Статья

Разливы нефти: международный опыт

Автор: Перевод МАРИИ ИВАНИНОЙ, по материалам The Guardian, BBC, Deutsche Welle
Последний крупный разлив нефти произошел 12 марта текущего года. Итальянское грузовое судно Grande America перевернулось и загорелось во время поездки из Гамбурга в Касабланку в Атлантическом океане в 300 км от побережья Франции. Все 27 членов экипажа были спасены французскими властями и британским кораблем Королевского флота HMS Argyll, но, согласно сообщениям СМИ, в океан попало 2200 тонн топлива. А также 2000 автомобилей и 45 контейнеров с «опасными материалами». Нефтяное пятно длиной 10 км и шириной 1 км приплыло к береговой линии Франции. Четыре корабля были отправлены для очистки воды после разлива. «Существует риск, поэтому мы должны сделать все, чтобы уменьшить его и снизить воздействие загрязнения наших побережий», – заявил 14 марта министр окружающей среды Франсуа де Ружи.

Компания Grimaldi Lines, управляющая судном, заявила, что на борту находилось 365 контейнеров, 45 из которых содержали «опасные материалы». Среди них было 10 тонн соляной кислоты и 70 тонн серной кислоты, по словам вице-адмирала Жан-Луи Лозье, главы регионального морского ведомства. Тогда же, в марте вице-адмирал Лозье говорил, что любой ущерб, будет «очень локализованным» и «не будет иметь серьезных последствий для окружающей среды», поскольку в основном нефть уже сгорела. Кристиан Буше, директор Центра исследований океана при Католическом институте в Париже, сказал, что влияние будет ощущаться долго. «Все, что сгорело – контейнеры, бочки с соляной и серной кислотами – не исчезает. Оно уходит в атмосферу», – сказал Бюше.

Причина пожара неизвестна, но считается, что он вспыхнул на автомобильной палубе, прежде чем распространиться на контейнер. Местные власти начали расследование, в то время как французская группа экологической компании Robindes Bois заявила, что подаст жалобу на ущерб, нанесенный разливом окружающей среде, в рамках уголовного расследования. «Это – авария на дне моря, поспособствовавшая разливу сотен тонн токсичных материалов в районе, очень богатом рыбой, планктоном и морскими животными», – заявил представитель группы Джеки Боннемейнс.

Этот разлив на этой неделе стал первым для Франции ​​с 2011 года, когда зарегистрированное на Мальте грузовое судно TK Bremen село на мель в Бретани, разлив 220 тонн топлива в близлежащем районе.

Борьба с разливом

Грузовой корабль GrandeAmerica сейчас лежит на глубине около 4500 метров, но нефть продолжала течь оттуда еще несколько недель. Энеко Айербе из испанской экологической группы Ecologistasen Accion в марте заявил, что власти должны приложить все усилия, чтобы предотвратить попадание нефти в прибрежные районы, как во Франции, так и в Испании, где это серьезно повлияет на дикую природу и экосистемы и приведет к гораздо худшей катастрофе.

Нефть плавает на поверхности океана, потому что она менее плотная, чем вода. Таким образом, нужно убрать нефть, прежде чем она рассеется на большое расстояние. Но плохие погодные условия привели к задержкам в борьбе с разливом у берегов Франции. Через несколько дней испанские и французские власти в конечном итоге смогли развернуть так называемые боны – плавающие барьеры, которые препятствуют распространению нефти.

После того, как нефть была задержана, лодки, оборудованные скиммерными устройствами, собрали нефть и доставили ее в порт прибрежного города Ла-Рошель. Если все сделано правильно, нефть можно даже использовать снова.

Две птицы были убиты в результате разлива. Одна найдена уже мертвой на французском пляже. Другая была еще жива и была доставлена в центр охраны дикой природы, но, к сожалению, не выжила. Тем не менее эксперты по охране здоровья диких животных говорят, что фактическое воздействие разлива нефти на дикую природу остается неизвестным. Антидия Ситорес из НПО Surfrider сказала, что требуются более строгие правила для работы с опасными грузами, чтобы этого больше не повторилось.

Американский опыт

Администрация президента Дональда Трампа весной заявила, что планирует ослабить правила Барака Обамы для нефтяных компаний. Ожидается, что администрация даст BP и другим крупным нефтяным компаниям больше возможностей для саморегулирования своих операций по бурению на шельфе, спустя годы после того, как следователи обнаружили, что слабый надзор за регулированием был одним из главных виновников катастрофы BP DeepwaterHorizon, самой серьезной экологической катастрофы в мире.

