Экологические меры: задачи бизнеса и государства
Национальный проект «Экология»
Эта проблема была обозначена в майских указах президента, а для ее решения разработан национальный проект «Экология». В него вошли 11 федеральных проектов: «Чистая страна», «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности», «Чистый воздух», «Чистая вода», «Оздоровление Волги», «Сохранение озера Байкал», «Сохранение уникальных водных объектов», «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма», «Сохранение лесов» и «Внедрение наилучших доступных технологий». Все они должны быть реализованы до конца 2024 года и их целью является создание системы эффективного обращения с отходами, кардинальное снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха и повышение качества питьевой воды.
Как отмечал министр природных ресурсов и экологии России Дмитрий Кобылкин, именно крупные промышленные компании внесут наибольший вклад в реализацию нацпроекта, так как направят значительные инвестиции на модернизацию производств и внедрение новых технологий, способных защитить окружающую среду.
«В национальном проекте «Экология» «красной нитью» проходит мысль о том, что мероприятия по предупреждению мероприятий экологического ущерба должны осуществляться в основном за счет того, кто создает такой ущерб, то есть за счет самих опасных производств», – подчеркнул на Неделе российского бизнеса в рамках экологического форума «Национальный проект «Экология»: задачи бизнеса и государства» специальный представитель президента в делах охраны природы, транспорта и экологии Сергей Иванов.
Наилучшие доступные технологии
Основным вариантом для решения экологических проблем промышленники видят внедрение на производствах наилучших доступных технологий (НДТ), которые соответствуют установленным нормам для оборудования, последним достижениям науки и критериям по охране окружающей среды.
Стоимость нацпроекта «Экология» составляет 4 трлн рублей, из которых более 3 трлн – деньги бизнеса. Бо́льшая часть этих средств будет направлена именно на федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий».
Понятие НДТ было принято в законе «Об отходах» еще в 2014 году. Промышленные объекты поделили на четыре категории, где первая категории наносит самый большой вред окружающей среде. Технологии предприятий первой категории обязаны соответствовать справочникам НДТ. Предполагалось, что в справочниках будут собраны самые лучшие технологии из существующих, но там содержатся только отечественные технологии – изначально планировалось с их помощью решить проблему импортозамещения.
«У нас очень много различных нормативов – по воде, воздуху почве и разным другим параметрам. Проблема в том, что для надзора за ними создано множество служб, каждая из них приходит с проверками; бизнесу сложно уследить за всеми параметрами, и часто получается просто бюрократия. Справочник технологий НДТ был создан для того, что бы бизнес точно знал – устанавливая у себя такое оборудование из справочника и правильно его эксплуатируя, он может быть уверен, что не нарушает ни одной из экологических норм», – поясняет заместитель председателя Комитета по природопользованию и экологии «Деловой России», член рабочей группы федерального проекта Наталья Беляева.
Также условиями федерального проекта бизнесу, который переходит на НДТ, предусмотрены различные налоговые и неналоговые послабления. Но часть из них пока не работает или просто не определен механизм предоставления, отмечает Беляева.
«В настоящий момент большинство предприятий уже улучшили технологии своих производств, условно говоря, на 80%. Каждый следующий процент будет им стоить как все это 80%, то есть это достаточно большие капиталовложения и им нужно понимать, что и когда они получат взамен», – говорит Беляева. По ее словам, сейчас бизнес и государство ведут диалог и пытаются договориться об условиях, которые устроили бы всех. Однако, если в определенный момент стороны не придут к соглашению, то им придется делать директивно на условиях, невыгодных никому.
При этом многие крупные компании не ждут выгодных условий от государства и уже внедряют экологичные технологии, которые одновременно являются и энергосберегающими, отмечает управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева. «Компания «Роснефть» экономит энергоресурсы с помощью более детальной проработки комплектации погружного оборудования, используемого при добыче, остановки нерентабельных скважин с высоким энергопотреблением, оптимизации характеристик насосного оборудования и реинжиниринга наземной инфраструктуры. «Роснефть» при переработке нефти автоматизировала процессы горения в технологических печах, применила частотное регулирование насосных блоков и систем охлаждения», – отмечает Косарева.
Также она приводит в пример «Норникель», поэтапно снижающий выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, прежде всего диоксида серы и твердых веществ. «Компания снижает сброс загрязненных сточных вод в водные объекты, обустраивает места размещения отходов с целью снижения техногенной нагрузки на окружающую среду, обеспечивает предотвращение загрязнений при перевозке грузов морем. Например, для меньшего воздействия на окружающую среду компания реконструировала Талнахскую обогатительную фабрику, внедрила технологию непрерывного конвертирования на Надеждинском металлургическом заводе, построила установки по утилизации серы на Надеждинском металлургическом заводе и на Медном заводе», – говорит Косарева.
