Статья

Парадоксы топливного рынка Казахстана

Автор: СЕРГЕЙ СМИРНОВ, независимый эксперт, Казахстан
2017 год, который так радужно рисовали в правительстве Казахстана еще пять лет назад, не несет положительных новостей для автовладельцев: на АЗС республики в третий раз с начала года и второй раз за февраль повысились цены на бензин. В итоге стоимость литра АИ-92 подскочила до 142 тенге. Несмотря на то, что республика располагает и собственным сырьем, и возможностями производства нефтепродуктов, страна до сих пор себя полностью ими не обеспечивает.
Абсурдность ситуации стала следствием сырьевого лоббирования. По факту можно сделать вывод, что власти не считают отечественную нефтепереработку приоритетным направлением развития. Согласно принятому в мае 2009 года Комплексному плану развития нефтеперерабатывающих заводов на 2009–2015 годы их масштабная модернизация должна была, сняв зависимость от импорта, с избытком обеспечить страну и отечественным бензином, и дизельным топливом, и авиакеросином. Однако сегодня эти НПЗ по-прежнему не в состоянии обеспечить республику топливом ни по качеству, ни по количеству, что приводит к росту цен и сохранению зависимости от импорта.
Дефицит продолжает традиционно компенсироваться поставками из России, а чиновники столь же традиционно продолжают обещать изобилие отечественного бензина, сдвигая сроки его наступления в будущее. Сначала фигурировал 2015 год, потом 2016-й, 2017-й… В Министерстве энергетики не исключают даже, что со следующего года Казахстан станет экспортером ГСМ.
Полная версия статьи доступна только после покупки
Стоимость
500