уже прорабатываются схемы доставки через страны ЕАЭС, а также находятся основания на получение гуманитарного статуса для товарных партий. Скорее всего, еще заинтересованный бизнес возносит молитвы о том, чтобы рубль продолжил падение, чтобы формировалась выгодная экспортная альтернатива. Как говорится, нет слов.
Не будем анализировать, из-за чего сложилась такая ситуация, рынок давно комментирует происходящее и вполне себе адресно посылает свои пожелания и рекомендации регуляторам.
Интересно понять, как дальше будет развиваться процесс сбыта товаров, приносящих определенную прибыль (в валюте) в бюджет? Долго ли продлится запрет? И будут ли введены адекватные меры по регулировке внутреннего рынка?
Ежегодно в России производится свыше 40 млн тонн бензина всех видов. Из этого объема на экспорт уходит всего 4-5 млн топлива. Поэтому говорить, что эта цифра может на что-то повлиять, ну как-то даже странно. По дизелю – другая ситуация. Дизеля больше продается за рубеж. Тут более чувствительное место. В среднем в сутки из страны, в 2023 году, вывозилось до 1,055 млн баррелей (около 26,16 млн тонн).
Понятно, что если запрет будет действовать длительно, хотя бы год, то нефтяные компании начнут терять выручку, эксперты подсчитали, что до 13% вполне возможно. Учитывая, что экспорт и по другим товарным позициям, той же нефти, сегодня нельзя называть «гладким» или хорошо прогнозируемым, то это очередная головная боль для лавирующего в непростых современных условиях бизнеса.
Чтобы не доводить экономику до подобных экстримов, в разных странах ищут более эффективные рецепты снижения цен на топливо на внутреннем рынке. К примеру, в странах, где до сих пор сохраняется госрегулирование стоимости моторных топлив (Саудовская Аравия, Венесуэла), связь с нефтяными котировками отсутствует. Саудовская Аравия субсидирует конечного потребителя, устанавливая цены ниже мирового уровня. В Индии снижают акцизы. Несколько лет назад в Польше, когда там наблюдалась аналогичная ситуация с ростом в рознице, уменьшили НДС с 23 привычных процентов до восьми. Цены на АЗС стали падать.
Ну и как известно, это притча во языцех уже. Монополия на рынке бензина – одна из причин стабильного роста цен на топливо. Слабая конкуренция в переработке и в рознице дает подобные результаты. Практика показывает, что однажды поднятая цена на бензин почти никогда не опускается. Экономисты отмечают, что даже когда стоимость нефти на мировых рынках дешевеет, отпускная цена бензина почти никогда не снижается, потому что спрос на него остается стабильно высоким.
И тут вопрос уже к сформировавшейся структуре всей нефтепереработки. Почему, допустим, крупные трейдеры, которые имеют капитал, не строят собственные НПЗ или не отдают объемы нефти на переработку? Сегодня эти процессы совсем не выгодны. Однако подобная схема превращения сырья в топливо не лишена эффективности. Об этом много говорилось уже, так что переливать из пустого в порожнее – не имеет смысла. Но создание независимых НПЗ – это отличная идея для обсуждения. Это могло бы привлечь компании, которые на давальческой основе перерабатывали бы нефть и продавали топливо, в том числе на биржевых торгах.
Также еще раз можно затронуть и тему газомоторного топлива в контексте актуальных событий. Предлагаю подумать об этом и включиться в дальнейшую дискуссию на страницах НЕФТЕГАЗОВОЙ ВЕРТИКАЛИ.
Еще одна тема, которую хотелось бы поднять, – это поставки российского СПГ на глобальный рынок. Сегодня трубопроводные поставки газа уже во всем мире отошли на второй план. В фокусе – торговля сжиженным природным газом. И тут надо отметить, что лидером успешного продвижения и продаж стали США. И даже дело дошло до того, что глава гендиректората Европейской комиссии по энергетике Дитте Юль Йоргенсен недавно заявила, что, отказавшись от российского газа, Европа стала зависеть от поставок СПГ из США. По ее словам, это будет происходить несколько десятилетий.
Как говорится, сами сделали свой выбор. Тут уже можно только иронично покачать головой. Но нам теперь тоже нужно оперативно решать вопросы поставки российского СПГ на рынки АТР, Китая, Индии, несмотря на то, что Европа до сих пор хорошо покупает наш энергоноситель.
Сегодня на СПГ в мире – хороший спрос. Но попасть на пик потребления получится только у «Арктик СПГ-2», судя по выходу на проектные мощности и на высокую степень готовности проекта. Но тут есть определенные риски с транспортировкой. Нам нужен флот, и довольно срочно. Недавно Минпромторг заявил о требуемых 70-ти СПГ-танкерах! А верфи сегодня работают на пределе своих мощностей. Известно, что уже будем размещать заказы и на судостроительных заводах дружественных нам стран. Поэтому все зависит от гибкой и эффективной координации процесса – успеем или не успеем. Это один вопрос. Есть еще риски от готовящегося нового пакета санкций, где могут ввести ограничения на торговлю российским СПГ. Надеюсь, что, как и все предыдущие рестрикции, эти тоже не смогут остановить развитие нашей промышленности и торговли. Но степень неопределенности остается.
Поэтому сегодня нам нужно повышать и технологические основания отрасли, помогать ей в части налогов, кредитов, а также профильных специалистов. Ведь новым заводам по выпуску СПГ предстоит серьезная конкуренция на глобальном рынке. Это – новая реальность. Но у таких проектов есть хороший шанс выйти на рынок в период вновь открытого «окна возможностей», после 2030 года. Об этом мы рассказываем на страницах номера, посвященного рынку газа, а также актуальным проблемам ТЭК.
По крайней мере, как говорит в своем интервью о газовой отрасли Павел Николаевич Завальный, у нас все получится! По словам Завального, все 70 лет развития газовой отрасли, начиная с периода освоения первых месторождений, прокладки первых трубопроводов, – это преодоление трудностей. И мы должны с ними справиться, как и всегда.