Движение к ослаблению правил, которые были введены администрацией Барака Обамы после катастрофы ВР, в результате которой погибло 11 рабочих, разлилось 4 млн баррелей нефти в Мексиканский залив, а ущерб составил 65 млрд долларов, стало возможным после прихода к власти Дональда Трампа. Предложенные пересмотренные правила, которые, по мнению большинства экспертов, будут доработаны, несмотря на серьезную оппозицию со стороны экологических групп, включают изменения, которые позволят нефтяным компаниям выбирать сторонние компании для оценки безопасности своего оборудования. В соответствии с предыдущими правилами, эти организации должны были быть одобрены государственным органом, осуществляющим надзор за бурением на шельфе, без какого-либо участия бизнеса.

Также правила обязывали компании проходить независимую проверку мер безопасности и оборудования, которое они используют на морских платформах, и чтобы профессиональные инженеры сертифицировали безопасность бурового оборудования для новых скважин.

Правила, принятые после стихийного бедствия, включали более точные эксплуатационные требования для морских бригад по отслеживанию давления в подводных скважинах, более тщательный мониторинг нефтяными компаниями в режиме реального времени и более строгие проверки противовыбросовых превенторов на морских объектах.

Дэвид Бернхардт, министр внутренних дел, заявил, что администрация принимает меры для устранения «ненужного нормативного бремени, сохраняя при этом безопасность и защиту окружающей среды на шельфе». Администрация Трампа и американский нефтяной бизнес говорят, что пересмотренные правила представляют собой небольшие изменения, сохраняя 80% правил Обамы. Эрик Милито, вице-президент API сказал, что список мер безопасности, принятых при администрации Обамы, «просто слишком предписывающий, ограничивает инновации и может усложнить движение компании вперед».

Критика изменений Трампа

Майкл Бромвич, адвокат, который в 2010 году был выбран администрацией Обамы для реконструкции оффшорного нефтяного регулятора после разлива BP, сказал, что, по его мнению, администрация, по сути, предложила отрасли «список пожеланий» о том, как ей нужны правила эпохи Обамы изменить. «Многие изменения, которые были сделаны для снижения требований, были разработаны для синхронизации с API [лоббист нефтяной промышленности, American PetroleumIn stitute]», – сказал он.

По словам Бромвича, морское бурение было признано «опасной деятельностью», и большинство людей будут шокированы, если поймут, что некоторые из правил, которые были введены в действие после нескольких лет исследований и расследований разлива BP, будут переоценены и ослаблены. В некоторых случаях прежние правила еще даже не вступили в силу из-за того, что были предоставлены компаниям для рассмотрения и адаптации. Американский нефтяной бизнес пыталсяпредоставить огромные затраты по правилам эпохи Обамы, которые, по словам Бромвича, были «раздуты».

Основной лоббист нефтяной промышленности API утверждал, что некоторые правила эпохи Обамы создали «ненужное бремя», сделали бурение менее безопасным и создали «значительную финансовую угрозу» для отрасли. Членами API являются BP America, Chevron, Exxon Mobil и Shell.

«Администрация пересматривает требования безопасности. К ним относятся меры, направленные на предотвращение проблем бурения, и меры, направленные на предотвращение перерастания проблем в разливы», – сказал Дэвид Хилзенрат изПроекта по государственному надзору (Pogo).

Администрация Трампа уже доработала один набор изменений, затрагивающих нефтяную отрасль, которые связаны с безопасностью производства. Ожидается, что в ближайшее время будет завершен другой набор предлагаемых изменений, затрагивающих испытания противовыбросовых превенторов и других систем, связанных с безопасностью морских скважин во время опасной разведочной фазы бурения в море.

Существуют также опасения, что противовыбросовые превентивные устройства – механизм, на который компании полагаются для предотвращения возникновения катастрофических разливов, – просто недостаточно проверены и не являются надежным методом предотвращения разливов, что было доказано катастрофой BP. «Предлагаемые изменения уменьшают их тестирование, что просто абсурдно», – сказала Диана Хоскинс, директор кампании по охране окружающей среды Oceana.

Среди других критиков предложенных изменений – Кристин Тодд Уитман, бывший республиканский губернатор Нью-Джерси. Уитмен сказал, что отмена мер безопасности «станет одной из самых серьезных ошибок в истории политики океана». «Нынешние предложения устранят мониторинг в реальном времени, устранят проверку третьей стороной и по существу сделают добровольными сообщения о сбоях оборудования», – говорил Уитман.