Помимо справочников по НДТ, компании внедряют в свою работу международные стандарты ISO 50001 «Система энергетического менеджмента», ISO 14000 международный стандарт по созданию системы экологического менеджмента, стандарты Схемы экологического менеджмента и аудита Европейского союза (EMAS), принятые советом ЕС в 1993 году, а также различные нормативные документы по обеспечению энергоэффективности.
Отходы I-II классов опасности
Важным шагом по снижению негативного воздействия на окружающую среду от воздействия промышленности стал федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности». Его реализация состоит из двух задач: создание единой системы управления и контроля сферы обращения с отходами и построение необходимой современной инфраструктуры.
В настоящий момент нет достоверной информации об объемах образования промышленных отходов. Все предприятия обязаны подавать в Росприроднадзор данные по форме 2 ТП (отходы), которая является ежегодной статистической отчетностью, но реальной картины не отражает.
По этим данным, в России ежегодно образуется около 350 тыс. тонн промышленных отходов при отсутствии налаженной системы по безопасному обращению с такими отходами, а также высокотехнологичной инфраструктуры и рабочей законодательной базы. В этой ситуации отходы часто попадают с общим потоком на полигоны ТКО и другие площадки, непригодные для их размещения. Такое обращение с опасными отходами наносит непоправимый ущерб экологи – ядовитые вещества беспрепятственно попадают в почву, пресные воды и атмосферу, что в конечном итоге несет угрозу экологии и здоровью людей.
Помочь решить проблему промышленных отходов вызвалась Госкорпорация «Росатом». Национальным проектом «Экология» предусмотрена программа «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности», реализовать которую планируется к концу 2024 года. К этому времени Госкорпорация построит семь производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I-II классов опасности, говорится в паспорте проекта. Стоимость проекта составит порядка 36 млрд рублей, половина из которых – деньги госбюджета, а остальное «Росатома». Это должно решить проблему нехватки инфраструктуры, на которую часто ссылаются отходообразователи. При этом пока не понятно, как будет решаться проблема с отходами III класса и кто будет за них ответственным.
А факел все горит
Несмотря на то, что цель по утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ) в размере 95% была поставлена государством почти 10 лет, она до сих пор не достигнута. Министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин в своем недавнем интервью РИА Новости оценил уровень утилизации ПНГ в 90%. Очевидно, что эта цифра недостаточна для того, чтобы домашние регионы нефтяных компаний чувствовали себя в безопасности. Окружающая среда в этих регионах по-прежнему активно загрязняется сжиганием газа.
При этом бизнес уверен, что система учета выбросов и поглощения парниковых газов сейчас не корректна. «Мы исходим из того, что нельзя торопиться с введением углеродного налога, пока мы не сумеем оценить и составить некий государственный реестр учета выбросов и поглощения парниковых газов. Сейчас ведется дискуссия с Минприроды и правительством по поводу того, какие методики использовать для оценки поглощающих способностей лесов»,– отмечал в своем выступлении на Неделе российского бизнеса президент РСПП Александр Шохин.
«Несмотря на то, что за последние пять лет нефтяные компании инвестировали в мероприятия по утилизации ПНГ более 316 млрд рублей, нужный эффект не достигнут. Компаниям легче заплатить штрафы за сжигание, так как их прибыли позволяют покрывать эти незначительные расходы», – говорит Косарева.
О мотивации
Одной из мер, мотивирующих компании внедрять в производство технологии, безопасные для экологии, является плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).
По данным Росприроднадзора, в 2018 году было собрано 13 млрд рублей платы за НВОС. В 2019 году заявлено 15 млрд рублей.
Плата за НВОС, безусловно, оказывает влияние на экологическую политику промышленных компаний, считает Косарева, но не такое значительное, как перестройка стратегий компаний. «В последние годы понятие устойчивого развития все больше закрепляется в умах руководителей и владельцев крупнейших российских промышленных компаний – все начинают понимать, что в интеграции успешного промышленного производства и социальных и экологических обязательств компании – будущее. Развитие компании в домашнем регионе не может ограничиваться обеспечением рабочих мест, компания должна заботиться об окружающей среде региона и о жителях региона», – считает управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult.
О важности целевого использования платежа НВОС ранее говорила и глава Росприроднадзора Светлана Радионова. «На сегодняшний день этот платеж не используется четко на природоохранные цели. Мы за то, что бы он шел на природоохранные цели и только того региона, где был собран с предприятия загрязнителя», – заявляла Радионова.
В настоящий момент правительством обсуждается возможность замены платы за НВОС экологическим налогом. Из плюсов такого маневра называют наличие у налоговой всей необходимой информации о хозяйствующих субъектах и отработанных инструментов для взыскания. Из минусов необходимость двойного контроля, так как данные о выбросах каждого предприятия в любом случае должны быть утверждены Росприроднадзором. Также действующим порядком предусмотрен полный зачет сумм, потраченных на мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду, а в случае замены предприятиям в любом случае придется заплатить 30% от суммы налога. Очевидно, что такая ситуация может снизить интерес предпринимателей к технологической модернизации своего оборудования для повышения его экологической безопасности.