Нефтегазовый и нефтесервисный рынки России: на пути к Индустрии 5.0
Такая перспектива небезосновательна: согласно обзору нефтесервисного рынка Deloitte (2019), в России в 2018 году был достигнут рекордный за последние десятилетия уровень добычи нефти – 555,9 млн тонн, в частности за счет применения новых методов в разведке и освоении месторождений.
Российские и международные компании, работающие в нефтегазовой отрасли, уделяют все больше внимания развитию инновационных технологий и ищут талантливых молодых специалистов, способных благодаря своим наработкам и профильным знаниям в области геологии, геофизики и программирования повысить эффективность нефтедобычи.
В этом году Научный парк МГУ при поддержке негосударственного института развития «Иннопрактика» впервые запустил образовательно-акселерационную программу «Формула НЕФТЕГАЗ». Генеральный директор Научного парка МГУ Олег Мовсесян рассказывает: «Отечественный рынок нефтегазовых и нефтесервисных услуг активно развивается. Речь идет не только о применении новых методов в процессе разведки и добычи нефти, но и о таких аспектах, как экологичность и безопасность производства. Наша основная задача в рамках программы «Формула НЕФТЕГАЗ» – создать систему по выводу на рынок новых высокотехнологичных продуктов российского производства для последующего применения в отрасли».
Выход на рынок с собственным стартапом – дело рискованное, особенно, если речь идет о нефтяной отрасли. Сложность заключается в том, что проекты, предлагающие инновационные разработки или методы, традиционно сталкиваются с поиском инвестиций на пилотный запуск или тестирование продукта, трудоемким процессом заключения контрактов с крупными заказчиками, длительным техническим согласованием новых решений на различных объектах и пр.
«Программа “Формула НЕФТЕГАЗ” помогает участникам избежать многих сложностей в процессе разработки и вывода стартапа на рынок. К участию в проекте привлечены крупные игроки рынка, такие как “Газпром нефть” и “Зарубежнефть”. Они и другие наши партнеры, активные в инновационном отношении компании из профильного сегмента, представили актуальные научно-технические задачи, решение которых позволит оценить коммерческий потенциал каждого решения и будет востребовано рынком.
Таким образом, в основе нашего подхода вместо привычной для стартапов технологии technology push (от технологии) лежит модель market pull (от рынка). Она связывает науку, развитие технологий и бизнес, помогая в дальнейшем успешно коммерциализировать инновационные идеи. Представители компаний уже начали взаимодействовать с командами проектов, формулируя для них конкретные поэтапные задания, контролируя развитие стартапов и обозначая пути к достижению цели. Уже сейчас видно, что некоторые предложенные командами идеи имеют весомые технологические преимущества и в дальнейшем способны составить серьезную альтернативу разработкам крупных международных нефтегазовых и нефтесервисных компаний», – считает заместитель генерального директора Научного парка МГУ и руководитель программы Василий Петреченко.
Нефтегазовую отрасль часто справедливо оценивают как крайне консервативную в плане готовности к одновременному использованию различных технологических подходов и решений наравне с уже проверенными. Основным локомотивом развития и внедрения передовых научных исследований и разработок для нее традиционно являются предприятия нефтегазового сервиса.
«Мы делаем большую ставку на молодых специалистов, которые помогут нам в создании “живой” системы – отечественной открытой цифровой платформы управления жизненным циклом нефтегазовых месторождений, – рассказывает Нина Захарова, директор НО “Союзнефтегазсервис”, индустриального партнера программы. – Сегодня теоретики и практики нефтесервисной отрасли видят будущее за цифровой трансформацией всех бизнес-процессов и ожидают очередную смену технологического уклада, то есть качественное изменение производственных мощностей. Если основными производственными мощностями четвертого технологического уклада были машиностроение и энергетика, то основным “орудием труда” грядущей технологической революции станут искусственный интеллект, машинное обучение и т.п. Процесс цифровизации мы рассматриваем как способ облегчить труд человека, обеспечить поиск современных решений и постановку актуальных задач, дать возможность не только придумать что-то новое, но и увидеть результат своих решений». По мнению Нины Захаровой, компании, которые не успеют или не смогут включиться в реалии нового научно-технологического прогресса, утратят независимость своей экономики.
Для того чтобы распознать передовые технологии, оценить риски разработки нового продукта и компетенции команды, организаторы программы привлекли к ее реализации не только индустриальных партнеров, но и бизнес-трекеров – специалистов с большим опытом работы в профильной сфере. Их задача – обеспечивать диалог команды с индустриальными партнерами, а также еженедельно консультировать участников в процессе работы над проектом.
Бизнес-трекер программы, исполнительный директор Института геотехнологий Дмитрий Агапитов поясняет: «Интерес к интеллектуальным технологиям в нефтегазовой отрасли связан вовсе не с модными веяниями, а с решением реальных задач, которые стоят перед добывающими компаниями. В настоящее время важны нестандартные идеи и новые, иногда неожиданные, решения. Как человек, проработавший почти 30 лет в поисково-разведочной геологии, я убежден в том, что талантливые сотрудники нужны для работы в нефтегазовом и горнодобывающем комплексах на любом этапе реализации проектов. А если у выпускников или молодых специалистов есть еще и свои идеи для решения предложенных кейсов, ценность подобных кадров возрастает в разы. В России большие рынки и бюджеты, крупные клиенты, способные быстро масштабировать внедрение успешных технологий».
Участие в акселерационных программах Научного парка МГУ уже прошли 3500 человек, разработано более 500 инновационных бизнес-концепций и основано свыше 150 высокотехнологичных компаний, которые сегодня успешно развивают свои проекты не только на российском, но и на зарубежных рынках.